Автор: Москвина Любовь Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: гСосновый Бор Ленинградской обл
Наименование материала: Конспект урока (технологическая карта)
Тема: "Современность в музыке"
Раздел: среднее образование
Москвина Любовь Александровна
МБОУ «СОШ №7» г. Сосновый Бор.
. Технологическая карта урока.
Музыка 8 класс.
Тема урока: «Что значит современность в музыке»?
Цели урока
1 Деятельностная – формирование УУД.
2 Предметно-дидактическая. Совершенствовать музыкальное восприятие учащихся и умение высказывать свое мнение через знакомство с
«Лунной сонатой» Людвига ван Бетховена.
Доказать, что и произведение, написанное 220 лет назад может быть современным.
Планируемые результаты урока:
1.Предметные:
Узнают биографию Л.Бетховена.
Узнают на слух изученные произведения зарубежной классики.(5 симфонию Л.Бетховена)
Развивают умения слушать, воспринимать, размышлять о музыкальном произведении, как способе выражения конкретных человеческих
чувств (переживание, страдание, подавленность, депрессия)
Определят состояние души композитора в момент написания музыки.
Развивают способности размышлять, анализировать музыкальное произведение.
Послушав «Лунную сонату», определяют средства музыкальной выразительности (характер, темп, ритм, динамика, лад)
Узнают историю создания гениального произведения «Лунная соната»
Узнают определение музыкального жанра – соната.
2.Метапредметные:
а) Регулятивные:
.Развитие умения высказывать свои предположения о состоянии души композитора в момент написания музыки.
Проявление творческой инициативы, размышление на тему жизненной ситуации Бетховена в момент написания произведения.
Сравнить и выявить общие черты человеческих переживаний во времена Бетховена и в наши дни.
б) Коммуникативные УУД
. Учатся работать в команде.
Учатся строить диалог с партнером, договариваться и приходить к общему решению проблемы.
Учатся слушать и понимать ответы одноклассников, высказывающих свое мнение о музыкальном произведении.
Учатся взаимодействовать и работать в группе при исполнении ритмических рисунков.(хлопки в ладоши)
.в) Личностные –
Убеждаются в ценности музыкального наследия Людвига ван Бетховена.
Эмоционально откликаются, сопереживают, послушав «Лунную сонату» и фрагмент из жизни композитора.
Проявляют умение наблюдать за разными ситуациями в жизни, отраженными в музыкальных произведениях
Тип урока:
1.По ведущей дидактической цели –
(изучение нового материала; закрепление изученного материала)
2.По способу организации - комбинированный.
3.По ведущему методу обучения – репродуктивный.
Методы обучения:
1.Основной – (объяснительно - иллюстративный; частично - поисковый.)
2. Дополнительные –
Метод размышления о музыке.
Метод музыкальных обобщений.
Метод проблемного изложения.
Оборудование и средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, портрет композитора, ученическая тетрадь, баян.
Этап урока
Методы и
обучения
Содержание деятельности
Формируемые
УУД
(предметные,
метапредметные,
личностные)
Методы
оценки/самоо
ценки
учителя
ученика
Организационный
момент (время 2 мин)
(приветствие,
настрой)
Проверяем
усвоение
материала
прошлых
лет.
Формирование
потребности к
обучению,
получению
новых
знаний..
На доске написана цитата:
«Это монолог без слов, исповедь
правдивая…
Здесь нет ни одного слова, но она, эта
Музыка, понятна всем».
Р.Роллан
Тема урока: «Что значит
современность в музыке»?
Д е т и
з д о р о в а ю т с я
с
учителем.
Формируем
доброжелатель
ное отношение
к себе и
окружающим
Оценивается
позитивность
настрой на
работу.
Продолжая тему: «Что значит
современность в музыке?»
Сейчас по музыкальному фрагменту
вы сами мне скажите о творчестве,
какого композитора мы будем
говорить сегодня на уроке?
В своих картах самооценивания
можете записать фамилию автора, кто
узнал под №1.
Дети
заполняют
карту
самооценивания.
.
Диагностирую
т свои знания.
Дети
оценивают
свои
предположен
ия.
Слушание
Л.Бетховен 5
симфония 1 часть
(3 мин)
Актуализация
опорных
знаний через
устный опрос.
