Автор: Голубева Зоя Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: р.п. Большое Мурашкино Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение личностно-ориентированного обучения в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся в объединении "Увлекательный английский"
Раздел: дополнительное образование
«Применение
личностно-ориентированного
обучения
в
организации
учебно-воспитательной
деятельности
учащихся
в
объединении «Увлекательный английский»
Динамика развития российского общества требует формирования ярко
индивидуальной,
раскрепощенной,
творческой
личности,
способной
ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением
развития
системы
образования
в
России
сегодня
является
личностно-
ориентированное образование.
•
Научно-исследовательские условия:
Теория
и
практика,
которая
обозначена
названием
«личностно-
ориентированное обучение», имеет давнюю историю, зародившись в странах
европы и США, оно нашло последователей и в России.
Основы
теории
развивающего
обучения
были
заложены
Л.
С.
Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении
обучения и развития.
Сухомлинский
-
педагог
и
мыслитель,
стоял
у
истоков
движения
учителей-новаторов,
возрождения
обновленной
п е д а го г и к и
сот рудниче ства,
во сст ановления
в
во спит ании
п р и о р и т е т а
общечеловеческих ценностей.
Большой
вклад
в
разработку
теоретических
и
методических
основ
личностно-ориентированного
обучения
внесли
такие
ученые,
как
Бондаревская
Е.В.,
Якиманская
И.С.,
Газман
О.С.,
Гусинский
Э.Н.,
Сериков В.В. и др.
•
Методические условия для использования данной технологии:
В своей деятельности я постоянно знакомлюсь с новинками научно-
методической,
педагогической
литературы,
передового
педагогического
опыта
коллег
по
методике
лично-ориентированного
обучения
в
дополнительном образовании.
•
Организационно – педагогические условия:
Большую помощь в изучении данной технологии дают курсы повышения
квалификации,
участие
в
работе
районных
методических
объединений,
семинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Опираясь
на
воззрения
ведущих
психологов,
педагогов
можно
дать
слудующее определение личностно-ориентированного подхода:
личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в
педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему
взаимосвязанных
понятий,
идей
и
способов
действий
обеспечивать
и
поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации
личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В системе дополнительного образования в соответствии с его
особенностями, личностно-ориентированное образование является наиболее
актуальным.
Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно;
напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды
деятельности, создает питательную среду для его развития.
Содержание,
методы
и
приемы
технологии
л и ч н о с т н о -
ориентированного
обучения
направлены,
прежде
всего,
на
то,
чтобы
раскрыть
и
использовать
субъективный
опыт
каждого
ученика,
помочь
становлению
личности
путем
организации
познавательной
деятельности.
Ребенок
приходит
сюда
сам,
добровольно,
в
свое
свободное
время
от
основных
занятий
в
школе,
выбирает
интересующий
его
предмет
и
понравившегося ему педагога.
Однако
личностно-ориентированное
обучение
недо статочно
распространено в педагогической практике нашего учреждения. Это связано
с тем, что данная технология ещё недостаточно теоретически и практически
изучена, кроме того требует от педагогов более тщательной и трудоемкой
подготовки к занятиям, тщательный отбор методического и дидактического
материала.
Личностно
ориентированное
обучение
предполагает,
что
в
центре
обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый
психологический склад, т. е. ребёнок как личность.
В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик
выступают как равноправные партне ры, позиция педагога состоит в том,
чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по
содержанию обсуждаемой темы.
Личностно ориентированное обучение в отличие от традиционного в
первую очередь изменяет тип взаимодействия "педагог - обучающийся". От
командного
стиля
педагог
переходит
к
сотрудничеству,
ориентируясь
на
анализ
не
столько
результатов,
сколько
процессуальной
деятельности
обучающегося.
Изменяется
позиция
обучающегося
-
от
прилежного
исполнения
к
активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то
есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на
занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать
знания, но и создавать оптимальные условия для
развития личности обучающихся
В
педагогической практике определены основные принципы построения
образовательного личностно-ориентированного процесса:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность
в
актуализации
своих
интеллектуальных,
коммуникативных,
художественных
и
физических
способностей.
Важно
побудить
и
поддержать
стремление
ребенка
к
проявлению
и
развитию
своих
природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип
индивидуальности. Создание
условий
для
формирования
индивидуальности личности ребенка. Необходимо не только учитывать
индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию.
Принцип
субъектности.
Следует
помочь
ребенку
стать
подлинным
субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию
и
обогащению
его
субъектного
опыта.
Межсубъектный
характер
взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и
воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными
полномочиями
в
выборе
цели,
содержания,
форм
и
способов
организации образовательного процесса.
Принцип
творчества
и
успеха.
Индивидуальная
и
коллективная
творческая
деятельность
позволяют
определять
и
развивать
индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок
выявляет
свои
способности,
узнает
о
«сильных»
сторонах
своей
личности.
Достижение
успеха
в
том
или
ином
виде
деятельности
способствует
формированию
позитивной
Я-концепции
личности
ребенка.
