Напоминание

«Методические особенности обучения живописи и развития колористических способностей учащихся на художественном отделении школы искусств».


Автор: Лысова Вера Иннокентьевна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №18
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методические особенности обучения живописи и развития колористических способностей учащихся на художественном отделении школы искусств».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств № 18»

«Методические особенности обучения живописи и развития

колористических способностей учащихся на художественном

отделении школы искусств».

Автор: Лысова Вера Иннокентьевна

Новосибирск 2020

Колористическая подготовка учащихся художественного отделения школы

искусств в процессе обучения живописи включает организацию колористической

деятельности, в которой осуществляется освоение понятий, формирование знаний,

умений, развитие колористических способностей.

Особенности обучения живописи в детской школе искусств состоят в том, что дети

овладевают основами изобразительной грамоты, опытом творческой деятельности в

атмосфере доброжелательности, творчества, педагогической требовательности.

Цвет, как основа языка живописи, — это активное средство в создании

художественного образа, средство выразительности, а способности владения цветом и их

развитие – одна из главных проблем и задач колористической подготовки учащихся

детской художественной школы.

Феномен цвета изучается с разных научных позиций: физиологии, физики, химии,

психологии, философии, эстетики, живописи и др. В изобразительном искусстве наиболее

значима художественно-эстетическая, эмоциональная сторона цвета, в колористической

подготовке цвет используется как активное средство воспитания эстетических качеств

личности, развития художественных и интеллектуальных способностей. Не случайно

проблема цвета интересует специалистов, занимающихся вопросами эстетического

воспитания и творческого развития учащихся, так как цвет — универсальное

выразительное средство во всех видах изобразительного искусства: живописи, дизайне,

графике, декоративно-прикладном искусстве.

Для выявления особенностей колористической подготовки в процессе обучения

живописи необходимо раскрыть содержание ведущих колористических понятий: цвет,

гармония цвета и колорит. Подходы к формулировке понятия «цвет» позволяют нам

судить о цвете как о субъективном и объективном природном феномене. Объективными

являются убеждения И. В. Гете, согласно которым цвет раскрывает нам законы

мироздания, через цвет мы познаем и окружающий мир, и себя. Многофункциональность

цвета, его разнообразные свойства вызывают огромный интерес у специалистов разных

сфер деятельности. В искусстве цвет — язык, на котором «говорит» художник, с помощью

цвета он познает мир, может запечатлеть мгновение, красоту окружающего мира, выразить

свои мысли и чувства.

О функциях цветовой гармонии в произведениях живописи (декоративной,

эмоционально-содержательной, мировоззренческой, моральной) писали известные

художники П. Синьяк, Э. Делакруа. По словам Э. Делакруа, «живопись вызывает

совершенно особые эмоции, которые не может вызывать никакое другое искусство. Эти

впечатления создаются определенным расположением цветов, игрой света и тени —

словом, тем, что можно было бы назвать музыкой картины».

Высказывания ученых и художников о цветовой гармонии определяют ее ведущую

роль в эстетическом претворении красочного богатства мира как мощного выразительного

колористического средства в живописи.

Методические особенности обучения живописи и развития колористических

способностей учащихся на художественном отделении школы искусств.

Основным моментом в методике обучения живописи П.П.Чистякова являлось

определение тональных и цветовых отношений объектов натуры при целостном ее

восприятии. Уже в начале обучения педагог требовал от учеников целостного видения

цветовых отношений объектов натуры. На первом месте оказывается умение понять цвет

не как статичную окраску предмета, а как движение цвета по форме и в пространстве,

движение цвета в картинной плоскости, поэтому большое значение придается умению

точно определять цвет, находить его положение в пространстве. Чистяков учил определять

движение цвета, с помощью которого создавался «колорит» — цвет натуры в связи со

светом и находящимися в окружении предметов. Принципиальное значение в системе

обучения приобретает у него измеряемость цветом и тоном, где измерение

рассматривается как условие образного построения реального изображения.

