Напоминание

"Развитие музыкального слуха и чувства ритма у младших школьников"


Автор: Авдеева Анна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкально-хоровая школа № 4"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкального слуха и чувства ритма у младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкального слуха и чувства ритма у

младших школьников.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представлении

человека

о

самом

себе,

как

средства

самопознания

и

самовыражения.

Восприятие

и

понимание

музыки

заключается

в

ощущении

её

связками,

мышцами,

движением,

дыханием.

Знание

о

музыке

чувственно

и

глубоко

субъективно.

Музыка – это чудесный источник положительных эмоций, которые есть в

нём

самом.

В

результате

научных

исследований

было

выявлено,

что

сила

воздействия

творческого

музицирования

на

весь

процесс

формирования

личности огромен. Желание играть звуками – неистребимое желание детей. На

первоначальной ступени музыкального обучения стоят звуки, которые ученик

способен услышать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности

его развития практически безграничны. Успешное развитие слуха зависит от

многих факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего

погружения в мир музыки.

«Развитие слуха – это самое важное»,- писал Р. Шуман. Это одна из

главных задач первоначального обучения. Подбор по слуху и транспонирование

– основной вид работы на первых уроках. Непосредственному обучению игре

на

инструменте

предшествует

слушание

музыки,

пение

детских

песен,

ритмическая

импровизация

под

музыку.

Обучение

следует

строить

исключительно в устной форме.

Вначале – донотный период, который в свою очередь состоит из двух

этапов: доинструментального и инструментального.

Доинструментальный период.

Задача

на

данном

этапе

заключается

в

подготовке

ума,

души

и

руки

ребёнка к практической музыкальной деятельности, а также научиться строить

и развивать музыкальный материал.

Инструментальный период.

Задача состоит в том, чтобы перенести на инструмент всё, что накоплено

на первом этапе. Знакомство с инструментом начинается с того, что ребёнок,

играя

на

одной

клавише

фортепиано

в

определённом

ритме,

«озвучивает»

пословицы и поговорки, в ансамбле с педагогом подбирает и транспонирует

постепенно

усложняющиеся

народные

мелодии

в

разных

регистрах

попеременно левой и правой рукой.

С

первых

уроков

игры

по

слуху

необходимо

добиваться,

чтобы

представление о звучании было тесно связано с пианистически организованным

движением. В дальнейшем на более сложных примерах формируется навык

транспонирования по слуху и по нотам мелодий, этюдов, пьес в удобных для

исполнения тональностях. В основе тренировки музыкального слуха лежит

образование определённых стереотипов мелодических оборотов, стереотипных

интонаций,

ритмических

формул,

гармонических

и

полифонических

комплексов. Для воспитания настоящего музыканта необходим синтез:

- разных видов искусства и наук;

-

разных

видов

музыкальной

деятельности:

композиторский,

исполнительский, теоретический;

-

трёх

компонентов

внутри

каждого

вида

музыкальной

деятельности:

музыкальная теория, музыкальный слух, музыкальная практика.

Методический принцип триединства:

знать – слышать – действовать.

Воспитание музыкального слуха начинается с определённой высоты звука,

его громкости, протяжённости звучания.

В начальной стадии развития музыкального слуха необходимо играть и

одновременно

петь.

Такой

методический

приём

ускоряет

процесс

развития

музыкального слуха, так как зрение, осязание действует активно, а главное

синхронно.

Музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную

речь»

и

осознавать

её

образно-выразительный

смысл.

Эта

способность

основывается

прежде

всего

на

умении

различать

и

воспроизводить

относительную высоту музыкальных звуков. Развитие относительного слуха

достигается

активным

слушанием

музыки,

игрой

на

музыкальных

инструментах, специальными занятиями сольфеджио, хора. Для музыкальной

деятельности

нужна

способность

слышать

связи

между

элементами

музыкального

языка

связи

между

звуками,

интервалами,

аккордами,

тональностями,

построениями,

частями

музыкальной

формы.

Это

дело

относительного слуха.

Слух может быть и абсолютным. Он не является свойством врождённым.

Этот

слух

появляется

только

в

процессе

музыкальной

деятельности.

Абсолютный слух – это абсолютная память на высоту звука.

