Автор: Жаркова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое
внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на
решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить,
поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей
является и обеспечение максимально высокого уровня
реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание
валеологической культуры для формирования осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На
сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками
медицинской сферы было создано множество
различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать
по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и
физкультурно-оздоровительные технологии, технологии
здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии,
направленные на обеспечение социально-психологического благополучия
воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все
эти технологии направлены в первую очередь на
воспитание здоровых физически и психологически детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-
развивающей работы: приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи.
Применительно ко взрослым – содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми,
находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в
детском саду, под "присмотром"воспитателей дети проводят значительную
часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением
бездушия и непрофессионализма.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных
лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции
психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная
творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием
единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Принципы, лежащие в формировании единства:
принцип развития творческого воображения – внутреннее
условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом
тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала
статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться
существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ,
диатеза, энуреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать
произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и
ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и
любить свое тело;
принцип создания и закрепления целостного позитивного
психосоматического состояния при различных видах деятельности, который
реализуется благодаря многофункциональным развивающим
формам здоровьесберегающей работы;
принцип формирования у детей способности к сопереживанию и
содействию.
Выделяются также три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг,
ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика
пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика
бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие,
проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры,
беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,
биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального
воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии
коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая
ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-
ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное
развитие.
Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии в
современной образовательной среде?
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в
процессе формирования личности человека. В этом возрасте более
интенсивно развиваются различные способности, формируются
нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном
возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и
развития физических качеств, необходимых для эффективного участия
ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,
создает условия для активного и направленного формирования и развития
психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот
почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может
повысить результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья детей.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за
последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23
до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические
заболевания, с 16 до 17,3 %. В среднем по России на каждого дошкольника
приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей
относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90 % детей
дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-
двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный
мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность
соотношения статических и динамических движений. У 20-30 % детей
старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По
данным прогнозов, 85 % этих детей - потенциальные больные сердечно-
сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции
и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В
подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают
дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка
уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет
возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые
родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих
детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально
подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно
относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его
прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала
востребованность педагогами образовательного
учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:
детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и
системного использования доступных для детского сада средств физического
воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний
о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и
самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании -
классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и
решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и
здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Медико-профилактическая технология
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала
ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с
использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития,
закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих
резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание
горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период
адаптации и т. д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-
эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей
осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по
физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической
подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого
на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного
учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая
помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о
состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта
схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в
групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», -
чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–
оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-
двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-
оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической
культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в
виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-
эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой,
психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для
их здоровья. В своей деятельности «служба
сопровождения» руководствуется Положением о медико-психолого-
педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном
учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
состояния соматического и психического здоровья. В данной системе
взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-
развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие
влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное
отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего
коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание, в нашем
ДОУ, уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых
качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что
результаты физического развития зависят, прежде всего, от
профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний,
продумана система всесторонней методической работы по
совершенствованию мастерства.