Напоминание

Ознакомление дошкольников с народным творчеством через интеграцию образовательных областей "Музыка" и "Художественное творчество".


Автор: Видякова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" Золотой ключик"
Населённый пункт: город Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление дошкольников с народным творчеством через интеграцию образовательных областей "Музыка" и "Художественное творчество".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление дошкольников с народным творчеством через интеграцию

образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество».

В федеральных государственных требованиях-к структуре основной общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

понимание

содержания

направления

«Художественно-

эстетическое развитие», на первый взгляд, не вызывает сложностей. Однако и здесь есть свои

подводные

камни.

Мы

хотели

бы

обратить

внимание

на

отдельные

инновационные

составляющие,

связанные

с

практической

реализацией

образовательных

областей

«Художественное

творчество»

и

«Музыка»

При

реализации

образовательной

области

«Художественное

творчество»

надо

сформировать

у

детей

интерес

к

эстетической

стороне

окружающей действительности и удовлетворить их потребность в самовыражении через развитие

продуктивной и творческой деятельности. При реализации содержания образовательной области

«Музыка» музыкальному руководителю совместно с воспитателем надо развивать детей, их

способность

эмоционально

воспринимать

музыку,

содействовать

развитию

музыкально-

художественной деятельности и приобщать детей к искусству.

Казалось бы, ничего нового и

сложного в этом нет. Но это не так, потому что реализация этих и других образовательных

областей, в соответствии с ФГТ, вызывает определенные трудности.

Достаточно

новым

и

сложным

при

реализации

образовательных

областей

«Художественное творчество» и «Музыка» является то, что в соответствии с федеральными

государственными требованиями образовательная деятельность с детьми должна строиться с

учетом

принципа

интеграции

данных

образовательных

областей.

1

В

настоящее

время

актуальность

вопросов,

связанных

с

интеграцией

образовательного

процесса,

ни

у

кого

не

вызывает

сомнения.

Однако

в

массовой

практике

детских

садов

по-прежнему

существует

достаточно

поверхностное

отношение

к

этому

вопросу.

Самой

большой

популярностью

пользуется

интеграция, построенная

по

принципу

когда-то

очень

популярных

комплексных

занятий.

Интеграция

таких

образовательных

областей,

как

«Музыка»,

«Художественное

творчество»,

которые

связаны

единой

для

этих

областей основой

-

феноменом

искусства

-

располагает

огромными

возможностями

для

того,

чтобы

учитывать

особенности

периода

дошкольного детства.

2

Интеграция должна быть больше приближена к жизни и обеспечивать

маленьким детям целостное впечатление от того, что они делают вместе, так как, в нашей группе

мы

стремимся

приобщать

дошкольников

к

культуре

хакасского

и

русского

народов,

через

народное

творчество

(декоративно-прикладное

и

фольклор).

Нами

была

создана

программа

«Куничек»

-

«Солнышко»,

где

виды

художественно-творческой

деятельности как

раз

очень

органично

интегрируются

с

музыкой.

Учитывая

все

вышеизложенное,

мы

совместно

с

1



III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного

образования.

2



Князева О.П., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр.3.

музыкальным руководителем наметили следующие задачи:

-Обогащать

сознание

детей

новым

содержанием,

которое

способствует накоплению

представлений ребенка о большом мире, используя хакасское и русское народное творчество;

-Повышать в душе каждого ребенка интерес к народному творчеству;

-Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры

хакасского и русского народа;

-Воспитывать уважение к народным традициям.

Для более продуктивной деятельности и прослеживания системы в работе

изучили соответствующую литературу, составили перспективное

планирование, которое дифференцировали по возрастным особенностям детей.

При отборе фольклорных произведений опирались на следующие принципы:

-Доступность содержания детям дошкольного возраст

-Познавательная и нравственная значимость;

-Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

На

первоначальном

этапе

были

намечены

пути

взаимодействия

с музыкальным

руководителем.

Совместно

были

отобраны

темы,

продумано

содержание

материала

для каждой

образовательной области, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование,

определить нагрузку различными видами деятельности.

Нами были разработаны серии интегрированных занятий, содержание которых включает

систему

творческих

заданий,

направленных

на формирование у детей способности создавать

новые образы посредством синтеза искусств и художественных видов деятельности.

