Автор: Ильяшенко Галина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Шахты, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование вербальной агрессии у девочек и мальчиков подросткового возраста".
Раздел: среднее образование
Исследования вербальной агрессии у девочек и мальчиков
подросткового возраста.
Большая
часть
жизни
человека
проходит
в
контакте
с
другими
людьми,
поэтому
общество
в
целом
задает
вопрос
о
положительном
или
отрицательном
поведении
своих
членов.
Анализируя
последние
события,
происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить
общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и
на уровне социальной группы.
Агрессия, пожалуй, как ни одна индивидуально-личностная характеристика,
воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека.
Вхождение подростка во взрослый мир сопровождается такой негативной
тенденцией, как усиление вербальной агрессии и увеличение доминантных,
активных
ее
проявлений.
Все
это
свидетельствует
о
конфликтных
отношениях
подростка
с
окружающим
миром,
о
нарастании
насилия
в
подростковой
среде,
когда
освоение
новой
социальной
роли
подростком
сопровождается агрессией.
Выраженная
вербальная
агрессия
свидетельствует
о
социально-
психологической
дезадаптации
у
подростков
и
позволяет
относить
эту
категорию детей к группе риска делинквентности. С целью выявления уровня
вербальной
агрессии
у
подростков
и
социально-психологической
дезадаптации
я
провела
исследование.
Интересны
были
особенности
проявления вербальной агрессии
у девочек и мальчиков подросткового
возраста, половые различия и частота проявления вербальной агрессивности
у девочек и мальчиков.
Для исследования агрессии у девочек и мальчиков подросткового возраста по
шкале вербальной агрессии сформирован опросник экспресс-диагностики.
(Приложение1, таблица 1). Для формирования этого опросника использованы
шкалы вербальной агрессии из опросника предложенного
А. Бассом и А.
Дарки в 1957 году и шкалы из опросника Л.А.Почебут. опросник который
должен выявить склонность испытуемого к вербальной агрессии.
Опросник
состоит из 20-ти утверждений, на которые ребенок дает ответ "да" или "нет".
По числу совпадений ответов респондентов с "ключом"
подсчитываются
индексы вербальной агрессивности и враждебных реакций.
1. Первым этапом этой части исследования был отбор подростков, которые
стали объектом последующего изучения. Были сформированы произвольно 2
группы: мальчики и девочки.
2.
С
подростками
этих
групп
была
проведена
экспресс-диагностика.
Использованы шкалы вербальной агрессии из опросника предложенного А.
Бассом и А. Дарки в 1957 году и шкалы из опросника Л.А.Почебут (Таблица
1, приложение 1).
По
итогам
проведённой
диагностики
получены
следующие
результаты
зафиксированные в таблицах:2, 3,4,5, рисунок 1. Рисунок 1 в приложении 2.
Таблица 2.
Результаты исследования показателей вербальной агрессии.
Шкала
агрессии
Кол-во
подростков
Девочки 18 человек
Мальчики 18 человек
в %
в %
Вербальная
36 человек
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
3 чел
16.6 %
10 чел
55.5 %
5 чел
27.7 %
2 чел
11.1 %
11 чел
61.1 %
5 чел
27.7 %
Таблица 3.
Результаты исследования показателей вербальной агрессии (девочки).
№п/п
Исследуемые
Вербальная агрессия
Уровни
1
К.Г.
13
средний
2
Д.А.
17
высокий
3
И.И.
14
средний
4
Д.А.
18
высокий
5
Р.Н.
20
высокий
6
А.Е.
16
высокий
7
Д.Н.
12
средний
8
Д.А.
12
средний
9
К.О.
11
средний
10
М.С.
10
средний
11
Б.Е.
13
средний
12
С.Т.
7
низкий
13
В.О.
19
высокий
14
Т.А.
5
низкий
15
Г.Е.
14
средний
16
К.Ю.
7
низкий
17
М.С.
12
средний
18
Н.Т.
12
средний
Сумма
232
Среднее значение
11.6
Таблица 4.
Результаты исследования показателей вербальной агрессии (мальчики).
№п/п
Исследуемые
Вербальная агрессия
Уровни
1
П.А.
