Автор: Каверзнева Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №853
Населённый пункт: Москва, г.Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей с ОВЗ в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
даёт
возможность
по с ещения
дошкольниками
образовательного
учреждения
любого
типа,
где
ребёнок
может обучаться независимо от состояния здоровья. Дети с ОВЗ– это дети,
состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных
условий
обучения
и
воспитания.
Дети
с
ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородные нарушения
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Из этого
следует,
что главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный
подход,
с
учетом
специфики
психологического
и
физического здоровья каждого ребенка.
Л.С. Выготский, изучая специфику развития ребенка с ОВЗ обратил
внимание
что,
ребенок,
родившийся
с
физическими
или
психическими
недостатками, приобретает особую социальную позицию не только в своей
семье, но и его отношения с окружающими людьми развиваются по- особому.
Педагог , взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности,
имеет дело не с самой болезнью или дефектом, а с их последствиями, т. е.
вторичными нарушениями. Механизм возникновения вторичных нарушений
достаточно
сложен.
Важнейшим
фактором
возникновения
вторичных
нарушений
является
-
социальная
депривация.
Первые
уроки
приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в
кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но
социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важной ступенькой для
вхождения в социальную жизнь становится дошкольное учреждение. В числе
основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка
в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности
среды, в которую он включается. У детей, имеющих те или иные жизненные
ограничения,
из-за
дефектов
развития,
затруднено
взаимодействие
в
социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они
испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.
Эти
трудности
особенно
заметными
становятся
в
те
моменты,
когда
возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного
поведения.
Развитие
психики
и
формирование
личности
ребенка,
усваивающего
социальный
опыт,
происходят
не
автоматически,
а
путем
активного взаимодействия со средой, в процессе обучения и воспитания.
Адаптацию ребенка можно представить в виде постепенных количественных
накоплений, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. С
началом посещения детского сада ребенок попадает в стрессовую ситуацию,
в которой от него требуется включение механизмов приспособления к новой
среде, налаживание контактов со сверстниками и взрослыми, новый режим
дня. Существуют несколько видов интеграции детей с ОВЗ в ДОУ, которые
позволяют преодолевать их социальную исключенность :
- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь
некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ;
- временная интеграция в рамках которой дети объединяются для проведения
совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником
становится ребенок;
- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в
массовой группе.
Для успешной адаптации детей с ОВЗ в ДОУ необходимо придерживаться
следующих принципов в работе:
- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,
методов
и
средств
общения,
воспитания
и
обучения
с
учетом
индивидуальных потребностей каждого ребенка;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого
принципа решает задачу формирования социально активной личности;
- принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников ребенка, родителей и специалистов;
-
принцип
междисциплинарного
подхода
требует
комплексного,
междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств
воспитания и обучения;
-
принцип
взаимодействия
с
семьей
заключается
в
установлении
доверительных партнерских отношений с родителями ребенка направленных
на поддержку ребенка.
Но
главная
задача
педагога
в
период
адаптации
это
обеспечить
положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную
обстановку, снять стресс, наладить контакт с ребенком и родителями.
Литература:
1. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по
организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.:
Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
2. Беличева С. А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей
с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка
их семей.-М.-2005
3.
Егорова
Т.В.
Социальная
интеграция
детей
с
ограниченными
возможностями: Учеб. Пособие Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.