Автор: Иванова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Музыкально-театрализованные игры как средство развития и
воспитания ребенка дошкольного возраста»
Воспитатель: Иванова Галина Васильевна
В современном понимании игра - это «форма деятельности в условных
ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного
в
социально
закрепленных
способах
осуществления
предметных действий, в предметах науки и культуры» (Запорожец А.В.). В
период дошкольного детства она является ведущим видом деятельности ре-
бенка и оказывает большое влияние на процесс его психического развития.
Понятием игра объединены самые разнообразные проявления активности
ребенка, которые отличаются, прежде всего, по характеру действий и их
направленности - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, те-
атрализованные,
строительно-конструктивные,
музыкальные
и
др.
Таким
образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности,
оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд одноко-
ренных слов однозначно указывает нам на родство театрализованных игр с
театром.
Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, кото-
рый соединяет в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусст-
во. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий познавательный эле-
мент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства (живо-
писи, скульптуры, музыки, поэзии).
Значение и специфика театрального искусства и его произведений за-
ключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоцио-
нальности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа
на личность. Поэтому неоценимая роль театра в эстетическом развитии до-
школьников, что показано в исследованиях А.М.Виноградовой, С.И.Мерзля-
ковой, Е.Л.Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения
у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В
них, с одной стороны, отражается внешняя экстероцептивная картина окру-
жающего мира, с другой стороны, интероцептивный компонент в виде ощу-
щений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от об-
раза чисто рассудочного) побудительный, активизирующий характер отраже-
ния окружающей действительности.
Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сво-
дится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребен-
ку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопережива-
ния, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний
мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы
использования театрализованной игры в нравственном воспитании детей, ко-
гда полярные эталоны значимы не только в моменте соотнесения ребенком
себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекатель-
ным. Благодаря этому, зарождаются социальные чувства, эмоциональное от-
ношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него
лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия, или сочувствие
и содействие сверстникам и взрослым.
Для театральной исполнительской деятельности характерны непроиз-
вольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные дейст-
вия, которые выражаются в мимике, пантомиме (пластике, выразительных
движениях, походке), «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, рит-
ме, вибрато голоса). Причем, выразительное движение или действие способ-
но не только выражать уже сформированное переживание, но и само, вклю-
чаясь, может формировать его.
Наряду
с
большим
сходством
с
театром,
театрализованная
игра
и
существенно от него отличается. В отличие от театральной постановки она не
требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных акте-
ров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего
подражания, тогда как в театре и обряде - необходимо более полное профес-
сиональное преображение в образ, отход от индивидуальности.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно насыщенная в
эмоциональном отношении, что делает ее привлекательной для детей. Она
приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки
творчества. В ней дети принимают руководство взрослого, не замечая его.
Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее
полно
охватывает
личность
ребенка
и
отвечает
специфике
развития
его
психических процессов: цельности, одномоментности восприятия, легкости
воображения
и
веры
в
превращения,
эмоциональной
восприимчивости,
развитию не только образного, но и логического мышления, двигательной ак-
тивности. Это показывает ее широкий развивающий потенциал.
Анализ
точек
зрения,
отраженных
в
литературе,
позволяет
нам
рассматривать театрализованную игру как деятельность по моделированию
биосоциальных
отношений,
внешне
подчиненную
сюжету-сценарию
и
протекающую в обозначенных временных и пространственных границах, в
которой
принятие
образа
овеществлено
(переодеванием или
куклой)
и
выражается
с
помощью
различных
символических
средств
(мимики,
пантомимы, графики, речи, пения и т.п.).
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается
не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей.
Перевоплощение в театрализованных играх всегда подчеркнуто материально
переодеванием
или
куклой.
Это
способствует
постепенному
развитию
у
детей функции замещения.
В сюжетно-ролевых отношениях ребенку открываются моральные и
нравственные
нормы
поведения,
осуществляется
ориентировка
в
этих
нормах, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.