9
средний
2
П.О.
10
средний
3
Б.И.
9
средний
4
Р.Г.
11
средний
5
О.С.
13
средний
6
Ж.Е.
12
средний
7
М.А.
10
средний
8
Ф.П.
18
высокий
9
Л.О.
19
высокий
10
Б.С.
10
средний
11
К.В.
20
высокий
12
П.П.
17
высокий
13
М.А.
6
низкий
14
К.А.
20
высокий
15
П.Е.
9
средний
16
Ш.Ю.
9
средний
17
М.Д.
5
низкий
18
Я.Л.
10
средний
Сумма
233
Среднее значение
11.65
Таблица 5.
Средние значения показателей проявления вербальной агрессии у
мальчиков и девочек.
Вербальная агрессия
Средние значения
Показатели (девочки)
11,6
Показатели (мальчики)
11,65
Рис. 2 Средние значения показателей проявления вербальной агрессии у
мальчиков и девочек.
Для определения степени различий между двумя несвязными выборками
(мальчики
и
девочки)
использован t-критерий
Стьюдента.
Критерий
Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух
выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных
достоинств критерия является широта его применения.
Таблица 6.
Сравнительный анализ средних показателей с применением t-критерия
Стьюдента
№
Выборки
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
В.1
В.2
В.1
В.2
В.1
В.2
1
12
10
-0.89
-2.06
0.7921
4.2436
2
12
5
-0.89
-7.06
0.7921
49.8436
3
7
9
-5.89
-3.06
34.6921
9.3636
4
14
9
1.11
-3.06
1.2321
9.3636
5
5
20
-7.89
7.94
62.2521
63.0436
6
19
6
6.11
-6.06
37.3321
36.7236
7
7
17
-5.89
4.94
34.6921
24.4036
8
13
20
0.11
7.94
0.0121
63.0436
9
10
10
-2.89
-2.06
8.3521
4.2436
10
11
19
-1.89
6.94
3.5721
48.1636
11
12
18
-0.89
5.94
0.7921
35.2836
12
12
10
-0.89
-2.06
0.7921
4.2436
13
16
12
3.11
-0.06
9.6721
0.0036
14
20
13
7.11
0.94
50.5521
0.8836
15
18
11
5.11
-1.06
26.1121
1.1236
16
14
9
1.11
-3.06
1.2321
9.3636
17
17
10
4.11
-2.06
16.8921
4.2436
18
13
9
0.11
-3.06
0.0121
9.3636
Суммы:
232
217
-0.02
-0.08
289.7778
376.9448
Среднее
:
12.89
12.06
Результат: t
Эмп
= 0.6
Таблица 7.
Критические значения
t
Кр
p≤0.05
p≤0.01
2.03
2.73
Рис. 4 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение t (0.6) находится в зоне незначимости.
Выводы: сравнительный
анализ
средних
показателей
с
применением t-
критерия Стьюдента девочек и мальчиков показал, что и у мальчиков и у
девочек
подросткового
возраста,
вербальная
агрессия
имеет
практически
одинаковые значения.
3.
Следующим
этапом
исследования
было
проведение
исследования
проективным методом.
Для этих двух групп был проведён тест «Несуществующее животное» автор
С.Л. Колосова.
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик,
позволяющая
лучше
понять
личностные
особенности
человека.
Техника
довольно
проста
в
исполнении,
но
при
этом
отличается
высокой
эффективностью. Этот метод построен на теории психомоторной связи. Для
регистрации
состояния
психики
используется
исследование
моторики
(в
частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной
в
виде
графического
следа
движения,
рисунка).
Например,
в
рисунках:
5,6,7,8,9,10
Рис.5 Рис 6 Рис.7
Рис. 8 Рис.9 Рис. 10
Результаты тестирования отражены в таблицах: 8, 9,10,11. В рисунке 11.
Таблица 8.
Результаты выявленных признаков.
Тест «Несуществующее животное» (девочки).
№п/
п
Исследуемы
е
Приоткрыты
й рот
Наличие
языка
Наличи
е зубов
Округл
. рот
1
К.Г.
+
1
2
Д.А.(1)
+
+
+
3
3
И.И.
