Автор: Онищенко Анжела Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 107"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование монологической речи дошкольников посредством наглядного моделирования
Раздел: дошкольное образование
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Метод наглядного моделирования как средство развития
речи детей дошкольного возраста.
(слайд 1)
(слайд 2)«Не только интеллектуальное развитие ребѐнка, но и формирование его
характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной
зависимости от речи».
Л.С.Выгодский.
Пояснительная записка(слайд 3)
Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне
знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии
внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое
значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая
ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с
дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития образовательных областей,
заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники
ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной
программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного
детства ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и
внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов
обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение
моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным
Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее
интенсивного становления и развития личности.
(слайд 4)Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
(слайд 5)Актуальность использования наглядного моделирования
при формировании высших психических функций у детей дошкольного
возраста состоит в том, что:
во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и
взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко
обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются
повышением интереса через использование наглядного моделирования;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического
использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления
памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти
графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и
мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать
и синтезировать полученные знания.
(слайд 6)Преимущества метода моделирования:развиваются:
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ,
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ,
ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ.
(слайд 7)Новизна
Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное
для ребѐнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования,
выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков.
Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведѐт к
способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то
есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития
высших психических функций.
Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д.,
педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному
исследованию.
(слайд 8)Цель применения наглядного моделирования:
изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала
(темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
(слайд 9)Основные задачи:
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как
способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для
взаимодействия с окружающими людьми;
сформировать навыки в применении простейших форм символизации,
условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление
описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;
развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные
события, последовательность изложения;
развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически
правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
(слайд 10)Принципы:
принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
работы по внедрению метода моделирования соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствие критериямполноты, необходимости и достаточности (решение
поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале,
максимально приближенному к разумному «минимуму»);
решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной
организованной образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и
системности образования;
принцип динамичности (от самого простого до сложного)
В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление
рассказов, глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость
использования мнемотехники. (слайд 11)
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
( слайд 12)Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную
схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей. Их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах,
- при заучивании стихов.
(слайд 13)Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в
работе по развитию связной речи детей:
Прием наглядного моделирования,мнемотаблицы-схемы:используются
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
- Дидактические игры.
- Пересказхудожественной литературы.
- Отгадывание и загадываниезагадок.
- Заучиваниестихов.
- Обучение составлениюрассказов (составление рассказов по картинам и серии
картин, описательный, творческий рассказ).
( слайд 14)ЭТАПЫ РАБОТЫ:при моделировании
- Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного
возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.
- Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое
развитие дошкольников.
- Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме.
- Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена
целенаправленная работа с детьми.
(слайд 15)Модель построения педагогического процесса:
Направления работы:
с родителями:
-
родительские собрания;
-
практикумы;
- консультации;
-литературные гостиные;
-открытые НООД с участием родителей;
- картотека схем для составления рассказов.
с детьми:
Совместнаядеятельность:
- Непрерывная организованная образовательная деятельность по познавательному и
речевому развитию дошкольников (образовательные области «Социально –
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
- словесно-дидактические игры;
- речевые игры;
- игровые упражнения со схемами и моделями;
-
чтение (восприятие) художественной литературы;
-
составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д.
Самостоятельнаядеятельность:
-
Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами;
-
составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.
с педагогами:
-
консультации;
-
семинары-практикумы;
-
мастер-класс;
-
открытые просмотры непрерывной организованной образовательной
деятельности с детьми.
(слайд 16)Виды детской деятельности:в которых можно использовать
моделирование.
Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
(слайд 17)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТЗ-4 ГОДА:
использование в речи простых и сложных предложений;
договаривание стихов;
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
пересказ текстов с помощью воспитателя.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ4-5 ЛЕТ:
пересказ литературных произведений;
сочинение рассказов по игрушкам, картинам;
составление загадок.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ5-6 ЛЕТ:
проявление интереса к самостоятельному сочинению;
создание разнообразных видов творческих рассказов.
