Напоминание

"Кронтик осваивает звуки"


Автор: Журавлева Валентина Вальтеровна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: БДОУ г. Омска
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кронтик осваивает звуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Омска «Детский сад № 41»

воспитатель Журавлева Валентина Вальтеровна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по

социально - коммуникативному развитию /обучение грамоте /

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Кронтик осваивает основы грамоты»

Форма работы: Речевая ситуация.

Цель: Овладение детьми основами грамоты

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения разгадывать ребус к слову Горлицы .

Продолжать формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в

слове, читать слова.

Закрепить умение различать гласные и согласные звуки и буквы, упражнять в звуковом

анализе слова.

Развивающие:

Развивать умение находить заданный предмет в сюжетном окружении, показывать его

с помощью инструментов.

Воспитательные:

– воспитание культурного поведения в музее.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, книги «Кронтик осваивает

звуки» (И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт, Москва, Академкнига/Учебник, 2018).

Открытки с картиной «Святой Франциск разговаривает с птицами», бумажные

инструменты (Зоркое око, Волшебная рамка, указатель), карточки с напечатанными

названиями птиц, разрезные картинки с изображением горлиц на каждого ребенка, ребус

к слову ФАЗАН, квадраты красного и синего цвета, полоски для звукового анализа слова

СОРОКА демонстрационные и на каждого ребенка, крупные буквы к слову ЧИБИС ,

смайлики грустные и веселые

Ход занятия

В.: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад , Кронтик мне сказал, что он не

хочет учиться читать! А вы согласны с ним? Почему?

Д.: Умея читать, можно узнать много нового и интересного. Не надо просить взрослых,

можно прочитать самому.

Кронтик: Спасибо, ребята, вы меня переубедили, теперь я понял и буду дальше с вами

учиться читать

В.: Ребята, а где мы учимся читать?

Д.: В Музейном доме Волшебного леса.

В.: Прежде, чем мы отправится в Музейный Дом, давайте вспомним, а как надо вести себя

в музее?

Д.: Спокойно, не кричать, ничего не трогать руками, внимательно рассматривать картины,

наблюдать.

В.: Верно, только соблюдая правила, мы сможем увидеть красоту картин и познать их

тайны

В.: Отправимся в Волшебный лес?

Д.: Да, конечно.

В.: Тогда давайте произнесем волшебные слова

Дети произносят слова с воспитателем и выполняют движения.

Если мы глаза закроем

И покружимся немного,

То конечно непременно

В лес волшебный попадём!

В.: Открываем глаза. Вот мы и в Волшебном лесу. Как тут хорошо и спокойно. Проходите

на места.

В.: Здесь в Музейном доме уже собрались все животные, и Маша, и Кронтик, и учитель

Волли Волкович.

На экране появляется картина «Святой Франциск разговаривает с птицами»

В. : Посмотрите на экран и вспомните как называется картина?

- Почему его назвали святым?

- А что это делает святой Франциск? Что он рассказывает птицам?

- Вам понравилась это картина? Вы успели рассмотреть всех птиц? Хотите к ней

вернуться?

Тогда послушаем, что говорит нам Волли Волкович

- вот эти две птички-родственницы голубей! -

показал Волли Волкович.

Показываю рамкой на картине птиц. Хотите узнать, как называются эти птицы? А чтобы

узнать, как они называются вам нужно выполнить задание.

1.Д. и. «Определи сколько слогов»

У вас в конверте под №1есть картинка с изображением этих птиц, достаньте ее. Что с ней

случилось? Она запутана. Соберите ее!!!

( В конверте разрезная картинка с изображением горлиц, разрезанная на три части, под

каждой частью слог)

- Прочитайте название этой птицы

- Разделите слово на слоги. Прохлопайте слово.

- Сколько слогов в этом слове?

- Ребята, как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов)

- Сколько гласных в этом слове? (3) Какие? (О, И, Ы)

Совершенно верно. Молодцы кто справился без ошибок!

(На картине горлицы увеличились.)

Посмотрите, вы правильно выполнили задание!

А теперь возьмите «Зоркое око» и покажите горлиц на картине.

Одна из птиц сидит высоко на ветке сухого дерева, а другая стоит рядом со святым

человеком. «Подпиши» горлиц с помощью напечатанной карточки.

-А вот эти ….самые большие и нарядные – кто они? – спросил Кронтик.

Воспитатель рамкой выделяет их в картине.

В.: Мы можем тебе Кронтик ответить на вопрос, когда разгадаем ребус.

2. Ребус «Прочитай по первым буквам»

ФАЗАНЫ

Задание выполняется у мольберта.

В.: Для того, чтобы разгадать ребус, необходимо определить первые звуки в словах –

картинках и составить из них слово. Посмотрите, что у меня в конверте?

Д.: Буквы.

В.: Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Рассмотрите

картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдите

букву, соответствующую данному звуку и подставьте под картинкой. Задание понятно?

(дети по очереди выполняют задание у доски).

(фартук, арбуз, заяц, апельсин, нос, буква ы)

В.: Ребята, что изображено на первой картинке?

Д.: Фартук

В.: Какой первый звук в слове «Фартук»?

Д.: Звук [ф].

В.: Найдите букву, которая обозначает звук [ф] и прикрепите ее под картинкой в первом

квадрате. Это первая буква слова – отгадки.

Продолжаем выполнять задание.

В. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?

