Автор: Журавлева Валентина Вальтеровна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: БДОУ г. Омска
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кронтик осваивает звуки"
Раздел: дошкольное образование
Бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Омска «Детский сад № 41»
воспитатель Журавлева Валентина Вальтеровна
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по
социально - коммуникативному развитию /обучение грамоте /
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Кронтик осваивает основы грамоты»
Форма работы: Речевая ситуация.
Цель: Овладение детьми основами грамоты
Задачи:
Образовательные:
Формировать умения разгадывать ребус к слову Горлицы .
Продолжать формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в
слове, читать слова.
Закрепить умение различать гласные и согласные звуки и буквы, упражнять в звуковом
анализе слова.
Развивающие:
Развивать умение находить заданный предмет в сюжетном окружении, показывать его
с помощью инструментов.
Воспитательные:
– воспитание культурного поведения в музее.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, книги «Кронтик осваивает
звуки» (И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт, Москва, Академкнига/Учебник, 2018).
Открытки с картиной «Святой Франциск разговаривает с птицами», бумажные
инструменты (Зоркое око, Волшебная рамка, указатель), карточки с напечатанными
названиями птиц, разрезные картинки с изображением горлиц на каждого ребенка, ребус
к слову ФАЗАН, квадраты красного и синего цвета, полоски для звукового анализа слова
СОРОКА демонстрационные и на каждого ребенка, крупные буквы к слову ЧИБИС ,
смайлики грустные и веселые
Ход занятия
В.: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад , Кронтик мне сказал, что он не
хочет учиться читать! А вы согласны с ним? Почему?
Д.: Умея читать, можно узнать много нового и интересного. Не надо просить взрослых,
можно прочитать самому.
Кронтик: Спасибо, ребята, вы меня переубедили, теперь я понял и буду дальше с вами
учиться читать
В.: Ребята, а где мы учимся читать?
Д.: В Музейном доме Волшебного леса.
В.: Прежде, чем мы отправится в Музейный Дом, давайте вспомним, а как надо вести себя
в музее?
Д.: Спокойно, не кричать, ничего не трогать руками, внимательно рассматривать картины,
наблюдать.
В.: Верно, только соблюдая правила, мы сможем увидеть красоту картин и познать их
тайны
В.: Отправимся в Волшебный лес?
Д.: Да, конечно.
В.: Тогда давайте произнесем волшебные слова
Дети произносят слова с воспитателем и выполняют движения.
Если мы глаза закроем
И покружимся немного,
То конечно непременно
В лес волшебный попадём!
В.: Открываем глаза. Вот мы и в Волшебном лесу. Как тут хорошо и спокойно. Проходите
на места.
В.: Здесь в Музейном доме уже собрались все животные, и Маша, и Кронтик, и учитель
Волли Волкович.
На экране появляется картина «Святой Франциск разговаривает с птицами»
В. : Посмотрите на экран и вспомните как называется картина?
- Почему его назвали святым?
- А что это делает святой Франциск? Что он рассказывает птицам?
- Вам понравилась это картина? Вы успели рассмотреть всех птиц? Хотите к ней
вернуться?
Тогда послушаем, что говорит нам Волли Волкович
- вот эти две птички-родственницы голубей! -
показал Волли Волкович.
Показываю рамкой на картине птиц. Хотите узнать, как называются эти птицы? А чтобы
узнать, как они называются вам нужно выполнить задание.
1.Д. и. «Определи сколько слогов»
У вас в конверте под №1есть картинка с изображением этих птиц, достаньте ее. Что с ней
случилось? Она запутана. Соберите ее!!!
( В конверте разрезная картинка с изображением горлиц, разрезанная на три части, под
каждой частью слог)
- Прочитайте название этой птицы
- Разделите слово на слоги. Прохлопайте слово.
- Сколько слогов в этом слове?
- Ребята, как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов)
- Сколько гласных в этом слове? (3) Какие? (О, И, Ы)
Совершенно верно. Молодцы кто справился без ошибок!
(На картине горлицы увеличились.)
Посмотрите, вы правильно выполнили задание!
А теперь возьмите «Зоркое око» и покажите горлиц на картине.
Одна из птиц сидит высоко на ветке сухого дерева, а другая стоит рядом со святым
человеком. «Подпиши» горлиц с помощью напечатанной карточки.
-А вот эти ….самые большие и нарядные – кто они? – спросил Кронтик.
Воспитатель рамкой выделяет их в картине.
В.: Мы можем тебе Кронтик ответить на вопрос, когда разгадаем ребус.
2. Ребус «Прочитай по первым буквам»
ФАЗАНЫ
Задание выполняется у мольберта.
В.: Для того, чтобы разгадать ребус, необходимо определить первые звуки в словах –
картинках и составить из них слово. Посмотрите, что у меня в конверте?
Д.: Буквы.
В.: Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Рассмотрите
картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдите
букву, соответствующую данному звуку и подставьте под картинкой. Задание понятно?
(дети по очереди выполняют задание у доски).
(фартук, арбуз, заяц, апельсин, нос, буква ы)
В.: Ребята, что изображено на первой картинке?
Д.: Фартук
В.: Какой первый звук в слове «Фартук»?
Д.: Звук [ф].
В.: Найдите букву, которая обозначает звук [ф] и прикрепите ее под картинкой в первом
квадрате. Это первая буква слова – отгадки.
Продолжаем выполнять задание.
В. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?