Принцип
доверия
и
поддержки. Решительный
отказ
от
практики
авторитарного образовательного процесса. Вера в ребенка, доверие ему,
поддержка
его
устремлений
к
самореализации
и
самоутверждению
должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного
контроля.
Не
внешние
воздействия,
а
внутренняя
мотивация
обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
В
технологический
арсенал
личностно-ориентированного
обучения
большинство педагогов-исследователей включают игровые и рефлексивные
методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности
ребенка, создание ситуации выбора и успеха.
Цель
моей
педагогической
деятельности
–
Создание
условий
для
развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие
индивидуальности
ребенка
посредством
личностно-оринтированного
обучения.
Средствами достижения этой цели является комплексное планирование
и реализация задач развития, образования и воспитания на основе триединой
задачи занятия:
образовательная:
формирование
знаний,
умений
и
навыков
в
области английского языка;
развивающая:
развитие
внимания,
памяти,
мышления
и
воображения, формирование культуры интеллектуального труда.
воспитательная:
ф о р м и р о в а н и е
с о ц и а л ь н о г о
о п ы т а ,
культурологических
стремлений,
социально
значимых
качеств
личности.
На
практике
реализация
личностно-ориентированных
технологий
в
дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-
образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком
определенных
знаний
и
умений,
но
и
осуществляющей
педагогическую
поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные
навыки,
удовлетворять
индивидуальные
познавательные
потребности,
а
главное –саморазвиваться и самореализовываться.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является:
Повышение
познавательной активности и воспитание социально-
культурной
личности
путем
личностно-ориентированного
обучения
на
занятиях
английским
языком
и
во
время
организацции
и
проведения
воспитательных мероприятий.
Занятия по изучению английского языка на занятиях дополнительного
образования
в
неформальной
обстановке
предоставляют
широкие
возможности
для
изучения
особенностей
детей
и
осуществления
индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у
них
не
только
лингво-страноведческих
способностей,
но
и
внимания,
наблюдательности, настойчивости и воли.
В
с в о е й
п р а к т и к е
я
ч а с т о
и с п о л ь з у ю
з а н я т и я
с
личностно-ориентированной направленностью. Применяются такие методы
о бу ч е н и я ,
ка к :
П р о бл е м н ы й
м е тод ,
и н д и в и д уа л ь н ы й
и
дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, проектно-
исследовательская деятельность учащихся.
Использую такие формы занятий, как: занятие - совместная беседа,
занятие - игра, Занятие – экскурсия, занятие – представление, занятие –
конкурс (творческих проектов, кросвордов), занятие – размышление, кейс-
стади и др.
Формы занятия личностно-ориентированной направленности и
методы, используемые на занятиях с применением данной технологии:
Методы
Формы занятия
• инивидуальный и
дифференцированный подход в
обучении на занятии
• проблемный метод
• кейс-стади
• групповая и парная работа
• создание проектов
• занятие - игра
• занятие – дискуссия
• занятие – викторина
• занятие – экскурсия
• интегрированное занятие
• занятие – концерт
• занятие – спектакль
• занятие – размышление
Для успешного освоения дополнительной общеобразовательной
программы «Увлекательный английский» большую роль играют психолого-
педагогические условия реализации программы, которые включают в себя
следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- побуждение творческого воображения ребят к практической и
творческой деятельности;
- поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу
собственных образов;
- важно раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию.
Обычно в начале занятия после сообщения темы занятия идёт обсуждение с
обучающимися плана занятия, путей и способов решения образовательных
задач.
Любой изучаемый материал на занятиях я стараюсь связать с жизнью детей,
найти смысл, понятный им. Для этого используется форма учебного диалога.
Диалог помогает детям понимать процесс творчества, научиться ставить
перед собой свою собственную цель. В диалоге определяется личный опыт
детей, который важно учитывать в работе.
Следующим моментом, который я считаю важным для успешной
реализации личностно-ориентированного подхода, является сочетание
массовой, групповой и индивидуальной работы в объединении.
Я применяю такие формы работы:
·
групповая
–
это
традиционные
занятия
-
теоретические
и
практические, где присутствует вся группа, т. е. обычно работают 8-10
человек;
· работа в малых творческих группах по 3-5 человек – дети могут
таким образом выполнять коллективную творческую работу; подбирать
интересные
материалы
к
изучаемым
темам,
а
также
собирать
иллюстрации, литературный материал для более яркого освещения той
или иной темы. Работа по поиску ведется под контролем педагога;
· работа по подготовке проектно-исследовательских работ и участию в
концертах
и
конкурсах
-
эта
работа
проводится
большей
частью
индивидуально,
здесь
заняты
авторы
лучших
индивидуальных
и
коллективных работ.
Для
проведения
занятий
применяю
дифферинцированный
дидактический материал: карточки, схемы, опоры разной сложности.
Отработан
механизм
использования
проектно-исследовательской
деятельности
учащихся,
создание
проектов-постеров
обычно
в
конце
изучения большого раздела программы.
В
практике
деятельности
используется
постановка
и
решение
проблемных
ситуаций,
решение
которых
необходимо
для
учебно-
воспитательного процесса.