Первый этап предполагал овладение учеником образным характером цвета,

выработку умения точно определять цветовой оттенок и находить его пространственное

расположение; на втором этапе задача педагога состояла в том, чтобы научить понимать

движение цвета по форме как основное средство передачи натуры; третий этап был

направлен на решение сюжетно-пластических задач с помощью цвета.

Анализ практики обучения живописи в художественных школах, в последние

десятилетия показал, что основное внимание на занятиях по живописи направлено на

реалистическое отображение объектов окружающей действительности. Цвет главным

образом используется как средство живописно-пластического изображения, в передаче

объема, пространства, фактуры, материальности. Изучаются преимущественно

пространственные свойства цвета. Однако недостаточно внимания уделяется изучению

образного характера цвета, практическому применению выразительных качеств цвета в

создании образа. Изобразительные колористические задачи оказываются не связанными с

выразительными. Недостаточно подготовительных заданий и упражнений на освоение и

практическую проработку цветовых закономерностей, свойств цвета (эстетических,

эмоциональных, температурных и др.) и способов цветовоспроизведения.

Необходима та методика колористической подготовки, которая бы включала

систему заданий и упражнений, направленных на освоение, практическую проработку и

творческое применение понятий цветоведения, на усвоение колористических знаний,

умений и навыков, что позволило бы учащимся глубоко осмысливать цветовые

закономерности природы и живописи, свойства цвета, способы их воспроизведения,

осознанно применять их в решении как отдельных учебных, так и творческих живописных

задач.

Поэтому я вижу задачу педагога в том, чтобы научить детей находить смысловые

связи и организовывать их в определенный изобразительный материал, в единый

выразительный образ.

Нужно научить ребенка понимать и строить свои художественные образы

свободными от зеркального повторения видимого предметного мира. Важно обучить

учащихся видеть цвет, форму предметов, через цвет понимать изнутри логику цветового

воздействия, подчинять цвет форме и пространству и наоборот; научить понимать, с

помощью каких средств цвета можно передать настроение, создать образ, который будет

воздействовать на зрителя; помочь ребенку не только в практической реализации образа,

но и в его возникновении.

Для определения условий развития колористических способностей учащихся

необходимо рассмотреть особенности формирования умений и развития способностей

учащихся подросткового возраста в процессе изобразительной колористической

деятельности.

На уровне ощущений у подростков повышается цветовая чувствительность.

К 11 годам учащиеся могут с абсолютной точностью различать цвет, точно

передавать цвет изображаемого предмета, предполагая задачу светлоты, насыщенности и

теплохолодности. Тонкость различения цвета в период от 6 до лет увеличивается почти в 2

раза. Различение светлоты возрастает в период от до 16 лет в 2,5 раза.

Следовательно, на уроках живописи ученики должны приобрести знания, умения и

навыки, непосредственно связанные с колористической деятельностью: знания (основ

цветоведения; свойств разнообразных техник; художественных и эстетических свойств

цвета, основных закономерностей создания цветового строя; основных выразительных

средств; закономерности построения художественной формы, особенности ее восприятия

и воплощения); умения (выбирать колористическое решение в этюдах; видеть и передавать

цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; грамотно изображать

с натуры и по памяти предметы, объекты окружающего мира, пространство, фигуру

человека; раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и

естественную освещенность; использовать изобразительно-выразительные возможности

живописи; выражать индивидуальное отношение к изображаемому, передавать

настроение, состояние в колористическом решении пейзажа); навыки (передачи объема и

формы; использования основных материалов и техник; последовательно вести

живописную работу), наличие понимания выразительности цветового решения, наличие

образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.

Значительная роль в определении тоновых, цветовых и яркостных характеристик

элементов выбранного мотива изображения на разных планах отводится применению

видоискателя черного цвета, так как черный цвет — самый глубокий цвет и тон, по

которому живописец сверяет все цвета и оттенки и выстраивает затем эти цветовые пятна

в картине. Сравнение цвета и тона с черным цветом позволяет точнее определить

плотность дальнего плана, цвет и тон теней на разных планах, цвет и тон самого светлого

и самого темного пятен, являющихся тональными границами будущего произведения.

