Автор: Кузьмина Наталья Анатольева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Ленинградская область Всеволожский район пос. Разметелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование основ информационной культуры личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
МОУ «Разметелевская СОШ»
учреждение №2
Формирование основ
информационной культуры
личности ребенка
Подготовила
Воспитатель I квалификационной категории:
Кузьмина Наталья Анатольевна
2020 уч. г.
Отличительной чертой жизни современного общества становится все возрастающая
изменчивость окружающего мира. Перемены, характеризующие нынешний этап развития
цивилизации, коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им
свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению. Новое общество
— это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко
всему, что производится. Следовательно, для всех членов общества возрастает
необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления
знаний, повышения квалификации. Серьезное решение этих проблем невозможно без
глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной
информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в
современном обществе.
Информационная культура личности - это умение человека ориентироваться в
мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать.
Информационная
культура
как
составляющая
общей
культуры
человека,
ответственна за:
функционирование информации;
процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально
значимой информации;
информационную деятельность человека, основой которой являются
четкие ценностные ориентиры.
Дошкольный
возраст
-
период
начальной
социализации
ребенка,
установления
взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения маленького человека к
миру
культуры.
Информационная
культура,
является
элементом
культуры
общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к
жизни
в
информационном
обществе,
в
котором
необходимо
уметь
производить
и
использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной
грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными
электронными,
компьютерными
новинками,
не
вызывает
сомнений;
при
этом
важно,
чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому,
эмоциональному человеческому общению.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему
информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и
анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого
являются
детские
книги,
телевизионные
программы
для
детей,
развивающие
компьютерные игры.
В период дошкольного детства формируются интегративные качества личности
ребенка. В каждом из них присутствуют элементы информационной культуры:
любознательный,
активный
-
интересуется
новым,
неизвестным,
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками - адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве);
способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения - способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели и т.п.
Личностные
качества
ребенка
формируются
в
результате
деятельности.
Для
дошкольника игра - это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но,
прежде
всего,
формируется
и
развивается
личность
ребенка.
У
дошкольников
приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным
образом путем самообучения в процессе игры. Но ребенок включается в какой-либо вид
деятельность,
при
условии
интереса
к
ней,
следовательно,
огромное
значение
имеет
мотивация.
Задачей
взрослого
(воспитателя)
становится
приобщение
ребенка
к
деятельности, формирование потребности в получении новых знаний, умение их добывать
и применять по назначению.
Стремительный рост информационных потоков, развитие новых информационных
технологий, их неисчерпаемые возможности, нетрадиционные материалы и устройства,
неизвестные
ранее
способы
представления
и
передачи
информации,
компьютерные
системы связи - всё это ведёт к формированию информационного общества и предъявляет
свои
требования
к
молодому
поколению,
которые
тесно
связаны
с
понятием
«информационной культуры».
Компонентами информационной культуры являются:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы
искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.)
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3.
Умение
понимать
необходимость
той
или
иной
информации
для
своей
деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением
и окружающей средой.
Информационная потребность у ребенка возникает тогда, когда стоящая перед ним
цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая
это,
необходимо
создавать
ситуации,
когда
детям
необходим
поиск
информации
для
решения
поставленной
задачи.
Умение
находить
нужную
информацию
формируется
посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с
книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, радио, печатных
изданий, Интернета.
В отличие от обычных средств обучения медиа-технологии значительно расширяют
возможности
в
сфере
раннего
развития,
способствуют
успешной
реализации
интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его
большим
количе ством
готовых,
соответствующим
образом
ото б р а н н ы х
структурированных знаний, но и учат самостоятельно приобретать новые знания, что
актуально
в
дошкольном
возрасте.
Необходимую
информацию
и
задания
по
использованию
медиаресурсов
можно
найти
на
многих
сайтах.
Таким
образом
активизируется познавательный процесса.
Взрослый
выступает
в
роли
образца,
создателя
алгоритма
формирования
информационной культуры, а также создателя условий при которых ребенок включается в
активное общение. Активное общение - умение слушать, задавать вопросы, отвечать на
них, дает возможность ребенку получит необходимую информацию.
Компьютер и современные информационные технологии повышают интерес к
п р о ц е с с у
о б у ч е н и я .
Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать
поставленные
задачи
общего,
интеллектуального
развития
ребенка.
Специальные
компьютерные
программы
позволяют
развивать
у
детей
абстрактное,
логическое,
оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять
по
своему
усмотрению
стратегию
решения,
пользоваться
различными
уровнями
усложнения
материала
и
другими
видами
компьютерной
помощи.
В
процессе
деятельности за компьютером у ребенка развивается устойчивое внимание и огромный
интерес.
А
также
возможно
развитие
таких
качеств
как
настойчивость
и
терпение.
Все
это
создает
условия
для
эффективного
формирования
начал
информационной
к у л ь т у р ы
у
д е т е й
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а .
В
эту
кропотливую
работу
привлекается
не
только
ребенок,
но
и
окружающие
его
взрослые. Дети
приобретают
навыки
работы
на
компьютере,
повышают
уровень
информационной
культуры;
родители
получат
знания
в
области
использования
компьютера для обучения и развития ребёнка в семье; педагоги вооружаются технологией
мультимедийного сопровождения образовательного процесса.
Использование информационных компьютерных технологий в сфере образования
повышает эффективность образовательного процесса и способствует сохранению здоровья
обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ, которые привносит
в
образовательный
процесс
компьютер,
обеспечивая
должное
соответствие
образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.