Автор: Белоногова Ирина Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования по физической культуре
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ № 1 им. в. Волошиной
Населённый пункт: Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: "Физическая культура и здоровый образ жизни"
Раздел: дополнительное образование
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1.1
Основные элементы здорового образа жизни
1.2 Рациональное питание
1.3 Закаливание
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
2.1 Физические упражнения
2.2 Гигиена физических упражнений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье определяется как полное физическое, психическое и социальное
благополучие. Здоровье- это
первая
и
важнейшая
потребность
человека,
определяющая
способность
его
к
труду
и
обеспечивающая
гармоническое
развитие
личности.
Оно
является
важнейшей
предпосылкой
к
познанию
окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая
жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ
жизни (ЗОЖ)
-
это
образ
жизни,
основанный
на
принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,
закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий
окружающей
среды,
позволяющий
до
глубокой
старости
сохранять
нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной
организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического,
духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов".
Охрана
собственного
здоровья
-
это
непосредственная
обязанность
каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и
так,
что
человек
неправильным
образом
жизни,
вредными
привычками,
гиподинамией,
перееданием
уже
к
20-30
годам
доводит
себя
до
катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способност его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ
жизни,
основанный
на
принципах
нравственности,
рационально
организованный,
активный,
трудовой,
закаливающий
и,
в
то
же
время,
защищающий
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей
среды,
позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и
2
физическое
здоровье.
По
определению
Всемирной
орга низа ции
здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней
и
физических
дефектов".
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, и
психическом и нравственном (социальном):
Физическое
здоровье
-
это
естественное
состояние
организма,
обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Если
хорошо
работают
все
органы
и
системы,
то
и
весь
организм
человека
(система
саморегулирующаяся)
правильно
функционирует
и
развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется
уровнем
и
качеством
мышления,
развитием
внимания
и
памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное
здоровье
определяется
теми
моральными
принципами,
которые
являются
основой
социальной
жизни
человека,
т.е.
жизни
в
определенном
человеческом
обществе.
Отличительными
признаками
нравственного
здоровья
человека
являются,
прежде
всего,
сознательное
отношение
к
труду,
овладение
сокровищами
культуры,
активное
неприятие
нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и
психически
здоровый
человек
может
быть
нравственным
уродом,
если
он
пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей
мерой
человеческого
здоровья.
Нравственно
здоровым
людям
присущ
ряд
общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
3
1.1 Основные элементы здорового образа жизни
Целостность
человеческой
личности
проявляется,
прежде
всего,
во
взаимосвязи
и
взаимодействии
психических
и
физических
сил
организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает
условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Академик
Н.
М.
Амосов
предлагает
ввести
новый
медицинский
термин
"количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.
Систему
функциональных
резервов
организма
можно
разбить
на
подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных
привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,
рациональное питание и т.п.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового
образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается
четкий
и
необходимый
ритм
функционирования
организма,
что
создает
оптимальные
условия
для
работы
и
отдыха
и
тем
самым
способствует
укреплению
здоровья,
улучшению
работоспособности
и
повышению
производительности
труда.
Следующим
звеном
здорового
образа
жизни
является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти
нарушители
здоровья
являются
причиной
многих
заболеваний,
резко
сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно
отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих
детей.
1.2 Рациональное питание
4
Следующей
составляющей
здорового
образа
жизни
является
рациональное
питание.
Когда
о
нем
идет
речь,
следует
помнить
о
двух
основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон -
равновесие
получаемой
и
расходуемой
энергии.
Если
организм
получает
энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем
это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего
самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей,
имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит
к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету,
целому ряду других недугов.
Второй
закон:
питание
должно
быть
разнообразным
и
обеспечивать
потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах,
пищевых
волокнах.
Многие
из
этих
веществ
незаменимы,
поскольку
не
образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы
одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти.
Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого
помола,
а
источником
витамина
А
и
других
жирорастворимых
витаминов
являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
1.
Прием пищи только при ощущениях голода.
2.
Отказ
от
приема
пищи
при
болях,
умственном
и
физическом
недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.
3.
Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и
после
4.
серьезной работы, физической либо умственной.
Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста
четырехразовый режим питания:
1 завтрак — 25% суточного рациона
5
II завтрак —15% суточного рациона
обед —40% суточного рациона
ужин —20% суточного рациона
Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за
1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает
у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит.
А
съеденная
с
аппетитом
пища
лучше
усваивается.
Очень
важно
иметь
свободное
время
для
усвоения
пищи.
Представление,
что
физические
упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Рациональное
питание
обеспечивает
правильный
рост
и
формирование
организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и
продлению жизни.
Оптимальный
двигательный
режим
-
важнейшее
условие
здорового
образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими
упражнениями
и
спортом,
эффективно
решающие
задачи
укрепления
здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья
и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных
изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее
средство воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению
американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70
ступенек
сжигают
28
калорий.