Кроме тонального сравнения цвета, важно формировать умения передавать

сложный цвет, что является показателем роста познания в области цвета.

Постоянный анализ, сравнение и обобщение – необходимые условия познания

натуры для целей изображения. Важную роль играют методы одновременного сравнения и

обобщения цветовых и тоновых отношений натуры по трем характеристикам цвета. В

создании колорита ключевым моментом является определение общего тонового и

цветового состояния освещенности натуры. Оценивая это состояние по трем свойствам

цвета (цветовой тон, светлота и насыщенность), необходимо передать основные цветовые

отношения, соответствующие натуре, затем следуют углубленные разработки градаций

светотени, главным образом, на первом и втором плане. При этом определение отношения

предметов по светлоте (между самым светлым и самым темным объектами натуры), по

цветовому тону (между самым теплым и самым холодным цветами натуры) и по

насыщенности (между самым интенсивным и самым «блеклым» цветами натуры) является

важнейшим условием гармоничной настройки тонально-цветовой гаммы в живописной

композиции.

Для развития колористических способностей важное значение имеет

эмоциональная отзывчивость на цвет, которая помогает детям в создании выразительных

цветовых решений. Нужно как можно раньше развивать чуткость к тому, какие чувства,

настроения способны выразить и вызвать у человека цвета, их градации, сочетания.

Важно, чтобы ребенок видел в цвете не только внешний признак, но ощущал и понимал

нераздельную связь цвета с определенными эмоциями и чувствами. Для развития

эмоциональной чуткости к цвету важным является изучение и анализ произведений

живописи. Педагог должен помочь ученику понять, что определенный колорит вызывает

определенную гамму чувств, колорит отличается по преобладающему эмоциональному

тону. Задача состоит в том, чтобы научить не только различать, «прочитывать»

эмоциональный тон, но и передавать его цветом. Исходя из основного эмоционального

тона будущего произведения, важно уметь отбирать тот необходимый минимум красок, с

помощью которого можно передать нужный аккорд чувств.

В живописи процессы изображения и выражения тесно взаимосвязаны.

Для формирования изобразительных колористических умений важно освоить

технические особенности красочных материалов; способы письма, соединения красок и

объединения цветов, различные формы красочного мазка. Приобретая навыки получения

цвета в работе с палитрой, дети попутно учатся сознательно различать тонкие оттенки

цвета, их настроение, перестают связывать название цвета с одним, типичным оттенком.

Неразрывная связь цвета с чувствами, эмоциями утверждалась многими учеными,

педагогами и художниками (И. В. Гете, В. В. Кандинский, М. Люшер, Ю. А. Полуянов и

др.). Художники относятся «к цвету, как к сильнейшему средству выражения внутреннего

содержания своих картин, в первую очередь – создания соответствующей эмоциональной

атмосферы».

В условиях реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных

программ в области изобразительного искусства основной акцент в содержании

программы предмета «Живопись» ставится на передаче цветовых отношений, строящихся

на цветовой гармонии. По результатам освоения обязательной части программы при

оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих колористических умений и

навыков: передачи локального цвета, цветовых и тональных отношений предметов к фону,

материальности (1-й класс); передачи оттенков локального цвета, цветовых и тональных

отношений между предметами, передачи световоздушной среды и особенностей

освещения, объема и материальности (2-й класс); грамотного построения цветовых

гармоний, объема предметов в пространстве, материальности (3-й класс); грамотного

построения цветовых гармоний, передачи нюансов светотеневых отношений, объема

сложных предметов (4-й класс); построения сложных цветовых гармоний; передачи

сложных светотеневых отношений, объема предметов в интерьере, материальности (5-й

класс); передачи образного и живописно-пластического решения постановки, колорита,

тональных отношений световоздушной среды, материальности (6-й класс).

