Автор: Терещенко Мария Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "ГАЛАКТИКА"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия .Квиллинг. Открытка «МАТРЕШКА».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Центр детского творчества «ГАЛАКТИКА»
Детское объединение «Мастерская удивительных искусств «ДИВО»
Конспект занятия.
Квиллинг. Открытка «МАТРЕШКА».
Терещенко Мария Александровна –
педагог дополнительного образования
первая квалифицированной категории.
Стаж педагогической работы 10 лет
Екатеринбург 2019
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: Квиллинг. Открытка «Матрешка».
Тип
занятия:
комбинированное
(отработка
практических
навыков;
открытие новых знаний и умений).
Форма занятия: учебное.
Участники: группа первого года обучения.
Цель
занятия:
расширить
представления
о
народном
прикладном
творчестве,
закрепить
навыки
и
умения
учащихся
по
изготовлению
и
оформлению открыток различными способами.
Задачи:
-познакомить с историей возникновения народного промысла;
- обучать
различным
приемам
работы
с
бумагой, сформировать
представление о видах росписи Матрешки;
-продолжить ознакомление учащихся с техникой выполнения квиллинга;
- выполнить объёмные цветы на сарафане Матрёшки;
- развивать воображение, мышление, фантазию, творческие возможности
каждого
ребёнка;
развивать
интерес
к
предмету;
развивать
у
учащихся
умения и навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук, устную
речь обучающихся;
-воспитывать
у
обучающихся
аккуратность
и
собранность
при
в ы п ол н е н и и
п р и ё м о в
т руд а ,
т руд ол ю б и е ,
ум е н и е
с л у ш а т ь ,
коммуникабельность,
активность,
культуру
труда,
умение
работать
самостоятельно.
-воспитывать
интерес
и
любовь
к
народному
искусству,
народным
игрушкам; желание сделать приятное близким людям.
- создавать атмосферу увлекательного творческого процесса;
Материалы и оборудование:
- для обучающихся: инструкционные карты по технике безопасности;
инструкционная карта основных форм, применяемых в квиллинге; цветные
полоски для квиллинга; приборы и приспособления для квиллинга; трафарет
окружностей
разного
диаметра;
линейка;
ножницы;
клей
ПВА;
двойной
скотч, клей «Кристалл»; зубочистки; картон; защитные коврики на стол.
-
для
педагога:
мультимедийная
установка
для
просмотра
фото-
коллекции изделий, выполненных из различных материалов; магнитофон,
аудиозаписи русских народных песен; образцы Матрешек, выполненных в
различных
техниках, деревянная
игрушка
Матрешка,
картинки
с
изображением разных матрешек, силуэт матрешки.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная (беседа, просмотр фото- коллекции, обсуждение,
сравнение);
индивидуальная (изготовление изделия по выбранному образцу).
Основные принципы обучения:
научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные
знания);
природосообразности (обучение организуется в соответствии с
психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
заинтересованности и мобильности (образовательный процесс
организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному);
наглядности (привлечение различных органов чувств детей к
восприятию);
урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост,
ступенька к знанию;
самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм,
выбор, инициативность, уверенность, потребность;
современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля.
Методы организации занятия:
инструктивно-репродуктивный;
словесные (беседа, объяснение, диалог, консультация);
метод практической работы;
метод игры (игровые паузы, игры на внимание, память, воображение,
глазомер);
наглядный метод обучения (схемы, рисунки, фотографии,
демонстрационные материалы);
метод индивидуального подхода.
Предварительная работа: Просмотр презентации» Матрешка - русская
народная игрушка», рассматривание иллюстраций с изображением
Матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки,
загадки), прослушивание музыкальных фольклорных композиций, просмотр
мультфильмов «Секрет матрешки» киностудия «Союзмультфильм », « Жили-
были Матрешки» киностудия «Киевнаучфильм».
Содержание занятия.
1. Организационная часть (3мин)
Приветствие. (Здравствуйте! Очень рада видеть вас сегодня!)
Проверка явки обучающихся
Проверка готовности детей к занятию. (Настроение каково? –Во! Все
такого мнения? –Все без исключения!)
Мотивация на учебную деятельность. (Мы готовы к занятию. У нас
хорошее настроение. У нас обязательно все получится.)
2. Введение в тему занятия
Беседа (12мин).
Дивное диво я вам принесла
Диво чудесное, расписное. Мне подарила бабушка, когда я была еще
маленькой. И это была моя любимая игрушка.
Предлагаю вам отгадать-что это?
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко - Наша русская ... (Матрешка)
Ни для кого не секрет, что в России, кроме официальных государственных
символов
(флаг,
гимн,
герб)
существуют
и
неофициальные
(Матрешка,
береза, ромашка). Граждане, приехавшие из других стран обязательно увозят
с собой сувенир русскую народную матрешку. Так как Матрешка - это символ
России.
- Расскажите ребята как выглядит Матрешка?
- Во что она одета? (сарафан, платок на голове, фартук, и платок в руке).
- Из чего она сделана? Правильно выточена из дерева.
- Какой секрет у неё внутри?
Эта фигурка раскрывается и вдруг появляется другая меньшая размером
такая же красивая. И эта в свою очередь раскрывается, появляется еще одна
фигурка, потом еще и еще. Посмотрите на эти фигурки на столе.
- Как вы думаете сколько вкладышей может быть в матрешке?
Самое большое количество это 50 вкладышей.
- Как вы думаете сколько лет матрешке?
Матрешка молода ей всего чуть больше ста лет.
- Знаете ли вы от куда появилась матрешка?
