Автор: Синкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Урской детский сад
Населённый пункт: п.Урск Гурьевский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "На пороге школы".
Раздел: дошкольное образование
На пороге школы.
Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.
Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, были активны и
старательны. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справится с
ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас
терпения,
чтобы
понять
и
помочь
ребенку.
Для
того
чтобы
дети
безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были
подготовлены к ней.
Одним
из
основных
показателей
готовности
ребенка
к
успешному
обучению
является правильная, хорошо развитая речь. Дети с не резко
выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не
вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей
приходят
в
школу
недостаточно
подготовленными.
С
начала
школьного
обучения они обычно с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими,
специфическими
ошибками;
не
успевают
за
темпом
класса.
Любое
нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и
поведении ребенка. Дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков
и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на
основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Процесс письма – это сложный
психо- физиологический процесс, в
процессе
которого
участвуют
различные
отделы
коры
головного
мозга;
необходима
достаточная
сформированность
целого
ряда
психических
процессов, таких как внимание, память, мышление.
На что следует обратить внимание родителям в процессе подготовки
ребенка к школе:
Сформированность фонематических процессов
а) Бывает, что ребенок не способен различать на слух акустически близкие
звуки при нормальном физическом слухе:
Мягкие-твердые ( т-т
,
, с-с
,
, л-л
,
, в-в
,
, г-г
,
, д-д
,
, з-з
,
, к-к
,
, м-м
,
, н-н
,
, п-п
,
, ф-ф
,
, р-
р
,
, х-х
,
, б-б
,
, )
Звонкие-глухие ( к-г, с-з, т-д, в-ф, ш-ж, п-б и их мягкие пары)
Свистящие-шипящие ( с-т, з-ж, с-ш, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, , т-ц, щ-т
,
, ч-т
,
,)
Сонорные согласные (л-р или л
,
-р
,
, й)
Нарушение
фонематического
слуха
у
детей,
а
также
другие
нарушения,
которые рассмотрим позже, могут привести к дисграфии.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Примеры ошибок при дисграфии
Если ребенок не различает глухие и звонке согласные:
Вместо «бабушка» - «папушка»
Если ребенок не различает твердые и мягкие согласные:
Вместо «люблю» - «лублу»
Если ребенок не различает свистящие и шипящие звуки:
Вместо «кошка» - «коска»
Вместо «цапля» - «чапля»
Если ребенок не различает сонорные согласные:
Вместо «корова» - « колова»
Если у ребенка не сформирована функция языкового анализа и синтеза
Вместо «ворона» - «врона»
б)Сформированность фонематического анализа и синтеза, представлений.
Это - умение выделять звук из слова, считать количество звуков в слове,
определять место звука в слове, называть звуки «соседи» к заданному звуку,
составлять из данных звуков слово, называть слова с заданным звуком.
В школе для этого отведен добукварный период. Но к сожалению он
короткий, этого времени для детей с речевыми нарушениями недостаточно.
Поэтому очень важно обратить на это внимание во время подготовки к школе.
Сформированность фонетических процессов.
Важно для ребенка при поступлении в школу овладение правильным
звукопроизношением.
Если у ребенка вы заметили неправильное, искаженное произношение
звуков родного языка, необходимо обратится к специалисту для коррекции
звукопроизношения. Это очень важно!
Сформированность словарного запаса.
Словарный запас – это то количество слов, которое человек усвоил в
течение жизни. Чем он больше, разнообразней, красочней, тем ярче и богаче
будет речь человека, и тем лучше человек будет понимать обращенную к
нему речь. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от их
речевого окружения, от количества прочитанных книг ребенку.
Сформированность связной речи.
Связная
речь
–
основа
всякой
умственной
деятельности,
средство
коммуникации. Успехи ребят в овладении связной речью обеспечивают и в
большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в
частности
способствуют
формированию
полноценного
навыка
чтения
и
повышению орфографической грамотности.
Свободное владение связной речью до начала школьного обучения будет
надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.
Желаю успехов родителям и ребятам!