В результате активной мыслительной деятельности в процессе обучения живописи,

постоянного анализа, сравнения и обобщения цветовых отношений развивается цветовое

мышление учащихся. Под влиянием обучения у детей расширяются знания и

представления о цвете, которые постоянно углубляются и становятся более

содержательными, полными и осмысленными. Усвоение понятий осуществляется

постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков

Развитое мышление позволяет учащимся создавать новые цветовые образы,

осмысленно применять знания цветовых закономерностей в создании живописной

композиции; анализировать, сравнивать и обобщать цветовые отношения; передавать

цветовые отношения с учетом общего цвето-тонового состояния освещенности, источника

освещения и цветового окружения; выделять главное цветом.

На начальном этапе обучения живописи, одной из главных задач является

овладение живописными приемами. Большое значение в живописной передаче

изображения автор придает овладению способами письма (однослойного, многослойного),

соединения красок и объединения цветов (тоном, цветом), различными формами

красочного мазка прямоугольной формы; штриховой; перистый, точечный мазок; гладкая

живопись). Механическое соединение лежит в основе создания цветовых оттенков.

Способ соединения красок «воздушным» мазком, позволяет передать чистоту, звучность,

свежесть цвета в живописи. Мозаичный способ дает возможность создавать вибрации и

мерцания цветовых оттенков. Лессировочное соединение красок используется в

многослойном письме, прием лессировки применяется с целью дальнейшего изменения —

усиления или ослабления тона изображения, придания цвету новых цветовых оттенков.

Лессировка помогает добиваться впечатления глубины и прозрачности в полутенях и

тенях картины.

Широкие лессировки позволяют объединять большие части полотна, создают

воздушную дымку, среду в картине. Форма красочного мазка, является одним из важных

выразительных средств живописи. Выбор определенной формы красочного мазка

способствует наиболее полному эмоциональному раскрытию и пониманию

художественного образа. Знание перечисленных способов цветовоспроизведения и умение

их грамотно применять на практике необходимы начинающему живописцу в решении

изобразительных и выразительных задач: передачи многообразия цветовых оттенков,

обобщения цветовых отношений, передачи материальности, различных состояний

природы, при выполнения кратковременных этюдов и длительных работ.

За второй год обучения учащиеся должны усвоить содержание таких понятий

цветоведения, как цветовой спектр, основные и составные, теплые и холодные,

ахроматические и хроматические цвета, основные характеристики цвета (светлота,

насыщенность, цветовой тон), цветовая гамма, цветовая гармония, и научиться применять

эти знания на практике в решении живописных задач.

Задание №1. Упражнение на основе восприятия натуры.

Цель: выполнить гуашью или акварелью упражнение на составление ряда оттенков

теплых цветов. Задача: передать многообразие оттенков теплых цветов, передать

эмоциональный тон оттенков цветового строя натурной постановки, в работе с красками

передать технические особенности выбранного материала живописи.

Основные требования: на основе восприятия натурной постановки «Осенний

натюрморт» в теплой гамме с искусственным общим и боковым освещением определить

присутствующие в натюрморте ведущие оттенки теплых цветов, определить

преобладающий эмоциональный колористический строй;

способом механического смешения цветов на палитре найти подобные натуре

разнообразные оттенки теплых цветов с учетом влияния освещенности, эмоциональной

тональности колористического строя натюрморта, придав эмоциональную

выразительность оттенкам. Найденные на палитре оттенки необходимо расположить в ряд

в произвольном порядке в верхней части листа формата А4. В работе с акварелью или

гуашью грамотно передать плотность красочного слоя.

Задание направлено на выявление у обучающихся практических колористических

умений и навыков: передавать цветовые оттенки по светлоте, насыщенности и цветовому

тону; передавать изменение оттенков цвета под влиянием источника освещения, цветового

окружения и общего цветотонового состояния освещенности; объединять оттенки общим

тоном или цветом;

передавать эмоциональный тон оттенков цветового строя мотива; грамотно

накладывать на поверхность бумаги красочные слои с учетом их плотности в работе

акварелью или гуашью.

