Напоминание

"Великая победа: наследие и наследники"


Автор: Петренко Елена Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: село Уральцевское
Наименование материала: занятие внеурочной деятельности в 5-6 классах по курсу ОДНКНР
Тема: "Великая победа: наследие и наследники"
Раздел: среднее образование





Назад




Е.В. Петренко

МКОУ «Уральцевская ООШ» Далматовского района Курганской области,

учитель русского языка и литературы

Занятие курса ОДНКНР в 5-6 классах

«Великая Победа: наследие и наследники»

Эпиграф: «Величайшие истины – самые простые» Л.Н. Толстой

Цель: формирование убеждения учащихся в величии подвига советского народа для

достижения Победы в Великой Отечественной войне; формирование таких

нравственных качеств, как героизм, патриотизм;

Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать художественный текст,

умение работать с краеведческим материалом;

2. Развивать исследовательские навыки работы;

3. Воспитывать уважение к героическому прошлому страны, ветеранам

ВОВ, любовь к своему родному краю; способствовать формированию

активной жизненной позиции.

Занятие соответствует теме курса: Жизнь ратными подвигами полна.

За 2 недели до занятия, дети делятся на группы, получают задания. Учитель следит

за подготовкой уч-ся.

Формирование УУД:

Предметные УУД

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему,

поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных

действий.

Личностные УУД

Анализировать поступки героев ВОВ, литературных героев с точки зрения норм

морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может

и должен чувствовать стыд и вину.

Метапредметные УУД

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять

разные виды планов. Анализировать текст, выделять в нём главное и

формулировать своими словами.

Оборудование: портреты В.Юровских, Т.Н. Лепихиной, карта ВОВ, альбом «Моя

родословная», слайд-презентация.

Учитель: наше занятие мы проводим в год 75-летия великого праздника Дня

Победы. О Великой Отечественной войне мы узнаем из книг, фильмов, передач,

рассказов ветеранов войны и тружеников тыла. К сожалению, очевидцев тех лет с

каждым годом становится все меньше и меньше.

-Почему мы вновь и вновь обращаемся к этой теме?

-Зачем ворошить прошлое? Может быть, стоит об этом забыть?

- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, которые я взяла в качестве эпиграфа к

уроку?

Работать сегодня мы будем в группах:

1 группа – историки, они расскажут об исторических событиях ВОВ;

2 группа – литераторы расскажут о творчестве писателей-земляков: В.Юровских,

Т.Н. Лепихиной; о том, как тема ВОВ отражена в рассказе В. Юровских «Тальянка»,

в стихах Т.Н. Лепихиной;

3 группа – краеведы расскажут о наших земляках, участниках ВОВ.

Историки: Великая Отечественная война – самая страшная, безжалостная, горестная

война в истории нашей страны. Всенародная война. Наш край внес славную

страницу в летопись войны. В первый же день войны была объявлена всеобщая

мобилизация военнообязанных.

По Уральцевскому сельскому совету ушли на фронт 348 человек, а не вернулись 268

(из села Уральцевского – 59, Дубравы – 59, Ошурково – 124, Маяка – 26)

Награждены орденом Красной звезды 17 человек.

Краеведы

1.

Рассказ ученика о Никулине Федоре Андреевиче – кавалере 3 орденов Славы.

2.

Рассказ о ветеранах Дюрягине А.Г., Райкониной Н.Д. (на карте отмечают

города, где прошли фронтовые пути ветеранов)

Учитель: Обратимся к творчеству наших земляков. Читая рассказы В.И. Юровских,

понимаем, что тема военного детства, человека и истории занимает в творчестве

писателя особое место. Что вы знаете об этом писателе? (слайды)

-Какой рассказ вас особенно тронул?

Литераторы:

Рассказ с красивым названием «Тальянка» возвращает нас в детство Василия

Юровских, рассказ автобиографичен, как и многие другие произведения писателя.

Действие происходит во время ВОВ. В тексте находим приметы военного времени:

1.

Бабушка рассказывает о сыне Андрее ( год минуло, как убило…) стр. 164

2.

Детдомовцы из Лебедянки, занявшие клуб, истопили Максим в круглой печке.

Стр. 165 ( доп. материал: во время войны наш край приютил 150 тысяч

эвакуированных. Было открыто 17 госпиталей и почти 150 детских домов:

люди приняли на себя чужую боль, лечили раненых, одевали и воспитывали

эвакуированных детей)

3.

«Чего Кольша с фронта пишет?»

4.

«Санко страдает, ему на войну охота» стр. 167

5.

«Возле Першинского свертка повстречался нам военный в погонах» стр. 170

6.

Пришел поезд. «Солдат… Красноармейцев… Бойцов ведут… На фронт…»

стр. 175

7.

Солдат дарит Васе красную звезду, стр. 178

Хочу рассказать о главном герое: Вася - мальчик невысокого роста, худощавый.

Отец на фронте, мать работает в детдоме. Бабушка Лукия Григорьевна ведет внука

за 20 верст в город Далматово. Это очень внимательный, наблюдательный ребенок:

он ищет что-нибудь съедобное, замечает тетерю, косача, ежа. Он заботливый,

поправляет бабушке мешок. Умеет видеть красоту. При виде монастыря у него

захватывает дух, «такая красота и не снилась… Сверкает город, и вовсе не

монастырь – Московский кремль белеет стенами и башнями». Видит тальянку, и

она представляется ему живым существом: «Потускнел от времени и потрескался

черный лак, а лады столь белы, словно не гармонь, а веселый человек улыбнулся во

весь рот». Солдат дарит Васе красную звезду, уверяет мальчишку, что скоро война

закончится, начнется другая светлая жизнь.

