Автор: Олюнина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 г. Демидова Смоленской области
Населённый пункт: г. Демидов
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Раздел: среднее образование
Олюнина Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №2 г. Демидова
Смоленской области
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация», 5 класс
Цели урока:
- образовательные: обобщить знания учащихся по теме;
- развивающие:
развивать
познавательный
интерес
через
интеграцию
с
литературой,
совершенствовать общеучебные навыки (самоконтроль, умение намечать и применять задачи
деятельности, планировать свою деятельность);
- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к
родному
языку,
поэзии,
природе),
самостоятельности
через
организацию
разных
видов
деятельности.
Цели
деятельности
учителя:
способствовать
формированию
умения
выполнять
синтаксический разбор простого предложения; создавать условия отработки теоретических
понятий, пунктуационных норм, норм правописания.
Планируемые результаты:
Предметные –
знают
учебную
терминологию,
выполняют
синтаксический
разбор
предложений, знают и определяют в предложениях части речи, различают простые и сложные
предложения, применяют пунктуационные правила, создают собственный текст на заданную
тему.
Метапредметные:
-
Личностные
–
дают
адекватную
самооценку
учебной
деятельности,
осознают
границы
собственного знания и «незнания».
-
Познавательные
–
формулируют
учебную
задачу,
структурируют
знания,
осознанно
и
произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают,
извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.
-
Регулятивные –
реализуют
учебную
задачу,
планируют
учебные
действия,
вносят
необходимые
коррективы
в
действие
после
его
завершения
на
основе
учета
характера
сделанных
ошибок,
умеют
оценивать
правильность
выполнения
действия,
адекватно
воспринимают оценку работы.
-
Коммуникативные
–
умеют
формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
строят
взаимодействие в группе.
Форма работы: групповая.
Оборудование, наглядность: изображения осенней природы, карточки с заданиями, жетоны в
виде осенних листьев, зачетные карточки, ноутбук, аудиозапись: П.И. Чайковский «Времена
года» («Осенняя песня»).
Ход урока
1.
Оргмомент.
2.
Мотивация. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как преобразился наш класс. Как
вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
Сегодня у нас необычный урок, но не только потому, что разговор пойдет об одном из
самых красивых времен года. Мы проводим смотр знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
Каждый из вас сегодня покажет, как он усвоил тему, какие знания приобрел, чему научился. Вы
будете работать в группах. Каждая группа пройдет по 6 этапам, работа на каждом этапе будет
оцениваться, оценка заноситься в зачетную карточку, будет выставляться также оценка группе.
Мои ассистенты, ученики 7 класса, будут помогать мне. (У каждой группы свой заранее
подготовленный ассистент, проверяющий выполнение заданий, выставляющий оценки)
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Этап 1.
Проверим готовность: для этого вы должны продемонстрировать
знание
определений по теме.
Перед
вами
кроссворд.
Я
по
очереди
буду
задавать
вопросы
каждой
команде,
за
правильный ответ команда получает жетон. Ответ записывается в кроссворд.
2
3
О
В
1
П
Р
Е
Д
Л
О Ж Е
Н И
Е
Р
С
6
4
О Б
Р
А Щ Е
Н И
Е
К
5
Т
Д
Л
7
8
Д
О П О Л
Н
Е
Н И Е
Е
И
З
Б
Р
Л
Ц
А
С
Е
Е
А
9
П О Б
У
Д
И
Т
Е
Л
Ь
Н О Е
10
О С Н О В
А
Т
Я
О
И
Е
Т
Я
Е
Л
А
Т
Ь
Я
Е
Н
Л
11
В
О П
Р
О С И
Т
Е
Л
Ь
Н О Е
Е
С
Т
12
К
А
В
Ы Ч
К
И
О
По горизонтали:
1. – единица речи, которая изучается в теме «Синтаксис»;
4. – слово или словосочетание, называющие того, к кому обращаются с речью;
8. - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей;
9. – вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, приказ.
