Напоминание

Применение личностно-ориентированного обучения в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся в объединении "Увлекательный английский"


Автор: Голубева Зоя Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: р.п. Большое Мурашкино Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение личностно-ориентированного обучения в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся в объединении "Увлекательный английский"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Применение

личностно-ориентированного

обучения

в

организации

учебно-воспитательной

деятельности

учащихся

в

объединении «Увлекательный английский»

Динамика развития российского общества требует формирования ярко

индивидуальной,

раскрепощенной,

творческой

личности,

способной

ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением

развития

системы

образования

в

России

сегодня

является

личностно-

ориентированное образование.

Научно-исследовательские условия:

Теория

и

практика,

которая

обозначена

названием

«личностно-

ориентированное обучение», имеет давнюю историю, зародившись в странах

европы и США, оно нашло последователей и в России.

Основы

теории

развивающего

обучения

были

заложены

Л.

С.

Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении

обучения и развития.

Сухомлинский

-

педагог

и

мыслитель,

стоял

у

истоков

движения

учителей-новаторов,

возрождения

обновленной

п е д а го г и к и

сот рудниче ства,

во сст ановления

в

во спит ании

п р и о р и т е т а

общечеловеческих ценностей.

Большой

вклад

в

разработку

теоретических

и

методических

основ

личностно-ориентированного

обучения

внесли

такие

ученые,

как

Бондаревская

Е.В.,

Якиманская

И.С.,

Газман

О.С.,

Гусинский

Э.Н.,

Сериков В.В. и др.

Методические условия для использования данной технологии:

В своей деятельности я постоянно знакомлюсь с новинками научно-

методической,

педагогической

литературы,

передового

педагогического

опыта

коллег

по

методике

лично-ориентированного

обучения

в

дополнительном образовании.

Организационно – педагогические условия:

Большую помощь в изучении данной технологии дают курсы повышения

квалификации,

участие

в

работе

районных

методических

объединений,

семинарах, конкурсах профессионального мастерства.

Опираясь

на

воззрения

ведущих

психологов,

педагогов

можно

дать

слудующее определение личностно-ориентированного подхода:

личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в

педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему

взаимосвязанных

понятий,

идей

и

способов

действий

обеспечивать

и

поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации

личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В системе дополнительного образования в соответствии с его

особенностями, личностно-ориентированное образование является наиболее

актуальным.

Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно;

напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды

деятельности, создает питательную среду для его развития.

Содержание,

методы

и

приемы

технологии

л и ч н о с т н о -

ориентированного

обучения

направлены,

прежде

всего,

на

то,

чтобы

раскрыть

и

использовать

субъективный

опыт

каждого

ученика,

помочь

становлению

личности

путем

организации

познавательной

деятельности.

Ребенок

приходит

сюда

сам,

добровольно,

в

свое

свободное

время

от

основных

занятий

в

школе,

выбирает

интересующий

его

предмет

и

понравившегося ему педагога.

Однако

личностно-ориентированное

обучение

недо статочно

распространено в педагогической практике нашего учреждения. Это связано

с тем, что данная технология ещё недостаточно теоретически и практически

изучена, кроме того требует от педагогов более тщательной и трудоемкой

подготовки к занятиям, тщательный отбор методического и дидактического

материала.

Личностно

ориентированное

обучение

предполагает,

что

в

центре

обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый

психологический склад, т. е. ребёнок как личность.

В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик

выступают как равноправные партне ры, позиция педагога состоит в том,

чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по

содержанию обсуждаемой темы.

Личностно ориентированное обучение в отличие от традиционного в

первую очередь изменяет тип взаимодействия "педагог - обучающийся". От

командного

стиля

педагог

переходит

к

сотрудничеству,

ориентируясь

на

анализ

не

столько

результатов,

сколько

процессуальной

деятельности

обучающегося.

Изменяется

позиция

обучающегося

-

от

прилежного

исполнения

к

активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то

есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на

занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать

знания, но и создавать оптимальные условия для

развития личности обучающихся

В

педагогической практике определены основные принципы построения

образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность

в

актуализации

своих

интеллектуальных,

коммуникативных,

художественных

и

физических

способностей.

Важно

побудить

и

поддержать

стремление

ребенка

к

проявлению

и

развитию

своих

природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип

индивидуальности. Создание

условий

для

формирования

индивидуальности личности ребенка. Необходимо не только учитывать

индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их

дальнейшему развитию.

Принцип

субъектности.

Следует

помочь

ребенку

стать

подлинным

субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию

и

обогащению

его

субъектного

опыта.

Межсубъектный

характер

взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и

воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными

полномочиями

в

выборе

цели,

содержания,

форм

и

способов

организации образовательного процесса.

Принцип

творчества

и

успеха.

Индивидуальная

и

коллективная

творческая

деятельность

позволяют

определять

и

развивать

индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок

выявляет

свои

способности,

узнает

о

«сильных»

сторонах

своей

личности.

Достижение

успеха

в

том

или

ином

виде

деятельности

способствует

формированию

позитивной

Я-концепции

личности

ребенка.