В.И. Юровских так заканчивает рассказ: «Я в изголовье положил красную звезду, и

впервые тревожили меня взрослые сны».

- Представили вы себя на месте Васьки?

- О чем бы вы написали в продолжении рассказа?

Историки: Последние дни войны в Европе - апрель-начало мая- битва за Берлин,

взятие Рейхстага, главного здания 3 рейха. 29 апреля начались бои за Рейхстаг,

каждый этаж здания приходилось брать с боем. И вот на крыше Рейхстага вспыхнуло

красное знамя. 30 апреля 1945 года полковые разведчики 150 стрелковой дивизии –

сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария установили это

знамя на крыше Рейхстага. Помогали приближать это событие наши земляки из

Курганской области Афанасий Федорович Стенников и Павел Михалев.

Учитель: «Русская мадам Андерсен» назвали Татьяну Николаевну Лепихину,

Далматовскую сказочницу и поэтессу. Тема войны занимает большое место в её

творчестве. Татьяна Николаевна не видела войны, но почему она писала стихи о

войне?

Литераторы:

На этот вопрос она ответила в стихах:

Ко мне война пришла через отца,

Через его страдания и боль,

И память, что до самого конца

Не позабудет Сталинградский бой …

И каждый день в шагах отца – война.

В мою семью навек вошла она.

Для Татьяны Лепихиной ее отец – это образ солдат, защитников Отечества,

перед которыми мы в вечном долгу.

Какими словами воздать им за это?

Какими цветами устлать им пути?

Сорок первый. Храня память о прошлом, должны помнить, что все мы сыны и

дочери

нашей

страны,

что

только

вместе

в

силах

победить

беспамятство.

Бег

времени неумолим, но от этого еще более подчеркивается значимость русского

солдата, его величие и особая роль в истории.

Мы снова склоняем знамена,

Пред теми, кто пал на войне,

И видим, шагают колонны

В пронзающем душу огне.

Они оглянуться не могут,

Вернуться к живым хоть на миг.

Горят, словно память о прошлом,

У всех обелисков огни.

Зажжем поминальные свечи

От этих священных огней,

Чтоб память о прадедах вечно

Горела на нашей земле.

Стихи Т.Н. Лепихиной – это уроки мужества и человечности. То и другое

необходимо, как необходима память о защитниках Отечества, пусть даже в скромных

деревенских обелисках.

Как скромны в деревнях обелиски,

Нет в них мрамора, нет позолоты …

Как скромны в деревнях обелиски,

Но от этого горше, больнее.

Деревенские обелиски

Каждая строчка стиха полнокровна, наполнена энергией. Читая их, видим

зримые картины жизни, раздумья, к нам обращенные:

Все меньше ветеранов той войны,

Все больше фотографий в черных рамках,

А это значит, мы теперь должны

Писать и говорить о ветеранах.

Они стране отдали, что могли …

Сегодня мы их вспомнить всех должны,

И памяти священнейшей коснуться.

Не все еще медали вручены

Учитель: «Вечная слава и память воинам-защитникам!» Эта мысль ощущается

в каждой строчке стихов Татьяны Николаевны.

- Я возвращаюсь к началу нашего урока: зачем нам изучать историю ВОВ?

Историки: Чем больше мы будем знать о том времени, о том, какой ценой была

завоевана Победа, тем лучше поймем настоящее, будем способны на настоящие

достойные наших великих предков поступки.

Краеведы: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» (краткие

справки о своих родственниках)

Учитель: Хочу рассказать о своем деде. Бородулин Андрей Ильич, 1917 г.р., в

1939 году был призван районным Бродокалмацким военкоматом на службу.

Сначала служит под Ленинградом, попадает на финскую войну, затем его

направляют в училище под Рязань, где он проходит обучение в течение 8 месяцев.

Началась Великая Отечественная война, лейтенанта Бородулина А.И.

назначают командиром стрелкового взвода 415 стрелкового полка.

В приказе 1 стрелковой дивизии №04 от 11 января 1944 года значится:

«Награждаю орденом Красной Звезды лейтенанта Бородулина Андрея Ильича –

командира стрелкового взвода 415 стрелкового полка. Товарищ Бородулин за период

боев показал себя опытным, смелым командиром. 4.01.44. при наступлении на

деревню Неделькино взвод под его умелым руководством, несмотря на

сопротивление противника, под сильным минометным огнем, продвинулся севернее

деревни Староселье и занял безымянную высоту, выбив с неё немцев. При

попытках фашистов восстановить своё положение путем контратак, он со своим

взводом прочно засел на высоте, отбивая несколько раз контратаки противника в

количестве роты лыжников»

Бородулин Андрей Ильич погиб 20 января 1944 года, похоронен в деревне

Левашово Невельского района Псковской области и внесен в список захороненных в

братской воинской могиле.

Историки: Сегодня, как никогда, очень важно хорошо знать историю своей

страны, своего края, села. Необходимо охранять памятники, заботиться о ветеранах,

противостоять попыткам пересмотреть результаты второй мировой войны и очернить

нашу историю.

Учитель: Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем! (А. Твардовский)

Группы объединяются, составляем синквейн:

Победа.

Великая. Священная.

Помнить. Чтить. Беречь.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Наследие.

Д.З. : приготовить рассказ «Мои родственники – участники ВОВ», оформить

страничку для школьной летописи «Бессмертный полк»



В раздел образования