Автор: Балакина Наталия Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: с.Жадовка Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школы с. Жадовка»
Саратовская область Дергачёвский район с. Жадовка
Открытое мероприятие для детей
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Балакина Наталия Павловна
учитель начальных классов
2019 год
Цель занятия:
-
обучающая:
познакомить
учащихся
с
произведением Антуана
де
Сент
–
Экзюпери «Маленький принц»,
выявить нравственную позицию ребёнка по
отношению к животным; формировать умение анализировать факты и давать им
оценку.
-
развивающая: развитие познавательных и творческих способностей через
разнообразные
виды
деятельности;
развитие
мыслительных
операций
–
внимания, памяти, логического мышления; развитие речи учащихся.
-
воспитательная:
-
пробудить
личностные
качества
по
отношению
к
брошенным бродячим животным такие как : сочувствие, доброту, отзывчивость,
воспитание гуманного отношения к животным; способствовать воспитанию
чувства ответственности.
Оборудование:
книга
Антуан
де
Сент
–
Экзюпери
«Маленький
принц»,
рисунки
учащихся
на
тему
«Мой
четвероногий
друг»,
грамзапись
песни
«Собака бывает кусачей» (авторы Сергей и Татьяны Никитины), мультимедиа –
проектор, экран, компьютер.
Предварительная работа.
1.
Подбор и изучение литературы по данной теме.
2.
Подбор стихотворений.
3.
Рисунки учащихся на тему «Мой четвероногий друг».
4.
Подбор фотографий «Дикие и домашние животные».
5.
Подготовка презентации.
6.
Памятка.
7.
Написание конспекта «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Эпиграф к занятию: «Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты
навсегда в ответе за тех, кого приручил»
(Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
Учитель: - Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери,
птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать Человеку: «Эта Земля и моя».
- Ребята, я вам прочитаю отрывок, а вы подумайте, кто его мог написать?
- Ну, вот опять холода наступили. Ветер дует, аж в ушах свистит. Снег в морду
так и сыплет, колючий такой. Зябко. Как там люди говорят: «… в такую погоду
хозяин и собаку на двор не выгонит». А тут и гнать не надо ни двора тебе, ни
хозяина. Где бы укромное место найти, чтоб потеплее… ага вот коробка пустая.
Спрячусь, авось и метель стороной пройдёт. У-у-у не пойму толи ветер воет,
толи в животе у меня. С утра кость пустую, поглодал так больше ничего и не
перепало. Добрые люди кусок хлеба кинули. Так мне и не досталось. Куда там,
таких как я. По улицам много бегает. Полежу в коробке хоть голодный. Зато в
тепле.
- Кто мог написать это письмо?
- В какую ситуацию попала собака?
- Что плохого могло ещё с ней произойти?
- Кто виноват в этом? Почему?
(Звучит грамзапись песни «Собака бывает кусачей» (авторы Сергей и Татьяны
Никитины).
- Ребята, как вы думаете о какой собаке может быть так написано? (Кусаке)
- Ребята, я вам принесла книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
- В этом произведении автор затрагивает много проблем. Важнейшей из них
является
проблема
ответственности
–
ответственности
человека
за
свои
поступки, слова, мысли.
- Послушайте отрывок ( стр. 47)
- Кого можно приручить?
- Как это можно сделать?
- О ком вы, прежде всего, думаете, услышав слово «ПРИРУЧИТЬ»?
- А есть ли у вас те, кого вы когда-то приручили ?
- Поднимите руки те, у кого дома есть четвероногий друг?
- А кто у вас живет?
- Как зовут? ( Рисунки учащихся на тему «Мой четвероногий друг»)
Они живут рядом, мы их любим. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей
«братьями нашими меньшими».
Ведь
животные
с
древнейших
времен
были
для
человека
верными
помощниками. Начиная с каменного века, человек осваивал природу и приручал
животных. Вспомним сказку Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Да что вспоминать каменный век!
- Разве сегодня животные перестали служить человеку?
- Как они помогают человеку?