А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская Матрёшка, а
вы смотрите и слушайте.
Появилась первая Матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из
Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь
его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень
понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием,
вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий
Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал.
Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском
сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так
деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
Наиболее известны три вида Матрёшек:
1.Семёновская Матрёшка.
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название
- Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь
фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
(платок).
Посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
(жёлтый, зелёный, малиновый, красный).
2.Сергиев – Посадская Матрешка.
Я из Сергиева – Посада!
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сергиев – Посадские Матрешки одеты в яркий платок, кофточку с
узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
(желтый, красный, синий)
3.Полхов - Майданская Матрёшка.
Мы матрешки из Полхов –Майдана!
Можем стать звездой экрана.
Украшен наш наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этих Матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого
– условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с
цветами.
Как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки? Конечно
же, как и наши девочки -веселые, озорные, игривые, радостные,
праздничные, добрые, ласковые. Бывают и грустные- но таких куколок
художники не рисуют.
У каждой Матрешки есть автор и живут они в разных городах. И
матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных
сказок.
В
Ребята, а сегодня в нашем современном мире есть и другие очень
интересные матрешки. Матрешки-сказка и семейные матрешки. Посмотрите!
Беседа с просмотром фото - коллекции Матрешек из различных
материалов (5мин)
Приложение №2- Матрешки из различных материалов
-из бисера;
-из соленого теста;
-из глины;
-из драгоценных металлов в виде сережек;
-из бумаги- украшены в технике аппликации, квиллинга, декупаж;
-из пластилина;
-связаны из ниток;
-вышиты «крестиком»;
-в технике аппликации из ткани.
)
3. Практическая работа.
(20минут)
Народные мастера трудятся, создавая неповторимые образы своих
кукол. И мы с вами постараемся сегодня украсить свою Матрёшку,
непохожую на другие.
Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих
авторских Матрешек, и я приглашаю вас на Удивительную Фабрику по
росписи Матрешек. Но вместо красок у нас с вами – цветные полоски бумаги,
которые мы с вами превратим в цветы в технике квиллинг. Для этого уже все
готово. Садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат,
рукава засучены и приступайте к работе.
Мастера, скорей за дело
Украшай Матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Перед началом работы вспомним правила техники безопасности - дети
проговаривают
правила
техники
безопасности
по
инструкционной
карте
(Приложение №3- Техника безопасности)
А теперь назовите формы, применяемые в квиллинге, из которых можно
сделать цветы на сарафане Матрешки. (глаз, капля, завитки, тугая спираль,
открытая спираль, маркиза. (Приложение №4 –Квиллинг формы)
Теперь вы самостоятельно изготовите цветы для украшения сарафана
вашей Матрешки. По ходу работы вы можете обратиться ко мне с вопросом,
за
разъяснением.
Для
создания
цветка
мы
будем
использовать
базовые
элементы квиллинга.
Тугой ролл - для создания середины цветка, туго скручиваем склеиваем
конец.
Свободный ролл - сначала скручиваем тугой ролл, затем расслабляем его
в пальцах, кладем в нужную нам окружность, склеиваем и придаем форму
капли, сжимая при этом один край.
Так же мы выполним и форму лепесток, она аналогична предыдущей
детали, только мы сжимаем пальцами деталь с двух сторон.
- Ребята напомните мне, пожалуйста, для чего нам нужна линейка с
окружностями? (для создания элементов одного размер).
С помощью этих форм мы выполним наш цветок.
Ход работы:
1. Выполняем середину цветка - тугой ролл
2. Скручиваем пять полосок одного цвета - это будут лепестки.
3. Выполняем листочки для цветка.
Можно проявить свою фантазию и добавить к цветку элементы других форм -
завитки, веточки, листья, стразы.
Самостоятельное изготовление цветов под музыку.
(Приложение № 5- Музыка)
Теперь, когда изготовлены все элементы вы можете приклеить цветы и
листики на сарафан Матрешке.
Динамическая пауза
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонились,
Всем знакомым поклонились.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
4. Подведение итогов (5 мин).
Пока наши открытки сохнут, давайте поговорим и подведем итоги
нашего занятия.
- В какой технике мы с вами выполняли работу? (квиллинг)
- Почему матрешку так назвали? (Имя Матрена)
- Как появилась Матрешка? (ее выполнили похожей на японскую игрушку
Фукуруму).
- С какими трудностями вы столкнулись при изготовлении своей открытки?
Работа каждого ребенка оценивается и делаются выводы- советы,
похвалы.
А теперь мы проверим как вы запомнили основные виды Матрешек.
Предлагаю найти половинки одной Матрешки и сказать отличительные
особенности каждой игрушки. (Приложение 7- виды Матрешек, разрезанные
пополам)
Вывод: - Вы потрудились сегодня на славу и мне кажется, что эти и
другие открытки украсят ваши дома, вы можете их подарить друзьям,
родным, учителям, иностранным гостям как символ России. Эти
открытки несут людям тепло и мастерство ваших рук.
Мини-выставка готовых работ. Фотографирование со своими работами.
И как всегда по доброй традиции в конце занятия мы беремся за руки и
говорим такие слова:
- Всем- всем до свидания! Всем- всем добрых дел!
Приложения:
Приложение 1 – Матрешка- виды росписи (фото)
Приложение 2 – Матрешки из различных материалов (фото)
Приложение 3- Техника безопасности
Приложение 4 –Квиллинг формы
Приложение 5 – Музыка
Приложение 6- Презентация «Русская народная игрушка Матрешка»