Для повышения эффективности усвоения нового материала применяю
информационные
технологии.
Разработан
комплекс
методического
и
дидактического материала, методы и средства контроля: презентации, тесты,
кроссворды, для большей наглядности демонстрирую видеоролики.
Достижения
обучающиеся оцениваются различными способами: на
занятиях происходит самооценка, взаимооценка и оценка достижений детей
педагогом. Я осуществляю оценку деятельности обучающегося не только по
конечному результату, но и по процессу его достижения, которая обсуждается
в конце занятия с учащимися.
Систематически отслеживается результативность освоения учащимися
программного
материала.
В
начале
учебного
года
провожу
входящий
контроль, где определяется уровень знаний и умений каждого ребёнка. Такая
же диагностика проводится в конце 1 полугодия и в конце учебного года во
время проведения аттестации.
В
условиях
дополнительного
образования
обучение
и
воспитание
учащихся
–
это
неразрывный
процесс.
Основной
целью
воспитательной
работы с учащимися я считаю – развитие социального опыта учащихся,
повыщение их культурно уровня через сохранение и возрождение народных
традиций,
национальной
самобытности
русского
народа.
При
выборе
тематики
и
формы
проведения
мероприятий
используется
мнение
детей,
совместно обсуждается последовательность организации
и распределение
обязанностей. Традиционно в объединении проводятся такие праздники, как:
«Хеллоуин», «Мамин праздник», «Рождество», «Новый год», «День Святого
Валентина», «День 8 –е Марта», «День именинника» и др.. Организуются
познавательные экскурсии в районный краеведческий музей, на предприятия
поселка, в природные окресности поселка.
В
течение
года
ребята
из
объединения
принимают
участие
в
конкурсах, олимпиадах, фестивалях, в конце года проводится традиционный
творческий
отчет
коллективов.
Количество
участников,
победителей
и
призеров конкурсов и олимпиад динамично повышается.
Таким
образом,
личностно-ориентированное
обучение
позволяет
ребёнку
через
овладение
иностранным
языком
и
социально-културную
деятельность творчески развиваться, познавая и раскрывая свое Я в
общении и творчестве.
Диапазон личного вклада в развитие образования:
Опираясь на свой педагогический опыт, я могу сделать вывод,
что «Лично-ориентированное занятие в сочетании с
воспитательными и
досуговыми мероприятиями
создают условия для овладения учащимися
навыков самостоятельного выбора, решения проблемных ситуаций, создания
проектов. Приобретают навыки работы в команде, коллективе, получают
навыки самообразования.
Созданные условия для познавательной деятельности дают возможность
ребёнку самореализовываться и гармонично развиваться.
Результативность профессиональной деятельности
В результате применения личностно-ориентированного обучения в
объединении
«Увлекательный
английский» повысился
у р о в е н ь
познавательной активности учащихся ( Диагностика уровня познавательной
активности обучающихся по Г,И. Щукиной, Т.И. Шамановой), интерес к
занятиям
английским
языком,
повысился
социо-культурный
уровень
учащихся.
Сформированы:
-
Навыки
самостоятельной
познавательной
активности
(получение
информации, участие в проектной деятельности).
- Навыки анализа и решения проблемных ситуаций.
- Коммуникативные умения: работать в коллективе, отстаиваить собственное
мнение.(активная работа в диалоге на занятиях, участие в воспитательных
мероприятиях).
Своим
опытом
примениня
лично-ориентированной
деятельности
учащихся
в
объединении
«Увлекательный
английский»
я
делюсь
с
педагогами учреждения на методических объединениях, семинских занятиях,
разработана памятка для педагога по применению лично-ориентированного
обучения на занятиях.
Литература
1.
Акимов М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход /
М.К. Акимов. – М.: Знание, 1992.
2.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989.
3.
Бондаревская
Е.В.
Личностно
-
ориентированное
образование:
опыт
разработки парадигмы. - Ростов н/Д., 1997.
4.
Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика.
– 2002. - № 2. – С. 32-38
5.
Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология
формирования
физической
активности
школьников
//
Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 2-4.
6.
Концепция
Федеральной
целевой
программы
"Развитие
физической
культуры
и
спорта
в
Российской
Федерации
на
2006-2015
годы"
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, №
1433-р).
7.
Ленер, М.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Ленер. – М.:
Педагогика, 1976.
8.
Хуторской
А.В.
Методика
личностно-ориентированного
обучения.
Как
обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской.-М.:Изд-
во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.
9.
Якимская И. Дифференцированное обучение "внешние" и "внутренние"
формы / И. Якимская. // Директор школы. – 1995. - № 3. – С. 39-45.
Памятка
Деятельность педагога на занятии с личностно-ориентированной
направленностью
Создание
положительного
эмоционального
настроя
на
работу
всех
учеников в ходе занятия.
Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной
деятельности в ходе занятия.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и
форму
материала
(слове сную,
графиче скую,
у с л о в н о -
символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование
учащихся
к
выбору
и
с амо стоятельному
использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного
ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ
использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали»
(чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,
что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.