Напоминание

Технология ТРИЗ


Автор: Добрынина Тамара Глебовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ МСОШ №2
Населённый пункт: п. Магистральный, Иркутская областть
Наименование материала: Методическая разработка урока с использованием технологииТРИЗ
Тема: Технология ТРИЗ
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВО 2 КЛАССЕ «А»

учитель начальных классов МОУ «МСОШ №2 Добрынина Тамара Глебовна

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик получит возможность развивать навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник получит возможность научиться:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник получит возможность научиться:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование урока:

компьютер

принтер

презентация урока

демонстрационный раздаточный материал

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа , работа в парах.

Методы обучения:

проблемный;

частично-поисковый;

словесно-логический;

метод самостоятельной работы учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка.

Они нам будут помогать и давать задания.

2.Актуализация знаний.

-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.

-Для чего это нужно?

-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка чистописания. СЛАЙД 2

Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)

-Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте

характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] и

[ х ] –твердый и мягкий, глухой.

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А

наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА

4. Работа со словарем.

-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем

словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из

Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и

ставите ударение.

1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия

и пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)

4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так

называют безбилетного пассажира.(заяц)

5.Повторение пройденного материала.

Задание

Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный,

обедать.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)

Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или

родственные). Выделите корень.

6.Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод,

цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель,

лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать:

«Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,

третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в

каждом есть.

Вот какое дерево выросло.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть.

Какая?

-Что мы называем корнем?

Корень- это общая часть родственных слов.

Задание 1.

«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев

(однокоренных слов.)

7. Постановка целей через проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что

гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что

она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое

значение)

- Какие слова можно называть однокоренными?

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым

корнем.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных

слов и посмотреть, какая часть в них является общей

Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте

слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: 13

Пододеяльник одеяло

Подорожник дорога

Подосиновик осина

Подберёзовик берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель

открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.-

Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные)

Запишите их, выделите корень.

Физ.минутка.

Задание

Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень

Лист хвостик

хвостатый листок

листочек хвост

листопад

8.Выполнить фонетический разбор:

У доски - слово лист

Остальные самостоятельно слово хвост

9. Письмо по памяти

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

Проверка в парах.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

10.Самостоятельная работа

с.74, упражнение 120.

11.Итог урока.

Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их утверждения.

Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

Какие слова мы называем однокоренными?

1.Какое задание понравилось?

2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а на уроке узнали?

12.Домашнее задание.

Для всех - упр.100, ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё

упр.103или 104.

13.Рефлексия.



В раздел образования