+
1
4
Д.А.(2)
+
+
+
+
4
5
Р.Н.
+
+
+
3
6
А.Е.
+
+
+
3
7
Д.Н.
0
8
Д.А.(3)
0
9
К.О.
+
1
10
М.С.
0
11
Б.Е.
0
12
С.Т.
0
13
В.О.
+
+
+
3
14
Т.А.
0
15
Г.Е.
0
16
К.Ю.
0
17
М.С.
0
18
Н.Т.
0
8
1
5
5
19
Таблица 9.
Результаты выявленных признаков.
Тест «Несуществующее животное» (мальчики).
Для анализа результатов проективной методики был использован расчёт U-
критерия Манна-Уитни.
Таблица 10.
Расчет U-критерия Манна-Уитни.
№
Выборка 1
Ранг 1
Выборка 2
Ранг 2
№п/
п
Исследуемы
е
Приоткр.
рот
Наличи
е языка
Наличи
е зубов
Округл.
рот
1
П.А.
+
1
2
П.О.
0
3
Б.И.
0
4
Р.Г.
0
5
О.С.
0
6
Ж.Е.
0
7
М.А.
0
8
Ф.П.
+
+
+
+
4
9
Л.О.
+
+
+
3
10
Б.С.
0
11
К.В.
+
+
2
12
П.П.
0
13
М.А.
+
1
14
К.А.
+
+
+
+
4
15
П.Е.
0
16
Ш.Ю.
0
17
М.Д.
0
18
Я.Л.
0
5
2
5
3
15
1
8
8
5
5.5
2
1
1
2
2
3
5
5.5
5
5.5
4
5
5.5
3
3
Суммы
:
20
16
Результат: U
Эмп
= 6
Таблица 11.
Критические результаты.
Рис. 11. Ось значимости.
U
Кр
p≤0.01
p≤0.05
-
1
Выводы: полученное эмпирическое значение U
эмп
(6) находится в зоне
незначимости. Результаты
проективной
диагностики
совпадают
с
результатами предыдущих исследований.
4. Метод опроса классных руководителей с помощью
анкеты «Структурализированное наблюдение, проводимое учителем».
(методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Г. П.
Лаврентьевой)
1.
Рассерженный «впадает в бешенство».
2.
Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в
чем то подозревается.
3.
Ведет себя подобно «настороженному животному».
4.
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
5.
Рассказывает
фантастические,
вымышленные
истории
с
элементами насилия.
6.
В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
7.
Портит общественную и личную собственность.
8.
Негативно относится к замечаниям.
9.
Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
10.«Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
11.Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
12.Кричит, угрожает, оскорбляет.
13.Ведет себя непристойно.
14.«Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
15.Подражает хулиганским проделкам других.
16.Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
17.Пристает к более слабым.
18. Дерется не соответствующим образом.
Учителям, хорошо знающим данный класс предлагалось оценить каждого
учащегося по 8 критериям, используя 5 бальную шкалу оценки.
1 балл – данные проявления не встречаются у ученика, (такого поведения не
замечалось).
2 балла – проявляются, но очень редко.
3 балла – иногда проявляются.
4 балла – проявления у ученика бывают часто.
5
баллов
–
это
свойственно
ребёнку
в
полной
мере.
Для
анализа
была
выделена
форма
проявления
агрессии
-
вербальная
агрессия
(ВА)–
выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и
через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Результаты исследования отражены в таблицах: приложение 3 таблица 2,
приложение 4 таблица 3, таблица 12,13.
Для определения степени различий между двумя несвязными выборками
(мальчики
и
девочки)
использован t-критерий
Стьюдента.
Критерий
Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух
выборок, которые распределены по нормальному закону.
Таблица 12.
