Автор: Логинова Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №289
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитателей, а также
других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В
данной
статье
описаны
виды
здоровьесберегающих
технологий,
их
актуальность,
а
также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.
Цель
статьи: раскрыть
смысл
необходимости
внедрения
здоровьесберегающих
технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.
Здоровье
человека
всегда
будет
актуальной
темой.
Его
невозможно
удержать
лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения
непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что
нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
Дошкольный
возраст
-
это
решающий
этап
в
формировании
основ
психического
и
физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и
развиваются
функциональные
системы
организма.
В
последние
годы
замечена
устойчивая
тенденция
снижения
уровня
здоровья
дошкольников,
все
больше
детей
показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым
поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная
задача
воспитателей
детского
сада
-
подготовить
дошкольника
к
будущей
самостоятельной
жизни,
предоставив
ему
необходимые
условия
для
получения
и
закрепления
устойчивых
навыков,
умений,
знаний,
воспитав
в
нем
необходимые
привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться
равнодушно
к
неблагополучному
состоянию
здоровья
своих
воспитанников,
к
его
заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это:
организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса
образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;
качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье
участников педпроцесса;
технологическая база здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий
уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны
для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.
Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности.
Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е.
разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1.
Объединить
усилия
родителей
и
педагогического
коллектива
для
эффективной
организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и
плоскостопия;
2.
Обучить
воспитанников
безопасному
поведению
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций в городе и в природных условиях;
3.
Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-
оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную,
гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
Спортивные и подвижные игры;
Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
Физкультурные занятия;
Гимнастика после сна;
Точечный массаж;
Бассейн;
Спортивные праздники, развлечения;
СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
Музыкотерапия;
Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Педагог,
ощущающий
себя
стражем
здоровья
детей,
который
воспитывает
культуру
здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические
знания,
не
переутомлен
работой,
уметь
оценивать
объективно
свои
недостатки
и
достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и
начать его осуществлять.
Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ
применяются нетрадиционные приемы.
В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться
традиционные
пособия
(массажеры,
массажные
коврики,
спортивный
инвентарь),
а
также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет
мышцы плечевого пояса.
Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
Вертушки,
султанчики.
Необходимы
для
развития
речевого
дыхания,
чтобы
тренировать работу легких, увеличивать их объем.
Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много
точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
Коврики
и
веревки
с
узелками.
Нужны
для
массажа
ступней
ног,
который
способствует развитию координации движений.
Оздоровительную
гимнастику
нужно
проводить
ежедневно
после
сна,
босиком
под
музыку.
В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных
методик:
гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает
кровообращение);
мимические разминки;
пальчиковая
гимнастика
(влияет
на
развитие
мелкой
моторики,
стимулирует
развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту
реакции);
дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
точечный массаж;
упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на
здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Реализация поставленных целей на практике
Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут.
Сюда
входят
элементы
дыхательной
гимнастики,
гимнастики
для
глаз.
Правильное
дыхание
помогает
избежать
гайморита,
астмы,
неврозов,
избавляет
от
насморка,
головной
боли,
простуды,
расстройства
ЖКТ,
сна,
помогает
быстро
восстановить
работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:
Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
Стараться
наполнять
легкие
воздухом
по
максимуму
на
вдохе,
а
на
выдохе
максимально выдыхать;
Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в
доброжелательной обстановке;
Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую
неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое
проведение
физкультминуток
способствует
улучшению
психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую
сторону.
Физкультминутки может проводить кто-то из детей.
Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель
физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в
игровой комнате или на прогулке.
Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом
подходящем
помещении.
Подходит
для
всех
возрастных
групп.
Рекомендуется
использование
во
время
проведения
релаксации
спокойной
классической
музыки
(Рахманинов, Чайковский, звуки природы).
Пальчиковая
гимнастика.
Рекомендована
с
младшего
возраста
с
подгруппой,
либо
индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем
детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи.
Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное
время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная
гимнастика.
Внедряется
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во
время общей гимнастики.
Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10
минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках;
ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика
ортопедическая
и
корригирующая.
Проводится
в
разных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
Проводит
физкультурный
работник
или
воспитатель.
Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3
раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут,
старший
возраст
-
25-30
минут.
Проводить
должны
руководитель
физкультуры
или
воспитатели.
Проблемно-игровые
ситуации.
Организуются
в
свободное
время,
можно
во
второй
половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от
поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей,
педагог включается в игровую деятельность.
Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей
5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные
игры и физкультминутки.
Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой. Один раз в
неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры
разного
уровня
подвижности,
занятия
рисованием,
которые
способствуют
быстрой
адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.
Занятия
из
серии
"Здоровье"
для
детей
и
родителей
в
качестве
познавательного
развития. Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со
старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.
Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо
во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста
по 25-30 минут.
Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир
через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На
занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая
старые
образы
и
придумывая
новые,
дети
расширяют
свой
образный
репертуар,
внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя
и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей
возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные
образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным.
Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание,
когда рассказчик не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-
оздоровительной
работы.
Применяются
с
целью
снятия
напряжения,
повышения
эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный
руководитель.
Дополнительно используются методы закаливания:
Умывание водой после дневного сна;
Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула),
которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных
путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в
течение 2 недель поочередно;
Хождение
босиком
вместе
с
воздушными
ваннами
может
проводиться
на
физкультурных занятия и после дневного сна.
В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена,
рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду,
внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями
Консультации
с
родителями,
беседы,
рекомендации
по
поводу
профилактики
болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу
соблюдения личной гигиены;
Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
Оформления папок-передвижек;
Личный пример педагога;
Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
Анкетирование;
Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать
ребенка?";
Дни открытых дверей;
Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
Выпуск газеты ДОУ и т.д.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
Организацию деятельности детей в игровой форме;
Организацию культуротворчества дошкольников;
Построение педагогического процесса в образе модели культуры;
Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе
должны
участвовать
и
педагогические,
и
медицинские
работники:
педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка,
сколько
внимания
родители
уделяют
здоровью
ребенка,
зависит
его
настроение,
психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в
детском
саду,
может
или
поддерживать
ежедневно
дома,
и
закрепляться,
либо
не
находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной
и лишней.
Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди
всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о
нем
не
заботятся
так,
как
это
необходимо.
Важно
понимать,
что
забота
о
детском
здоровье
сегодня
-
это
полноценный
трудовой
потенциал
всей
нашей
страны
в
ближайшем будущем.
Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с
каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто
знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!
Список литературы:
1.
Волошина
Л.
Организация
здоровье
сберегающего
пространства//Дошкольное
воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.
2.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной
среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.
3.
Новые
здоровье
сберегающие
технологии
в
образовании
и
воспитании
детей.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.