Автор: Видякова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" Золотой ключик"
Населённый пункт: город Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление дошкольников с народным творчеством через интеграцию образовательных областей "Музыка" и "Художественное творчество".
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление дошкольников с народным творчеством через интеграцию
образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество».
В федеральных государственных требованиях-к структуре основной общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
понимание
содержания
направления
«Художественно-
эстетическое развитие», на первый взгляд, не вызывает сложностей. Однако и здесь есть свои
подводные
камни.
Мы
хотели
бы
обратить
внимание
на
отдельные
инновационные
составляющие,
связанные
с
практической
реализацией
образовательных
областей
«Художественное
творчество»
и
«Музыка»
При
реализации
образовательной
области
«Художественное
творчество»
надо
сформировать
у
детей
интерес
к
эстетической
стороне
окружающей действительности и удовлетворить их потребность в самовыражении через развитие
продуктивной и творческой деятельности. При реализации содержания образовательной области
«Музыка» музыкальному руководителю совместно с воспитателем надо развивать детей, их
способность
эмоционально
воспринимать
музыку,
содействовать
развитию
музыкально-
художественной деятельности и приобщать детей к искусству.
Казалось бы, ничего нового и
сложного в этом нет. Но это не так, потому что реализация этих и других образовательных
областей, в соответствии с ФГТ, вызывает определенные трудности.
Достаточно
новым
и
сложным
при
реализации
образовательных
областей
«Художественное творчество» и «Музыка» является то, что в соответствии с федеральными
государственными требованиями образовательная деятельность с детьми должна строиться с
учетом
принципа
интеграции
данных
образовательных
областей.
1
В
настоящее
время
актуальность
вопросов,
связанных
с
интеграцией
образовательного
процесса,
ни
у
кого
не
вызывает
сомнения.
Однако
в
массовой
практике
детских
садов
по-прежнему
существует
достаточно
поверхностное
отношение
к
этому
вопросу.
Самой
большой
популярностью
пользуется
интеграция, построенная
по
принципу
когда-то
очень
популярных
комплексных
занятий.
Интеграция
таких
образовательных
областей,
как
«Музыка»,
«Художественное
творчество»,
которые
связаны
единой
для
этих
областей основой
-
феноменом
искусства
-
располагает
огромными
возможностями
для
того,
чтобы
учитывать
особенности
периода
дошкольного детства.
2
Интеграция должна быть больше приближена к жизни и обеспечивать
маленьким детям целостное впечатление от того, что они делают вместе, так как, в нашей группе
мы
стремимся
приобщать
дошкольников
к
культуре
хакасского
и
русского
народов,
через
народное
творчество
(декоративно-прикладное
и
фольклор).
Нами
была
создана
программа
«Куничек»
-
«Солнышко»,
где
виды
художественно-творческой
деятельности как
раз
очень
органично
интегрируются
с
музыкой.
Учитывая
все
вышеизложенное,
мы
совместно
с
1
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
2
Князева О.П., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр.3.
музыкальным руководителем наметили следующие задачи:
-Обогащать
сознание
детей
новым
содержанием,
которое
способствует накоплению
представлений ребенка о большом мире, используя хакасское и русское народное творчество;
-Повышать в душе каждого ребенка интерес к народному творчеству;
-Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры
хакасского и русского народа;
-Воспитывать уважение к народным традициям.
Для более продуктивной деятельности и прослеживания системы в работе
изучили соответствующую литературу, составили перспективное
планирование, которое дифференцировали по возрастным особенностям детей.
При отборе фольклорных произведений опирались на следующие принципы:
-Доступность содержания детям дошкольного возраст
-Познавательная и нравственная значимость;
-Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
На
первоначальном
этапе
были
намечены
пути
взаимодействия
с музыкальным
руководителем.
Совместно
были
отобраны
темы,
продумано
содержание
материала
для каждой
образовательной области, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование,
определить нагрузку различными видами деятельности.
Нами были разработаны серии интегрированных занятий, содержание которых включает
систему
творческих
заданий,
направленных
на формирование у детей способности создавать
новые образы посредством синтеза искусств и художественных видов деятельности.
