Напоминание

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду


Автор: Жаркова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое

внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на

решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить,

поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей

является и обеспечение максимально высокого уровня

реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание

валеологической культуры для формирования осознанного отношения

ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На

сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками

медицинской сферы было создано множество

различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать

по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и

физкультурно-оздоровительные технологии, технологии

здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии,

направленные на обеспечение социально-психологического благополучия

воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все

эти технологии направлены в первую очередь на

воспитание здоровых физически и психологически детей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-

развивающей работы: приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня

реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка

к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и

помощи.

Применительно ко взрослым – содействие становлению

культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми,

находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в

детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную

часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением

бездушия и непрофессионализма.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных

лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции

психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная

творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием

единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

принцип развития творческого воображения – внутреннее

условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом

тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала

статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться

существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ,

диатеза, энуреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать

произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и

ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и

любить свое тело;

принцип создания и закрепления целостного позитивного

психосоматического состояния при различных видах деятельности, который

реализуется благодаря многофункциональным развивающим

формам здоровьесберегающей работы;

принцип формирования у детей способности к сопереживанию и

содействию.

Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,

релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика

пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика

бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие,

проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры,

беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,

биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального

воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии

коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая

ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-

ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное

развитие.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в

современной образовательной среде?

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в

процессе формирования личности человека. В этом возрасте более

интенсивно развиваются различные способности, формируются

нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном

возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и

развития физических качеств, необходимых для эффективного участия

ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,

создает условия для активного и направленного формирования и развития

психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот

почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может

повысить результативность воспитательно-образовательного процесса,

сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные

на сохранение и укрепление здоровья детей.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за

последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23

до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические

заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника

приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей

относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей

дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-

двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный

мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность

соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей

старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По

данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-

сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции

и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В

подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают

дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка

уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет

возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые

родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих

детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к

самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,

воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально

подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно

относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его

прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала

востребованность педагогами образовательного

учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном

образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи

современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и

обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:

детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня

реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка

к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и

помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению

культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Задачами здоровьесберегающих являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и

системного использования доступных для детского сада средств физического

воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний

о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и

самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании -

классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и

решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и

здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Медико-профилактическая технология

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала

ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с

использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития,

закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих

резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание

горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период

адаптации и т. д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-

эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей

осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по

физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической

подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого

на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного

учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая

помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о

состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта

схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в

групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», -

чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–

оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое

развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-

двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-

оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической

культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в

виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со

сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-

эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой,

психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для

их здоровья. В своей деятельности «служба

сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-

педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном

учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для

развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,

состояния соматического и психического здоровья. В данной системе

взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-

развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие

влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное

отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего

коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание, в нашем

ДОУ, уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых

качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что

результаты физического развития зависят, прежде всего, от

профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний,

продумана система всесторонней методической работы по

совершенствованию мастерства.



В раздел образования