Автор: Виктория Зигмундовна Гренадерова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1512
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебная программа самообразование.
Тема: Театр как средство формирования связанной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Самообразование «Театр как средство
формирования связной речи дошкольников»
Актуальность:
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и
волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый
«банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание
«сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему
нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной
театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные
сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и
образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует
речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной
деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности
огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы
и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело
поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать,
делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,
особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям
заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с
несформированной связной речью, что отрицательно сказывается на развитии
всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их
коммуникативные потребности и познавательные возможности.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только
правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и
разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я
и выбрала эту тему самообразования.
Цель: развитие речи детей в театральной деятельности.
Задачи:
• активизировать и обогащать словарный запас детей;
• развивать монологическую и диалогическую формы речи;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Поставленные задачи осуществлялись по трем направлениям:
1. «Развивающая среда»
2. «Дети»
3. «Родители»
В группе оформлен речевой уголок с играми по развитию речи, различными
атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастик, играми для
развития мелкой моторики рук.
Создан и обновлен театральный уголок с разными видами театра:
• настольным
• пальчиковым
• плоскостным
• театром «варежка»
Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся
распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их
ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности
речи – интонацию, темп.
Второе направление – это работа с детьми:
Элементы театрализации и различные виды гимнастик, такие как:
• артикуляционная
• пальчиковая
• дыхательная
Данные элементы включаю ежедневно в режимные моменты, а также в
непосредственную образовательную деятельность, используя как
индивидуальную, так и групповую формы работы с детьми.
На занятиях провожу большую работу по развитию монологической и
диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию
выразительности речи - произношение скороговорок, потешек с изменением
темпа речи, громкости, интонации; музыкально-ритмические разминки на
развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений; пантомимы,
которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность
движений; упражнения по социально-эмоциональному развитию,
направленные на овладение детьми средствами эмоциональной
выразительности.
Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно
участвую, озвучиваю слова автора, помогаю детям исполнять и озвучивать их
роли.
На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращаю, давая
детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым
развивая уверенность в себе.
Третье направление — работа с родителями.
В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и
папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.
Для них я провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю
интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые
они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь
оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к
сказкам. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей
неоспоримо.
У детей:
1. Обогатился и активизировался словарный запас.
2. Речь стала более отчетливой, яркой, интонационно выразительной.
3. Усовершенствовались исполнительские умения в создании
художественного образа.
4. Повысился интерес к театрально-игровой деятельности.
5. Дети стали принимать активное участие в праздниках и развлечениях.
Свою работу по выбранной теме планирую продолжить и создать теневой и
платочный театры, ознакомить детей с новыми для них видами театра и
инсценировать сказки, а также совместно с родителями провести
тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная». в которых
родители станут активными участниками действий.
Мой план самообразования на 2018–2019 учебный год:
Форма работы:
Сентябрь
Подбор методической литературы.
Подбор материала по теме самообразования.
Работа с детьми:
Октябрь
Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».
Мимические упражнения.
Ноябрь
Театральные этюды.
Декабрь
Обыгрывание потешек.
Январь - Февраль
Обыгрывание сказок: пальчиковый театр, настольный театр, театр на
фланелеграфе, настольно-плоскостной театр, би-ба-бо.
Март
Игры - драматизации.
Апрель
Инсценировка сказок, игр-ситуаций.
Май
Театрализованное представление:
Работа с родителями:
Сентябрь - май
Беседы и консультации для родителей.
Театрализованное представление
Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
23 мая 2019 года.