Основными
качествами,
характеризующими
физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и
выносливость.
Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению
здоровья,
но
далеко
не
в
одинаковой
мере.
Можно
стать
очень
быстрым,
тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким
и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при
6
всем
этом
не
удается
сформировать
достаточную
устойчивость
к
болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо
тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество -
выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового
образа
жизни,
что
обеспечит
растущему
организму
надежный
щит
против
многих болезней.
1.3 Закаливание
Что такое закаливание? В «Толковом словаре» В. Даля дается объяснение
этому слову применительно к человеку. Он считал, что закаливать человека –
это
«приучать
его
ко
всем
лишениям,
нуждам,
непогоде,
воспитывать
в
суровости».
Давно известно, что здоровье человека зависит от наследственности –
20%, от состояния окружающей среды – 20%, от уровня медицины – 10 % и от
образа жизни – 50%. Здоровый образ жизни – это правильное питание, занятие
спортом, отказ от вредных привычек и т.д. При этом очень важно и закаливание.
Закаливание
организма
–
это
система
процедур,
которые
повышают
устойчивость организма к влиянию плохой погоды, вырабатывают иммунитет,
улучшают приспосабливаемость к изменениям температуры, укрепляют дух.
Закаливание
–
это
длительная
тренировка
защитных
сил
организма,
профилактика заболеваний. Закаленный человек легко переносит холод и жару,
он более сдержан, уравновешен, всегда бодр и в хорошем настроении, лучше
справляется
со
стрессами.
Закаливание
подходит
для
любого
человека,
им
могут
заниматься
люди
разных
возрастов
независимо
от
их
физического
развития.
Лучше
закаляться
с
детства.
Многочисленными
наблюдениями
доказано,
что
дети,
закаленные
с
раннего
возраста,
очень
редко
болеют
простудными заболеваниями.
7
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
2.1 Физические упражнения
8
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и
их
совокупности),
которые
направлены
на
реализацию
задач
физического
воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от
умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его
частей в пространстве и во времени.
Слово
упражнение
обозначает
направленную
повторностъ
действия
с
целью
воздействия
на
физические
и
психические
свойства
человека
и
совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким
образом,
физическое
упражнение
рассматривается,
с
одной
стороны,
как
конкретное
двигательное
действие,
с
другой
—
как
процесс
многократного повторения.
Эффект
физических
упражнений
определяется
прежде
всего
содержанием.
Содержание
физических
упражнений
—
это
совокупность
физиологических,
психологических
и
биомеханических
процессов,
происходящих
в
организме
человека
при
выполнении
данного
упражнения
(физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств
и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное
значение, образовательную роль, влияние на личность.
Выполнение
физических
упражнений
вызывает
приспособительные
морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается
на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный
эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при
гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять
формы
телосложения.
Подбирая
соответствующую
методику
выполнения
9
физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают,
в других случаях уменьшают.
2.2 Гигиена физических упражнений
На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в
области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены
физических
упражнений
и
спорта.
Это
изучение
и
оздоровление
условий
внешней
среды,
в
которых
происходят
занятия
физической
культурой
и
спортом,
и
разработка
гигиенических
мероприятий,
способствующих
укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту
спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения
влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в
целом.
Однако совершенствование функций различных его систем происходит не
в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной
системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных
процессов,
совершенствовании
функций
дыхательного
аппарата.
В
тесном
взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечнососудистая
система.
Занятия
физическими
упражнениями
стимулирует
обмен
веществ,
увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В
связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если
они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий
оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно,
если
занятия
проводятся
при
низких
температурах
воздуха.
При
этом
улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной
клетки, жизненная ёмкость легких.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10
Большое
значение
физкультура
и
спорт
приобретают
сейчас,
в
век
технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское
хозяйство
внедряются
механизация
и
автоматизация.
Труд
многих
рабочих
постепенно
сводится
к
управлению
машинами.
Это
снижает
мышечную
деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на
пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку
возмещают человеку занятия физической культурой и спортом.
Ученые
установили,
что
занятия
физкультурой
и
спортом
оказывают
благотворное влияние на производительность труда. У работников физического
и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно
позже, чем у не занимающихся. Многолетние научные исследования показали,
что
люди,
занимающиеся
спортом,
в
определенных
профессиях
быстрее
приобретают высокую квалификацию. Труд с большим нервным напряжением,
например
труд
летчиков,
машинистов
скоростных
поездов,
водителей
автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура
здесь большой помощник.
Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у
молодёжи
высоких
моральных
качеств.
Они
воспитывают
волю,
мужество,
упорство
в
достижении
цели,
чувство
ответственности
и
товарищества.
Физкультурой
и
спортом
в
нашей
стране
занимаются
миллионы
людей.
Физическое
воспитание,
особенно
молодежи,
—
дело
государственной
важности, и государство должно уделять ему большое и неослабное внимание.
11