При
интегрировании
образовательных
областей
в
НОД
сохраняется определённая
структура:
Организационный момент: создание проблемной ситуации,
мотивация, стимулирующая
детей к поиску её решения.
Основная часть: где присутствует поисковый момент, детям предоставляется материал
необходимый для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов
программы с опорой на наглядность.
Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3)
В
практической
части:
детям
предлагается
любая
творческая
работ а,
на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
4) В рефлексивно-оценочной части дети подводят итоги о том, что было для них сложным,
новым, интересным, делятся своими эмоциями.
Учитывая особенности построения НОД, с точки зрения интеграции, мы каждый раз
стараемся подобрать такой материал, чтобы он нес большую информированность, и в то же
время был чётким, компактным, реализуя тем самым один из принципов дошкольной дидактики -
НОД должно быть небольшим по объёму, но ёмким.
Особое внимание мы уделяем подбору произведений музыки, живописи,
литературы в
соответствии с темой НОД, стараясь обеспечить целостность восприятия ребёнком окружающего
мира, осознание связей между его объектами и явлениями. Например, образ осени раскрывается
в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П.И.Чайковского «Времена
года»,
А.
Вивальди
«Осень»).
В
художественном
творчестве
тема
осени
раскрывается
в
различных
жанрах:
натюрморте,
пейзаже отображается
посредством
цвета,
композиции
(И.Левитан «Золотая осень» и Грабарь «Рябинка») и др.
Учитывая
особенности
мышления
детей
дошкольного
возраста,
мы
с
музыкальным
руководителем
используем
большое
количество разнообразного
наглядного
материала
и
атрибутов
(выставки
репродукций картин,
предметов
быта,
элементов
костюмов,
народных
инструментов и т.д.). Что способствует развитию умений детей композиционно выстраивать свою
работу. Например, рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением времен года
дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи. Например,
если это «Тёмный лес», то нужно изображать насыщенной краской, а « прозрачный лес» требует
использование более светлых тонов. Всё это позволяет заинтересовать ребёнка и побудить его к
творчеству. Грамотное сочетание различных интегративных компонентов в ходе НОД позволяет
нам создавать творческую атмосферу, способствует более глубокому погружению ребёнка в тему.
А эмоциональное воздействие музыки, вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Движения
руки
становятся плавными, и в тоже время уверенными. Ребёнок не боится сделать что-то
неправильно,
так
как,
в
этот
момент
его
сознание
подчинено
более
высокому
закону,
чем
смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет, музыка и ритм и графика
увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребёнок становится сосредоточенным, его внимание
концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе
«очарованного» музыкой мозга.
Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем - большое внимание
уделяем
организации
мотивационно-развивающего
пространства,
которое
включает:
уголок
творчества,
оборудованный
и
оснащённый
всеми
необходимыми
материалами
(подборка
музыкальных произведений для сопровождения самостоятельной творческой деятельности детей,
репродукции
картин,
рисунки
художников).
Весь
материал
периодически
обновляется
и
подбирается с учетом изучаемой темы, а также оформляем художественные галереи детских
работ
в
холле
детского
сада
и
музыкальном
зале.
3
Для
детей
ищем
вопросы
проблемного
характера для того, чтобы дети в ходе НОД могли бы самостоятельно, или с помощью родителей
дома
найти
подходящий
вариант
решения
проблемы.
Таким
образом,
мы
считаем,
что
комплексно-тематический принцип
построения
образовательного
процесса
позволяет
получить
хорошие
результаты.
А
интеграция образовательных областей в ходе НОД способствуют эмоциональному развитию
3
Н.В.Микляева «Предметно - развивающая среда детского сада в контексте ФГТ», стр.74.
дошкольников,
поскольку основана
на
элементах
музыки,
художественного
творчества,
и
литературы, а так же
повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной
картины мира и расширению кругозора.
Список литературы:
1.
«Дошкольное
образование.
ФГТ
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы». - ВЕНТАНА-ГРАФ - 2013.
2.
О.Л. Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры».- «Детство – Пресс» - 2006.
3.
Н.В.Микляева «Предметно - развивающая среда детского сада в контексте ФГТ». -
М.: ТЦ Сфера, 2012.