Задача огромной важности – развитие ладового слуха.

Лад – соотношение устойчивых и неустойчивых звуков, связанных между

собой.

Устойчивые

звуки

звучат

весомо

и

утвердительно,

как

ответ

после

вопроса, они как бы останавливают движение. Неустойчивые звуки толкают к

движению,

звучат

как

вопрос,

в

них

ощущается

некая

активность,

устремлённость.

Устойчивость

и

неустойчивость

звуков

зависит

от

ряда

причин. Например, как часто звуки повторяются, как долго они протянуты, в

каком месте музыкального произведения они применяются.

Для характеристики лада часто употребляют термин «наклонение», что

указывает на мажорность или минорность лада. Мажорный лад имеет оттенок

твёрдый

и

светлый,

минорный

мягкий

и

тёмный.

Понятия

обязательно

должны двигаться в сравнении, для лучшего усвоения. Важнейшая задача в

развитии музыкального слуха состоит в том, чтобы научиться слышать звуки

лада – ступени. Ступень и просто музыкальный звук отличаются друг от друга.

Существуют устойчивые и неустойчивые ступени. Главные ступени: тоника (I),

субдоминанта

(IV),

доминанта

(V)

это

мотор

музыки,

та

сила,

которая

порождает движение. Побочные ступени: нижний или восходящий вводный тон

(VII), верхний или нисходящий вводный тон (II), верхняя мидианта (III), нижняя

мидианта (VI). Побочные ступени играют в музыке большую выразительную

роль: создают колорит, вносят в музыкальный язык разнообразие оттенков,

красок.

Существуют

различные

формы

работы

над

слуховым

усвоением

ступеней. Например, имитация: слышу, повторяю за педагогом.

1. Педагог поёт, называет ноты, ученик повторяет.

2. Педагог играет упражнение на фортепиано, ученик поёт, называя ноты.

Работу

по

развитию

музыкального

слуха

продолжает

ознакомление

с

понятием «тональность»

Тональность – высота лада. К изучению тональностей следует приступать

во

втором

полугодии

первого

класса.

Начинать

работу

по

развитию

музыкального

слуха

нужно

в

до

мажоре,

чтобы

детям

было

легко

ориентироваться

в

названиях

абсолютной

высоты

звуков.

С

самого

начала

следует придавать значение пению игре гамм. Гамма помогает интенсивному

развитию музыкального слуха. Гамма – богатейший материал для детского

музыкального творчества.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов – звуковысотный,

мелодический,

полифонический,

гармонический,

темброво-динамический,

интервальный, внутренний (музыкально-слуховые представления), вокальный.

Звуковысотный слух

Звуковысотный

слух

развивается

в

процессе

занятий,

работы

над

произведением.

В

значительной

степени

влияет

сольфеджио,

особенно

в

сочетании с игрой.

Условия развития.

1. Настроенный инструмент даёт чувство стройности

2. Вокал даёт чувство высоты. Подпевание – форма проявления слуховых

представлений.

Методы:

- унисон с инструментом;

- дублирование голосом играемой мелодии во время игры;

- пропевание одного из двух, трёх, четырёх голосов;

- небыстрое чтение с листа с одновременным анализом и определением

интервалов, аккордов;

- чередование пения и игры по фразам;

-

пропевание

целиком

основных

тем

и

мотивов

до

непосредственного

воплощения на клавиатуре.

Мелодический слух

Мелодический

слух

проявляется

в

восприятии

мелодии

именно

как

музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Он

проявляется

на

основе

развития

гармонического

слуха,

хотя

чистота

интонирования,

точность

восприятия

и

воспроизведения

звуковысоты

музыкальной

мысли

необходима.

Далее

идёт

глубина

и

содержательность

мелодии, её эмоционально-психологическая сущность.

Интонация

осмысление

звучания.

Мелодический

слух

находится

в

прямой

зависимости

от

художественного

качества.

Интонация

ядро

музыкального образа.

Интервал – та или иная степень напряжения.

Мелодический рисунок – воспринимается через ощущение его упругости,

сопротивляемости,

психологической

возможности.

Это

является

главным

условием

содержательности

высказывания.