10. – главные члены предложения;
11. – вид предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос;
12. – знак препинания, которым оформляется прямая речь;
По вертикали:
2. - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета;
3. – предложение, которое произносится с особой интонацией (удивления, восхищения);
5. – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? как?;
6. -
знак препинания, который ставится в простом предложении между подлежащим и
сказуемым, выраженными существительным в И.п.;
7.
-
знак
препинания,
который
ставится
между
простыми
предложениями
в
составе
сложного;
Ассистенты выставляют оценки группам.
Этап 2. Синтаксический разбор предложения: В саду горит костер рябины красной.
(Предложение записывается под диктовку, каждый учащийся выполняет разбор. Проверка по
ключу, самооценка. Ассистенты
выставляют оценки каждому и общую оценку группе. В
группах идет разбор ошибок (если есть))
Этап 3.
Каждый учащийся получает карточку с заданием (приложение 1): выписать
предложения
с
однородными
членами
(1
вариант)
и
сложные
предложения
(2
вариант).
Расставить знаки препинания, графически объяснить постановку знаков препинпния.
(Проверка по ключу, самооценка. Ассистенты выставляют оценки каждому и общую
оценку группе. В группах идет разбор ошибок (если есть))
Этап 4. Каждый учащийся получает карточку с заданием (приложение 2): составить
предложения с прямой речью, поставив слова автора в одном предложении
перед прямой
речью, во втором – после прямой речи.
(Проверка по ключу, самооценка. Ассистенты выставляют оценки каждому и общую
оценку группе. В группах идет разбор ошибок (если есть))
Этап 5. Ребята, посмотрите на фотографии, открытки, репродукции картин с осенней
природой. Составьте словосочетания на тему «Осень», обозначив главное и зависимое слова.
(1 мин.) Обсудите в группе составленные словосочетания, выберите три лучших, запишите их
на доске (1учащийся от группы записывает на доске). Оценивание (красота словосочетания,
грамотность). Ассистенты выставляют общую оценку группе.
Этап 6. А теперь, ребята, выберите самое красивое словосочетание, запишите его в
середине строки. Составьте свой текст об осени (сочинение-миниатюра). Звучит музыка П. И.
Чайковского.
Проверка: желающие читают свои миниатюры.
Рефлексия.
Наш урок пошел к концу. Мне понравилась ваша работа. Понравился ли вам наш урок?
(Ответы учеников)
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, над чем стоит поработать,
свою степень самостоятельности и активности:
- Кому на уроке сегодня было интересно, трудно, кто был доволен?
- Кто поставил себе отлично за работу?
- Над чем предстоит работать?
Объявление оценок, полученных группами.
- Какое домашнее задание вытекает из нашей работы?
Домашнее задание.
Доработать сочинения, оформить их на отдельном листе А4 для альбома
«Осень».
Приложение 1.
Карточка 1.
Выпишите предложения с однородными членами (1 вариант) и сложные предложения
(2
вариант).
Вставьте
пропущенные
буквы,
расставьте
знаки
препинания,
графически
объясните их постановку.
1)
В саду горит к..стер р..бины красной но никого (не)может он согреть. (С. Есенин)
2)
Листья с д..рев.ев осыпаются и ложа(т, ть)ся на землю зол..тистым к..вром.
3)
Есть в осен.. первоначальной короткая но дивная п..ра. (Ф. Тютчев)
4)
Пол..тят по ветру зол..тые нитки и урон..т осень ж..лтые открытки.
(
Я. Шабловский)
5)
Осень и поэзия в (Р, р)оссии неразлучны с пушкинских вр..мен. (Н. Рыленков)
6)
Осень кон(?)чилась сильный ветер зам..тает ее сл..ды. (Н. Рубцов)
Приложение 2.
Карточка 2.
Составьте предложения с прямой речью, поставив слова автора в одном предложении
перед прямой речью, в другом – после прямой речи.
1)
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А. С. Пушкин)
2)
Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез. (Н. Рубцов)