Задание № 2.

Работа по памяти.

Цель: выполнить по памяти, по представлению ассоциативную композицию с

преобладанием теплых цветов. Задачи: при воспроизведении по памяти передать сходство

цветовых отношений с натурой; передать в композиции по представлению ассоциативный

образ теплых цветов, реальные цветовые отношения, передать настроение, грамотно

применить способы цветовоспроизведения.

Основные требования: на основе ассоциаций теплых цветов с предметами или

явлениями окружающей действительности создать ассоциативный образ с определенным

настроением, сочетанием цветов, представить теплые цвета как определенный мотив,

образ; передать цветовое сходство с воспринятым ранее объектом; применить для большей

выраженности ассоциаций, настроения определенные способы объединения цветов и

соединения красок, формы красочного мазка.

Задание направлено на выявление у обучающихся практических колористических

умений и навыков: передавать по памяти сходство в цветовых отношениях с натурой;

передавать ассоциативный образ заданных цветов, передавать по представлению цветовые

отношения в связи с реальными условиями освещения; передавать настроение цветом;

воспроизводить цвет определенными способами (способом многослойного или

однослойного письма, способом соединения красок (лессировочного, мозаичного,

механического, «воздушным мазком»), способом объединения цветов (тоном и цветом),

подбирать определенную форму красочного мазка.

Задание № 3. Живопись натюрморта с натуры.

Цель: выполнить с натуры этюд бытового натюрморта из двух-трех предметов в

теплой цветовой гамме при верхнебоковом искусственном освещении. Задачи: передать

объем предметов и пространство в натюрморте, передать цветовую гармонию, создать

выразительный реалистический образ бытового натюрморта.

Основные требования: применить знания цветоведения и живописной грамоты в

решении задач живописно-пространственного изображения натюрморта: передать

цветовые и тоновые отношения с учетом влияния на цвет освещенности, цветового

окружения; выделить цветом композиционный центр; посредством светотеневой

моделировки придать форме предметов объемность; посредством воздушной перспективы

передать плановость, пространство в натюрморте; используя знания эстетических свойств

цвета и наблюдения в природе цветовых гармоний, согласовать между собой цветовые

отношения и оттенки; адекватно подобрать способы цветовоспроизведения для придания

реалистичности, эмоциональной и эстетической выразительности образу бытового

натюрморта.

Задание направлено на выявление сформированности творческих умений и

навыков: передавать цветовые и тоновые отношения с учетом влияния общего

цветотонового состояния освещенности, источника освещения и цветовой среды;

выделять главное цветом, используя знания пространственных свойств цвета, умения

применять знания природных цветовых закономерностей в объективном отражении

действительности, в передаче объема и пространства; умения преобразовывать, усиливать

характерные для данной постановки цвета; умения передавать гармоничные сочетания

цветов с учетом знания природной согласованности цветов; умения подбирать

колористические средства, способы цветовоспроизведения для эмоционально-

эстетической выразительности образа.

Задание № 4. «Осенний мотив», работа с натуры.

Цель: выполнить с натуры тематический натюрморт «Осенний мотив» в тплой

цветовой гамме при верхнебоковом искусственном освещении. Задачи:

создать выразительный реалистический образ осеннего натюрморта, передать

цветовую гармонию, индивидуальное отношение к изображаемому.

Основные требования: применить знания цветоведения и живописной грамоты в

решении образных и живописно-пластических задач изображения натюрморта:

последовательно выполнить цветовое решение натюрморта (подмалевок, собственно

живописное решение, обобщение, выделение главного), передать объем, пространство с

учетом состояния освещенности; используя знания эстетических свойств цвета и

наблюдения в природе цветовой гармонии согласовать между собой цветовые отношения и

оттенки; адекватно подобрать колористические средства для выражения идейного-

эмоционального содержания замысла постановки.

Научиться творческим колористическим умениям и навыкам: передавать цветовые

и тоновые отношения натуры с учетом общего состояния освещенности, источника

освещения и цветового окружения; передавать колорит; передавать объективные качества

действительности (объем, пространство, материальность).