Принцип

доверия

и

поддержки. Решительный

отказ

от

практики

авторитарного образовательного процесса. Вера в ребенка, доверие ему,

поддержка

его

устремлений

к

самореализации

и

самоутверждению

должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного

контроля.

Не

внешние

воздействия,

а

внутренняя

мотивация

обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

В

технологический

арсенал

личностно-ориентированного

обучения

большинство педагогов-исследователей включают игровые и рефлексивные

методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности

ребенка, создание ситуации выбора и успеха.

Цель

моей

педагогической

деятельности

Создание

условий

для

развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие

индивидуальности

ребенка

посредством

личностно-оринтированного

обучения.

Средствами достижения этой цели является комплексное планирование

и реализация задач развития, образования и воспитания на основе триединой

задачи занятия:

образовательная:

формирование

знаний,

умений

и

навыков

в

области английского языка;

развивающая:

развитие

внимания,

памяти,

мышления

и

воображения, формирование культуры интеллектуального труда.

воспитательная:

ф о р м и р о в а н и е

с о ц и а л ь н о г о

о п ы т а ,

культурологических

стремлений,

социально

значимых

качеств

личности.

На

практике

реализация

личностно-ориентированных

технологий

в

дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-

образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком

определенных

знаний

и

умений,

но

и

осуществляющей

педагогическую

поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные

навыки,

удовлетворять

индивидуальные

познавательные

потребности,

а

главное –саморазвиваться и самореализовываться.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является:

Повышение

познавательной активности и воспитание социально-

культурной

личности

путем

личностно-ориентированного

обучения

на

занятиях

английским

языком

и

во

время

организацции

и

проведения

воспитательных мероприятий.

Занятия по изучению английского языка на занятиях дополнительного

образования

в

неформальной

обстановке

предоставляют

широкие

возможности

для

изучения

особенностей

детей

и

осуществления

индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у

них

не

только

лингво-страноведческих

способностей,

но

и

внимания,

наблюдательности, настойчивости и воли.

В

с в о е й

п р а к т и к е

я

ч а с т о

и с п о л ь з у ю

з а н я т и я

с

личностно-ориентированной направленностью. Применяются такие методы

о бу ч е н и я ,

ка к :

П р о бл е м н ы й

м е тод ,

и н д и в и д уа л ь н ы й

и

дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, проектно-

исследовательская деятельность учащихся.

Использую такие формы занятий, как: занятие - совместная беседа,

занятие - игра, Занятие – экскурсия, занятие – представление, занятие –

конкурс (творческих проектов, кросвордов), занятие – размышление, кейс-

стади и др.

Формы занятия личностно-ориентированной направленности и

методы, используемые на занятиях с применением данной технологии:

Методы

Формы занятия

• инивидуальный и

дифференцированный подход в

обучении на занятии

• проблемный метод

• кейс-стади

• групповая и парная работа

• создание проектов

• занятие - игра

• занятие – дискуссия

• занятие – викторина

• занятие – экскурсия

• интегрированное занятие

• занятие – концерт

• занятие – спектакль

• занятие – размышление

Для успешного освоения дополнительной общеобразовательной

программы «Увлекательный английский» большую роль играют психолого-

педагогические условия реализации программы, которые включают в себя

следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- побуждение творческого воображения ребят к практической и

творческой деятельности;

- поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу

собственных образов;

- важно раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию.

Обычно в начале занятия после сообщения темы занятия идёт обсуждение с

обучающимися плана занятия, путей и способов решения образовательных

задач.

Любой изучаемый материал на занятиях я стараюсь связать с жизнью детей,

найти смысл, понятный им. Для этого используется форма учебного диалога.

Диалог помогает детям понимать процесс творчества, научиться ставить

перед собой свою собственную цель. В диалоге определяется личный опыт

детей, который важно учитывать в работе.

Следующим моментом, который я считаю важным для успешной

реализации личностно-ориентированного подхода, является сочетание

массовой, групповой и индивидуальной работы в объединении.

Я применяю такие формы работы:

·

групповая

это

традиционные

занятия

-

теоретические

и

практические, где присутствует вся группа, т. е. обычно работают 8-10

человек;

· работа в малых творческих группах по 3-5 человек – дети могут

таким образом выполнять коллективную творческую работу; подбирать

интересные

материалы

к

изучаемым

темам,

а

также

собирать

иллюстрации, литературный материал для более яркого освещения той

или иной темы. Работа по поиску ведется под контролем педагога;

· работа по подготовке проектно-исследовательских работ и участию в

концертах

и

конкурсах

-

эта

работа

проводится

большей

частью

индивидуально,

здесь

заняты

авторы

лучших

индивидуальных

и

коллективных работ.

Для

проведения

занятий

применяю

дифферинцированный

дидактический материал: карточки, схемы, опоры разной сложности.

Отработан

механизм

использования

проектно-исследовательской

деятельности

учащихся,

создание

проектов-постеров

обычно

в

конце

изучения большого раздела программы.

В

практике

деятельности

используется

постановка

и

решение

проблемных

ситуаций,

решение

которых

необходимо

для

учебно-

воспитательного процесса.

Для повышения эффективности усвоения нового материала применяю

информационные

технологии.

