Напоминание

Конспект занятия .Квиллинг. Открытка «МАТРЕШКА».


Автор: Терещенко Мария Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "ГАЛАКТИКА"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия .Квиллинг. Открытка «МАТРЕШКА».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Центр детского творчества «ГАЛАКТИКА»

Детское объединение «Мастерская удивительных искусств «ДИВО»

Конспект занятия.

Квиллинг. Открытка «МАТРЕШКА».

Терещенко Мария Александровна –

педагог дополнительного образования

первая квалифицированной категории.

Стаж педагогической работы 10 лет

Екатеринбург 2019

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: Квиллинг. Открытка «Матрешка».

Тип

занятия:

комбинированное

(отработка

практических

навыков;

открытие новых знаний и умений).

Форма занятия: учебное.

Участники: группа первого года обучения.

Цель

занятия:

расширить

представления

о

народном

прикладном

творчестве,

закрепить

навыки

и

умения

учащихся

по

изготовлению

и

оформлению открыток различными способами.

Задачи:

-познакомить с историей возникновения народного промысла;

- обучать

различным

приемам

работы

с

бумагой, сформировать

представление о видах росписи Матрешки;

-продолжить ознакомление учащихся с техникой выполнения квиллинга;

- выполнить объёмные цветы на сарафане Матрёшки;

- развивать воображение, мышление, фантазию, творческие возможности

каждого

ребёнка;

развивать

интерес

к

предмету;

развивать

у

учащихся

умения и навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, устную

речь обучающихся;

-воспитывать

у

обучающихся

аккуратность

и

собранность

при

в ы п ол н е н и и

п р и ё м о в

т руд а ,

т руд ол ю б и е ,

ум е н и е

с л у ш а т ь ,

коммуникабельность,

активность,

культуру

труда,

умение

работать

самостоятельно.

-воспитывать

интерес

и

любовь

к

народному

искусству,

народным

игрушкам; желание сделать приятное близким людям.

- создавать атмосферу увлекательного творческого процесса;

Материалы и оборудование:

- для обучающихся: инструкционные карты по технике безопасности;

инструкционная карта основных форм, применяемых в квиллинге; цветные

полоски для квиллинга; приборы и приспособления для квиллинга; трафарет

окружностей

разного

диаметра;

линейка;

ножницы;

клей

ПВА;

двойной

скотч, клей «Кристалл»; зубочистки; картон; защитные коврики на стол.

-

для

педагога:

мультимедийная

установка

для

просмотра

фото-

коллекции изделий, выполненных из различных материалов; магнитофон,

аудиозаписи русских народных песен; образцы Матрешек, выполненных в

различных

техниках, деревянная

игрушка

Матрешка,

картинки

с

изображением разных матрешек, силуэт матрешки.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная (беседа, просмотр фото- коллекции, обсуждение,

сравнение);

индивидуальная (изготовление изделия по выбранному образцу).

Основные принципы обучения:

научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные

знания);

природосообразности (обучение организуется в соответствии с

психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

заинтересованности и мобильности (образовательный процесс

организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному);

наглядности (привлечение различных органов чувств детей к

восприятию);

урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост,

ступенька к знанию;

самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм,

выбор, инициативность, уверенность, потребность;

современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля.

Методы организации занятия:

инструктивно-репродуктивный;

словесные (беседа, объяснение, диалог, консультация);

метод практической работы;

метод игры (игровые паузы, игры на внимание, память, воображение,

глазомер);

наглядный метод обучения (схемы, рисунки, фотографии,

демонстрационные материалы);

метод индивидуального подхода.

Предварительная работа: Просмотр презентации» Матрешка - русская

народная игрушка», рассматривание иллюстраций с изображением

Матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки,

загадки), прослушивание музыкальных фольклорных композиций, просмотр

мультфильмов «Секрет матрешки» киностудия «Союзмультфильм », « Жили-

были Матрешки» киностудия «Киевнаучфильм».

Содержание занятия.

1. Организационная часть (3мин)

Приветствие. (Здравствуйте! Очень рада видеть вас сегодня!)

Проверка явки обучающихся

Проверка готовности детей к занятию. (Настроение каково? –Во! Все

такого мнения? –Все без исключения!)

Мотивация на учебную деятельность. (Мы готовы к занятию. У нас

хорошее настроение. У нас обязательно все получится.)

2. Введение в тему занятия

Беседа (12мин).

Дивное диво я вам принесла

Диво чудесное, расписное. Мне подарила бабушка, когда я была еще

маленькой. И это была моя любимая игрушка.

Предлагаю вам отгадать-что это?

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко - Наша русская ... (Матрешка)

Ни для кого не секрет, что в России, кроме официальных государственных

символов

(флаг,

гимн,

герб)

существуют

и

неофициальные

(Матрешка,

береза, ромашка). Граждане, приехавшие из других стран обязательно увозят

с собой сувенир русскую народную матрешку. Так как Матрешка - это символ

России.

- Расскажите ребята как выглядит Матрешка?

- Во что она одета? (сарафан, платок на голове, фартук, и платок в руке).

- Из чего она сделана? Правильно выточена из дерева.

- Какой секрет у неё внутри?

Эта фигурка раскрывается и вдруг появляется другая меньшая размером

такая же красивая. И эта в свою очередь раскрывается, появляется еще одна

фигурка, потом еще и еще. Посмотрите на эти фигурки на столе.

- Как вы думаете сколько вкладышей может быть в матрешке?

Самое большое количество это 50 вкладышей.

