Автор: Видрюченко Елена Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ РК "Многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Городовиковск
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение агрессивности в молодежной среде
Раздел: среднее профессиональное
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.
Видрюченко Елена Васильевна
преподаватель БПОУ РК
«Многопрофильный колледж»
Республика Калмыкия,
г. Городовиковск
Стремительные
изменения
в
экономической,
политической
и
духовной
жизни
в
постсоветском
пространстве
вызвали
у
людей
психологическое
напряжения,
сформировали
неоднозначное
противоречивое
отношение
ко
всему
происходящему.
К
сожалению,
большое
социальное значение в обществе приобретают отношения нетерпимости, неприязни ко всему, что
отличается от привычного, устоявшегося. На этом фоне участились бытовые межнациональные
конфликты.
Усиление миграционных потоков, возникновение военных очагов на многонациональной
территории на фоне обострившихся социальных проблем, сопровождается ростом неуверенности
людей
в
завтрашнем
дне,
порождают
межэтническую
нетерпимость,
феномены
ксено
-
и
мигрантофобии. Неприятие, а следовательно нетерпимость, возникают на почве невежества и
страха
перед
неизвестным,
отличным
от
привычного
–
культурой,
жизненным
укладом,
традициями людей других национальностей, а иногда и под влиянием зависти к инородцам,
которые
лучше
зарабатывают,
лучше
живут.
Возникновение
таких
чувств
провоцируется
соответствующей
информацией,
распространяемой
СМИ.
Как
в
призме,
это
явление
сфокусировалось
в
современных
образовательных
учреждениях,
становящимися
многонациональными.
В национальных системах воспитания, складывающихся в рамках разных этнических
культур, традиционно закладываются два механизма социализации человека. С одной стороны, это
формирование
позитивных
установок
к
ценностям
собственной
культуры,
являющихся
основополагающими условием человека, осознающего свою национальную принадлежность как
части существующей общности. С другой стороны, это уважение к другим культурам.
Весь комплекс культурных представлений, который связан с этнической картиной мира,
называется
традиционным
сознанием
этноса.
В
него
входят
национальный
характер,
нормы
поведения, вкусы нации, обычаи, традиции. «Разрушьте обычаи внезапно, не заменив тотчас же
новыми, и вы разрушите все опоры, разорвете все связи общества, словом уничтожите народ»,
писал Белинский.
В современном мире растет число индивидов, у которых отмечается психологическое
расхождение с окружающей их исторически сложившейся на данной территории этнокультурной
средой. Проблема этнокультурной толерантности становится очень актуальной.
Люди, которые ярче проявляют неприятие всего иного: климата, природы, внешности
окружающих, традиция, культуры, могут сильнее испытывать дискомфорт и иметь более высокую
степень выраженности агрессивности.
Проблема межнациональных отношений стоит остро, как и во всем регионе, так и в
Городовиковском районе. За последние 15 лет очень выросло числе переселенцев, в том числе и
вынужденных, в основном из бывшего Советского Союза.
В
БПОУ
РК
«Многопрофильный
колледж»
обучается
более
350
студентов,
19
национальностей. Соответственно вопрос межнациональных отношений – один из тех, который
нельзя оставлять без внимания. И хотя в среде студентов не было конфликтов на этнической почве,
систематически проводится мониторинг по данному направлению, включаются мероприятия в
планы воспитательной работы. Остановимся на некоторых из них.
I. Одним из методов работы является проведение дискуссионных «круглых столов».
В
феврале
2019
года,
в
колледже
состоялось
заседание
на
тему
«Гармонизация
межэтнических
отношений
в
молодежной
среде».
На
встречу
со
студентами
были
приглашены
представители
администрации
Городовиковского
района,
работники
прокуратуры, священнослужители.
Этому предшествовала подготовительная работа. Было проведено анкетирование с
целью выявления мнения студентов о состоянии этнических отношений в молодежной
среде.
Было
опрошено
122
студента
–
почти
половина
обучающихся.
Причем
респондентами являлись жители 4 районов Республики Калмыкия, Ростовской области и
Ставропольского края.
Вопросы были заданы следующие:
1.
Испытывал ли ты когда-либо притеснения от лиц другой национальности?
Да 25%
нет 75 %
2.
Имело
ли
к
тебе
когда-либо
негативное
отношение
по
национальному
признаку со стороны сверстников?
Да 19%
Нет -89%
3.
На твой взгляд, есть ли напряженность в молодежной среде на национальной
почве?
Да – 30%
Нет – 70%
4.
Считаешь ли ты, что в молодежной среде присутствует криминогенный
фактор на национальной почве?
Да – 70%
Нет – 30%
Четко виден уровень тревожности респондентов в отношении складывающейся ситуации.
Тем, не менее, последующие вопросы оставляют надежду на то, что положение дел еще
можно контролировать и изменить в положительную сторону;
1.
