Автор: Наталья Николаевна Хворова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Пушкаревская НОШ
Населённый пункт: Свердловская область Слободо-Туринский район с. Пушкарёво
Наименование материала: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: Способы дифференциации заданий для учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сегодня
обществом
востребованы
не
просто
образованные
люди,
способные
применить
знания,
умения
на
практике,
а
люди
способные
принимать нестандартные решения, не боящиеся ответственности, умеющие
отстаивать свою точку зрения, уверенные в себе. Такие работники найдут
свое место в любых сферах деятельности и всегда будут востребованы. И
задача
современной
школы
как
раз
и
заключается
в
том,
чтобы
помочь
ученикам развить в себе все необходимые качества для реализации себя в
будущем.
Современные
концепции
начального
образования
ставят
своей
главной
целью
воспитание
и
развитие
младшего
школьника
на
основе
формирования учебной деятельности. Ученик не должен быть пассивным
"слушателем
и
созерцателем
со
стороны",
он
должен
быть
активным
участником
учебного
процесса.
И
здесь
очень
важно
создать
в
школе
благоприятные
условия,
чтобы
каждый
ученик
смог
полностью
реализоваться.
Дифференцированное обучение является одним из средств реализации
индивидуального
подхода
и
повышения
учебной
мотивации
школьников.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для
которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на
группы
по
каким-либо
признакам,
которое
осуществляется
для
последующего
группирования,
т.е.
в
дифференциации
обязательно
п р и с у т с т ву е т
и н т е г р а ц и я ,
в ы р а ж а ю щ а я с я
в
о б ъ е д и н е н и и
учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение
процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения
осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности
в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в
выделенных группах.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько
этапов:
1.
Определение
критерия,
на
основе
которого
выделяются
группы
у ч а щ и х с я
д л я
д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о й
р а б о т ы .
2.
Проведение
диагностики
по
выработанному
критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4.
Выбор
способов
дифференциации,
разработка
разноуровневых
з а д а н и й
д л я
с о з д а н н ы х
г р у п п
у ч а щ и х с я .
5.
Реализация
дифференцированного
подхода
к
школьникам
на
р а з л и ч н ы х
э т а п а х
у р о к а .
6.
Диагностический
контроль
за
результатами
работы
учащихся,
в
соответствии
с
которым
может
изменяться
состав
групп
и
характер
дифференцированных заданий.
Для организации дифференцированного обучения можноиспользовать
групповую форму. В группы детей формируют по способу обученности, а
также
на
основании
индивидуальных
особенностей,
способностей,
интересов.
Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных
возможностей и высокими показателями успеваемости, а также из учащихся
со
средними
учебными
возможностями
и
высоким
уровнем
развития
познавательного интереса. Для этой группы главным является организация
обучения
в
соответствующем
темпе,
не
тормозящая
естественный
ускоренный
процесс
развёртывания
психологических
функций.
Существенным
моментом
является
ориентация
на
самостоятельность
учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываются индивидуальные
задания и упражнения.
Вторая группа комплектуется из учащихся со средними показателями
успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя
будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации
учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности
на интеллектуальный труд.
Третью
группу
составляют
учащиеся
с
низкими
познавательными
способностями,
низким
уровнем
сформированности
познавательного
интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Наибольших
усилий
требует
работа
со
школьниками
третьей
группы.
Неоднородность
индивидуальных
особенностей
учащихся
этой
группы
предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в
обучении внутри самой группы.
Осуществляя
групповую
дифференциацию,
необходимо
создавать
атмосферу,
благоприятную
для
учащихся,
ибо
для
того,чтобы
учебный
процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным
возможностям
и
особенностям,
он
должен
чётко
представлять
себе
и
понимать, чего от него ждут.
В работе с младшими школьниками целесообразно, использовать два
основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». По
мнению
психологов, обученность –
это
определённый
итог
предыдущего
обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые
сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут
служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков,
способы и приёмы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых
знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни
умственного развития.
Дифференцированное
обучение
по
своей
структуре
понятие
многогранное,
поэтому
на
уроках,
вводя
элементы
дифференциации,
необходимо
придерживаться
в
основном
одной
цели
–
обеспечить
одинаковый
темп
продвижения
каждого
ученика
при
выполнении
самостоятельной работы. Т.е. исходить из того, чтобы каждый ученик работал
в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал
радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.
Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть
использованы
на
уроке
математике
на
этапе
закрепления
изученного
материала.