Преобразовывать, усиливать характерные цвета натуры при выполнении

согласовывать выразительные средства цвета с идейно-эмоциональным содержанием

замысла в живописной композиции.

Поэтапное выполнение заданий позволяет постепенно усложнять колористические

задачи, что обеспечивает плавный переход от репродуктивной к творческой деятельности;

задействовать основные процессы колористической деятельности: ощущение и

восприятие цвета, эмоциональную отзывчивость на цвет, изобразительный процесс,

связанный с техническим исполнением в материале на этапе освоения; память,

представление, эмоциональное переживание, изобразительный процесс, связанный с

воспроизведением цвета на этапе практического применения; мышление, воображение,

чувство красоты цвета, выражение цветом на этапе творческого применения.

Усвоение колористических знаний, умений и навыков и творческое применение в

решении изобразительных и выразительных задач позволяет учащимся достигать в

работах следующих положительных результатов: многообразия цветовых оттенков;

изменения цвета с учетом условий освещения, цветовой целостности; сходства в цветовых

отношениях с натурой; четкости ассоциативного образа заданных цветов; передачи

цветовых отношений в связи с реальными условиями освещения, колорита, объективных

качеств натуры (объема, пространства, материала); преобразования, усиления характерных

цветов натуры; выраженности эмоционального тона оттенков цветового строя мотива;

передачи настроения цветом, цветовой гармонии; грамотного воспроизведения цвета

определенным способом письма, соединения согласованности между выразительными

средствами цвета и идейно-эмоциональным содержанием замысла в творческой

живописной композиции.

При работе с натуры необходимо уметь видеть и распознавать причины, влияющие

на организацию цветового изображения, только в этом случае цвет будет нести

эстетическую ценность, станет в руках живописца активным средством преобразования

натуры в художественном образе. «Подобно тому, как голос певца в процессе

систематических упражнений приобретает эластичность и гармоническую звучность, в

живописи художник развивает зрительное восприятие, совершенствует свои творческие

способности».

Важным для начинающих живописцев автор считает понимание того, что в

живописи художник пользуется не предметным цветом, а цветом обусловленным, т. е.

цветом, который он воспринимает в определенной среде. Факторами, влияющими на

изменение цвета, являются световоздушная среда, цветовое окружение и источник

освещение. Учитывая роль освещенности в живописном изображении важно изучение

пространственных свойств цвета, видов освещения.

Процесс усвоения учащимися колористических понятий проходит три этапа. На

первом этапе осуществляется освоение содержания понятия, раскрывающего

определенные цветовые закономерности и свойства цвета в природе и живописи,

осваиваются способы воспроизведения их цветом; происходит освоение технических

особенностей работы с красочным материалом; выполняется упражнение на составление

ряда цветовых оттенков или цветовой шкалы с опорой на восприятие цветового строя

натуры, произведения живописи с учетом определенных закономерностей цвета.

На втором этапе учащиеся применяют на практике полученные знания.

Выполнение формальной, ассоциативной или декоративной композиции по памяти или по

представлению позволяет осмыслить знания содержания колористического понятия через

решение отдельных изобразительных или выразительных задач живописи.

Третий этап направлен на решение учащимися творческих задач, связанных с

созданием колористическими средствами выразительного художественного образа

реальной действительности, нового цветового решения образа при выполнении

живописной творческой композиции с натуры или по воображению.

Поэтапная практическая проработка колористических понятий способствует более

глубокому пониманию, осмыслению и творческому применению различных свойств,

закономерностей цвета; формирует умения применять эти свойства и закономерности в

живописной передаче окружающей действительности, при создании колористического

образа как средства выражения своего внутреннего мира. Поэтапное усвоение

колористических знаний, умений и навыков в процессе поэтапного усвоения

колористических понятий позволяет организовать и активизировать процессы

колористической деятельности.

