Напоминание

Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»


Автор: Олюнина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 г. Демидова Смоленской области
Населённый пункт: г. Демидов
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Раздел: среднее образование





Назад




Олюнина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №2 г. Демидова

Смоленской области

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация», 5 класс

Цели урока:

- образовательные: обобщить знания учащихся по теме;

- развивающие:

развивать

познавательный

интерес

через

интеграцию

с

литературой,

совершенствовать общеучебные навыки (самоконтроль, умение намечать и применять задачи

деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к

родному

языку,

поэзии,

природе),

самостоятельности

через

организацию

разных

видов

деятельности.

Цели

деятельности

учителя:

способствовать

формированию

умения

выполнять

синтаксический разбор простого предложения; создавать условия отработки теоретических

понятий, пунктуационных норм, норм правописания.

Планируемые результаты:

Предметные

знают

учебную

терминологию,

выполняют

синтаксический

разбор

предложений, знают и определяют в предложениях части речи, различают простые и сложные

предложения, применяют пунктуационные правила, создают собственный текст на заданную

тему.

Метапредметные:

-

Личностные

дают

адекватную

самооценку

учебной

деятельности,

осознают

границы

собственного знания и «незнания».

-

Познавательные

формулируют

учебную

задачу,

структурируют

знания,

осознанно

и

произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают,

извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.

-

Регулятивные –

реализуют

учебную

задачу,

планируют

учебные

действия,

вносят

необходимые

коррективы

в

действие

после

его

завершения

на

основе

учета

характера

сделанных

ошибок,

умеют

оценивать

правильность

выполнения

действия,

адекватно

воспринимают оценку работы.

-

Коммуникативные

умеют

формулировать

собственное

мнение

и

позицию,

строят

взаимодействие в группе.

Форма работы: групповая.

Оборудование, наглядность: изображения осенней природы, карточки с заданиями, жетоны в

виде осенних листьев, зачетные карточки, ноутбук, аудиозапись: П.И. Чайковский «Времена

года» («Осенняя песня»).

Ход урока

1.

Оргмомент.

2.

Мотивация. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как преобразился наш класс. Как

вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)

Сегодня у нас необычный урок, но не только потому, что разговор пойдет об одном из

самых красивых времен года. Мы проводим смотр знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Каждый из вас сегодня покажет, как он усвоил тему, какие знания приобрел, чему научился. Вы

будете работать в группах. Каждая группа пройдет по 6 этапам, работа на каждом этапе будет

оцениваться, оценка заноситься в зачетную карточку, будет выставляться также оценка группе.

Мои ассистенты, ученики 7 класса, будут помогать мне. (У каждой группы свой заранее

подготовленный ассистент, проверяющий выполнение заданий, выставляющий оценки)

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Этап 1.

Проверим готовность: для этого вы должны продемонстрировать

знание

определений по теме.

Перед

вами

кроссворд.

Я

по

очереди

буду

задавать

вопросы

каждой

команде,

за

правильный ответ команда получает жетон. Ответ записывается в кроссворд.

2

3

О

В

1

П

Р

Е

Д

Л

О Ж Е

Н И

Е

Р

С

6

4

О Б

Р

А Щ Е

Н И

Е

К

5

Т

Д

Л

7

8

Д

О П О Л

Н

Е

Н И Е

Е

И

З

Б

Р

Л

Ц

А

С

Е

Е

А

9

П О Б

У

Д

И

Т

Е

Л

Ь

Н О Е

10

О С Н О В

А

Т

Я

О

И

Е

Т

Я

Е

Л

А

Т

Ь

Я

Е

Н

Л

11

В

О П

Р

О С И

Т

Е

Л

Ь

Н О Е

Е

С

Т

12

К

А

В

Ы Ч

К

И

О

По горизонтали:

1. – единица речи, которая изучается в теме «Синтаксис»;

4. – слово или словосочетание, называющие того, к кому обращаются с речью;

8. - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей;

9. – вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, приказ.