Мелодический

рисунок

должен

быть пережит:

- близкий или далёкий;

- консонанс или диссонанс;

- в пределах лада или вне его.

Слышание продольных интонационно-интервальных строений (мотивов) –

один из важнейших аспектов развития мелодического слуха.

Методы и приёмы.

1. проигрывание мелодии без сопровождения;

2. воспроизведении мелодии на более простом сопровождении;

3.

исполнение

на

фортепиано

аккомпанемента

и

пропевание

мелодии,

желательно «про себя»;

4. рельефное, укрупнённое по звуку проигрывание мелодии на пианиссимо

в аккомпанементе.

Полифонический слух.

Полифоническое ухо необходимо всюду, так как умение воспринимать и

оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме

или

жанре.

Важен

объём

слухового

внимания,

его

устойчивость

и

распределяемость.

1. умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций;

2. не дать спутаться линиям музыкальной ткани:

а) мотивная верхушка;

б) средние голоса;

в) басы.

Всё должно пульсировать своей жизнью.

«Звуковая перспектива» как у

художников: передний план, фон, линия горизонта.

Методы и приёмы:

- проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности;

- проигрывание по парам, сохраняя мелодико-тематический характер;

- совместное проигрывание голосов и пар;

- пропевание одного из голосов – игра остальных;

- исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений;

- проигрывание целиком с показом насыщенного одного из голосов, другие

затушёвывая.

Гармонический слух.

Музыкальное развитие детей, их слуховая готовность требует тактильных

ощущений.

Наступает

момент,

когда

необходимо

перейти

от

образно-

теоретического освоения гармонии к практическому. Эффективность обучения

может

проявиться

только

при

комплексном

закреплении

музыкальных

сведений. Требуется обратная связь – «слышу – осязаю».

Гармонический слух – это проявление слуха к созвучиям: комплексам

различной высоты в их одновременном сочетании.

Механизм формирования гармонического слуха:

1. восприятие ладовых функций аккордов;

2. восприятие самого характера звучания вертикали.

В ходе разучивания пьес выявляется разнообразие гармонических явлений,

многократность их повторяемости.

Приёмы:

- проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада

композиции;

- извлечение из произведений гармоний и последовательное проигрывание

их на клавиатуре;

-

арпеджированное

исполнение

новых

или

сложных

аккордовых

образований. Метод дробления, упрощения, облегчения усвоения слуховым

сознанием.

Выгрывание

в

любой

аккорд,

с

постепенным

ускорением

до

слитного и узнаваемого.

- варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической

основы. Перенос мелодии и сопровождения в разные руки.

-

подбор

гармонического

сопровождения

к

мелодиям,

игра

с

листа

цифрового баса, гармонизирование заданной мелодии.

Темброво-динамический слух.

Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Тембр может

быть только показан на инструменте через описание внемузыкальных явлений.

Метафора,

ассоциация

образа,

меткое

сравнение

способствуют

развитию

слухового

воображения.

Темброво-динамический

слух,

получая

помощь

от

живописно-образного

воображения

и

фантазии,

кристаллизуется

и

совершенствуется в воплощении замыслов и идей. Следует больше играть с

оттенками, упражняться в слуховом погружении, искать тончайшие нюансы,

слухом вытягивать желаемое звучание.

Внутренний слух.

Внутренний

слух

это

музыкально-слуховые

представления.

Развитие

этого вида слуха – одна из главных задач:

-

внутренний

слух

концентрирует

в

себе

все

моменты,

связанные

с

интерпретацией

и

исполнительской

передачей

содержания.

Способность

к

мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента

или голоса.

-

способность

произвольного,

не

скованного

обязательной

опорой

на

внешнее звучание, оперирование слуховыми представлениями.

- исполнительский внутрислуховой образ. Важно с первых шагов уделять

внимание

подбору: вижу – слышу, слышу – представляю движение.играть

мысленно – значит думать.

Приём работы.

1. подбор по слуху, транспонирование.

2.

исполнение

в

замедленном

темпе

с

установкой

на

предслышание

последующего материала.

3. проигрывание способом «пунктира» - фраза вслух, фраза «про себя»,

сохраняя при этом слитность движения.

4.

беззвучная

игра

на

клавиатуре

пальцы

слегка

дотрагиваются

до

клавиши.