Система заданий и упражнений поэтапного усвоения колористических понятий

состоит из 15 тем. Темы заданий и упражнений, их направленность приведены ниже в

следующей последовательности: цветовой спектр, основные цвета, составные цвета,

теплые цвета, холодные цвета, основные характеристики цвета, цветовая гамма,

ахроматические цвета, хроматические цвета, контраст цвета, декоративность цвета, виды

освещения, цветовая гармония, колорит, психология цвета.

Восприятие цветовой модели позволяет сформировать у обучающихся понятие

цветового спектра, узнать об основных цветах спектра, расположенных в определенной

последовательности. Учащиеся выполняют 12-частный цветовой круг В. Бецольда,

начиная с основных цветов, затем способом механического смешивания первичных цветов

получают вторичные цвета и далее учатся достигать плавных переходов между основными

и составными цветами спектра.

В композиции учащиеся могут использовать все цвета спектра и их оттенки с

целью передачи цветового богатства окружающей действительности, решения задачи

полихромии в полицентрической композиции.

Формирование у обучающихся умений и навыков работы с тремя красками. В

цветовых композициях основные, составные цвета и их оттенки применяются для

передачи трехцветной гармонии .

Задания и упражнения на усвоение понятия теплых и холодных цветов знакомят

детей с температурными и пространственными свойствами цвета, что позволяет понять их

значение в живописной передаче объема (свет, тень), пространства, воздушной

перспективы (удаление, приближение), состояния тепла и холода. У обучающихся

формируются умения применять на практике свойства теплых цветов для приближения

объектов изображения, увеличения размера формы предмета, свойства холодных цветов

для удаления пространственных планов, уменьшения величины предметов, для передачи

глубины изображаемого пространства.

Наиболее эффективны для формирования колористических знаний, умений,

навыков и развития колористических способностей учащихся художественного отделения

в процессе обучения живописи следующие методы обучения: интерактивная беседа,

проблемный диалог, презентация, репродуктивный (упражнение), организация восприятия

и анализ произведений мировой живописи, метод проблемного изложения (постановка

проблемных задач и раскрытие путей их решения; образ, практический показ действия);

частично-поисковый (постановка и решение творческих задач).

Продуктивные приемы обучения — действие «отход»; обзор через цветные стекла;

применение видоискателя; ассоциативное сопоставление цвета с эмоциями,

эмоциональным сюжетом; обсуждение оттенков; преобразование цвета (усиление

характерных цветов натуры)

Большая роль в процессе колористической подготовки учащихся отводится

средствам обучения. К основным дидактическим средствам следует отнести средства

наглядности (натурный материал, репродукции и произведения мастеров живописи,

детские работы, схемы, модели), музыкальный ряд (музыкальные композиции и

спектакли), литературный ряд (сказки, рассказы, стихотворения), учебные пособия,

электронные образовательные ресурсы; к техническим средствам — аудио - и

видеоаппаратуру, учебное оборудование.

Основной формой обучения живописи остается урок, который должен быть

развивающим, а значит, носить задачный характер. Урок с применением технологии

проблемного обучения представляет собой систему задач, систему проблемных ситуаций,

каждая из которых имеет свою соответствующую задачу.

При решении всего комплекса задач важно реализовать основные звенья анализа и

решения задач: постановку проблемы (обнаружение противоречий), проблемную

ситуацию (познавательные задачи и вопросы), актуализацию знаний или приобретение

новой информации, выдвижение гипотез, возникновение замысла и проект поиска, поиск

и проверку гипотез, обоснование решения, проверку решения и введение его в систему

знаний.

К дополнительным формам обучения относятся экскурсии в музеи, на выставки

художественного творчества; пленэр; беседы эстетической направленности; контрольные

задания, рассчитанные на подведение итогов, и домашние задания, позволяющие

закрепить и отработать полученные знания, умения и навыки; индивидуальные

консультации, необходимые для более подробного разъяснения сложных задач живописи и

прояснения проблемных ситуаций; встречи с художниками; просмотры с обсуждением

учебных работ, позволяющие видеть результат учебно-творческой деятельности детей;

экспозиции и выставки наиболее удачных работ учащихся, формирующие правильный

ориентир.

