Напоминание

«Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста»


Автор: Иванова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Музыкально-театрализованные игры как средство развития и

воспитания ребенка дошкольного возраста»

Воспитатель: Иванова Галина Васильевна

В современном понимании игра - это «форма деятельности в условных

ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,

фиксированного

в

социально

закрепленных

способах

осуществления

предметных действий, в предметах науки и культуры» (Запорожец А.В.). В

период дошкольного детства она является ведущим видом деятельности ре-

бенка и оказывает большое влияние на процесс его психического развития.

Понятием игра объединены самые разнообразные проявления активности

ребенка, которые отличаются, прежде всего, по характеру действий и их

направленности - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, те-

атрализованные,

строительно-конструктивные,

музыкальные

и

др.

Таким

образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности,

оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд одноко-

ренных слов однозначно указывает нам на родство театрализованных игр с

театром.

Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, кото-

рый соединяет в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусст-

во. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий познавательный эле-

мент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства (живо-

писи, скульптуры, музыки, поэзии).

Значение и специфика театрального искусства и его произведений за-

ключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоцио-

нальности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа

на личность. Поэтому неоценимая роль театра в эстетическом развитии до-

школьников, что показано в исследованиях А.М.Виноградовой, С.И.Мерзля-

ковой, Е.Л.Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения

у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В

них, с одной стороны, отражается внешняя экстероцептивная картина окру-

жающего мира, с другой стороны, интероцептивный компонент в виде ощу-

щений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от об-

раза чисто рассудочного) побудительный, активизирующий характер отраже-

ния окружающей действительности.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сво-

дится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребен-

ку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопережива-

ния, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний

мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы

использования театрализованной игры в нравственном воспитании детей, ко-

гда полярные эталоны значимы не только в моменте соотнесения ребенком

себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекатель-

ным. Благодаря этому, зарождаются социальные чувства, эмоциональное от-

ношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него

лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия, или сочувствие

и содействие сверстникам и взрослым.

Для театральной исполнительской деятельности характерны непроиз-

вольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные дейст-

вия, которые выражаются в мимике, пантомиме (пластике, выразительных

движениях, походке), «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, рит-

ме, вибрато голоса). Причем, выразительное движение или действие способ-

но не только выражать уже сформированное переживание, но и само, вклю-

чаясь, может формировать его.

Наряду

с

большим

сходством

с

театром,

театрализованная

игра

и

существенно от него отличается. В отличие от театральной постановки она не

требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных акте-

ров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего

подражания, тогда как в театре и обряде - необходимо более полное профес-

сиональное преображение в образ, отход от индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно насыщенная в

эмоциональном отношении, что делает ее привлекательной для детей. Она

приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки

творчества. В ней дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее

полно

охватывает

личность

ребенка

и

отвечает

специфике

развития

его

психических процессов: цельности, одномоментности восприятия, легкости

воображения

и

веры

в

превращения,

эмоциональной

восприимчивости,

развитию не только образного, но и логического мышления, двигательной ак-

тивности. Это показывает ее широкий развивающий потенциал.

Анализ

точек

зрения,

отраженных

в

литературе,

позволяет

нам

рассматривать театрализованную игру как деятельность по моделированию

биосоциальных

отношений,

внешне

подчиненную

сюжету-сценарию

и

протекающую в обозначенных временных и пространственных границах, в

которой

принятие

образа

овеществлено

(переодеванием или

куклой)

и

выражается

с

помощью

различных

символических

средств

(мимики,

пантомимы, графики, речи, пения и т.п.).

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается

не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей.

Перевоплощение в театрализованных играх всегда подчеркнуто материально

переодеванием

или

куклой.

Это

способствует

постепенному

развитию

у

детей функции замещения.

В сюжетно-ролевых отношениях ребенку открываются моральные и

нравственные

нормы

поведения,

осуществляется

ориентировка

в

этих

нормах, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

Вместе с тем выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком

в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирую-

щих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возмож-

ность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и

значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование ее но-

вых социальных мотивов. Поэтому одной из задач взрослого при организа-

ции игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных си-

туациях, а также создание условий для усвоения в процессе театрализации

новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благо-

приятной атмосфере игровых коррекционных занятий, осознание их благода-

ря означиванию в различных знаковых системах (вербализации, графике,

пантомимике).

Учитывая

на личие

сходства

между

сюжетно-ролевой

и

театрализованной

игрой,

можно

предположить,

что

линии

влияния

театрализованной игры на психическое развитие ребенка, аналогичны тем,

которые

определены

для

сюжетно-ролевой

игры.

Основными

из

них

являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление позна-

вательного эгоцентризма, формирование идеального плана сознания, инте-

риоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведе-

ния, и произвольности поведения, эмоциональное развитие.

Появление основных новообразований в мотивационно-потребностной

сфере

исследователи

рассматривают

в

связи

с

реальным

улучшением

эмоционально-действенной

ориентировки

ребенка

в

мире

социальных

отношений и смыслов человеческой деятельности в окружающем природном

мире.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной

ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интел-

лектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продра-

матизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выде-

лить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации,

повышает степень его социальной и когнитивной компетентности.

Игра требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения

правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, что обеспечивает воз-

можность формирования произвольности в поведении. Смысл деятельности,

эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказыва-

ют существенное влияние на поведение детей. Сказка - мощный социализи-

рующий фактор, создающий дополнительный главенствующий мотив, ради

которого дети способны преодолеть сиюминутность желаний. В процессе

восприятия художественных произведений дети переходят от «запаздываю-

щей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.

В отличие от когнитивной, эмоциональная коррекция характеризуется приве-

дением общей направленности и динамики поведения в соответствии с «лич-

ностным смыслом» проблемной ситуации, с тем значением, которое она име-

ет для удовлетворения потребностей субъекта, для реализации его ценност-

ных установок и ориентаций.

Эмоции, вербализация чувств и переживаний ребенка представляют со-

бой, как отмечали представители гуманистически-ориентированного подхода

в игровой терапии, одно из условий психокоррекционной работы. Они игра-

ют существенную роль в регуляции деятельности, в формировании и разви-

тии потребностей, а также оказывают большое воздействие восприятие, па-

мять, ассоциативные процессы, воображение и фантазию. На базе внешней,

практической игровой деятельности у ребенка складывается особая внутрен-

няя форма деятельного аффективно-образного воображения, которое помога-

ет при решении смысловых «открытых задач» на этапе, когда ситуация не-

достаточно определена.

Библиография:

1.

Акулова О.В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,

№4, с. 24.

2.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

3.

Брызгалова

А.Н.

Театрально-игровая

деятельность

дошкольников:

пособие

для

педагогов,

руководителей

учреждений,

обеспечивающих

получение дошкольного образования. – МН.: Юнипресс, 2006. – 176с.

4.

Гайворонская

Т.А.,

Деркунская

В.А.

Развитие

эмпатии

у

старших

дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие

– М., 2007. – 144с.

5.

Подготовка

и

проведение

Театрализованных

игр

в

детском

саду.

Москва: «Школьная пресса»., 2004 – 75с.

6.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред.

Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – М., 1987.

7.

Солнцева

О.В.

Диагно стика

развития

творче ской

и гр о во й

деятельности//Готовимся

к

аттестации!

Методическое

пособие

для

педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 144с.

8.

Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции

в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего

дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И.

Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб., 2004. — С. 16—42.

9.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение., 1976

10.Эмоциональное

развитие

дошкольника:

Пособие

для

воспитателей

дет.сада

/

А.В.Запорожец,

Я.З.Неверович,

А.Д.Кошелева

и

др.

М.:Просвещение, 1985. – 176с.



В раздел образования