Напоминание

"На пороге школы".


Автор: Синкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Урской детский сад
Населённый пункт: п.Урск Гурьевский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "На пороге школы".
Раздел: дошкольное образование





Назад




На пороге школы.

Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, были активны и

старательны. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справится с

ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас

терпения,

чтобы

понять

и

помочь

ребенку.

Для

того

чтобы

дети

безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были

подготовлены к ней.

Одним

из

основных

показателей

готовности

ребенка

к

успешному

обучению

является правильная, хорошо развитая речь. Дети с не резко

выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не

вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей

приходят

в

школу

недостаточно

подготовленными.

С

начала

школьного

обучения они обычно с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими,

специфическими

ошибками;

не

успевают

за

темпом

класса.

Любое

нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и

поведении ребенка. Дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся

молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков

и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на

основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Процесс письма – это сложный

психо- физиологический процесс, в

процессе

которого

участвуют

различные

отделы

коры

головного

мозга;

необходима

достаточная

сформированность

целого

ряда

психических

процессов, таких как внимание, память, мышление.

На что следует обратить внимание родителям в процессе подготовки

ребенка к школе:

Сформированность фонематических процессов

а) Бывает, что ребенок не способен различать на слух акустически близкие

звуки при нормальном физическом слухе:

Мягкие-твердые ( т-т

,

, с-с

,

, л-л

,

, в-в

,

, г-г

,

, д-д

,

, з-з

,

, к-к

,

, м-м

,

, н-н

,

, п-п

,

, ф-ф

,

, р-

р

,

, х-х

,

, б-б

,

, )

Звонкие-глухие ( к-г, с-з, т-д, в-ф, ш-ж, п-б и их мягкие пары)

Свистящие-шипящие ( с-т, з-ж, с-ш, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, , т-ц, щ-т

,

, ч-т

,

,)

Сонорные согласные (л-р или л

,

,

, й)

Нарушение

фонематического

слуха

у

детей,

а

также

другие

нарушения,

которые рассмотрим позже, могут привести к дисграфии.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Примеры ошибок при дисграфии

Если ребенок не различает глухие и звонке согласные:

Вместо «бабушка» - «папушка»

Если ребенок не различает твердые и мягкие согласные:

Вместо «люблю» - «лублу»

Если ребенок не различает свистящие и шипящие звуки:

Вместо «кошка» - «коска»

Вместо «цапля» - «чапля»

Если ребенок не различает сонорные согласные:

Вместо «корова» - « колова»

Если у ребенка не сформирована функция языкового анализа и синтеза

Вместо «ворона» - «врона»

б)Сформированность фонематического анализа и синтеза, представлений.

Это - умение выделять звук из слова, считать количество звуков в слове,

определять место звука в слове, называть звуки «соседи» к заданному звуку,

составлять из данных звуков слово, называть слова с заданным звуком.

В школе для этого отведен добукварный период. Но к сожалению он

короткий, этого времени для детей с речевыми нарушениями недостаточно.

Поэтому очень важно обратить на это внимание во время подготовки к школе.

Сформированность фонетических процессов.

Важно для ребенка при поступлении в школу овладение правильным

звукопроизношением.

Если у ребенка вы заметили неправильное, искаженное произношение

звуков родного языка, необходимо обратится к специалисту для коррекции

звукопроизношения. Это очень важно!

Сформированность словарного запаса.

Словарный запас – это то количество слов, которое человек усвоил в

течение жизни. Чем он больше, разнообразней, красочней, тем ярче и богаче

будет речь человека, и тем лучше человек будет понимать обращенную к

нему речь. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от их

речевого окружения, от количества прочитанных книг ребенку.

Сформированность связной речи.

Связная

речь

основа

всякой

умственной

деятельности,

средство

коммуникации. Успехи ребят в овладении связной речью обеспечивают и в

большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в

частности

способствуют

формированию

полноценного

навыка

чтения

и

повышению орфографической грамотности.

Свободное владение связной речью до начала школьного обучения будет

надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.

Желаю успехов родителям и ребятам!



В раздел образования