У кого написан правильный ответ,
поставьте себе 3 балла.
Отвечают, что это
интонации 5симфонии 1
части Людвига ван
Бетховена «Так судьба
стучится в дверь».
Сегодня на уроке мы
будем говорить о
творчестве Бетховена.
Прослушав
произведение
определяют
композитора,
произведению
которого
будет
посвящен урок.
Диагностиру
ю т
с в о и
знания.
За
правильный
ответ
ставят
себе 3 балла.
Запись в тетрадь
.Постановка
проблемного
вопроса.
Осмысление
прослушанного
произведения
.(5мин+ 2 мин на
ответы в тетради.)
Метод
образного
мышления.
Правильно. Сегодня мы знакомимся с
новым для вас произведением
Л.Бетховена
А сейчас послушайте и подумайте,
что чувствовал Бетховен, когда
сочинял эту музыку? Какое состояние
души было у него в этот момент.
Записывают в карту
самооценивания свои
предположения о
состоянии души
композитора под №2..
Погружаются в
атмосферу
слушания
музыки.
Зачитывают свои ответы.
Дети в процессе
Совместное
открытие
Запись в тетради
темы урока. (5 мин)
Поощряю правильные ответы (за
правильный ответ поставьте себе 5
баллов)
. На противоположные ответы говорю,
что точно также почувствовал это
произведение немецкий поэт Людвиг
Рельштаб, прослушав 1 часть, назвав
ее «Лунной сонатой», спустя 5 лет
после смерти композитора и это
название прижилось, а ведь
композитор назвал её «Соната вроде
фантазии», Бетховен написал:
«Посвящается Джульетте
Гвиччарди»…
Рельштаб не слышал 3 части сонаты,
где выражены главные чувства и
мысли композитора.
Давайте запишем в тетрадь -
Бетховен написал сонату, а что такое
соната кто - нибудь знает?
Соната - новое словарное слово.
Запишите в тетрадь, что оно
обозначает.
рассуждения пришли к
выводам, что композитор
пережил какой - то
сильный стресс, потерю
и сейчас находится в
состоянии депрессии.
Дети записывают в
тетрадь:
Что значит
современность в музыке?
Людвиг ван
Бетховен(1770-1827г)
«Лунная соната» 1 часть .
(Л. Рельштаб)
«Соната вроде фантазии»
Соната – (итал.- звучать)
жанр инструментальной
новых знаний.
Знакомство
с
новым
термином.
За
правильный
ответ ставят
себе
5.баллов.
музыки для одного, двух
инструментов, а также
музыкальная форма,
называемая сонатной
формой
Разбор средств
музыкальной
выразительности в
«Лунной сонате»
Л.Бетховена.
Метод анализа
музыкального
произведения
.
Метод
проблемного
изложения.
Какие средства музыкальной
выразительности помогли нам
определить депрессивное состояние
композитора
Что помогло вам дать правильные
ответы?
Какие средства музыкальной
выразительности вы знаете?
1.Характер:-------
2. Темп:
3.Ритм:----------------
Динамика----------
Ребята отвечают:
Характер музыки:
Трагический, грустный,
мрачный, нечто среднее
между похоронным
маршем и лирической
песней.
Темп медленный,
сдержанный
Ритм ровный.
.От начала до конца
ровные триоли.
В динамике преобладает
«Пиано» тихо.
Анализируют
произведение.
Оценивают
свои ответы
и ответы
одноклассни
ков.
За каждый
правильный
ответ по 1
баллу себе
добавляете .
Лад-----------
В ладу преобладает
-минор..
На экране
презентация
биографии
композитора.
Метод
музыкальных
обобщений.
Что же заставило так переживать
человека несгибаемой воли, которому
в жизни столько пришлось
мужественно пережить?
Давайте вспомним биографию
композитора
Кто по национальности композитор и
где родился? (страна)
Кто был его отец?
Какие трудности пережил в детстве?
Ответы детей.
Немецкий композитор, г.
Бонн. (Германия)
Придворный музыкант,
певец, тенор в
придворной
капелле.
С 14 лет работал
. В 17 лет потерял маму.
18 лет пережил черную
оспу, обезобразившее его
лицо.