- Как вы думаете сколько лет матрешке?

Матрешка молода ей всего чуть больше ста лет.

- Знаете ли вы от куда появилась матрешка?

А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская Матрёшка, а

вы смотрите и слушайте.

Появилась первая Матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из

Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь

его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень

понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием,

вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий

Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал.

Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском

сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так

деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида Матрёшек:

1.Семёновская Матрёшка.

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название

- Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь

фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

(платок).

Посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

(жёлтый, зелёный, малиновый, красный).

2.Сергиев – Посадская Матрешка.

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сергиев – Посадские Матрешки одеты в яркий платок, кофточку с

узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

(желтый, красный, синий)

3.Полхов - Майданская Матрёшка.

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

У этих Матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого

– условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с

цветами.

Как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки? Конечно

же, как и наши девочки -веселые, озорные, игривые, радостные,

праздничные, добрые, ласковые. Бывают и грустные- но таких куколок

художники не рисуют.

У каждой Матрешки есть автор и живут они в разных городах. И

матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных

сказок.

В

Ребята, а сегодня в нашем современном мире есть и другие очень

интересные матрешки. Матрешки-сказка и семейные матрешки. Посмотрите!

Беседа с просмотром фото - коллекции Матрешек из различных

материалов (5мин)

Приложение №2- Матрешки из различных материалов

-из бисера;

-из соленого теста;

-из глины;

-из драгоценных металлов в виде сережек;

-из бумаги- украшены в технике аппликации, квиллинга, декупаж;

-из пластилина;

-связаны из ниток;

-вышиты «крестиком»;

-в технике аппликации из ткани.

)

3. Практическая работа.

(20минут)

Народные мастера трудятся, создавая неповторимые образы своих

кукол. И мы с вами постараемся сегодня украсить свою Матрёшку,

непохожую на другие.

Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих

авторских Матрешек, и я приглашаю вас на Удивительную Фабрику по

росписи Матрешек. Но вместо красок у нас с вами – цветные полоски бумаги,

которые мы с вами превратим в цветы в технике квиллинг. Для этого уже все

готово. Садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат,

рукава засучены и приступайте к работе.

Мастера, скорей за дело

Украшай Матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Перед началом работы вспомним правила техники безопасности - дети

проговаривают

правила

техники

безопасности

по

инструкционной

карте

(Приложение №3- Техника безопасности)

А теперь назовите формы, применяемые в квиллинге, из которых можно

сделать цветы на сарафане Матрешки. (глаз, капля, завитки, тугая спираль,

открытая спираль, маркиза. (Приложение №4 –Квиллинг формы)

Теперь вы самостоятельно изготовите цветы для украшения сарафана

вашей Матрешки. По ходу работы вы можете обратиться ко мне с вопросом,

за

разъяснением.

Для

создания

цветка

мы

будем

использовать

базовые

элементы квиллинга.

Тугой ролл - для создания середины цветка, туго скручиваем склеиваем

конец.

Свободный ролл - сначала скручиваем тугой ролл, затем расслабляем его

в пальцах, кладем в нужную нам окружность, склеиваем и придаем форму

капли, сжимая при этом один край.

Так же мы выполним и форму лепесток, она аналогична предыдущей

детали, только мы сжимаем пальцами деталь с двух сторон.

- Ребята напомните мне, пожалуйста, для чего нам нужна линейка с

окружностями? (для создания элементов одного размер).

С помощью этих форм мы выполним наш цветок.

Ход работы:

1. Выполняем середину цветка - тугой ролл

2. Скручиваем пять полосок одного цвета - это будут лепестки.

3. Выполняем листочки для цветка.

Можно проявить свою фантазию и добавить к цветку элементы других форм -

завитки, веточки, листья, стразы.

Самостоятельное изготовление цветов под музыку.

(Приложение № 5- Музыка)

Теперь, когда изготовлены все элементы вы можете приклеить цветы и

листики на сарафан Матрешке.

Динамическая пауза

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонились,

Всем знакомым поклонились.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

4. Подведение итогов (5 мин).

Пока наши открытки сохнут, давайте поговорим и подведем итоги

нашего занятия.

- В какой технике мы с вами выполняли работу? (квиллинг)

- Почему матрешку так назвали? (Имя Матрена)

- Как появилась Матрешка? (ее выполнили похожей на японскую игрушку

Фукуруму).

- С какими трудностями вы столкнулись при изготовлении своей открытки?

Работа каждого ребенка оценивается и делаются выводы- советы,

похвалы.

А теперь мы проверим как вы запомнили основные виды Матрешек.

Предлагаю найти половинки одной Матрешки и сказать отличительные

особенности каждой игрушки. (Приложение 7- виды Матрешек, разрезанные

пополам)

Вывод: - Вы потрудились сегодня на славу и мне кажется, что эти и

другие открытки украсят ваши дома, вы можете их подарить друзьям,

родным, учителям, иностранным гостям как символ России. Эти

открытки несут людям тепло и мастерство ваших рук.

Мини-выставка готовых работ. Фотографирование со своими работами.

И как всегда по доброй традиции в конце занятия мы беремся за руки и

говорим такие слова:

- Всем- всем до свидания! Всем- всем добрых дел!

Приложения:

Приложение 1 – Матрешка- виды росписи (фото)

Приложение 2 – Матрешки из различных материалов (фото)

Приложение 3- Техника безопасности

Приложение 4 –Квиллинг формы

Приложение 5 – Музыка

Приложение 6- Презентация «Русская народная игрушка Матрешка»



В раздел образования