Автор: Мазанова Мадина Магомедсадиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №48
Населённый пункт: ХМАО Югра г Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Особенности речевого развития
детей 2–3 лет»
До двух лет у большинства детей отсутствует
фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или
пользуются несколькими словами. Но после двух лет
даже самые молчаливые малыши начинают говорить.
Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу
второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем
возрасте до1500 слов. В этот период появляются в
речи малыша предложения, правда, слова в них еще
грамматически не связаны между собой. Конечно,
каждый ребенок индивидуален, и речь у
всех развивается своими темпами. Дети любят
подражать, и это качество можно использовать в
обучении. Например, имитация голосов животных – это
не только веселая игра, но и полезное упражнения
для развития речи.
После двух лет у ребенка все более
совершенствуется произношение, но все же оно еще
сильно отличается от произношения взрослых. Многие
звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в
словах то заменяются другими, то переставляются или
совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще
не могут правильно произносить шипящие, свистящие
звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети
еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые
различия. Поэтому уделяйте больше
внимания развитию слухового внимания, речевого
дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к
окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать,
увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка
зависит от воспитания. Главным
средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более
младшего возраста, является общение его со
взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно
заботиться не сколько о том, чтобы ребенок
произносил как можно больше слов, сколько о том,
чтобы слышимые и произносимые слова были
подкреплены живыми образами, конкретным
содержанием. А для этого надо не только говорить с
ребенком о том или другом, но и знакомить его с
реальным миром вещей, явлений, событий. Надо,
чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими
глазами, слышать своими ушами и по возможности при
этом действовал своими руками. Надо расширять его
личный опыт, наглядно обогащать его знания,
обогащать его восприятие внешнего мира через
органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через
различные действия с предметами и вещами. В этот
период малыша особенно интересуют названия
предметов и явлений, и он то и дело задает
взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим
благоприятным моментом, больше общайтесь с
ребенком, таким образом накапливается его
пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет
распространенные предложения и пользуется
основными частями речи (существительные,
глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда
грамматически правильно. Малыш уже настолько
владеет речью, что может понятно для окружающих
объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел
или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том,
что сейчас не находится в после его зрения, что он
видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое
время тому назад. Это развивает не только его речь,
но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую
речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные
картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их,
придумывайте небольшие рассказы. При этом
взрослый должен давать ребенку образец правильной
речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о
других детях, об известных им животных. Рассказ
должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать
его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует
ритм стиха, они обогащают детские
переживания, развивают мышление, пробуждают
любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные
ритмически, с понятными ребенку образами. Это в
первую очередь русские народные стихи песни,
прибаутки. Не обязательно специально разучивать с
детьми стихотворения, они сами их без труда
запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах,
называйте и объясняйте ребенку все, что он видит
перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз,
попросите показать тот предмет, который вы назвали,
а затем попросите его самого назвать слово.
Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные
цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще
обращайте его внимание в повседневной жизни на
цвета предметов, задавайте
наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя
кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует,
обязательно подчеркивайте, краской или карандашом
какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более
активно использовать в своей речи глаголы для
образования свой действий и действий окружающих
людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что
делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные.
Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно
больше, тогда они будут появляться в речи малыша.
Так же полезно для разрешения словаря ребенка
подбирать слова с противоположным значением.
А что-же делать родителям для развития речи
детей?
Вот несколько советов:
1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех
видов деятельности (приготовление еды, уборка,
одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о
том, что вы делаете, что делает сын (дочь, что делают
другие дети, люди.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с
интонацией.
3. Говорите, используя правильно построенные
фразы, короткие предложения.
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка
была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные
инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми
мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми
мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)
6. Не переходите на детский язык,
не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
7. Игра- основная деятельность ребёнка, поэтому
больше играйте, превратите занятия в интересные
игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)
8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте
картинки.