Напоминание

Классификация дидактических игр детей дошкольного возраста по формированию ЗОЖ


Автор: Гаркунова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Классификация дидактических игр детей дошкольного возраста по формированию ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гаркунова Наталия Евгеньевна

воспитатель

ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Именно в этот период закладываются

основные

черты

личности,

формируется

характер.

Сегодня

сохранение

и

укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского

сада.

У

детей

низкий

уровень

знаний

о

ценности

своего

здоровья.

Важно

сформировать у детей навык самим заботиться о своем здоровье. Основной

задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребность

быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Включение

дидактических

игр

по

формированию

представлений

о

культуре

здоровья

и

здоровом

образе

жизни

у

дошкольников

развивает

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом

образе жизни (ЗОЖ) человека, соблюдение элементарных общепринятых норм

и

правил

поведения

в

части

ЗОЖ

и

сохранение

психического

здоровья,

приобщение к ценностям физической культуры. Приобщение к элементарным

общепринятым

нормам

и

правилам

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми

в

совместной

деятельности,

формирование

основ

безопасности

собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, игровое общение.

Именно

в

дошкольном

возрасте

в

результате

целенаправленного

воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая

выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые

для полноценного развития личности.

Продуманная методика проведения дидактических игр по формированию

представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников

способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает

воспитать

его

здоровым,

бодрым,

жизнерадостным,

активным,

умеющим

самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

При

проведении

дидактических

словесных

игр

воспитатель

своим

примером

побуждает

детей

к

самостоятельному

поиску

ответов

на

возникающие

вопросы:

он

обращает

внимание

на

новые

знания,

строит

догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование,

рассуждение, предположение.

Посредством дидактических игр педагог дает детям знания о том, как

нужно заботиться о своем здоровье, дает представление о здоровом образе

жизни, объясняет значимость сохранения своего здоровья с раннего возраста. С

помощью дидактических игр можно обучать детей основам здорового образа

жизни.

Умение вести здоровый образ жизни означает иметь необходимые знания

о том, что полезно, а что нет, как выстроить правильный распорядок дня, что

такое правильная пища, какие нужно выполнять процедуры для укрепления

здоровья, как вести себя дисциплинированно и не причинять вред организму.

В

своей

работе

мы

используем

такие

средства

организации

дидактических игр:

* использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

*

включение

дидактических

игр

в

самостоятельную

деятельность

дошкольников;

* использование в дидактических играх развивающие упражнения.

В процессе игр детей ознакомили с правилами гигиены (Д/и «Правила

гигиены»).

Это

игра

проводится

коллективно

или

по

подгруппам.

Она

интересна для дошкольников, т.к. каждый имеет возможность поучаствовать и

выполнить какое-нибудь действие.

Закрепление правил гигиены проводилось посредством организации игры

«Мой день». Ее цель рассказать о режиме дня. Эта игра учит объяснять и

доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в

последовательном ряду. Игра представлена в трех вариантах: «кто быстрее

выложит ряд», «продолжи ряд», «Исправь ошибку». Разные варианты игры

позволяют постоянно менять условия, тем самым игра не надоедает детям.

Не

менее

интересна

была

дидактическая

игра

«Найди

опасные

предметы»,

цель

которой

помочь

детям

запомнить

предметы,

опасные

для

жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не

острожного обращения с ними. Ее проводим чаще всего индивидуально или в

небольших подгруппах, учитывая уровень знаний детей. Каждый раз задания

усложняются: меняются предметы. После того, как воспитанник показывает

предмет, ребенок называет, чем он опасен или, наоборот, полезен.

Игра

«Путешествие

в

страну

здоровья»

позволяет

закрепить

у

детей

представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Благодаря игре, дети узнают о том, что нужно делать, когда заболеешь, чем

полезны

витамины,

почему

необходимо

принимать

лекарства.

Такую

игру

можно организовать и во время прогулки и по подгруппам.

Игра

«Подбери

пару»

закрепляет

у

воспитанников

навыки

самообслуживания, а так же способствует развитию логического мышления.

Больше всего нравится воспитанникам дидактическая игра «Полезная и

вредная еда». В этой игре используютя карточки зеленого и красного цвета;

предметные

картинки

с

изображением

продуктов

питания

(торт,

лимонад,

копчёная колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье,

сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона

яблоко, морковь, груша). Детям раздают картинки с изображением различных

продуктов питания. Под зеленую картинку следовало положить картинки с

полезной едой, а под красную — с вредной. Дети должны быть внимательны, в

случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи

поощряется значком.

В

среднем

дошкольном

возрасте

можно

использовать

такие

дидактические игры как : «Ребенок и здоровье», « Чудесный мешочек», «Азбука

зд о р о в ь я » целью

является:

формирование

и

систематизирование

представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, игра «Что такое

хорошо, что такое плохо» в ходе игры дети знакомятся с правилами личной

гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью, «Полезные

и вредные продукты». Цель: систематизировать представления детей о вредных

и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать

потребность заботиться о своём здоровье. В ходе игры «Правила гигиены»

дети закрепляют культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка

зубов, причёсывание, купание), формируют умения показывать эти движения

при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Таким

образом правильно

организованная

дидактическая

игра

может

выступать

средством

привития

навыков

личной

гигиены,

выполнения

распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, т.е. формирование

представлений

и

ЗОЖ

успешно

можно

осуществлять

посредством

дидактической игры.

Список литературы и источников:

1. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка

дошкольного возраста: учебное пособие. М. : Просвещение, 1988.

2. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой

деятельности дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2004.

3.

Сорокина

А.

И.

Дидактические

игры

в

детском

саду:

пособие

для

воспитателей старших групп детского сада. М. : Просвещение, 2009.

4. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И.

Гуменюк, Н. А. Слисенко. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.



В раздел образования