30лет начал терять слух.
В это же время к
композитору приходит
первая настоящая
неразделенная любовь к
Джульетте Гвиччарди.
Отказ Джульетты выйти
замуж за Бетховена.
Оценивают
результативн
ость
сво их
высказывани
й. За каждый
правильный
ответ
ставят
себе 2 балла.
Метод
словесного
высказывания
о музыке.
Метод беседы.
Какие чувства переживает мужчина,
получив отказ любимой девушки?
Рассказываю историю создания
«Лунной сонаты»
В наше время что-то изменилось в
подобной ситуации или чувства
остались прежними? (любовь,
переживания, разочарования)
Как вы думаете, написание «Лунной
сонаты», где композитор выразил все
свои
чувства,
помогло
ему
в
преодолении
его
пер еж иваний,
депрессии?
Спрашиваю ребят:
«Когда вам плохо, грустно, поиграв на
инструменте или послушав любимую
музыку, вы чувствуете облегчение?»
Ответы детей:
Горе, огорчение,
разочарование,
подавленность, злость
и.т.д.
Ответы детей:
Тема любви,
переживаний,
разочарований остаётся
неизменной во все
времена.
Ответы детей:
Да, музыка помогает С
музыкой человек не
чувствует себя одиноким
в своем горе.
Да. Становится легче.
Музыка улучшает
настроение, снимает
стресс.
Как вы думаете, говоря о «Лунной
сонате», почему это произведение,
написанное композитором 1800году,
слушают, по сей день. Можно ли его
назвать современным?
Дети отвечают:
Это произведение можно
назвать современным,
потому что там такие же
переживания как сейчас.
Помогает пережить такие
же проблемы, чувства,
как у Бетховена.
Красивая музыка.
Красота ценится во все
времена.
Бетховену
музыка
помогала
всю
жизнь.
Впереди
его
ждало
еще
б ол е е
страшное
испытание
-
наступление
полной глухоты. Несмотря на это он
продолжал
писать
музыку,
и
она
оставалась популярной на весь мир.
Бетховен
был
очень
с и л ь н ы м ,
волевым,
мужественным
человеком.
Эти
черты
характера
постоянно
проявляются в его музыке.
Оценивают
свои
ответы
и
о т в е т ы
одноклассни
ков.
Ритмическая пауза.
Метод
соучастия.
Сейчас мы покажем это ритмически.
Послушайте
ритм
5
симфонии
Бетховена 1 части.
Я
п о к а з ы в а ю ,
а
в ы
з а
м н о й
повторяйте.
Хлопают в ладоши,
показывая ритм за
учителем.(2мин)
Развивают
внимательност
ь и чувство
ритма.
(фрагмент
вступления
1
части
и
основную тему 3 части).
Вокально–хоровая
работа.
Ребята
поют
песню
Пита
Сигера
«Всё
преодолеем»
(3 5-мин)
Метод
соучастия
(совместное
пение в хоре).
У Людвига ван Бетховена есть чему
поучиться. Добиваться поставленной
цели. Быть морально сильным
мужественным человеком на
протяжении всей жизни.
Вы тоже должны в себе воспитывать
волю к победе. Ставить перед собой
задачи и добиваться успешного
решения этих задач. В жизни можно
все преодолеть.
Давайте споём песню Пита Сигера
«Все преодолеем»
Дети поют
пеню Пита Сигера
« Все преодолеем»
Исполняют
песню с учетом
своих
вокальных
данных, в
мужественном
характере.
Рефлексия.
Домашнее задание:
Учитель: Теперь сосчитайте,
пожалуйста, кто, сколько набрал
баллов .Если у вас 5 баллов и больше,
то поставьте себе 5. ;4 балла – 4.
В листке самооценки нарисуйте
смайлик. Если все понятно и урок
понравился, то улыбку, если нет, то
грустный смайлик.
Домашнее задание: Послушать
музыку Бетховена. На следующем
уроке ответить, какое произведение
Бетховена вам понравилось больше
всего.
Считают баллы, ставят
себе оценки.
Рисуют смайлика.
Диагностирую
т свои знания,
полученные на
уроке.
Оценивают
свою работу
на уроке и
свое
настроение.