Кронтик - это фазан. Включаю аудио запись голоса фазана.

Квох-квох! – засуетился фазан, который стоял позади Кронтика и очень хотел показать

всем окружающим своих сородичей.

Все садятся на места.

Рассмотрите птиц, которые понравились Кронтику. Как они называются? А как они

говорят? Покажите их на картине, с помощью любого инструмента, «Подпишите» с

помощью напечатанной карточки.

- Я очень люблю птичек, но не всех птичек знаю, - призналась Маша.

- Сейчас разберемся! – пообещал Волли Волкович.- Ты, Машенька, сороку знаешь?

Ну-ка, посмотри внимательно: где тут сорока? Она всегда в парадном черно-белом

костюме. А дроздов когда-нибудь видела? Конечно, ты много раз их видела! Они носят

такие пестренькие будничные халаты. Прочитайте в книге под фрагментами название

птиц.

Покажите

на

картине

сороку

и

дроздов

с

помощью

любого

из

своих

инструментов. Расскажите, где тут на картине дрозды.

- Знаю, знаю! – улыбнулась Маша. – Дрозды еще так смешно разговаривают! (Аудио

голоса дрозда). Мне папа перевел, что они такое говорят:

ФИ-ЛИПП, ФИ-ЛИПП,

ПРИ- ДИ, ПРИ-ДИ

ЧАЙ ПИТЬ, ЧАЙ ПИТЬ!…

- Отличный перевод! – одобрил Волли Волкович.

- А я знаю продолжение этого разговора:

ЧАЙ ПИТЬ,

ЧАЙ ПИТЬ,

С СА-ХА-РОМ,

С СА-ХА-РОМ…

Прочитайте разговор дроздов – обе его части.

В.: Молодцы, ребята!

ФИЗ. МИНУТКА

(Звучит голос сороки).

В.: Вы узнали эту птицу? А теперь сделайте звуковой анализ слова СОРОКА. Давайте

вспомним:

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим и зеленым)

- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и

пишем).

В. Открываем конверт под № 2. Что там лежит?

Р. Разноцветные квадратики для составления звукового анализа слова.

В. Итак, начнем звуковой анализ слова СОРОКА.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Назови, пожалуйста, первый звук в слове СОРОКА

Р. Звук [с] – согласный, твердый, глухой.

В. Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?

Р. Синего цвета.

В. Назови второй звук

Р. Звук [о] – гласный, обозначается квадратом

красного цвета.

В. Назови третий звук

Р. Звук [р] – согласный, твердый, звонкий, квадрат синего цвета.

В. Назови четвертый звук

Р. Звук [о] – гласный, обозначается квадратом

красного цвета.

В. Назови пятый звук

Р. Звук [к] – согласный, твердый, глухой, квадрат синего цвета.

В. Назови шестой звук

Р. Звук [а] – гласный, обозначается квадратом

красного цвета.

Дети выполняют перед собой. Один ребенок работает у доски.

В. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием

вы тоже справились.

Гимнастика для глаз.

В: Вы были очень внимательными, напрягали глазки чтобы все увидеть. И поэтому я

предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Движения выполнять только глазами.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Продолжим.

А кроме дроздов, здесь есть другие певчие птички? – спросила Маша.

Не успела она договорить, как рядом с ней послышались птичьи трели:

(аудио пения жаворонков)

ТИ-ЛЮ, ТИ-ЛЮ, ТИ-ЛЮ?- спросила небольшая пестрая птичка с хохолком.

ТРИ-ТРИ-ТРИ! – ответил ей дружок.

- О чем это они говорят? – спросила Маша.

- Эти птички увидели своих сородичей на картине, - сказал Волли Волкович. – Они хотят

их нам показать.

Найдите на фрагментах птичек с хохолками. Прочитайте как они называются. Затем

прочитайте, как они разговаривают. Найдите этих птичек на картине и покажите с

помощью любого инструмента.

- А я вижу двух других птиц с хохолками! – обрадовался Кронтик и протянул лапку в

сторону картины. – Вот они: крупные такие! Как их зовут?

ЧЬИ ВЫ? ЧЬИ ВЫ? - разволновалась рядом с Кронтиком крупная хохлатая птица.

Она пыталась объяснить Кронтику, как зовут ее сородичей.

А вы хотите узнать, как зовут этих хохлатых птиц?

Давайте поиграем в игру «Угадай букву» (ЧИБИСЫ)

1.

Кронтик сказал про нее, что она похожа на цифру 4 (Ч)

2.

Две палочки, соединенные наискосок (И)

3.

Если у буквы Ы отнять палочку и надеть на нее кепку, то получится буква….. (Б)

4.

Две палочки, соединенные наискосок (И)

5.

Это просто недописанная буква О

6.

Палочка с головой в самом низу и просто палочка (Ы)

Аудио голоса чибиса

Прочитайте, название каких птиц мы разгадали. Найдите этих птичек на картине

и

покажите с помощью любого инструмента.

Все верно, вы отлично занимались. А сейчас нам нужно возвращаться в детский сад.

Снова мы глаза закроем,

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернемся,

Лес волшебный не забудем!

В.: Ну вот, мы снова в детском саду.

- Где мы с вами были?

- Зачем мы отправились в Волшебный лес?

- Чем мы там занимались?

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Кто справился со всеми заданиями, возьмите веселый смайлик, у кого были затруднения,

грустный.



В раздел образования