Автор: Алфиза Сафиулловна Хабирова
Должность: социальный педагог, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СКОШ" ЯНАО г. Губкинский
Населённый пункт: город Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Разработка урока "Олимпийские игры в древности"
Тема: Методическая разработка
Раздел: среднее образование
Тема «Олимпийские игры в древности»
Цели:
Формирование
представлений
о
проведении
Олимпийских
игр,
культового праздника Древней Греции.
Расширение
представлений
учащихся
о
культуре
Древней
Греции,
об
истории Олимпийского движения.
Планируемые результаты
личностные:
применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений;
развивать умение работать в коллективе;
оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;
привлечь к занятию спортом;
метапредметные:
проанализировать
информацию,
полученную
из
исторических
источников;
сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие
и различные черты;
предметные:
определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;
назвать виды спорта в Древней Греции;
определить значение Олимпийских игр.
Оборудование:
Историческая карта «Древняя карта»;
Кроссворд;
Карточки с заданием;
Проектор;
Презентация на тему урока.
Словарь:
Олимпия – город, где проводились Олимпийские игры;
Глашатай – вестник, всенародно объявляющий, возвещающий что-нибудь;
Атлет – это спортсмен.
Хитон – рубаха из тонкой ткани, без рукавов.
Алтарь – это жертвенник.
Возничий – это человек, который правит лошадьми.
Олимпионик – победитель.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Чтобы проверить домашнюю работу по теме «Основание греческих колоний»
вам нужно выполнить такую работу. Вам даются карточки с заданием «Тест по
теме «Основание греческих колоний».
III.
Изучение нового материала.
Проблемное задание:
- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные выводы, к концу урока
вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают
мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»
a)
Тема и цели урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав шараду.
Первая часть слова – название священной горы греков,
Вторая – соединительный союз,
Третья – самая хвастливая буква алфавита,
А целое слово – древнегреческий город. (Олимп – и – я)
- Как могли называться игры, которые проводились в Олимпии? (Олимпийские
игры)
Цель урока – расширить представления
о культуре Древней Греции,
больше
узнать
о
проведении
Олимпийских
игр,
об
истории
Олимпийского
движения.
б) рассказ учителя об Олимпийских играх.
- Что вы знаете об Олимпийских играх? (ответы учащихся)
Одним
из
самых
популярных
занятий
у
древних
греков
был
спорт.
Государство поощряло занятия спортом, так как это позволяло его гражданам
находиться
в
хорошей
физической
форме
и
случае
войны
быть
в
боевой
готовности.
Существовало много соревнований, в которых атлеты могли показать
себя. В большинстве своем это были спортивные местные состязания, но 4 из
них: Олимпийские, Пифийский, Истмийский, Немейские игры – привлекали
участников со свей Греции.
в) выступления учащихся об играх и показ городов на карте.
Немейские
игры
–
общегреческий
праздник
в
честь
бога
Зевса,
учрежденный, согласно мифу, Гераклом после его первого подвига – победы над
немейский львом. Проводились с 573 года до н.э., один раз в два года в
новолуние июня в Немейской долине Пелопоннесе при храме Зевса.
Истмийские
игры
–
проводились
в
честь
Посейдона,
бога
морей
и
повелителя влаги. Устраивались на Истмийском перешейке один раз в два года.
Пифийские игры – были посвящены Аполлону, богу солнечного света и
красоты, покровителю искусств. Основаны в 6 веке до н.э. и проводились
сначала в 8 лет, позже один раз в 4 года. Включали в себя только музыкальные
соревнования – исполнение гимнов в честь Аполлона. Потом были добавлены
атлетические состязания и гонки колесниц.
г) физкультминутка.
Ребята,
но
в
Древней
Греции,
перед
тем
как
начать
состязания
атлеты
проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
д) продолжение рассказа учителя.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Проводились
один раз в 4 года, продолжались 5 дней и были посвящены богу Зевсу. А в
настоящее время Олимпийские игры проводятся тоже один раз в 4 года, но
существуют два вида:
-
летние
(проходили
2016
году
в Рио-де-Жанейро в
Бразилии
–
наши
спортсмены завоевали 56 медалей: 19 золотых, 18 серебряных, 19 бронзовых);
- зимние (проводились в Пхёнчхан провинции Канвондо, Республика Корея в
2018 году, наши завоевали 17 медалей: 2 золотых, 6 серебряных, 9 бронзовых).
е) чтец.
В старину, в античном мире,
Двадцать шесть веков назад,
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силен,
Для сражений мирных будет
Полем боя – стадион!
В
год
Олимпийских
игр
глашатаи
разносили
по
городам
Греции
радостную
весть:
«Все
в
Олимпию!
Священный
мир
объявлен!
Дороги
безопасны! Да победят сильнейшие!»
В
Олимпию,
расположенную
в
Южной
Греции,
добирались
морем
и
сухопутными путями за месяц до игр на отборочный тур. Приезжали сотни
участников и тысячи зрителей из всей Греции. Праздник объединял греков.
В состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые,
знатные и незнатные. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в
роли зрительниц.
Например: одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в
Олимпию, чтобы взглянуть на выступления сына. Когда юноша победил, мать
бросилась к нему, и все поняли, что перед ними – женщина. Несчастную
должны были казнить, но из уважения к сыну – победителю помиловали.
Участниками игр обычно становились зажиточные люди, т.к. бедняки не
могли тренироваться долгими месяцами.
1-й день. Открытие. Впереди шли распорядители. Одетые в пурпурные хитоны
(рубаха из тонкой ткани, без рукавов), с лавровыми венками на головах, они
важно занимали предназначенные им места. За распорядителями шествовали
атлеты. Медленно, один за другим, сохраняя дистанцию, спортсмены обходили
круг стадиона, а глашатай объявлял имя каждого из них, имя отца его и город,
гражданином
которого
он
был.
Зрители
приветствовали
участников
соревнований
громкими
криками,
ведь
среди
атлетов
были
их
земляки,
родственники. Но глашатай поднимал руку, и все стихало.
Участники перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех
правил
состязаний,
происходили
жертвоприношения
(сжигали
жертвенных
животных: быка, барана, козу и т.д.)
2-й день. Проводились состязания среди мальчиков до 18 лет.
3-й день. Состязания мужчин в разных видах спорта. Основные состязания –
пятиборье:
бег;
прыжки в длину;
борьба;
метание копья;
метание диска.
Это самое сложное соревнование, требующее от атлета выносливости,
силы и организованности.
О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого
видели в начале и конце дорожки. Другой мог обогнать зайца. Третий бегал так
быстро, что не оставлял следов на песке.
С 720 года до н.э. спортсмены выступали в состязаниях обнаженными.
Борцы натирали свое тело оливковым маслом для того, чтобы соперник не мог
схватить. Поэтому соревнующиеся в начале борьбы старались обвалять друг
друга в песке.
4-й день. Конные состязания – это гонки на колесницах. Они устраивали на
ипподроме.
По
сигналу
возничие
взмахивали
кнутами
и
колесницы,
запряженные четверкой лошадей, устремлялись вперед. Колесницы должны
были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда возничие получали увечья и раны. В
этих соревнованиях могли участвовать только богатые греки: иметь беговых
лошадей
было
баснословно
дорого.
При
этом
владелец
мог
не
управлять
упряжкой, а нанять возничего.
5-й
день.
Заключительный
этап.
Заканчивался
жертвоприношениями
и
торжественной церемонией вручения наград.
Олимпионик
–
победитель.
Имя
победителя
и
отчество
торжественно
объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для
всеобщего обозрения.
Олимпионики
были
знамениты.
Награждались
венками
из
ветвей
«оливы
прекрасных венков» якобы посаженных самим Гераклом.
На родине они освобождались от всех государственных повинностей и
пользовались почетными местами в театре и на всех праздниках.
ж) чтец.
Был простой венок зеленый
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем корона
Всех воинственных царей.
Потому что не воитель
Получал венок такой,
А достойный победитель
И действительно герой.
Не хотел он сеять горе,
Побежденному грозя,
Для него в спортивном споре
Все соперники – друзья.
В
394
году
Олимпийские
игры
были
запрещены
как
языческое
празднество римским императором Феодосием Великим, т.к. произошла смена
религии,
приняли
христианство.
А
в
апреле
1896
года
по
инициативе
французского общественного деятеля, барона Пьера де Кубертена в Афинах
состоялась
первая
Олимпиада,
положившая
начало
современному
олимпийскому движению.
IV.
Закрепление. Решение кроссворда.
Давайте сейчас проверим, кто и как запомнил новый материал.
Ответьте на вопросы:
1.
Как называли победителя? (Олимпионик)
2.
Венком, какого дерева награждали? (Олива)
3.
Самое сложное состязание или соревнование? (Пятиборье)
4.
Кто мог участвовать в играх? (Мужчины)
5.
Один из пяти основных видов соревнований? (Прыжки)
6.
Закончите фразу «Олимпийские …»? (Игры)
7.
Страна, в которой проводились эти игры? (Греция)
1.
О
2.
Л
3.
И
4.
5.
6
М
П
И
7.
Я
Решение проблемного задания.
А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале
нашего урока.
Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были
любимым праздником древних греков.
V.
Рефлексия
Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И
сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.
Сегодня на уроке, я узнал, что….
Выставление оценок за урок.
Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного
об олимпийском движении. Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок. Спасибо!
А я хочу оценить вашу работу на уроке.
VI. Домашнее задание:
Параграф 33,
пересказ;
творческое
задание:
придумайте
рассказ
об
Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр.
154).
Я благодарю вас за работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать
выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к
здоровому
образу
жизни,
любили
спорт,
так
как
он
развивает
точность,
быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.