10. – главные члены предложения;

11. – вид предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос;

12. – знак препинания, которым оформляется прямая речь;

По вертикали:

2. - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета;

3. – предложение, которое произносится с особой интонацией (удивления, восхищения);

5. – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? как?;

6. -

знак препинания, который ставится в простом предложении между подлежащим и

сказуемым, выраженными существительным в И.п.;

7.

-

знак

препинания,

который

ставится

между

простыми

предложениями

в

составе

сложного;

Ассистенты выставляют оценки группам.

Этап 2. Синтаксический разбор предложения: В саду горит костер рябины красной.

(Предложение записывается под диктовку, каждый учащийся выполняет разбор. Проверка по

ключу, самооценка. Ассистенты

выставляют оценки каждому и общую оценку группе. В

группах идет разбор ошибок (если есть))

Этап 3.

Каждый учащийся получает карточку с заданием (приложение 1): выписать

предложения

с

однородными

членами

(1

вариант)

и

сложные

предложения

(2

вариант).

Расставить знаки препинания, графически объяснить постановку знаков препинпния.

(Проверка по ключу, самооценка. Ассистенты выставляют оценки каждому и общую

оценку группе. В группах идет разбор ошибок (если есть))

Этап 4. Каждый учащийся получает карточку с заданием (приложение 2): составить

предложения с прямой речью, поставив слова автора в одном предложении

перед прямой

речью, во втором – после прямой речи.

(Проверка по ключу, самооценка. Ассистенты выставляют оценки каждому и общую

оценку группе. В группах идет разбор ошибок (если есть))

Этап 5. Ребята, посмотрите на фотографии, открытки, репродукции картин с осенней

природой. Составьте словосочетания на тему «Осень», обозначив главное и зависимое слова.

(1 мин.) Обсудите в группе составленные словосочетания, выберите три лучших, запишите их

на доске (1учащийся от группы записывает на доске). Оценивание (красота словосочетания,

грамотность). Ассистенты выставляют общую оценку группе.

Этап 6. А теперь, ребята, выберите самое красивое словосочетание, запишите его в

середине строки. Составьте свой текст об осени (сочинение-миниатюра). Звучит музыка П. И.

Чайковского.

Проверка: желающие читают свои миниатюры.

Рефлексия.

Наш урок пошел к концу. Мне понравилась ваша работа. Понравился ли вам наш урок?

(Ответы учеников)

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, над чем стоит поработать,

свою степень самостоятельности и активности:

- Кому на уроке сегодня было интересно, трудно, кто был доволен?

- Кто поставил себе отлично за работу?

- Над чем предстоит работать?

Объявление оценок, полученных группами.

- Какое домашнее задание вытекает из нашей работы?

Домашнее задание.

Доработать сочинения, оформить их на отдельном листе А4 для альбома

«Осень».

Приложение 1.

Карточка 1.

Выпишите предложения с однородными членами (1 вариант) и сложные предложения

(2

вариант).

Вставьте

пропущенные

буквы,

расставьте

знаки

препинания,

графически

объясните их постановку.

1)

В саду горит к..стер р..бины красной но никого (не)может он согреть. (С. Есенин)

2)

Листья с д..рев.ев осыпаются и ложа(т, ть)ся на землю зол..тистым к..вром.

3)

Есть в осен.. первоначальной короткая но дивная п..ра. (Ф. Тютчев)

4)

Пол..тят по ветру зол..тые нитки и урон..т осень ж..лтые открытки.

(

Я. Шабловский)

5)

Осень и поэзия в (Р, р)оссии неразлучны с пушкинских вр..мен. (Н. Рыленков)

6)

Осень кон(?)чилась сильный ветер зам..тает ее сл..ды. (Н. Рубцов)

Приложение 2.

Карточка 2.

Составьте предложения с прямой речью, поставив слова автора в одном предложении

перед прямой речью, в другом – после прямой речи.

1)

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А. С. Пушкин)

2)

Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез. (Н. Рубцов)



В раздел образования