Автор: Добрынина Тамара Глебовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ МСОШ №2
Населённый пункт: п. Магистральный, Иркутская областть
Наименование материала: Методическая разработка урока с использованием технологииТРИЗ
Тема: Технология ТРИЗ
Раздел: начальное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2 КЛАССЕ «А»
учитель начальных классов МОУ «МСОШ №2 Добрынина Тамара Глебовна
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Цели:
Образовательные:
- познакомить с однокоренными словами;
-научить определять корень слова;
-повторить ранее изученные орфограммы.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
-развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
2.Регулятивные УУД
Ученик получит возможность развивать навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник получит возможность научиться:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• использовать знаково-символическоое моделирование.
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник получит возможность научиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование урока:
компьютер
принтер
презентация урока
демонстрационный раздаточный материал
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа , работа в парах.
Методы обучения:
проблемный;
частично-поисковый;
словесно-логический;
метод самостоятельной работы учащихся
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке?
-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка.
Они нам будут помогать и давать задания.
2.Актуализация знаний.
-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.
-Для чего это нужно?
-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.
3.Минутка чистописания. СЛАЙД 2
Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)
-Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте
характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] и
[ х ] –твердый и мягкий, глухой.
-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А
наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА
4. Работа со словарем.
-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем
словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из
Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и
ставите ударение.
1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)
2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия
и пользоваться ими. (человек)
3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)
4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)
5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так
называют безбилетного пассажира.(заяц)
5.Повторение пройденного материала.
Задание
Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.
1 столбик - слова, обозначающие предмет;
2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;
3 столбик – слова, обозначающие действие.
СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный,
обедать.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.
(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)
Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)
Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или
родственные). Выделите корень.
6.Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод,
цветок)
Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель,
лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.
Я вам расскажу одну историю.
Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать:
«Что с ним делать?»
А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,
третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в
каждом есть.
Вот какое дерево выросло.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть.
Какая?
-Что мы называем корнем?
Корень- это общая часть родственных слов.
Задание 1.
«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев
(однокоренных слов.)
7. Постановка целей через проблемную ситуацию.
Проблема.
Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что
гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что
она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое
значение)
- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым
корнем.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных
слов и посмотреть, какая часть в них является общей
Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте
слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: 13
Пододеяльник одеяло
Подорожник дорога
Подосиновик осина
Подберёзовик берёза
Варианты ответа:
- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»
- Нет! Эти слова разные по смыслу.
Вопрос: объясните смысл этих слов.
Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.
Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
Подосиновик – гриб, растущий под осиной.
Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель
открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.-
Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные)
Запишите их, выделите корень.
Физ.минутка.
Задание
Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень
•
Лист хвостик
•
хвостатый листок
•
листочек хвост
•
листопад
8.Выполнить фонетический разбор:
У доски - слово лист
Остальные самостоятельно слово хвост
9. Письмо по памяти
Землю вьюга белая
Замела снежком.
Мы из снега сделали
Двухэтажный дом.
Проверка в парах.
Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.
-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
10.Самостоятельная работа
с.74, упражнение 120.
11.Итог урока.
Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?
Прочитайте их утверждения.
Итак. Корень – это общая часть родственных слов.
Какие слова мы называем однокоренными?
1.Какое задание понравилось?
2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?
3.О чём не знали, а на уроке узнали?
12.Домашнее задание.
Для всех - упр.100, ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё
упр.103или 104.
13.Рефлексия.