При

интегрировании

образовательных

областей

в

НОД

сохраняется определённая

структура:

Организационный момент: создание проблемной ситуации,

мотивация, стимулирующая

детей к поиску её решения.

Основная часть: где присутствует поисковый момент, детям предоставляется материал

необходимый для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов

программы с опорой на наглядность.

Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.

3)

В

практической

части:

детям

предлагается

любая

творческая

работ а,

на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

4) В рефлексивно-оценочной части дети подводят итоги о том, что было для них сложным,

новым, интересным, делятся своими эмоциями.

Учитывая особенности построения НОД, с точки зрения интеграции, мы каждый раз

стараемся подобрать такой материал, чтобы он нес большую информированность, и в то же

время был чётким, компактным, реализуя тем самым один из принципов дошкольной дидактики -

НОД должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

Особое внимание мы уделяем подбору произведений музыки, живописи,

литературы в

соответствии с темой НОД, стараясь обеспечить целостность восприятия ребёнком окружающего

мира, осознание связей между его объектами и явлениями. Например, образ осени раскрывается

в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П.И.Чайковского «Времена

года»,

А.

Вивальди

«Осень»).

В

художественном

творчестве

тема

осени

раскрывается

в

различных

жанрах:

натюрморте,

пейзаже отображается

посредством

цвета,

композиции

(И.Левитан «Золотая осень» и Грабарь «Рябинка») и др.

Учитывая

особенности

мышления

детей

дошкольного

возраста,

мы

с

музыкальным

руководителем

используем

большое

количество разнообразного

наглядного

материала

и

атрибутов

(выставки

репродукций картин,

предметов

быта,

элементов

костюмов,

народных

инструментов и т.д.). Что способствует развитию умений детей композиционно выстраивать свою

работу. Например, рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением времен года

дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи. Например,

если это «Тёмный лес», то нужно изображать насыщенной краской, а « прозрачный лес» требует

использование более светлых тонов. Всё это позволяет заинтересовать ребёнка и побудить его к

творчеству. Грамотное сочетание различных интегративных компонентов в ходе НОД позволяет

нам создавать творческую атмосферу, способствует более глубокому погружению ребёнка в тему.

А эмоциональное воздействие музыки, вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Движения

руки

становятся плавными, и в тоже время уверенными. Ребёнок не боится сделать что-то

неправильно,

так

как,

в

этот

момент

его

сознание

подчинено

более

высокому

закону,

чем

смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет, музыка и ритм и графика

увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребёнок становится сосредоточенным, его внимание

концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе

«очарованного» музыкой мозга.

Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем - большое внимание

уделяем

организации

мотивационно-развивающего

пространства,

которое

включает:

уголок

творчества,

оборудованный

и

оснащённый

всеми

необходимыми

материалами

(подборка

музыкальных произведений для сопровождения самостоятельной творческой деятельности детей,

репродукции

картин,

рисунки

художников).

Весь

материал

периодически

обновляется

и

подбирается с учетом изучаемой темы, а также оформляем художественные галереи детских

работ

в

холле

детского

сада

и

музыкальном

зале.

3

Для

детей

ищем

вопросы

проблемного

характера для того, чтобы дети в ходе НОД могли бы самостоятельно, или с помощью родителей

дома

найти

подходящий

вариант

решения

проблемы.

Таким

образом,

мы

считаем,

что

комплексно-тематический принцип

построения

образовательного

процесса

позволяет

получить

хорошие

результаты.

А

интеграция образовательных областей в ходе НОД способствуют эмоциональному развитию

3



Н.В.Микляева «Предметно - развивающая среда детского сада в контексте ФГТ», стр.74.

дошкольников,

поскольку основана

на

элементах

музыки,

художественного

творчества,

и

литературы, а так же

повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной

картины мира и расширению кругозора.

Список литературы:

1.

«Дошкольное

образование.

ФГТ

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы». - ВЕНТАНА-ГРАФ - 2013.

2.

О.Л. Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры».- «Детство – Пресс» - 2006.

3.

Н.В.Микляева «Предметно - развивающая среда детского сада в контексте ФГТ». -

М.: ТЦ Сфера, 2012.



В раздел образования