Кронтик - это фазан. Включаю аудио запись голоса фазана.
Квох-квох! – засуетился фазан, который стоял позади Кронтика и очень хотел показать
всем окружающим своих сородичей.
Все садятся на места.
Рассмотрите птиц, которые понравились Кронтику. Как они называются? А как они
говорят? Покажите их на картине, с помощью любого инструмента, «Подпишите» с
помощью напечатанной карточки.
- Я очень люблю птичек, но не всех птичек знаю, - призналась Маша.
- Сейчас разберемся! – пообещал Волли Волкович.- Ты, Машенька, сороку знаешь?
Ну-ка, посмотри внимательно: где тут сорока? Она всегда в парадном черно-белом
костюме. А дроздов когда-нибудь видела? Конечно, ты много раз их видела! Они носят
такие пестренькие будничные халаты. Прочитайте в книге под фрагментами название
птиц.
Покажите
на
картине
сороку
и
дроздов
с
помощью
любого
из
своих
инструментов. Расскажите, где тут на картине дрозды.
- Знаю, знаю! – улыбнулась Маша. – Дрозды еще так смешно разговаривают! (Аудио
голоса дрозда). Мне папа перевел, что они такое говорят:
ФИ-ЛИПП, ФИ-ЛИПП,
ПРИ- ДИ, ПРИ-ДИ
ЧАЙ ПИТЬ, ЧАЙ ПИТЬ!…
- Отличный перевод! – одобрил Волли Волкович.
- А я знаю продолжение этого разговора:
ЧАЙ ПИТЬ,
ЧАЙ ПИТЬ,
С СА-ХА-РОМ,
С СА-ХА-РОМ…
Прочитайте разговор дроздов – обе его части.
В.: Молодцы, ребята!
ФИЗ. МИНУТКА
(Звучит голос сороки).
В.: Вы узнали эту птицу? А теперь сделайте звуковой анализ слова СОРОКА. Давайте
вспомним:
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим и зеленым)
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и
пишем).
В. Открываем конверт под № 2. Что там лежит?
Р. Разноцветные квадратики для составления звукового анализа слова.
В. Итак, начнем звуковой анализ слова СОРОКА.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Назови, пожалуйста, первый звук в слове СОРОКА
Р. Звук [с] – согласный, твердый, глухой.
В. Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?
Р. Синего цвета.
В. Назови второй звук
Р. Звук [о] – гласный, обозначается квадратом
красного цвета.
В. Назови третий звук
Р. Звук [р] – согласный, твердый, звонкий, квадрат синего цвета.
В. Назови четвертый звук
Р. Звук [о] – гласный, обозначается квадратом
красного цвета.
В. Назови пятый звук
Р. Звук [к] – согласный, твердый, глухой, квадрат синего цвета.
В. Назови шестой звук
Р. Звук [а] – гласный, обозначается квадратом
красного цвета.
Дети выполняют перед собой. Один ребенок работает у доски.
В. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием
вы тоже справились.
Гимнастика для глаз.
В: Вы были очень внимательными, напрягали глазки чтобы все увидеть. И поэтому я
предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. Движения выполнять только глазами.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Продолжим.
А кроме дроздов, здесь есть другие певчие птички? – спросила Маша.
Не успела она договорить, как рядом с ней послышались птичьи трели:
(аудио пения жаворонков)
ТИ-ЛЮ, ТИ-ЛЮ, ТИ-ЛЮ?- спросила небольшая пестрая птичка с хохолком.
ТРИ-ТРИ-ТРИ! – ответил ей дружок.
- О чем это они говорят? – спросила Маша.
- Эти птички увидели своих сородичей на картине, - сказал Волли Волкович. – Они хотят
их нам показать.
Найдите на фрагментах птичек с хохолками. Прочитайте как они называются. Затем
прочитайте, как они разговаривают. Найдите этих птичек на картине и покажите с
помощью любого инструмента.
- А я вижу двух других птиц с хохолками! – обрадовался Кронтик и протянул лапку в
сторону картины. – Вот они: крупные такие! Как их зовут?
ЧЬИ ВЫ? ЧЬИ ВЫ? - разволновалась рядом с Кронтиком крупная хохлатая птица.
Она пыталась объяснить Кронтику, как зовут ее сородичей.
А вы хотите узнать, как зовут этих хохлатых птиц?
Давайте поиграем в игру «Угадай букву» (ЧИБИСЫ)
1.
Кронтик сказал про нее, что она похожа на цифру 4 (Ч)
2.
Две палочки, соединенные наискосок (И)
3.
Если у буквы Ы отнять палочку и надеть на нее кепку, то получится буква….. (Б)
4.
Две палочки, соединенные наискосок (И)
5.
Это просто недописанная буква О
6.
Палочка с головой в самом низу и просто палочка (Ы)
Аудио голоса чибиса
Прочитайте, название каких птиц мы разгадали. Найдите этих птичек на картине
и
покажите с помощью любого инструмента.
Все верно, вы отлично занимались. А сейчас нам нужно возвращаться в детский сад.
Снова мы глаза закроем,
И подсматривать не будем.
В детский садик мы вернемся,
Лес волшебный не забудем!
В.: Ну вот, мы снова в детском саду.
- Где мы с вами были?
- Зачем мы отправились в Волшебный лес?
- Чем мы там занимались?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Кто справился со всеми заданиями, возьмите веселый смайлик, у кого были затруднения,
грустный.