Автор: Минакова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 24
Населённый пункт: Ставропольский край г.Невинномысск
Наименование материала: статья
Тема: Использование сказкотерапии, как метод в совместной работе с детьми и родителями через театрально-игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад
общеразвивающего вида № 24 "Радуга" с приоритетным осуществлением художественно-
эстетического направления воспитанников»
г. Невинномысска
Опыт работы
«Использование сказкотерапии, как метод в
совместной работе с детьми и родителями через
театрально-игровую деятельность»
Подготовила: воспитатель
Минакова Наталья Юрьевна
г. Невинномысск
Опыт работы
«Использование сказкотерапии, как метод в
совместной работе с детьми и родителями через
театрально-игровую деятельность»
Любите ли вы сказки так, как люблю их я?
Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с
которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был
бы равнодушен к сказке.
Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться
слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает
ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные
способы выхода из затруднительных положений.
Уверена,
что
вовремя
рассказанная
сказка
может
помочь
малышу
решить
свою
детскую
проблему,
обрести
уверенность
в
себе,
излечить
детские страхи.
Я считаю, что сказки могут направить энергию ребенка в правильное
русло - русло самопознания и безграничного творчества.
Здесь
я
хотела
бы
отметить
непосредственно
свой
опыт
работы
и
немного рассказать о нём.
Целью моей работы было развитие личности
в
различных видах
деятельности
с
помощью
сказкотерапии
через
театрально-игровую
деятельность.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
-адаптировать детей в ДОУ
- установить доверительные отношения между мной и малышом
-учить детей устанавливать отношения в детском коллективе
-учить совместно решать эмоциональные проблемы
-развить
творческие
способности
на
разных
возрастных
этапах
развития ребёнка
-формировать и развивать связную речь.
Вся работа была построена в несколько этапов:
Первый этап – использование
сказкотерапии в период адаптации
детей в группе.
Начиная с первой младшей группы, с адаптационного периода группы
я решила использовать в своей работе сказку терапию. Считая, что
сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий и
является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет
мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая
при этом самые разные задачи. На мой взгляд, сказка
является наиболее
эффективным
методом
работы с детьми испытывающими те или иные
эмоциональные и поведенческие затруднения.
Мною
сделано
предположение,
что
“Лечение
сказкой”
необходимо,
если
у
ребёнка
наблюдаются
эмоционально-личностные
и
поведенческие
проблемы:
в
установке
доверительных
отношений
с
новыми
людьми,
агрессивность,
тревожность,
страхи,
капризность,
застенчивость
и
неуверенность в себе. Что явно прослеживается в период адаптации.
Мои
сказки
позволили
детям
в
первую
очередь
полюбить
меня.
Благодаря театрализовано-игровой деятельности с элементами сказкотерапии
адаптационный
период
прошёл
легко,
быстро.
Дети
заинтересовались
группой, а родители остались довольны. Но конечно это не было бы так
успешно без привлечения родителей, самых главных людей в жизни малыша.
Это второй этап моей работы- привлечение родителей к театрально-
игровой деятельности с элементами сказкотерапии.
Ведь, только специально организованная, обогащенная замыслом и
средствами,
совместная
деятельность
ребенка
и
взрослого
способствует
углублению,
усилению
детского
развития.
В
этой
связи
организация
театрализовано-игровой деятельности
способствует интеграции развития
всех
сфер
духовной
жизни
ребенка:
эмоциональной,
воле вой,
познавательной.
Я
показывала
родителям
свою
работу
с
малышами
и
помогала,
приобщала родителей рассказывать малышам сказки с помощью различных
видов театров и видов сказок.
Родители
видели,
что
попадая
в
сказку,
дети
легко
воспринимают
«сказочные законы» - нормы и правила поведения.
Мною проводились мастер-классы по изготовления деталей
к
сказкам.
Семинары-практикумы,
где
родители
знакомились
с
театрально-
игровой
деятельностью
с видами сказок,
учились рассказывать и
показывать сказки своему ребёнку.
Родители ознакомились со следующими видами сказок.
Художественные сказки делятся на народные и авторские.
Например,
с
помощью
народных
сказок
я
способствовала
воспитанию
нравственных
и
эстетических
чувств:
взаимопомощи,
поддержки, сопереживания, сочувствия, ответственности и др. Так, в сказке
«Репка»
ярко
отражается
то,
что
помощь
и
поддержка
других
людей
позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Главная
мысль сказки «Маша и медведь» - из любой трудной
ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Дидактические сказки используются мной для преподнесения детям
новых для них знаний учебного характера.
С помощью диагностических сказок я определяла наличие проблемы
у ребёнка, а также определяла его характер
и отношение к тому, что его
окружает.
Психокоррекционные,
способствуют
тому,
что
ребёнок
будет
стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими
страхами и проблемами.
Медитативными
сказками
активизировала
положительные
эмоции
детей. Ведь особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных
героев и конфликтных
ситуаций. Всегда рассказываю их перед сном в
кроватках под специальную музыку, способствующую расслаблению.
В своей работе я всегда учитывала, что у каждой группы сказок есть
своя возрастная детская аудитория.
Проводила
индивидуальные
беседы
с
родителями,
в
которых
советовала им, что если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то
эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или
агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги
будут
помогать
вашему
малышу
эту
проблему
решить.