Согласен
ли
ты,
чтобы
представители
другой
национальности
были
твоими
друзьями?
Да -85%
Нет 15%
2.
Вы ощущаете себе представителем, какой-либо конкретной национальности или
представителем народа РФ?
Да – 20
Нет 80 %
Все-таки стремление у молодых к консолидации есть и это нужно развивать.
II.
Немаловажно,
что
большая
роль
в
укреплении
межэтнических
отношений
принадлежит
общественным
студенческим
организациям,
действующим
в
колледже:
отряд волонтеров «Нарн», Совет студенческого соуправления. Хочется отметить, что в
сферу их деятельности вовлечен не только контингент студентов колледжа, но и молодежь
всех образовательных учреждений города.
Одним
из
наиболее
значимых
мероприятий
проведенных
студентами
было
разработка социального проекта - игры с элементами веревочного курса «Этническая
карусель».
Проект
разработан
с
целью
гармонизации
межэтнических
отношений
в
Городовиковске,
снятия
напряженности
в
межнациональных
отношениях.
Решение
вышеуказанных проблем актуален, как в нашем регионе, так и в соседних регионах. В
состав населения района входят люди почти 40 национальностей. И в последние 2 года
этнические
проблемы
обострились
именно
в
молодежной
среде,
возрастной
состав
которой 16-25 лет.
Как правило, эти обострения носят криминогенный характер. Проявляются они как
в
индивидуальных
конфликтах,
так
и
групповых.
Однако
в
эти
зачастую
типично
уголовные проявления, в которых задействованы люди разных национальностей, затем
вовлекаются и люди более старших возрастов.
В каждом из населенных пунктов района среди молодежи есть лица, которые
являются лидерами в своей социальной группе. Их лидерство носит, как положительную,
так
и
отрицательную
направленность.
Однако
первая
группа
все-таки
более
многочисленна и именно на лиц этой категории и направлено прежде всего воздействие
проекта.
Проблема
видится
в
том,
что
положительный
поведенческий
потенциал
молодежной среды в районе не организован. Это происходит во-первых потому, что у
молодежи мало общих точек соприкосновения. Не каких-то официальных совещаний,
протоколов и прочее, а именно таких дел, которые бы вызвали интерес молодых. Из
первого вытекает второе: молодежные лидеры различных этнических, неформальных и
т.п. групп, объединений района или не знакомы между собой, или знакомы недостаточно
близко. И наконец, третье – инициатива должна исходить от самих, наиболее активных
представителей молодежи, каковым является студенчество.
Поэтому
основная
цель
проекта
–
привлечь
внимание
молодежи
района
к
необходимости консолидации усилий для решения проблем этнических взаимоотношений
в молодежной среде.
Аудитория
благополучателей:
молодежь
образовательных
учреждений
Городовиковского района.
Одни словом проект стал как бы основой, стартовой площадкой для создания
условий
взаимопонимания
и
взаиморасположения
на
уровне
понятном
и
главное
интересном для молодежи.
Достигнуты были следующие результаты:
1.
Сформированы новые навыки общения молодежи.
2.
Социально активная молодежь получила возможность личного знакомства,
что
в
дальнейшем
может
позитивно
повлиять
на
предотвращение
и
урегулирование
межэтнических конфликтов.
3.
Проведены
встречи
с
представителями
муниципальных
органов
власти,
средств массовой информации.
III. Активная деятельность общественных молодежных структур была оценена и
отмечена благодарственными письмами.
В заключение работы хочется сделать вывод: необходимо реализовать следующие
задачи:
1.
Треть
молодежи
характеризуется
средним
уровнем
непринятия
чужой
этнокультурной среды. Именно эта часть характеризуется вероятностью агрессивности в
поведении, которую необходимо исключить.
2. необходимо формировать у молодежи способность к позитивному восприятию
культурного наследия народов, доверительного отношения к окружающим и творческого
самовыражении.
3.Следует
выявлять
лидеров
молодежных
этнических
общественных
групп,
неформальных объединений, вовлекать их в деятельность молодежных общественных
организаций района.
4. Осуществлять сплочение творческой, инициативной молодежи для организации и
проведения досуговых мероприятий молодежи.
5. Дальнейшая политика урегулирования молодежных межэтнических отношений
должна
строится
с
учетом
мнений
и
предложений
представителей
молодежи,
общественных организаций и властных структур.
Литература
1.
Белинская
Е.П.,
Стефаненко
Т.Г.
Этническая
социализация
подростка.
М:
Воронеж 2000
2. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. М.: Эксмо, 2001
3. Даниленко Т.В. Агрессивность подростков в полиэтнической среде, современные
проблемы науки и образования. 2007, №2
4.
Данные
социологических
исследований
в
БПОУ
РК
«многопрофильный
колледж».