5. освоение музыкального материала «про себя».

6. выучивание пьесы или её отдельного куска глазами наизусть, а лишь

затем его осваивать на клавиатуре.

Интервальный слух.

Музыка – искусство интонирования – воплощает художественный образ в

музыкальных звуках. Оно основано на звуковысотной, интервальной и ладовой

определённости. Интервальный слух предполагает определение музыкального

интервала, его название, тембровое слышание, чистоту интонирования.

I. На начальной стадии важно слышание звуковысотного движения как

темброво-объёмного

изменения.

Тембровое

восприятиезвуковысотной

интонации – есть основа речевого слуха. Во многом именно с этой стороны и

воздействует

интонационный

речевой

опыт

на

восприятие

музыкального

з в у к о в ы с о т н о г о

д в и ж е н и я

к а к

д в и ж е н и я

и н т о н а ц и о н н о -

осмысленного.восприятие

мелодического

интервала

может

опираться

на

интонационно-речевой опыт потому, что в самом музыкальном движении звука

есть речевой темброво-объёмный компонент интонации.

II. следующий уровень – собственно музыкальная стадия – интервально-

высотное слышание. Эта стадия характеризуется выходом на первый план и

упрочением

вертикально-высотного

восприятия

мелодического

движения.

Такое восприятие возникает при опоре на пение. Высокая степень развития

слуха характеризуется комплексностью восприятия. Существует гармонический

интервал – два звука играются одновременно; мелодический интервал – звуки

берутся один за другим последовательно.

Две трактовки мелодического интервала:

1. Интервал – как движение – это ячейка интонационного развития внутри

единой

музыкально-смысловой

единицы:

мотива,

фразы,

слитного

предложения.

2.

Интонация

как

переключение

с

одной

высоты

на

другую.

Это

проявляется ярко при переходе от одного построения к другому. Интервал,

разделяющий две мелодические фразы, два звена секвенции – качественно иное

музыкальное явление по сравнению с интервалом, связывающим звуки внутри

построения.

Таким

образом,

на

начальной

стадии

интонационная

напряжённость

теснейшим

образом

связана

с

восприятием

и

воспроизведением

речевой

интонации. Воспринимаются лишь интонационный смысл в целом. На стадии

возникновения собственно музыкального слышания высоты, благодаря опоре и

на

вокальный

опыт,

внутренняя

динамика

интонационного

движения

становится

ясно

ощутимой

и

легко

связывается

с

музыкальной

логикой

мелодического движения, с возникновением кульминационных нарастаний и

спадов напряжения, с ладовыми тяготениями и разрешениями.

В

каждом

музыкальном

произведении

есть

равномерное

чередование

сильных

и

слабых

долей

размер

(пульс).

Услышать

и

почувствовать

равномерное биение в музыке – первая задача в развитии музыкального слуха.

Без пульсации невозможно воспитание музыкальных способностей.

Ритм воспринимается ребёнком в этом возрасте на слух, зрительно, с

помощью текста, путём сравнения длинных и коротких длительностей.

Наиболее эффективный путь воспитания чувства ритма – это постоянное

обогащение музыкально-ритмическими впечатлениями (пение песен, танцы под

музыку, ритмические игры, слушание музыки). Постепенно по мере осознания

учащимися

простейших

ритмических

соотношений,

следует

переходить

к

элементарному анализу ритма, обращая внимание на характерную структуру

двух-трёхдольного размера.

Игра

подбор

по

слуху

помогает

ученикам

самим

разобраться

в

ритмических соотношениях музыки, содействуя так же развитию у них чувства

ритма. Ритм должен быть гибким и подчёркивать характер произведения. При

этом нужно следить за соотношениями целого и его частей. Неоценимую пользу

для

ритмического

чувства

приносит

игра

в

ансамблях.

Дети

усваивают

сочетание длительностей – ровное, пунктирное, синкопированное, сочетание

разных вариантов ритма.

Важнейшее задачей в развитии музыкального слуха является выработка

чувства пульсации. Должно быть нерушимым законом: сначала пульс, затем на

его

основе

развёртывается

ритм,

претерпевающий

различные

варианты

оживления и торможения.



В раздел образования