Разработан

комплекс

методического

и

дидактического материала, методы и средства контроля: презентации, тесты,

кроссворды, для большей наглядности демонстрирую видеоролики.

Достижения

обучающиеся оцениваются различными способами: на

занятиях происходит самооценка, взаимооценка и оценка достижений детей

педагогом. Я осуществляю оценку деятельности обучающегося не только по

конечному результату, но и по процессу его достижения, которая обсуждается

в конце занятия с учащимися.

Систематически отслеживается результативность освоения учащимися

программного

материала.

В

начале

учебного

года

провожу

входящий

контроль, где определяется уровень знаний и умений каждого ребёнка. Такая

же диагностика проводится в конце 1 полугодия и в конце учебного года во

время проведения аттестации.

В

условиях

дополнительного

образования

обучение

и

воспитание

учащихся

это

неразрывный

процесс.

Основной

целью

воспитательной

работы с учащимися я считаю – развитие социального опыта учащихся,

повыщение их культурно уровня через сохранение и возрождение народных

традиций,

национальной

самобытности

русского

народа.

При

выборе

тематики

и

формы

проведения

мероприятий

используется

мнение

детей,

совместно обсуждается последовательность организации

и распределение

обязанностей. Традиционно в объединении проводятся такие праздники, как:

«Хеллоуин», «Мамин праздник», «Рождество», «Новый год», «День Святого

Валентина», «День 8 –е Марта», «День именинника» и др.. Организуются

познавательные экскурсии в районный краеведческий музей, на предприятия

поселка, в природные окресности поселка.

В

течение

года

ребята

из

объединения

принимают

участие

в

конкурсах, олимпиадах, фестивалях, в конце года проводится традиционный

творческий

отчет

коллективов.

Количество

участников,

победителей

и

призеров конкурсов и олимпиад динамично повышается.

Таким

образом,

личностно-ориентированное

обучение

позволяет

ребёнку

через

овладение

иностранным

языком

и

социально-културную

деятельность творчески развиваться, познавая и раскрывая свое Я в

общении и творчестве.

Диапазон личного вклада в развитие образования:

Опираясь на свой педагогический опыт, я могу сделать вывод,

что «Лично-ориентированное занятие в сочетании с

воспитательными и

досуговыми мероприятиями

создают условия для овладения учащимися

навыков самостоятельного выбора, решения проблемных ситуаций, создания

проектов. Приобретают навыки работы в команде, коллективе, получают

навыки самообразования.

Созданные условия для познавательной деятельности дают возможность

ребёнку самореализовываться и гармонично развиваться.

Результативность профессиональной деятельности

В результате применения личностно-ориентированного обучения в

объединении

«Увлекательный

английский» повысился

у р о в е н ь

познавательной активности учащихся ( Диагностика уровня познавательной

активности обучающихся по Г,И. Щукиной, Т.И. Шамановой), интерес к

занятиям

английским

языком,

повысился

социо-культурный

уровень

учащихся.

Сформированы:

-

Навыки

самостоятельной

познавательной

активности

(получение

информации, участие в проектной деятельности).

- Навыки анализа и решения проблемных ситуаций.

- Коммуникативные умения: работать в коллективе, отстаиваить собственное

мнение.(активная работа в диалоге на занятиях, участие в воспитательных

мероприятиях).

Своим

опытом

примениня

лично-ориентированной

деятельности

учащихся

в

объединении

«Увлекательный

английский»

я

делюсь

с

педагогами учреждения на методических объединениях, семинских занятиях,

разработана памятка для педагога по применению лично-ориентированного

обучения на занятиях.

Литература

1.

Акимов М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход /

М.К. Акимов. – М.: Знание, 1992.

2.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,

1989.

3.

Бондаревская

Е.В.

Личностно

-

ориентированное

образование:

опыт

разработки парадигмы. - Ростов н/Д., 1997.

4.

Гордеева, Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика.

– 2002. - № 2. – С. 32-38

5.

Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология

формирования

физической

активности

школьников

//

Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 2-4.

6.

Концепция

Федеральной

целевой

программы

"Развитие

физической

культуры

и

спорта

в

Российской

Федерации

на

2006-2015

годы"

(распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, №

1433-р).

7.

Ленер, М.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Ленер. – М.:

Педагогика, 1976.

8.

Хуторской

А.В.

Методика

личностно-ориентированного

обучения.

Как

обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской.-М.:Изд-

во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.

9.

Якимская И. Дифференцированное обучение "внешние" и "внутренние"

формы / И. Якимская. // Директор школы. – 1995. - № 3. – С. 39-45.

Памятка

Деятельность педагога на занятии с личностно-ориентированной

направленностью

Создание

положительного

эмоционального

настроя

на

работу

всех

учеников в ходе занятия.

Сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной

деятельности в ходе занятия.

Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид

и

форму

материала

(слове сную,

графиче скую,

у с л о в н о -

символическую).

Использование проблемных творческих заданий.

Стимулирование

учащихся

к

выбору

и

с амо стоятельному

использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного

ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ

использовал, почему ошибся и в чём.

Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали»

(чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,

что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.



В раздел образования