На наглядных образцах живописи известных мастеров педагог показывает, как

посредством изменения яркости, светлоты или цветового тона можно передать различный

эмоциональный тон, определенное настроение. Праздничное настроение передается

художниками цветами более яркими, оттенками полихромии (Б. М. Кустодиев

«Масленица»), будничное — более сдержанными, приглушенными (К. Коро «Воз сена»).

При передаче спокойного состояния используются цвета менее контрастные, с доминантой

холодного оттенка (В. Э.Борисов-Мусатов «Водоем»), беспокойные и динамичные

состояния могут быть выражены цветами горячими и контрастными (Ф. А. Малявин

«Вихрь»); грустные минорные тона передаются приглушенными или холодными цветами

(В. И. Суриков «Меньшиков в Березове»), а веселые мажорные тона — светлыми,

контрастными, яркими оттенками (К. Ф. Юон «Мартовское солнце»).

Список используемой литературы

1. Агостон, Ж. А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне [Текст] / пер. с англ. –

Москва : Мир, 1982. – 184 с. : ил.

2. Аксенов, Ю. Цвет и линия [Текст] / Ю. Аксенов, М. Левидова. - 2-е изд. – Москва :

Советский художник, 1986. - 326 с.: ил.

3. Алгазина, Н. В. Цветоведение и колористика : методические указания [Текст] / Н. В.

Алгазина. – Омск : ОГис, 2007. - 38 с.

4. Алексеев, С. С. Научные и практические сведения о цвете [Текст] / С. С. Алексеев // Школа

изобразительного искусства : учебно-методическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. -

Москва, 1994. – Вып. 5. – С. 91-104.

5. Беда, Г. В. Живопись и ее изобразительные средства [Текст] : учебное пособие для

студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Г. В.

Беда. – Москва : Просвещение, 1977. – 188 с. : ил.

6. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г. В. Беда. – Москва : Просвещение,

1989. – 191 с. : ил.

7. Беда, Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи [Текст] / Г. В. Беда. - Москва :

Советский художник, 1967. – 78 с.

8. Денисов, В. С. Восприятие цвета [Текст] / В. С. Денисов, М. В. Глазова. – Ч. 1. – Москва :

Эксмо, 2009. – 176 с.

9. Додонов, Б. И. В мире эмоций [Текст] / Б. И. Додонов. – Киев :

Политиздат Украины, 1987. – 140 с.

10. Живопись [Текст] : книга для учащихся / сост. Л. А. Шитов, В. И. Ларионов. – Москва :

Просвещение : Учебная литература, 1995. – 192 с. : ил.

11. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись [Текст] / А. С. Зайцев. – Москва :

Искусство, 1986. – 158 с. : ил.

12. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция [Текст] : учебное пособие для студентов

вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г. М.

Логвиненко. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 144 с. : ил.

13. Ломов, С. П. Живопись [Текст] : учебник / С. П. Ломов. - 3-е изд., перераб. и доп. –

Москва : АГАР, 2008. - 232 с.: ил.

14. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 6 класс [Текст] : учебник для образовательных

учреждений: в 2 х ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Карамзина. - Москва : Дрофа,

2010 — Ч. 1. - 144 с.

15. Олонцев, О. И. Развитое чувство цвета как один из необходимых компонентов

художественно- образного мышления дизайнеров [Текст] / О. И. Олонцев // Цвет и

дизайн: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 3 - июля). - Москва, 2008. - С. 108

- 111.

16. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О. А. Орехова. – Санкт-

Петербург: Речь, 2006. – 112 с.

17. Основы цветоведения: шаг за шагом [Текст] / пер. с англ. – Москва :

АСТ : Астрель, 2006. – 32 с. : ил.

18. Унковский, А. А. Цвет в живописи [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов

художественно-графических факультетов педагогических институтов / А. А. Унковский.

– Москва : Просвещение, 1983. – 63 с.



В раздел образования