Автор: Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность поликультурного воспитания в современной школе"
Раздел: полное образование
«Актуальность поликультурного воспитания
в современной школе»
Статья
Автор: Щетинина Надежда Ефимовна, учитель математики,
МБОУ СОШ № 1 , г. Ессентуки, Ставропольский край
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не
уважать оной есть постыдное малодушие»
(А.С. Пушкин)
Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу -
необходимо воспитать молодёжь в духе мира и уважения всех народов,
сформирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных
национальностей, вероисповеданий, социальных групп, глубоко понимать и
ценить своеобразие культур других народов . Проблема подготовки молодёжи
в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает
одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний
день.
Что же такое поликультурное воспитание?
Поликультурное воспитание – это:
- противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости,
ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);
- выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);
- формирование человека, который способен к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает
развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире
и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова,
Л.Л. Супрунов).
Специфическими целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной
к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и
гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей
российской и мировой культуры;
- развитие национальных культур и родных языков народов России как
необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и
важнейшей основы становления и функционирования российской
гражданской нации;
- создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех
этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и
культурном сообществе, называемая российской гражданской нацией;
- более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в
условиях федеративного государства и современной цивилизации,
расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения
качества жизни;
- развитие образовательного и профессионального потенциала России,
воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной
интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в
открытом поликультурном мире.
Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического
знания для России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество
публикаций по вопросам поликультурного воспитания нашего общества и
объективной необходимости перестраивать систему образования, как
школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была разработана и
опубликована Концепция поликультурного образования в современной
общеобразовательной школе России (авторы – В.В. Макеев, З.А. Малькова,
Л.Л. Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ
Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,
Краснодарского и Ставропольского краёв. Идеи поликультурного образования
творчески развиваются педагогами разных городов. В 2003г. принята
Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (авторы – Ю.С.
Давыдов и Л.Л. Супрунова).
В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная
страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, представителей
других концессий. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве.
Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это, без всякого
преувеличения является нашим национальным достоянием. И мы бережём
его как зеницу ока. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и
традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций, выступаем за
создание более справедливой системы международного устройства,
основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне
зависимости от их национальности или вероисповедания. Такую политику
Россия намерена проводить по всем направлениям…»
Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за
короткий срок изменили социальный и этнокультурный облик населения
нашего города и края в целом. Соответственно изменился и контингент
учащихся в школах. Поэтому, на базе школ края все чаще возникают
поликультурные образовательные центры, способствующие решению
проблем социальной адаптации и образования детей-мигрантов. Здесь
возникает необходимость поликультурного воспитания с дошкольного и
школьного образования.
Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление,
которое требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог –
ребенок (подросток, молодой человек) в рамках открытой воспитательной
среды. Это предполагает осуществление педагогического взаимодействия на
трех уровнях:
Первый уровень:
- ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование
положительных черт «национального характера»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является:
- стимулирование интересов детей к межкультурной коммуникации.
Второй уровень:
- предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,
формирование положительного образа «этнического соседа»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является
- использование интерактивных технологий обучения;
- создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев
и традиций в режиме поликультурного диалога.
Третий уровень:
- включает формирование и развитие осознанного отношения к
межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и
применение коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога
культур».
На этом уровне деятельность педагога сводится к :
- формированию позиционности в поликультурной среде;
- стимулированию осмысленного взаимодействия.
Причём формы работы, я считаю, должны быть разнообразными: беседы,
устные рассказы, доклады, сообщения, сочинения о межнациональных
отношениях, экскурсии в музеи национальных культур, проведение концерта
ко дню Народного Единства, конкурсы рисунков, газет, где отражается
история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с национальной
поэзией). Мною был проведён опрос учащихся нашей школы.
Какие вы могли бы предложить мероприятия по поликультурному
воспитанию, которые бы проводились регулярно в нашей школе?
Было опрошено – 100 уч-ся.
1. Уделять большее внимание проведению предметных уроков, классных
часов по поликультурному воспитанию в нашей школе - 40% учащихся.
2. Проводить фестиваль «Национальных культур» - 25% уч-ся.
3. Организовать конкурс-смотр национальных костюмов – 20% учащихся.
4. Проведение школьного конкурса песен и танцев народов Кавказа – 10%
учащихся.
5. Включить в школьную программу по информатике создание учащимися
презентаций, где отражается быт, традиции, культура народов Кавказа – 5%
учащихся.
Одним из главных способов организации поликультурного воспитания
является обеспечение культурологической направленности филологического
образования и введение поликультурного компонента в различные учебные
дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное
обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки),
которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к
различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и
обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и
тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и
привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам. Мы
сейчас живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.
Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика, политика,
рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются
межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия,
безопасности и экономической стабильности наций, населяющих нашу
планету. Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества.
Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились
многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в
боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в
послевоенном возрождении страны. Так в культурной сфере сотрудничество
обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти
этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В
СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась
вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других
регионах мира исчезли сотни малых культур.
Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами,
и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению
Ф.М.Достоевского) . Всем нам необходимо любить и признавать другие
умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расы и
национальные выражения духа.
Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -
«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».
Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом
в современной системе образования, направленной на интеграцию
представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной
самобытности, и способствует формированию форм толерантного
взаимодействия в обществе.