Вместе с тем выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком
в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирую-
щих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возмож-
ность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и
значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование ее но-
вых социальных мотивов. Поэтому одной из задач взрослого при организа-
ции игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных си-
туациях, а также создание условий для усвоения в процессе театрализации
новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благо-
приятной атмосфере игровых коррекционных занятий, осознание их благода-
ря означиванию в различных знаковых системах (вербализации, графике,
пантомимике).
Учитывая
на личие
сходства
между
сюжетно-ролевой
и
театрализованной
игрой,
можно
предположить,
что
линии
влияния
театрализованной игры на психическое развитие ребенка, аналогичны тем,
которые
определены
для
сюжетно-ролевой
игры.
Основными
из
них
являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление позна-
вательного эгоцентризма, формирование идеального плана сознания, инте-
риоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведе-
ния, и произвольности поведения, эмоциональное развитие.
Появление основных новообразований в мотивационно-потребностной
сфере
исследователи
рассматривают
в
связи
с
реальным
улучшением
эмоционально-действенной
ориентировки
ребенка
в
мире
социальных
отношений и смыслов человеческой деятельности в окружающем природном
мире.
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной
ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интел-
лектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продра-
матизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выде-
лить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации,
повышает степень его социальной и когнитивной компетентности.
Игра требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения
правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, что обеспечивает воз-
можность формирования произвольности в поведении. Смысл деятельности,
эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказыва-
ют существенное влияние на поведение детей. Сказка - мощный социализи-
рующий фактор, создающий дополнительный главенствующий мотив, ради
которого дети способны преодолеть сиюминутность желаний. В процессе
восприятия художественных произведений дети переходят от «запаздываю-
щей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.
В отличие от когнитивной, эмоциональная коррекция характеризуется приве-
дением общей направленности и динамики поведения в соответствии с «лич-
ностным смыслом» проблемной ситуации, с тем значением, которое она име-
ет для удовлетворения потребностей субъекта, для реализации его ценност-
ных установок и ориентаций.
Эмоции, вербализация чувств и переживаний ребенка представляют со-
бой, как отмечали представители гуманистически-ориентированного подхода
в игровой терапии, одно из условий психокоррекционной работы. Они игра-
ют существенную роль в регуляции деятельности, в формировании и разви-
тии потребностей, а также оказывают большое воздействие восприятие, па-
мять, ассоциативные процессы, воображение и фантазию. На базе внешней,
практической игровой деятельности у ребенка складывается особая внутрен-
няя форма деятельного аффективно-образного воображения, которое помога-
ет при решении смысловых «открытых задач» на этапе, когда ситуация не-
достаточно определена.
Библиография:
1.
Акулова О.В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,
№4, с. 24.
2.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
3.
Брызгалова
А.Н.
Театрально-игровая
деятельность
дошкольников:
пособие
для
педагогов,
руководителей
учреждений,
обеспечивающих
получение дошкольного образования. – МН.: Юнипресс, 2006. – 176с.
4.
Гайворонская
Т.А.,
Деркунская
В.А.
Развитие
эмпатии
у
старших
дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие
– М., 2007. – 144с.
5.
Подготовка
и
проведение
Театрализованных
игр
в
детском
саду.
–
Москва: «Школьная пресса»., 2004 – 75с.
6.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред.
Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – М., 1987.
7.
Солнцева
О.В.
Диагно стика
развития
творче ской
и гр о во й
деятельности//Готовимся
к
аттестации!
Методическое
пособие
для
педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 144с.
8.
Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции
в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И.
Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб., 2004. — С. 16—42.
9.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение., 1976
10.Эмоциональное
развитие
дошкольника:
Пособие
для
воспитателей
дет.сада
/
А.В.Запорожец,
Я.З.Неверович,
А.Д.Кошелева
и
др.
–
М.:Просвещение, 1985. – 176с.