Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ


Автор: Логинова Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №289
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитателей, а также

других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В

данной

статье

описаны

виды

здоровьесберегающих

технологий,

их

актуальность,

а

также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

Цель

статьи: раскрыть

смысл

необходимости

внедрения

здоровьесберегающих

технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.

Здоровье

человека

всегда

будет

актуальной

темой.

Его

невозможно

удержать

лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения

непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что

нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.

Дошкольный

возраст

-

это

решающий

этап

в

формировании

основ

психического

и

физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и

развиваются

функциональные

системы

организма.

В

последние

годы

замечена

устойчивая

тенденция

снижения

уровня

здоровья

дошкольников,

все

больше

детей

показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым

поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная

задача

воспитателей

детского

сада

-

подготовить

дошкольника

к

будущей

самостоятельной

жизни,

предоставив

ему

необходимые

условия

для

получения

и

закрепления

устойчивых

навыков,

умений,

знаний,

воспитав

в

нем

необходимые

привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться

равнодушно

к

неблагополучному

состоянию

здоровья

своих

воспитанников,

к

его

заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов

здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это:

организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса

образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье

участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий

уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны

для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности.

Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е.

разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1.

Объединить

усилия

родителей

и

педагогического

коллектива

для

эффективной

организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и

плоскостопия;

2.

Обучить

воспитанников

безопасному

поведению

в

условиях

чрезвычайных

ситуаций в городе и в природных условиях;

3.

Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-

оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную,

гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ.

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);

День здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

Педагог,

ощущающий

себя

стражем

здоровья

детей,

который

воспитывает

культуру

здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические

знания,

не

переутомлен

работой,

уметь

оценивать

объективно

свои

недостатки

и

достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и

начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ

применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться

традиционные

пособия

(массажеры,

массажные

коврики,

спортивный

инвентарь),

а

также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет

мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки,

султанчики.

Необходимы

для

развития

речевого

дыхания,

чтобы

тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много

точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики

и

веревки

с

узелками.

Нужны

для

массажа

ступней

ног,

который

способствует развитию координации движений.

Оздоровительную

гимнастику

нужно

проводить

ежедневно

после

сна,

босиком

под

музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных

методик:

гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает

кровообращение);

мимические разминки;

пальчиковая

гимнастика

(влияет

на

развитие

мелкой

моторики,

стимулирует

развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту

реакции);

дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);

точечный массаж;

упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на

здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Реализация поставленных целей на практике

Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут.

Сюда

входят

элементы

дыхательной

гимнастики,

гимнастики

для

глаз.

Правильное

дыхание

помогает

избежать

гайморита,

астмы,

неврозов,

избавляет

от

насморка,

головной

боли,

простуды,

расстройства

ЖКТ,

сна,

помогает

быстро

восстановить

работоспособность после физического и умственного утомления.

Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:

Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;

Стараться

наполнять

легкие

воздухом

по

максимуму

на

вдохе,

а

на

выдохе

максимально выдыхать;

Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;

Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в

доброжелательной обстановке;

Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую

неделю прибавляется по одному упражнению.

Систематическое

проведение

физкультминуток

способствует

улучшению

психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую

сторону.

Физкультминутки может проводить кто-то из детей.

Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель

физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в

игровой комнате или на прогулке.

Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом

подходящем

помещении.

Подходит

для

всех

возрастных

групп.

Рекомендуется

использование

во

время

проведения

релаксации

спокойной

классической

музыки

(Рахманинов, Чайковский, звуки природы).

Пальчиковая

гимнастика.

Рекомендована

с

младшего

возраста

с

подгруппой,

либо

индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем

детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи.

Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.

Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное

время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.

Дыхательная

гимнастика.

Внедряется

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во

время общей гимнастики.

Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10

минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках;

ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.

Гимнастика

ортопедическая

и

корригирующая.

Проводится

в

разных

формах

физкультурно-оздоровительной

работы.

Проводит

физкультурный

работник

или

воспитатель.

Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3

раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут,

старший

возраст

-

25-30

минут.

Проводить

должны

руководитель

физкультуры

или

воспитатели.

Проблемно-игровые

ситуации.

Организуются

в

свободное

время,

можно

во

второй

половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от

поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей,

педагог включается в игровую деятельность.

Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей

5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные

игры и физкультминутки.

Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой. Один раз в

неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры

разного

уровня

подвижности,

занятия

рисованием,

которые

способствуют

быстрой

адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.

Занятия

из

серии

"Здоровье"

для

детей

и

родителей

в

качестве

познавательного

развития. Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со

старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.

Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо

во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.

Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста

по 25-30 минут.

Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир

через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На

занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая

старые

образы

и

придумывая

новые,

дети

расширяют

свой

образный

репертуар,

внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя

и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.

Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей

возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные

образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным.

Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание,

когда рассказчик не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-

оздоровительной

работы.

Применяются

с

целью

снятия

напряжения,

повышения

эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный

руководитель.

Дополнительно используются методы закаливания:

Умывание водой после дневного сна;

Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула),

которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных

путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в

течение 2 недель поочередно;

Хождение

босиком

вместе

с

воздушными

ваннами

может

проводиться

на

физкультурных занятия и после дневного сна.

В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена,

рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду,

внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.

Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями

Консультации

с

родителями,

беседы,

рекомендации

по

поводу

профилактики

болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу

соблюдения личной гигиены;

Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

Оформления папок-передвижек;

Личный пример педагога;

Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

Анкетирование;

Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать

ребенка?";

Дни открытых дверей;

Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

Выпуск газеты ДОУ и т.д.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе

должны

участвовать

и

педагогические,

и

медицинские

работники:

педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка,

сколько

внимания

родители

уделяют

здоровью

ребенка,

зависит

его

настроение,

психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в

детском

саду,

может

или

поддерживать

ежедневно

дома,

и

закрепляться,

либо

не

находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной

и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди

всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о

нем

не

заботятся

так,

как

это

необходимо.

Важно

понимать,

что

забота

о

детском

здоровье

сегодня

-

это

полноценный

трудовой

потенциал

всей

нашей

страны

в

ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с

каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто

знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!

Список литературы:

1.

Волошина

Л.

Организация

здоровье

сберегающего

пространства//Дошкольное

воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

2.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной

среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

3.

Новые

здоровье

сберегающие

технологии

в

образовании

и

воспитании

детей.

С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.



В раздел образования