Расчет t-критерия Стьюдента
№
Выборки
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
В.1
В.2
В.1
В.2
В.1
В.2
1
5
4
-2.84
-2.19
8.0656
4.7961
2
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
3
5
4
-2.84
-2.19
8.0656
4.7961
4
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
5
16
4
8.16
-2.19
66.5856
4.7961
6
14
13
6.16
6.81
37.9456
46.3761
7
16
5
8.16
-1.19
66.5856
1.4161
8
15
4
7.16
-2.19
51.2656
4.7961
9
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
10
14
5
6.16
-1.19
37.9456
1.4161
11
17
4
9.16
-2.19
83.9056
4.7961
12
3
4
-4.84
-2.19
23.4256
4.7961
13
5
5
-2.84
-1.19
8.0656
1.4161
14
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
15
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
16
5
11
-2.84
4.81
8.0656
23.1361
17
5
12
-2.84
5.81
8.0656
33.7561
18
5
14
-2.84
7.81
8.0656
60.9961
19
4
4
-3.84
-2.19
14.7456
4.7961
20
13
6.81
46.3761
21
4
-2.19
4.7961
Суммы:
149
130
0.04
0.01
504.5264
277.2381
Среднее
:
7.84
6.19
Результат: t
Эмп
= 1.1
Таблица 13.
Критические значения
t
Кр
p≤0.05
p≤0.01
2.02
2.71
Полученное эмпирическое значение t (1.1) находится в зоне незначимости.
Выводы: по всем показателям проявления агрессии установлены значимые
связи
результатов
проведённых
тестов
и
оценок
учителей.
Анализ
анкетирования
классных
руководителей
подтвердил
высокий
уровень
вербальной агрессии у некоторых подростков.
3.2. Результаты исследования
1.
Экспресс-диагностика
по
сформированному
опроснику
экспресс-
диагностики
с
использованием
шкал
вербальной
агрессии
из
опросника
предложенного
А. Бассом и А. Дарки в
и шкал вербальной агрессии из
опросника Л.А.Почебут. Использован расчёт t-критерия Стьюдента. Результат
t
Эмп
.=0,6,
критические
значения:
2,03
-
2,73. Полученное
эмпирическое
значение t (0.6) находится в зоне незначимости.
2. Исследования проективным методом. Тест «Несуществующее животное».
Для анализа результатов проективной методики был использован расчёт U-
критерия Манна-Уитни. Результат: U
Эмп
= 6, критические результаты: - - 1.
полученное
эмпирическое
значение
U
эмп
(6)
находит ся
в
з о н е
незначимости.
3. Диагностика
методом опроса классных руководителей с помощью анкеты
«Структурализированное
наблюдение,
проводимое
учителем»
(методика
диагностики
агрессивного
поведения
детей,
разработанная
Г.П.
Лаврентьевой). Для определения степени различий между двумя несвязными
выборками
(мальчики
и
девочки)
использован t-критерий
Стьюдента.
Критерий
Стьюдента
направлен
на
оценку
различий
величин
средний
значений
двух
выборок,
которые
распределены
по
нормальному
закону.
Результат:
t
Эмп
=
1 .1 ,
критические
значения: p≤0.05;
p≤0.01. 2.02
-
2.71.
Полученное эмпирическое значение t (1.1) находится в зоне незначимости.
Проведенное исследование уровня вербальной агрессии мальчиков и
девочек
при
сравнении
результатов
трёх
методик
с
помощью
методов
математической
статистики
установило
значимые
связи
результатов
проведённых тестов и позволило сделать следующие выводы:
Вербальная агрессия - это форма агрессивного поведения, имеющая
специфическое содержание насильственного характера по отношению
к другому человеку или группе (угрозы, проклятия, ругань и т. д.) и
часто
выражающаяся
особым
экспрессивным
образом
(ссора,
крик,
визг
и
др.).
Вербальная
агрессия
у
подростков
проявляется
как
в
активной форме - в открытых ссорах, скандалах, конфликтах, так и в
пассивной — в клевете, сплетнях, ябедничанье.
Вербальная агрессия у подростков является самой распространенной
формой агрессивного поведения и свидетельствует о психологическом
и/или социальном неблагополучии подростка. Проявления и степень
выраженности вербальной агрессии зависят от пола, возраста и типа
образовательного учреждения, в котором обучается подросток.
В
подростковом
возрасте
наиболее
выраженными
являются
такие
проявления вербальной агрессии, как обвинения, критика, унижающие
собеседника; использование оскорблений и проклятий; использование
ненормативной лексики.