Они
предполагают
дифференциацию
содержания
учебных
заданий по уровню творчества, объёму, трудности.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания
могут предлагаться ученикам на выбор.
1.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ
ЗАДАНИЙ
ПО
УРОВНЮ
ТВОРЧЕСТВА
Такой
способ
предполагает
различия
в
характере
познавательной
деятельности
школьников,
которая
может
быть
репродуктивной
или
продуктивной (творческой).
К
репродуктивным
заданиям
относятся,
например,
решение
арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на
основе изученных вычислительных приёмов.
К
продуктивным
заданиям
относятся
упражнения,
отличающиеся
от
стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники
приобретают опыт творческой деятельности.
На уроках математики используются различные виды продуктивных
заданий, например:
классификация математических объектов (выражений, геометрических
фигур);
преобразование
математического
объекта
в
новый
(например,
преобразование простой арифметической задачи в составную);
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение
задания
разными
способами,
поиск
наиболее
рационального способа решения;
самостоятельное
составление
задач,
математических
выражений,
уравнений и др.
Дифференцированную
работу
можно
организовать
различными
способами.
Чаще
учащимся
с
низким
уровнем
обучаемости
(3
группа)
предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и
высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.
2.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
УЧЕБНЫХ
ЗАДАНИЙ
ПО
УРОВНЮ
ТРУДНОСТИ
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения
заданий для наиболее подготовленных учащихся:
усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и
2-й
группы
используются
двузначные
числа,
а
для
3-й
группы
–
однозначные);
увеличение количества действий в выражении или в решении задачи
(например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4
действия);
выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию
(например,
3-й
группе
даётся
задание:
запишите
выражения
в
порядке
увеличения их значений и вычислите);
использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й
группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе –
более трудное задание на замену мелких мер крупными).
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й
группы
выполняются
кроме
основного
ещё
и
дополнительное
задание,
аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость
дифференциации
заданий
по
объёму
обусловлена
разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким
уровнем
обучаемости
обычно
не
успевают
выполнить
самостоятельную
работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это
дополнительное
время.
Остальные
дети
затрачивают
это
время
на
выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным
для всех учеников.
4 .
Д И Ф Ф Е Р Е Н Ц И А Ц И Я
РА Б О Т Ы
П О
С Т Е П Е Н И
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в
учебных
заданиях
для
разных
групп
учащихся.
Все
дети
выполняют
одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а
другие самостоятельно.
Работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе
ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления.
После
этого
некоторые
дети
(чаще
всего
это
1-я
группа)
приступают
к
самостоятельному
выполнению
задания.
Остальные
с
помощью
учителя
анализируют
способ
решения
или
предложенный
образец,
фронтально
выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы
ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики,
которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы, т.е.
школьники, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под
руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й
группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – самостоятельная с
самоконтролем. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя.
Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к
самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в
любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
РАДОТЫ
ПО
ХАРАКТЕРУ
ПОМОЩИ
УЧАЩИМСЯ
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности,
не
предусматривает
организации
фронтальной
работы
под
руководством
учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем
детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается
дозированная помощь.
Наиболее распространенные виды помощи:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций,
записей на доске).
Особенности работы с карточками-помощницами.
Учащимся 1-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается
выполнить
задание
самостоятельно,
а
учащимся
2-й
и
3-й
группы
оказывается
помощь
различного
уровня.
Карточки-помощницы
являются
либо
одинаковыми
для
всех
детей
в
группе,
либо
подбираются
индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием
уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной
карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику
уменьшается.
В
итоге
он
должен
научиться
выполнять
задания
самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
образец
выполнения
задания:
показ
способа
решения,
образца
рассуждения
(например,
в
виде
подробной
записи
решения
примера)
и
оформления;
справочные
материалы:
теоретическая
справка
в
виде
правила,
формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;
наглядные
опоры,
иллюстрации,
модели
(например,
краткая
запись
задачи, графическая схема, таблица и др.)
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания
по выполнению задания;
начало решения или частично выполненное решение.
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания
часто сочетаются друг с другом.
Таким образом, дифференцированный процесс обучения – это широкое
использование различных форм, методов обучения и организации учебной
деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики
учебных
возможностей,
склонностей,
способностей
учащихся.
Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая
дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых,
создают
благоприятные
условия
для
развития
личности
в
личностно-
ориентированном образовательном процессе.