Напоминание

«Особенности речевого развития детей 2–3 лет»


Автор: Мазанова Мадина Магомедсадиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №48
Населённый пункт: ХМАО Югра г Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Особенности речевого развития

детей 2–3 лет»

До двух лет у большинства детей отсутствует

фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или

пользуются несколькими словами. Но после двух лет

даже самые молчаливые малыши начинают говорить.

Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу

второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем

возрасте до1500 слов. В этот период появляются в

речи малыша предложения, правда, слова в них еще

грамматически не связаны между собой. Конечно,

каждый ребенок индивидуален, и речь у

всех развивается своими темпами. Дети любят

подражать, и это качество можно использовать в

обучении. Например, имитация голосов животных – это

не только веселая игра, но и полезное упражнения

для развития речи.

После двух лет у ребенка все более

совершенствуется произношение, но все же оно еще

сильно отличается от произношения взрослых. Многие

звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в

словах то заменяются другими, то переставляются или

совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще

не могут правильно произносить шипящие, свистящие

звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети

еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые

различия. Поэтому уделяйте больше

внимания развитию слухового внимания, речевого

дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к

окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать,

увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка

зависит от воспитания. Главным

средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более

младшего возраста, является общение его со

взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно

заботиться не сколько о том, чтобы ребенок

произносил как можно больше слов, сколько о том,

чтобы слышимые и произносимые слова были

подкреплены живыми образами, конкретным

содержанием. А для этого надо не только говорить с

ребенком о том или другом, но и знакомить его с

реальным миром вещей, явлений, событий. Надо,

чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими

глазами, слышать своими ушами и по возможности при

этом действовал своими руками. Надо расширять его

личный опыт, наглядно обогащать его знания,

обогащать его восприятие внешнего мира через

органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через

различные действия с предметами и вещами. В этот

период малыша особенно интересуют названия

предметов и явлений, и он то и дело задает

взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим

благоприятным моментом, больше общайтесь с

ребенком, таким образом накапливается его

пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет

распространенные предложения и пользуется

основными частями речи (существительные,

глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда

грамматически правильно. Малыш уже настолько

владеет речью, что может понятно для окружающих

объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел

или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том,

что сейчас не находится в после его зрения, что он

видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое

время тому назад. Это развивает не только его речь,

но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую

речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные

картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их,

придумывайте небольшие рассказы. При этом

взрослый должен давать ребенку образец правильной

речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о

других детях, об известных им животных. Рассказ

должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать

его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует

ритм стиха, они обогащают детские

переживания, развивают мышление, пробуждают

любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные

ритмически, с понятными ребенку образами. Это в

первую очередь русские народные стихи песни,

прибаутки. Не обязательно специально разучивать с

детьми стихотворения, они сами их без труда

запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах,

называйте и объясняйте ребенку все, что он видит

перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз,

попросите показать тот предмет, который вы назвали,

а затем попросите его самого назвать слово.

Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные

цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще

обращайте его внимание в повседневной жизни на

цвета предметов, задавайте

наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя

кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует,

обязательно подчеркивайте, краской или карандашом

какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более

активно использовать в своей речи глаголы для

образования свой действий и действий окружающих

людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что

делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные.

Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно

больше, тогда они будут появляться в речи малыша.

Так же полезно для разрешения словаря ребенка

подбирать слова с противоположным значением.

А что-же делать родителям для развития речи

детей?

Вот несколько советов:

1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех

видов деятельности (приготовление еды, уборка,

одевание-раздевание, прогулка и т. д.) Говорите о

том, что вы делаете, что делает сын (дочь, что делают

другие дети, люди.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с

интонацией.

3. Говорите, используя правильно построенные

фразы, короткие предложения.

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка

была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные

инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми

мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми

мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)

6. Не переходите на детский язык,

не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.

7. Игра- основная деятельность ребёнка, поэтому

больше играйте, превратите занятия в интересные

игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)

8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте

картинки.



В раздел образования