Вербальная агрессия служит показателем социально-психологической
дезадаптации в подростковом возрасте. Такие проявления вербальной
агрессии
у
подростков,
как
угрозы,
запугивания
и
оскорбления,
проклятия,
являются
наиболее
значимыми
маркерами
социально-
психологической дезадаптаци. Такие проявления вербальной агрессии
у
подростков,
как
демонстративное
молчание
и
отказ
общаться,
показывают нарушения системы взаимоотношений со сверстниками; а
использование ненормативной лексики связано с низким ученическим
статусом и нарушением поведения подростка в школе.
Изучение специфики вербальной агрессии как показателя социально-
психологической дезадаптации в подростковом возрасте ставит задачу
коррекции вербальной агрессии. Коррекция вербальной агрессии в
подростковом возрасте является одним из возможных вариантов
коррекционной работы по снижению нефизического насилия, вербальной
агрессии в подростковой среде.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Таблица 1.
Комбинированный опросник для определения вербальной агрессии.
1
Во время спора я часто повышаю голос
2
Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем
думаю.
3
Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо
говорю им об этом.
4
В сильном гневе я употребляю крепкие выражения,
сквернословлю.
5
Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не
люблю.
6
Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
7
В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно
выслушать, не перебивая.
8
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это
почувствовать.
9
Я часто бываю не согласен с людьми.
10
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они
не зазнавались.
11
Я требую, чтобы люди уважали меня.
12
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
13
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
14
Я ругаюсь со злости.
15
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение.
16
В споре я часто повышаю голос.
17
Я не умею поставить человека на место, даже если он этого
заслуживает.
18
Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
19
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
20
Я не могу отказаться от спора, если люди не согласны со мной.
Приложение 2.
Рисунок 1.
Сравнительный анализ показателей вербальной агрессии.
Приложение 3.
Таблица 2.
Результаты анкетирования структурированного наблюдения учителем
(девочки).
Приложение 4.
Таблица 3.
Результаты анкетирования структурированного наблюдения учителем
(мальчики).
№п/п
Исследуемы
е
Рассерженн
ый «впадает
в
бешенство».
Рассказывае
т
Негативно
относится к
замечаниям
Кричит,
угрожает,
оскорбляет
Всего
1
П.А.
1
1
1
1
4
2
П.О.
1
2
1
1
5
3
Б.И.
1
1
2
1
5
4
Р.Г.
1
1
1
1
4
5
О.С.
1
1
1
1
4
6
Ж.Е.
1
2
1
1
5
7
М.А.
1
1
1
3
8
Ф.П.
4
5
4
4
17
9
Л.О.
3
2
5
4
14
10
Б.С.
1
1
1
1
4
11
К.В.
5
3
5
2
15
12
П.П.
3
4
5
4
16
13
М.А.
1
1
1
11
14
14
К.А.
4
4
4
4
16
15
П.Е.
1
1
1
1
4
16
Ш.Ю.
1
1
2
1
5
17
М.Д.
1
1
1
1
4
18
Я.Л.
1
1
2
1
5
32
33
38
41
144
№п/п
Исследуемые
Рассерженный
«впадает в
бешенство».
Рассказывает
фантастические,
вымышленные
истории с
элементами
Негативно
относится к
замечаниям.
Кричит, угрожает,
оскорбляет
Всего
1
К.Г.
1
1
1
1
4
2
Д.А.(1)
2
1
5
5
13
3
И.И.
1
1
1
1
4
4
Д.А.(2)
2
4
5
3
14
5
Р.Н.
1
2
5
4
12
6
А.Е.
1
3
4
3
11
7
Д.Н.
1
1
1
1
4
8
Д.А.(3)
1
1
1
1
4
9
К.О.
1
1
1
2
5
10
М.С.
1
1
1
1
4
11
Б.Е.
1
1
1
1
4
12
С.Т.
1
1
1
2
5
13
В.О.
2
2
5
4
13
14
Т.А.
1
1
1
1
4
15
Г.Е.
1
1
1
1
4
16
К.Ю.
1
1
1
1
4
17
М.С.
1
1
1
1
4
18
Н.Т.
1
1
1
1
4
22
25
37
34
118