Автор: Мушуева Людмила Касумовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития трудолюбия у младших школьников
Раздел: начальное образование
Особенности развития трудолюбия у младших школьников
Проблема
формирования
трудолюбия
у
младших
школьников
в
условиях начальной школы в настоящий момент является весьма актуальной.
Проблема формирования трудолюбия у подрастающего поколения была
поставлена на заре человеческой цивилизации. В связи с изменениями в
общественной жизни, формирование данного качества у детей различных
слоев населения стало зависеть от господствующей морали, которая нашла
своё отражение в трудах философов, мыслителей, общественных деятелей.
Ретроспективный
анализ
литературы
позволил
вычленить
два
основных
подхода
к
определению
сущности
трудолюбия,
которое
рассматривается
как
качество
личности,
формируемое
в
процессе
нравственного
и
трудового
воспитания;
как
направленность
человека
на
нравственно ориентированный труд. Первый подход возводит трудолюбие в
ранг
основных,
базовых
качеств
личности,
предопределяемых
основой
жизнедеятельности
человека
и
общества
в
целом.
При
этом
ценностные
основы
трудолюбия,
формируемые
у
молодого
поколения
в
процессе
воспитания,
входят
в
структуру
личности
путём
свободного
духовного
выбора и обеспечивают самоактуализацию человека в обществе.
Второй
подход
к
формированию
трудолюбия
у
подрастающего
поколения рассматривается с позиции деятельностного подхода. Ценность
трудовой деятельности для формирующейся личности ребёнка обусловлена
овладением системой знаний, умений и навыков в области труда, которая
позволяет
ему
самостоятельно
обеспечить
себе
жизненно
важное
функционирование;
предопределена
познанием
социально
ценностных
установок труда и развитием волевых качеств, чрезвычайно важных для
индивида в будущей трудовой жизнедеятельности.
В XXI
веке
проблема
формирования
трудолюбия
у
подрастающего
поколения приобретает особую актуальность в связи с разработкой нового со-
держания образования, ориентированного на личность каждого ребёнка. Мо-
дернизация общеобразовательной школы определяет приоритет формирова-
ния личностных качеств у школьников, важных для успешной социализации
в обществе и активной адаптации на рынке труда; потребность образователь-
ных учреждений в механизмах совершенствования нравственно - трудового
воспитания
подрастающего
поколения.
Современная
политика
в
области
образования определяет сущность нового подхода. Важнейшими задачами
становятся: формирование у школьников ответственности, инициативности,
самостоятельности.
Развитие
личностных
качеств
предопределяет
формирование трудолюбия с позиции ценностных оснований.
Налицо противоречия между востребованностью общества в молодом
поколении,
обладающем
трудолюбием
и
неразработанностью
проблемы
формирования трудолюбия у младших школьников с позиции ценностных
оснований.
В
нашем
исследовании
на
основе
анализа
философской,
со-
циологической, психологической, педагогической литературы установлено,
что трудолюбие сложное личностное образование, которое формируется в
процессе
педагогического
руководства.
На
каждом
возрастном
этапе
жизнедеятельности человека процесс формирования трудолюбия имеет свою
специфику.
Сензитивным
периодом
для
формирования
трудолюбия
с
учётом
аксиологического
подхода
является
младший
школьный
возраст.
Ус -
тановлено, что трудолюбие младших школьников рассматривается как каче-
ство личности, выраженное в усвоении знаний о труде и их ценностном ос-
мыслении, проявляющееся в нравственном поведении и участии в разнооб-
разной трудовой деятельности.
Процесс формирования трудолюбия у учащихся начальных классов
предполагает этапность: 1 этап - обогащение и коррекция нравственных
представлений о труде, 2 этап - формирование нравственных понятий, свя-
занных с трудом; 3 этап - усвоение моральных норм поведения в процессе
осуществления трудовой деятельности.
В ходе проведённого нами эксперимента нами было установлено, что
создание
определённых
педагогических
условий,
направленных
на
формирование
трудолюбия
у
младших
школьников,
способствует
повышению
уровня
трудолюбия.
Ученики
экспериментального
класса
быстрее овладевают понятием «труд», у них формируется отношение к труду
как ценности. Младшие школьники в большей мере выдвигают социальные
мотивы, обеспечивающие положительное отношение к труду, у них выявлено
первоначальное
чувство
долга.
Формированию
убеждений,
установок,
ценностных
ориентации
на
труд
предшествует
возникновение
соответствующих знаний, умений и навыков. Ученики успешно овладели
знаниями,
умениями
и
навыками
в
разнообразных
видах
труда.
Они
проявляют активность в труде, часто самостоятельно ставят цель и стараются
последовательно
реализовать
её.
Продукты
их
творческой
деятельности
отличаются качеством.
Таким
образом,
экспериментальная
работа
позволила
выявить
эффективность
педагогических
условий,
направленных
на
формирование
трудолюбия у младших школьников с позиции ценностных оснований.
Выявлены основные мотивы участия младших школьников в труде:
стремление
принести
пользу
друзьям,
учителям,
родителям,
близким,
домашним питомцам, другим людям. Эти данные помогли в дальнейшем
организовать
различные
виды
творческой
деятельности,
общественно-
полезного труда.
Выделены
черты
личности
младшего
школьника,
влияющие
на
успешность
трудовой
деятельности:
активность,
самостоятельность,
ответственность,
творчество,
старательность
и
аккуратность.
Именно
эти
черты наиболее часто поощряют учителя начальных классов и родители у
младших школьников при формировании трудолюбия.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по формированию
трудолюбия
у
младших
школьников
в
условиях
начальной
школы,
необходимо отметить следующее:
1.
Работа по формированию трудолюбия у младших школьников может
быть рекомендована для последующей трансляции в практику начального
звена общеобразовательных учреждений.
2.
Установлено, что эффективность воспитания трудолюбия у младших
школьников обеспечивается комплексом педагогических условий.
3.
Успешность процесса формирования трудолюбия у младших школь-
ников предопределяется: построением педагогического процесса на основе
гуманистиче ского,
личностно-ориентированного,
субъ е кт и в н о -
деятельностного
подходов;
наполнением
и
обогащением
наиболее
значимыми
для
младшего
школьника
формами
деятельности;
выделение
эффективных
методов
и
средств,
повышающих
эффективность
процесса
воспитания
трудолюбия
у
младших
школьников;
обеспечением
тесного
взаимодействия
всех
участников
педагогического
процесса
(педагоги,
родители, общественность).
4.
Эффективность
экспериментальной
работы
предопределяется
программным,
материально-техническим,
диагностическим
оснащением
педагогического процесса.
5.
Построение педагогического процесса в условиях образовательной
школы должно быть основано на реализации модели процесса формирования
трудолюбия у младших школьников.