Сначала,
мы
описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная
нами
сказка
может
даже
начинаться
со
слов:
"Жил-был
мальчик,
очень
похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы
ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный нами
герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию
ребенка
(он
тоже
чего-то
боится,
чувствует
себя
одиноким
и.
т.
п.)
и
приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно
появиться
много
возможностей
и
способов
для
преодоления
этих
препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать
выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Третий этап - целью моей работы стала задача донести до родителей
понимание того, что сказка может сопровождать ребенка в течение всего
детства, ее используют для того, чтобы не читать лишний раз морали, она
учит поступать правильно и справедливо в любой ситуации. А я, имею
прекрасную возможность помочь в этом сложном вопросе родителям.
Показать им, интегрируется театрально-игровой деятельности со всеми
образовательными
областями.
Например,
в
области
познания
-
опытно
экспериментальная
деятельность,
когда
пластилиновый
колобок
превращается в сахарного и тем самым спасается от волка. В это время у
ребёнка развивается мелкая моторика, знакомится со свойствами пластилина
и сахара, развивается творческое мышление, воображение, а самое главное
развитие речи.
Театрализованные
игры
детей
способствуют
активизации
речи
-
словаря,
грамматического
строя,
диалога,
монолога,
совершенствованию
звуковой стороны.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок
усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Четвёртый этап
- во второй младшей группе, средней и старшей
группах применять следующие приёмы работы со сказкой.
Чтение сказки и её анализ
После прослушивания детьми сказки им я задавала ряд вопросов.
Проигрывание эпизодов сказки, драматизация.
Проигрывание
эпизодов,
даю
возможность
ребенку
почувствовать
некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, обучение
детей проигрыванию сказки в ролях
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно
отражается
на
поведении
куклы.
Помогаю
ему
самостоятельно
корректировать
свои
движения
и
делать
поведение
куклы
максимально
выразительным. Помогаю проявлять через куклу те эмоции, которые обычно
ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Рисование по мотивам сказки.
Рисую с детьми по мотивам сказок.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит:
Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).
Например, передача волшебного
клубочка по кругу, проход через
волшебный
обруч,
ритуальная
присказка:
«Добрая
волшебница
в
гости
пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам
пришла, нам встречать ее пора!"
•
Основную часть, рассказываю детям новую сказку, использую
разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям,
инсценирование
сказки,
рисование
сказки).
Я
обсуждаю
и
анализируют
вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот
опыт, что приобрели сегодня.
•
Резюмирование
Обобщаю
приобретенный
опыт
связывая
его
с
уже
имеющимся
опытом. Подвожу итоги занятия. Четко проговариваю последовательность
происходившего,
отмечаю
отдельных
детей
за
их
заслуги,
подчеркиваю
значимость
приобретенного
опыта,
проговариваю
конкретные
ситуации
реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели
сегодня.
•
Ритуал
«выхода
из
сказки».
Например,
дети,
стоя
в
кругу,
проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами,
всё, чему мы научились».
Сочиние сказок.
Самым главным в своеё работе считаю, что для того чтобы сказка
или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный
сюжет разворачивался в определенной последовательности:
Жили – были…
Начало сказки, встреча с ее героями.
В первую очередь
подобираю героя, близкого ребенку по полу, возрасту,
характеру.
Для детей 3-4 лет рекомендую делать главными
героями сказок игрушки, маленьких человечков
и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс,
принцев, солдат.
И вдруг
однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой,
конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Описываем жизнь героя в сказочной стране так,
чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью,
и приписать герою все переживания ребенка.
Из – за этого….
Показываю в чем состоит решение проблемы, и как
это делают герои сказки.
Кульминация
Герои сказки справляются с трудностями
Развязка
Результат действий героев сказки:
«-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан;
«+» — герой, который проходит через все испытания,
проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Развязка коррекционной сказки должна быть позитивной
Мораль сей
сказки такова…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий,
их жизнь радикально изменяется
Заключение.
В результате проведенной работы, можно сделать выводы:
- Дети адаптированы к ДОУ, с удовольствием посещают группу.
-Налажены отношения воспитателя с родителями.
-Установлено взаимопонимание родителей с детьми и детским садом.
- Дети научились сочинять сказочные истории на основе различных игр и
упражнений.
- Развилось детское воображение, словотворчество.
- Дети научились управлять своими эмоциями.
- Научились связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные
объекты.
-У детей возникло выраженное стремление к театрализованной деятельности.
Использование сказкотерапии в работе с детьми способствовало:
• активизации познавательной деятельности детей,
•в создании мотивационных установок на проявление творчества,
• обогащение словарного запаса словами.
Также
была
отслежена
эффективность
использованных
приемов
на
основе данных мониторинга и отзывов родителей.
В подготовительной группе я планирую использовать следующую
схему для развития детей.
Целевой ориентир: у выпускников подготовительной группы окажутся
хорошие показатели по уровню развития творческих способностей. Дети с
большим
желанием
и
заинтересованностью
станут
относиться
к
каждой
творчески
поставленной
задаче,
станут
психологически
раскованы
и
уверенны. Поэтому использование данных приёмов, является неоспоримым
в театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В
заключение
хочется
сказать,
что начав использовать в своей работе
приёмы сказкотерапии, нужно помнить - результатов не стоит ждать сразу, но что
они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке,
обязательно будут вознаграждены
.
Попробуйте! Уверена, что, этот прием понравится вашим воспитанникам и
поможет Вам в работе!