Например, собаки. У них много профессий: они помогают пасти овец, служат в
уголовном розыске, на границе, ищут полезные ископаемые, контролируют
утечку газа, сторожат, доставляют почту, участвуют в исследовании космоса.
- Животный мир огромен, и огромна роль каждого из них. Не сомневаюсь,
наблюдать за жизнью и развитием животных всегда интересно и увлекательно.
Вот поэтому-то мы и пытаемся их содержать дома, приручать. Но, помещая
животное в домашние условия, никто из нас не задумывается о дальнейшей его
судьбе.
А
ведь
давно
замечено,
что
животные
во
многом
сродни
детям.
Большинство из них, если приходится жить среди людей, оказываются, как и
маленькие дети в отсутствие взрослых, совершенно не приспособленными к
с а м о с т о я т е л ь н о й
ж и з н и
б е з
п о м о щ и
с в о и х
х о з я е в .
Поселившись в нашем доме, кошка, собака, морская свинка или обезьянка
фактически становятся членами семьи.
- Кто в вашей семье заботится о питомцах?
- Расскажите как вы заботитесь о них?
- Что для этого делаете?
Мы кормим их, заботимся о них, гуляем с ними. Нам это приносит радость,
доставляет удовольствие. Никто не может не заметить, что у наших маленьких
друзей есть свой собственный внутренний мир. И каждый наблюдательный
хозяин видит, что очень многое животные понимают, вот только сказать ничего
не могут.
- Ребята, я хочу прочитать ещё один отрывок из книги. (стр. 50)
Поэтому, принося живое существо в дом, каждый из нас должен помнить слова
известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за
тех, кого приручили».
- Почему появляются бездомные животные?
- А где могут жить такие животные?
В нашей стране есть приюты для животных, в которых живут брошенные
животные. Большинство таких приютов содержатся на средства по защите
животных.
Это
требует
больших
затрат
и
зависит
от
добровольных
пожертвований.
Бездомные
животные.
Их
создали
мы,
люди.
Вот
только
до
такой
жизни
доводить животное, действительно, опасно. Оно станет опасно и для тебя
самого, и для окружающих. Нельзя относиться к «братьям нашим меньшим»,
как к игрушкам, которые можно выбросить, если они надоели. Тот, кто не видит
в зверятах достойных любви и сочувствия, пусть лучше не заводит себе кошку
или собаку, хомяка или попугая. Зачем брать, зная, что ухаживать некогда или
некому?
Надо
всегда
помнить:
плата
за
предательство
человека
всегда
жестока.
Выброшенные животные теряют очень важные для жизни в природе инстинкты
самообороны,
поиска
пищи,
настороженности.
Они
чаще
всего
становятся
жертвой
хищников
или
страшнее
–
мстят
человеку
за
его
предательство.
Каждого из нас пугает свора одичавших злых собак, а откуда она появилась, не
каждый
задумывается.
И
бродят
несчастные
кошки
и
собаки
по
улицам,
грязные, голодные, больные, и не могут понять, в чем их вина. А виноваты мы,
люди. Человек, преступивший законы природы!
Человек, забывший, что такое милосердие и сострадание! Нам необходимо
научиться
жить
в
гармонии
с
природой,
быть
добрее
друг
к
другу,
к
окружающим, быть заботливее и милосерднее. И такими мы можем стать,
находясь рядом с «братьями нашими меньшими».
- Ребята, но мы в ответе и за того, кого любим: за маму, папу, бабушку и
дедушку, младшего братика и сестричку, друзей, так же, как и они в ответе за
нас.
- Закончить нашу встречу хочу простыми уроками, которые дает Маленький
принц:
1. Цени хорошее и старайся сделать его ещё лучше.
2. Умей отдавать душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь.
3. Если ты «приручишь» чужое сердце и отдашь взамен своё, то вокруг тебя
никогда не будет пустоты. И тогда ты найдёшь счастье, и не за тридевять
земель, а у себя дома. (ПАМЯТКИ)
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые,
умные мысли, за творческое отношение к работе.