Напоминание

Театр как средство формирования связанной речи у дошкольников


Автор: Виктория Зигмундовна Гренадерова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1512
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебная программа самообразование.
Тема: Театр как средство формирования связанной речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самообразование «Театр как средство

формирования связной речи дошкольников»

Актуальность:

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и

волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый

«банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание

«сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему

нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной

театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные

сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и

образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует

речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной

деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности

огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы

и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело

поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать,

делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью

реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,

особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям

заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с

несформированной связной речью, что отрицательно сказывается на развитии

всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их

коммуникативные потребности и познавательные возможности.

Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только

правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и

разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я

и выбрала эту тему самообразования.

Цель: развитие речи детей в театральной деятельности.

Задачи:

• активизировать и обогащать словарный запас детей;

• развивать монологическую и диалогическую формы речи;

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Поставленные задачи осуществлялись по трем направлениям:

1. «Развивающая среда»

2. «Дети»

3. «Родители»

В группе оформлен речевой уголок с играми по развитию речи, различными

атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастик, играми для

развития мелкой моторики рук.

Создан и обновлен театральный уголок с разными видами театра:

• настольным

• пальчиковым

• плоскостным

• театром «варежка»

Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся

распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их

ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности

речи – интонацию, темп.

Второе направление – это работа с детьми:

Элементы театрализации и различные виды гимнастик, такие как:

• артикуляционная

• пальчиковая

• дыхательная

Данные элементы включаю ежедневно в режимные моменты, а также в

непосредственную образовательную деятельность, используя как

индивидуальную, так и групповую формы работы с детьми.

На занятиях провожу большую работу по развитию монологической и

диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию

выразительности речи - произношение скороговорок, потешек с изменением

темпа речи, громкости, интонации; музыкально-ритмические разминки на

развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений; пантомимы,

которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность

движений; упражнения по социально-эмоциональному развитию,

направленные на овладение детьми средствами эмоциональной

выразительности.

Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно

участвую, озвучиваю слова автора, помогаю детям исполнять и озвучивать их

роли.

На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращаю, давая

детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым

развивая уверенность в себе.

Третье направление — работа с родителями.

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и

папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для них я провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю

интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые

они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь

оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к

сказкам. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

неоспоримо.

У детей:

1. Обогатился и активизировался словарный запас.

2. Речь стала более отчетливой, яркой, интонационно выразительной.

3. Усовершенствовались исполнительские умения в создании

художественного образа.

4. Повысился интерес к театрально-игровой деятельности.

5. Дети стали принимать активное участие в праздниках и развлечениях.

Свою работу по выбранной теме планирую продолжить и создать теневой и

платочный театры, ознакомить детей с новыми для них видами театра и

инсценировать сказки, а также совместно с родителями провести

тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная». в которых

родители станут активными участниками действий.

Мой план самообразования на 2018–2019 учебный год:

Форма работы:

Сентябрь

Подбор методической литературы.

Подбор материала по теме самообразования.

Работа с детьми:

Октябрь

Беседы «Что такое театр?», «Театральные профессии».

Мимические упражнения.

Ноябрь

Театральные этюды.

Декабрь

Обыгрывание потешек.

Январь - Февраль

Обыгрывание сказок: пальчиковый театр, настольный театр, театр на

фланелеграфе, настольно-плоскостной театр, би-ба-бо.

Март

Игры - драматизации.

Апрель

Инсценировка сказок, игр-ситуаций.

Май

Театрализованное представление:

Работа с родителями:

Сентябрь - май

Беседы и консультации для родителей.

Театрализованное представление

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

23 мая 2019 года.



В раздел образования