Автор: Сунцова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д⁄с №5
Населённый пункт: город Ишим, Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: "Выход из он-лайн"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Выход из он-лайн»
Сунцова Светлана Сергеевна, воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с №5 «Ёлочка» г.Ишима, Тюменской области
Тема
взаимодействия
поколений
является
актуальной
во
все
времена.
Сложность
заключается
в
том,
что
в
настоящее
время
ощущается негативный информационный перегруз и одновременно
дефицит
живого
общения
близких
людей.
Во
всем
мире
сегодня
наблюдается:
социальная
атомизация,
разобщенность
поколений,
спад интереса к совместному с детьми времяпровождению, подмена
среды свободного живого общения «виртуальной» действительностью.
«Старые»
игры
детства
уходят,
не
передаются
следующему
поколению, разрушаются межпоколенческие связи.
В современном обществе существуют проблемы:
1.
По данным исследования ВЦИОМ от 2017 года 67% семей не
имеют
понятия,
как
с
пользой
организовать
досуговую
деятельность с детьми.
2.
Проблема выбора между:
- карьерой и времяпровождением с семьей,
-
времяпровождением
в
интернете
и
времяпровождением
с
детьми.
3.
Разобщенность поколений, а именно, утеряны межпоколенческие
связи
и
передача
через
совместное
времяпровождение
ценностей от поколения к поколению.
Этим
был
обусловлен
наш
проект
«Выход
из
он-лайн»,
направленный
на
сохранение
преемственности
поколений
через
использование потенциала «старых» игр.
Цель:
Создание
условий
для
обеспечения
взаимодействия
старшего и младшего поколений в рамках проекта.
Задачи проекта:
1.
Повысить
уровень
компетентности
детей,
родителей,
педагогов в вопросах организации дворовых игр посредством
современных
технологий
(лепбук,
квест-игра,
модель
трёх
вопросов и др.)
2.
Разработать систему мероприятий досуговой деятельности в
условиях дошкольной образовательной организации.
3.
Использовать
возможности
«старых»
игр
для
укрепления
межпоколенческих
связей,
поддержки
активности
и
инициативы детей.
Типология проекта:
По доминирующему методу – практико-ориентированный.
По характеру содержания – включает ребенка и его семью (3
поколения).
По характеру участия ребенка в проекте – участник от
зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов – в контакте с другой возрастной
группой, в контакте с семьей (открытый проект).
По продолжительности – средней продолжительности.
Целевые группы: дети, родители, бабушки и дедушки, педагоги ДОУ.
В результате наших обсуждений с детьми и родителями (в том
числе,
членами
семей
старшего
поколения)
родилось
несколько
инициатив, которые стали содержанием проекта. 12 месяцев года
способствовали планированию 12 образовательных событий.
Календарный план мероприятий:
№ Мероприятие
Сроки
Подготовительный этап:
1
Семинар для родителей по созданию информационного
пространства (знакомство со старыми дворовыми играми,
технологиями: лэпбук, квест-игра, маркерами игрового
пространства и др.)
октябрь 2018
2
Разработка картотеки дворовых игр с правилами
ноябрь
Реализация проекта:
3
Вечер воспоминаний «Игры нашего детства»
декабрь
4
Квест-игра «Путешествие в мир дворовых игр»
январь 2019
5
Акция «Выходи играть во двор»
февраль
6
Работа мастерской (проектной группы) по изготовлению
лэпбука «Когда не было Интернета»
март
7
Работа мастерской (проектной группы) по созданию маркеров
игрового пространства (дети, родители, педагоги)
апрель
8
Презентация коллекции «старых» игр на родительском
собрании группы
май
9
Выставка-стенд «Игры старого двора»
июнь
10
Турнир для девочек «Резиночки», «Классики»
июль
11
Соревнование для мальчиков по игре в «Городки»
август
12
Игровая программа «Час дворовой игры»
сентябрь
Итоговый этап:
1
Оценка результативности проекта (аналитический отчет)
октябрь
2
Презентация проекта на совете педагогов ДОУ
октябрь
Одним из запоминающихся событий нашего проекта стал вечер
воспоминаний «Игры нашего детства», где в теплой обстановке за
чашечкой
чая
бабушки
и
дедушки,
мамы
и
папы
наших
детей
рассказали
о
своём
детстве,
познакомили
с
некоторыми
играми
прошлых
лет
и
поиграли
вместе
с
детьми
в
разные
игры.
Было
здорово!
Акция «Выходи играть во двор» направлена на то, чтобы этот опыт
перенести за пределы детского сада. Родители Дарины и Сони в
выходной день организовали зимние игры с другими ребятами.
Однажды, Карина рассказала детям, что ездила к бабушке Тане и
они вместе играли в игру «Секретики». Карина раньше не знала такую
игру, а бабушка сказала, что играла с друзьями в эту игру, когда была
маленькой. «Это «старая» игра из детства бабушки Тани», - сказала
нам Карина. Бабушка спрятала «секретики» в разных местах, а Карина
старалась их найти. Было очень интересно!
Для
организации
«старых»
игр
в
нашей
группе
члены
семей
воспитанников
принесли
атрибуты
–
бабушка
Карины
принесла
шкатулку с секретиками, мама Вити принесла «классики», сделанные
своими руками, папа Наташи даже принес рогатку, которую хранил с
самого детства!
На детской площадке родители помогли оформить игровые маркеры
для
дворовых
игр
(круги,
квадраты,
разметка
футбольного
поля,
классиков).
Выставка-стенд
«Игры
старого
двора»
помогает
расширить
диапазон участников нашего проекта. Теперь не только взрослые, но и
сами дети знакомят ребят из других групп с правилами «старых» игр.
А теперь о главном.
Качественные результаты реализации проекта:
- произошло сплочение всех участников проекта на основе общего
досуга,
- повышена заинтересованность родителей в организации событий
посредством дворовых игр,
- ребёнок, проходя «школу дворовых игр», осваивает заложенные в
ней способ и формы взаимодействия, которые будут использоваться
им в жизни,
- у детей развито чувство собственной значимости, они становятся
самостоятельными и инициативными,
-
эмоциональная
вовлеченность
делает
родителей
причастными
к
жизни своего ребенка,
-
непосредственное
участие
в
мероприятиях
помогает
родителям
лучше
разобраться
в
вопросах
воспитания
детей,
научиться
«премудростям» взаимодействия с детьми,
-
в
процессе
вовлеченности
в
то
или
другое
событие
родители
убеждаются, насколько многому дети учатся через игру,
-
вовлеченность
в
досуговую
деятельность
позволяет
родителям
сделать вывод о том, что не следует перегружать ребенка посещением
многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие.
Количественные результаты реализации проекта:
-
38
родителей,
25
педагогов
прошли
обучающие
семинары
по
возрождению «старых» игр,
- увеличение количества детей, родителей и педагогов, овладевших
способом
организации
дворовых
игр
посредством
современных
технологий.
Проект завершен, но многие его события стали традиционными не
только в нашей группе. Например, час дворовой игры стал традицией
каждой
группы
в
летний
период,
турниры
по
играм
«Городки»,
«Резиночки», «Классики» - носят соревновательный характер среди
параллельных возрастных групп и организуются в любое время года.
Исследователь детских игр Егор Арсеньевич Покровский говорил:
«… через
детей
последующих
поколений
детские
игры
снова
повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова
молодеют
…»
Пусть
эти
слова
будут
маяком,
направляющим
педагогов и родителей в вопросе организации совместного досуга с
детьми.