Напоминание

"Адаптация детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".


Автор: Каверзнева Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №853
Населённый пункт: Москва, г.Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

даёт

возможность

по с ещения

дошкольниками

образовательного

учреждения

любого

типа,

где

ребёнок

может обучаться независимо от состояния здоровья. Дети с ОВЗ– это дети,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ

вне

специальных

условий

обучения

и

воспитания.

Дети

с

ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородные нарушения

слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Из этого

следует,

что главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный

подход,

с

учетом

специфики

психологического

и

физического здоровья каждого ребенка.

Л.С. Выготский, изучая специфику развития ребенка с ОВЗ обратил

внимание

что,

ребенок,

родившийся

с

физическими

или

психическими

недостатками, приобретает особую социальную позицию не только в своей

семье, но и его отношения с окружающими людьми развиваются по- особому.

Педагог , взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности,

имеет дело не с самой болезнью или дефектом, а с их последствиями, т. е.

вторичными нарушениями. Механизм возникновения вторичных нарушений

достаточно

сложен.

Важнейшим

фактором

возникновения

вторичных

нарушений

является

-

социальная

депривация.

Первые

уроки

приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в

кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но

социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важной ступенькой для

вхождения в социальную жизнь становится дошкольное учреждение. В числе

основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка

в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности

среды, в которую он включается. У детей, имеющих те или иные жизненные

ограничения,

из-за

дефектов

развития,

затруднено

взаимодействие

в

социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они

испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.

Эти

трудности

особенно

заметными

становятся

в

те

моменты,

когда

возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного

поведения.

Развитие

психики

и

формирование

личности

ребенка,

усваивающего

социальный

опыт,

происходят

не

автоматически,

а

путем

активного взаимодействия со средой, в процессе обучения и воспитания.

Адаптацию ребенка можно представить в виде постепенных количественных

накоплений, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. С

началом посещения детского сада ребенок попадает в стрессовую ситуацию,

в которой от него требуется включение механизмов приспособления к новой

среде, налаживание контактов со сверстниками и взрослыми, новый режим

дня. Существуют несколько видов интеграции детей с ОВЗ в ДОУ, которые

позволяют преодолевать их социальную исключенность :

- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь

некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ;

- временная интеграция в рамках которой дети объединяются для проведения

совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником

становится ребенок;

- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в

массовой группе.

Для успешной адаптации детей с ОВЗ в ДОУ необходимо придерживаться

следующих принципов в работе:

- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов

и

средств

общения,

воспитания

и

обучения

с

учетом

индивидуальных потребностей каждого ребенка;

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого

принципа решает задачу формирования социально активной личности;

- принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников ребенка, родителей и специалистов;

-

принцип

междисциплинарного

подхода

требует

комплексного,

междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств

воспитания и обучения;

-

принцип

взаимодействия

с

семьей

заключается

в

установлении

доверительных партнерских отношений с родителями ребенка направленных

на поддержку ребенка.

Но

главная

задача

педагога

в

период

адаптации

это

обеспечить

положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную

обстановку, снять стресс, наладить контакт с ребенком и родителями.

Литература:

1. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по

организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.:

Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

2. Беличева С. А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей

с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка

их семей.-М.-2005

3.

Егорова

Т.В.

Социальная

интеграция

детей

с

ограниченными

возможностями: Учеб. Пособие Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.



В раздел образования