Автор: Колесникова Галина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад №44
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Квест - викторина
Тема: "Безопасность на железной дороге"
Раздел: дошкольное образование
Квест
-
викторина
для
детей
среднего
и
старшего
дошкольного
возраста
на
тему
«
Безопасность
на
железной
дороге
»
Цель:
Задачи:
-Познакомить
детей
с
основными
правилами безопасного
поведения
на
-железной дороге.
-Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои
мысли, умение действовать по инструкции, внимание.
-Воспитывать
чувство
ответственности
за
свои
поступки,
чувство
осторожности.
Материалы: макет здания вокзала, игрушечная железная дорога, поезд
с вагончиками.
Ход:
Воспитатель:
Сегодня
мы
поговорим
о
правилах
поведения
и
безопасности
на
железной
дороге. Ведь железная
дорога -
это
зона
повышенной опасности. Посмотрите на вагончики и железную дорогу. А
я вам расскажу историю про зайчика Тишку.
Жил-был зайчик Тишка. Жил он в большом красивом лесу. И вот
однажды он получил письмо от зайчика Степашки, который жил в городе.
Степашка пригласил Тишку в гости. Стал Тишка собираться в гости в город.
А так как он никогда не был в городе и ни разу не ездил на поезде или
электричке, он ничего не знал о правилах поведения на железной дороге.
Вот Тишка пришел на станцию, чтобы сесть в поезд, а поезд его стоит
на другой стороне станции - нужно переходить через пути. Тишка прыг- прыг
и стал скакать через рельсы, а в это время ехал поезд и чуть не задавил
нашего зайчонка. Дежурный по вокзалу – Медведь - остановил зайчика и
стал спрашивать, почему он ведет себя так неосторожно. Зайчонок рассказал,
что он впервые на железной дороге и что он совсем не знает, как надо вести
себя на вокзале.
Медведь стал учить Тишку поведению на железной дороге. Тишка
запомнил навсегда, запомните и вы, дети:
Воспитатель:
Переходить
железную
дорогу
нужно
только
в
специально отведенном месте – где есть специальный настил.
Стоять
на
краю
платформы
очень
опасно -
может
затянуть
под
проходящий поезд.
Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить
внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не
три цветовых сигнала, а два.
Воспитатель: - С помощью чего машинист узнает продолжать ему движение
или нет?
Дети: Семафор.
Воспитатель: Что означает зеленый сигнал семафора?
Дети: Разрешается движение.
Воспитатель:
- Что означает красный сигнал семафора?
Дети: «Стоп».
Воспитатель:
- Когда приехал поезд, наш Тишка уже многое узнал о том, как правильно
вести себя на железной дороге.
Воспитатель: А вы, дети, запомнили, как нужно вести себя на железной
дороге? (Ответы детей).
Воспитатель:
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Воспитатель:
- Какие виды поездов вы знаете? (пассажирский, грузовой).
- Где люди ждут электричку или поезд? (на перроне).
- Для чего нужен стоп - кран? (срочно остановить поезд).
- При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? (электричества,
пара, тепла).
- Как называются люди, которые едут в поезде? (пассажиры).
- Железнодорожный путь из двух параллельных рельсов? (колея).
- Железнодорожный путь, соединяющийся с другими путями только одним
концом? (тупик).
- Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный
путь и т.п. (мост).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь
давайте
немного
отдохнем.
Поиграем
в
игру «Поезд»
(выбирается
машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг
за другом, положив руки на плечи).
Воспитатель: Машинист должен быть очень внимательным и точно
следовать
по
маршруту,
который
я
проложу. (Игра проводится 2-3 раза,
каждый
раз
выбирается
новый
машинист
и
прокладывается
новый
маршрут).
Воспитатель:
Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Без правил жить на свете ни как, ни как нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
Воспитатель:
На железной дороге много правил, чтоб с вами не
случилась беда, а вот знаете ли вы их? Мы сейчас проверим. На экране
появляются картинки, вы должны объяснить, о чем они говорят.
Воспитатель: Сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций. Вы
слушайте
внимательно
и
ответьте
на
вопрос,
правильно
ли
действовали
персонажи ситуаций, и как поступили бы вы? Каждая команда готовится,
потом зачитывает ситуацию и объясняет ее. Одна ситуация будет и для
зрителей.
СИТУАЦИЯ №1
Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время
прибыл
поезд
и
перекрыл
Ивану
Петровичу
переход
через
пути.
«Эх, -
подумал
Иван
Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу! » И
полез под вагон…(Ответы детей).
СИТУАЦИЯ №2
Игорь шел со школы. Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать
путь: «Пойду по рельсам, так быстрее!» Посмотрел – поезда нет и спокойно
пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче…
(движения
по
ж/д
путям
запрещены
даже
при
отсутствии
на
них
подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек
должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать
наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку).
СИТУАЦИЯ №3
Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через ж/д
переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я
ведь
на
велосипеде,
-
подумала
Света, -
я
быстро
проеду,
зачем
мне
останавливаться?»
И
поехала… (при
пересечении
переезда
нужно
остановиться, убедиться, что пути свободны и только потом продолжать
движение).
Воспитатель:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда
По вокзалу, по перрону
Не ходят просто так.
Без них не выйдут в рейс,
С вокзала поезда.
Когда не знаешь правила
Легко попасть впросак.
Воспитатель:
Соблюдая
эти
простые
правила безопасности,
вы
убережете
и
себя
и
окружающих
от
беды.
Всегда
вблизи железной
дороги будьте внимательны и осторожны!