(слайд 18)
ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
-
ПРЕДМЕТНОЕ;
- ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ.
(слайд 19)
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ
:
- геометрические фигуры;
- силуэтныеизображения;
- символические изображения предметов;
- планы и условные изображения;
- предметные картинки;
- Контрастная рамка.
( слайд 20)Предметное моделирование - символические изображения предметов
(силуэты, контуры, условные обозначения).
Задание: придумать историю, опираясь на модель.
Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и
животных, назвать персонажей.
( слайд 21)Сочинение самостоятельно детьми сказки и составление
мнемотаблицы для рассказывания сказки детям.
(слайд 22) Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:
- Рассказ по сюжетной картинке.
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты,
силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения
являются также планом рассказов по серии картин.
(слайд 23)
(слайд 24) Составление детьми мнемотаблицы для рассказа по сюжетной
картинке на тему.
(слайд 25) -
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ.
(слайд 26)
( слайд 27)Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:
-
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ;
- ПОГОВОРОК;
- ПОСЛОВИЦ.
Солнышко
Чтоб скорей раскрылись почки
У берез и тополей,
Чтобы клейкие листочки
Появились поскорей,
Чтоб сочней была трава,
Ярче неба синева,
Светит солнышко вокруг –
Наш горячий добрый друг.
(слайд 28)
(слайд 29)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ:
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
- Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами
в определенном месте.
- Творческое рассказываниепо силуэтным изображениям.
( слайд 30)Предметно-схематическое:
Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже
знакомых произведений:
Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры».
Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три
медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»).
(слайд 31) Рассказывание детьми сказки с помощью предметно – схематического
моделирования.
(слайд 32)
Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие
замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и
т.д.)
(слайд 33)
Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта,
ориентируясь на качественную характеристику объекта:
(злой - добрый - ;
добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона).
(слайд 34)Рассказывание детьми сказки с помощью предметно – схематического
моделирования.
( слайд 35)Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:
Пересказ
Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания,
предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их
между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве
плана выступает наглядная модель.
Сказка «Репка».
(слайд 36)
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Сказка «Кот, петух и лиса».
Кот, петух в избушке.
Кот ушел на охоту.
Лиса пришла к избушке.
Лиса уносит петушка, а кот догоняет.
(слайд 37)
мнемотаблица
(схематичное изображение основных этапов сказки)
к русской народной сказке «Курочка Ряба».
(слайд 38)
(слайд 39)
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
(овощей, фруктов, ягод)
Элементами модели становятся символы – заместители качественных
характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие
детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для
неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не
нравится).
(слайд 40)
-
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
(игрушек).
(слайд 41)Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Составление рассказа - Разучивание с детьми новой потешки.
о времени года «Весна».
( слайд 42)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
:
- Пересказ сказки по мнемотаблице.
- Описание дерева с помощью мнемотаблицы.
( слайд 43)Образовательная деятельность с дошкольниками для развития
связной речи
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
с использованием метода моделирования (при работе со сказкой):
В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно -
схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В
схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок
учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые
сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие
сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему,
проговаривает строки, соотнося их с картинками.
В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях
упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов,
пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое
зернышко».
Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и
последовательными.
С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести
следующие занятия:
- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;
- пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;
- придумывание сказки «День рождения зайцы»;
- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».
( слайд 44)Ожидаемые результаты
(к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе):
У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки,
необходимые для взаимодействия с окружающими людьми;
Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного
обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных
рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;
развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные
события, последовательность изложения;
развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически
правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
(слайд 45)
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а
конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем
раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи,
используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как
связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и
готовности его к школьному обучению.
(слайд 46)
Спасибо за внимание!!!
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Сообщение
из опыта работы
по инновационным технологиям
Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
«Метод наглядного моделирования, как
средство развития речи детей
дошкольного возраста»
на районном семинаре
«Фестиваль педагогических инноваций»
Подготовил: воспитатель
Беспалова Валентина Александровна
с. Северное
2016 г.