Напоминание

Особенности развития трудолюбия у младших школьников


Автор: Мушуева Людмила Касумовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития трудолюбия у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности развития трудолюбия у младших школьников

Проблема

формирования

трудолюбия

у

младших

школьников

в

условиях начальной школы в настоящий момент является весьма актуальной.

Проблема формирования трудолюбия у подрастающего поколения была

поставлена на заре человеческой цивилизации. В связи с изменениями в

общественной жизни, формирование данного качества у детей различных

слоев населения стало зависеть от господствующей морали, которая нашла

своё отражение в трудах философов, мыслителей, общественных деятелей.

Ретроспективный

анализ

литературы

позволил

вычленить

два

основных

подхода

к

определению

сущности

трудолюбия,

которое

рассматривается

как

качество

личности,

формируемое

в

процессе

нравственного

и

трудового

воспитания;

как

направленность

человека

на

нравственно ориентированный труд. Первый подход возводит трудолюбие в

ранг

основных,

базовых

качеств

личности,

предопределяемых

основой

жизнедеятельности

человека

и

общества

в

целом.

При

этом

ценностные

основы

трудолюбия,

формируемые

у

молодого

поколения

в

процессе

воспитания,

входят

в

структуру

личности

путём

свободного

духовного

выбора и обеспечивают самоактуализацию человека в обществе.

Второй

подход

к

формированию

трудолюбия

у

подрастающего

поколения рассматривается с позиции деятельностного подхода. Ценность

трудовой деятельности для формирующейся личности ребёнка обусловлена

овладением системой знаний, умений и навыков в области труда, которая

позволяет

ему

самостоятельно

обеспечить

себе

жизненно

важное

функционирование;

предопределена

познанием

социально

ценностных

установок труда и развитием волевых качеств, чрезвычайно важных для

индивида в будущей трудовой жизнедеятельности.

В XXI

веке

проблема

формирования

трудолюбия

у

подрастающего

поколения приобретает особую актуальность в связи с разработкой нового со-

держания образования, ориентированного на личность каждого ребёнка. Мо-

дернизация общеобразовательной школы определяет приоритет формирова-

ния личностных качеств у школьников, важных для успешной социализации

в обществе и активной адаптации на рынке труда; потребность образователь-

ных учреждений в механизмах совершенствования нравственно - трудового

воспитания

подрастающего

поколения.

Современная

политика

в

области

образования определяет сущность нового подхода. Важнейшими задачами

становятся: формирование у школьников ответственности, инициативности,

самостоятельности.

Развитие

личностных

качеств

предопределяет

формирование трудолюбия с позиции ценностных оснований.

Налицо противоречия между востребованностью общества в молодом

поколении,

обладающем

трудолюбием

и

неразработанностью

проблемы

формирования трудолюбия у младших школьников с позиции ценностных

оснований.

В

нашем

исследовании

на

основе

анализа

философской,

со-

циологической, психологической, педагогической литературы установлено,

что трудолюбие сложное личностное образование, которое формируется в

процессе

педагогического

руководства.

На

каждом

возрастном

этапе

жизнедеятельности человека процесс формирования трудолюбия имеет свою

специфику.

Сензитивным

периодом

для

формирования

трудолюбия

с

учётом

аксиологического

подхода

является

младший

школьный

возраст.

Ус -

тановлено, что трудолюбие младших школьников рассматривается как каче-

ство личности, выраженное в усвоении знаний о труде и их ценностном ос-

мыслении, проявляющееся в нравственном поведении и участии в разнооб-

разной трудовой деятельности.

Процесс формирования трудолюбия у учащихся начальных классов

предполагает этапность: 1 этап - обогащение и коррекция нравственных

представлений о труде, 2 этап - формирование нравственных понятий, свя-

занных с трудом; 3 этап - усвоение моральных норм поведения в процессе

осуществления трудовой деятельности.

В ходе проведённого нами эксперимента нами было установлено, что

создание

определённых

педагогических

условий,

направленных

на

формирование

трудолюбия

у

младших

школьников,

способствует

повышению

уровня

трудолюбия.

Ученики

экспериментального

класса

быстрее овладевают понятием «труд», у них формируется отношение к труду

как ценности. Младшие школьники в большей мере выдвигают социальные

мотивы, обеспечивающие положительное отношение к труду, у них выявлено

первоначальное

чувство

долга.

Формированию

убеждений,

установок,

ценностных

ориентации

на

труд

предшествует

возникновение

соответствующих знаний, умений и навыков. Ученики успешно овладели

знаниями,

умениями

и

навыками

в

разнообразных

видах

труда.

Они

проявляют активность в труде, часто самостоятельно ставят цель и стараются

последовательно

реализовать

её.

Продукты

их

творческой

деятельности

отличаются качеством.

Таким

образом,

экспериментальная

работа

позволила

выявить

эффективность

педагогических

условий,

направленных

на

формирование

трудолюбия у младших школьников с позиции ценностных оснований.

Выявлены основные мотивы участия младших школьников в труде:

стремление

принести

пользу

друзьям,

учителям,

родителям,

близким,

домашним питомцам, другим людям. Эти данные помогли в дальнейшем

организовать

различные

виды

творческой

деятельности,

общественно-

полезного труда.

Выделены

черты

личности

младшего

школьника,

влияющие

на

успешность

трудовой

деятельности:

активность,

самостоятельность,

ответственность,

творчество,

старательность

и

аккуратность.

Именно

эти

черты наиболее часто поощряют учителя начальных классов и родители у

младших школьников при формировании трудолюбия.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по формированию

трудолюбия

у

младших

школьников

в

условиях

начальной

школы,

необходимо отметить следующее:

1.

Работа по формированию трудолюбия у младших школьников может

быть рекомендована для последующей трансляции в практику начального

звена общеобразовательных учреждений.

2.

Установлено, что эффективность воспитания трудолюбия у младших

школьников обеспечивается комплексом педагогических условий.

3.

Успешность процесса формирования трудолюбия у младших школь-

ников предопределяется: построением педагогического процесса на основе

гуманистиче ского,

личностно-ориентированного,

субъ е кт и в н о -

деятельностного

подходов;

наполнением

и

обогащением

наиболее

значимыми

для

младшего

школьника

формами

деятельности;

выделение

эффективных

методов

и

средств,

повышающих

эффективность

процесса

воспитания

трудолюбия

у

младших

школьников;

обеспечением

тесного

взаимодействия

всех

участников

педагогического

процесса

(педагоги,

родители, общественность).

4.

Эффективность

экспериментальной

работы

предопределяется

программным,

материально-техническим,

диагностическим

оснащением

педагогического процесса.

5.

Построение педагогического процесса в условиях образовательной

школы должно быть основано на реализации модели процесса формирования

трудолюбия у младших школьников.



В раздел образования