Напоминание

«Правописание сочетаний ЖИ, ШИ»


Автор: Целищева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: г. Советск Кировской области
Наименование материала: урок
Тема: «Правописание сочетаний ЖИ, ШИ»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по теме

«Правописание сочетаний ЖИ, ШИ»

Целищева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска

Класс: 1Б

Предмет: русский язык

Дидактическая

цель

урока:

научить

применять

правила

правописания

обозначения

гласных

после

шипящих

(жи,

ши),

правильному

каллиграфическому

письму

с

соблюдением гигиенических норм.

Тип урока: урок применения знаний.

Ход урока

1.

Орг.момент

Звенит звонок, звенит звонок

Зовёт детей он на 2 урок.

- Урок русского языка.

2.

Целепологание.

- Сегодня урок русского языка я начну с маленького стихотворения, в чтении

которого вы мне поможете. Следите за моим чтением и читаете дружно последнее

слово в каждой строчке.

Стихотворение

В траве живой колючий мяч

Ш__пит и ёж__тся.

- Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу.

Но ёжик фыркает, дрож__т.

От нас он скоро убеж__т.

- О ком это стихотворение? Что вы знаете об этом животном?

(Интересные факты о ёжике в презентации покажет Кирилл П.)

- Вернёмся к стихотворению. Прочитайте и найдите слова – действия ёжика.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

(Дети зачитывают слова, один учащийся эти слова помещает в таблицу на доске)

Ш

И

П

И

Т

Ё

Ж

И

ТС

Я

ДР

О

Ж

И

Т

УБ

Е

Ж

И

Т

- Почему слова нужно поместить во второй столбец?

- Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этих слов?

- Сформулируйте тему урока.

- Отталкиваясь от темы и опираясь на слова-помощники сформулируйте задачи

урока.

(слова-пощники на доске: ЗНАТЬ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ

3.

Актуализация.

- Чтобы красиво писать развиваем пальчики.

Пальчиковая разминка (проводит Полина П.)

Прибежали, прибежали ёжики, ёжики (пальчиками постукивание)

Наточили, наточили ножики, ножики (потирание ладошками)

Прискакали, прискакали зайчики, зайчики (постукивание ладошками)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе девочки (хлопают в ладоши девочки)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе мальчики (хлопают в ладоши мальчики)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе все. (хлопают в ладоши все)

Оформление работы в тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не кривлюсь

За работу я возьмусь.

- Подняли глаза, хором по слогам прочитали название месяца МАР – ТА, как

произносим так и пишем это слово.

- Вспомнить правило нам поможет учебник. Открываем по закладочке и находим

стр. 65. Читают хором девочки – усиливая громкость, мальчики – наоборот, все

вместе шёпотом.

- Выделим из предложения самое главное ЖИ – ШИ ПИШИ с И, прочитаем хором,

сделаем эту запись в тетрадь. Проверьте. Учебники закрыли.

4. Первичное усвоение.

Задание: прослушать слово, которое я назову, записать первый слог названного

слова (в следующей рабочей строке, через одинаковое расстояние)

ЖИРАФ ШИПОВНИК ЖИЛЕТКА ЖИВОТ ШИНА ЖИТИН

жи ши жи жи ши Жи– на доске

- Проверьте написание слогов. Какое слово вызвало у вас интерес?

(ЖИТИН – это фамилия одноклассника, какой он? Жизнерадостный, весёлый,

необидчивый, добрый)

- Какой можно сделать вывод? Сочетания ЖИ-ШИ могут встречаться в словах

именах собственных, т.е. в названиях городов, рек, в фамилиях, именах людей.

- Приведите примеры, вспомните фамилии, имена своих друзей, родных.

(Называют)

-

Я

предлагаю

посмотреть

в

учебнике

Букварь

2

часть,

содержание,

с.126,

открыли (часть детей смотрит – по учебнику лит.чтение, содержание, с. 139).

Задание: просмотреть фамилии писателей, найти фамилии, в которых встречается

сочетание ЖИ или ШИ, определить в каком слоге. Работаем в паре.

В Букваре: Ши-баев, Ча-ру-шин, Жи-тков

В учебнике: У-шин-ский, Чарушин, Шим

5. Осмысление, осознание и закрепление.

- Вернёмся к таблице. Можем вставить пропущенную букву в слова (один ученик у

доски, остальные у себя на карточке). Первый столбец пустой. Какие слова должны

быть в нём? (смотрим на условное обозначение и не забываем про тему урока)

- Найдите подходящие слова в стихотворении.

- Но у нас есть ещё 3 строки пустые. Где можно найти слова на изученное правило?

( на корочке учебника, твои помощники) – открыли.

- Сформулируйте задание.

(Найти слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?)

- В паре договориться и напечатать слово на карточке. Поднимаем, показываем.

(Лучшие помещаем в таблицу, с каждого ряда по одному слову)

- Ёжик очень рад и зовёт вас танцевать.

*Физкультминутка.

6. Контроль, самопроверка и взаимопроверка.

Картинный диктант.

Задание:

посмотреть

на

слайд,

записать

название

картинки.

Записываем

в

следующей рабочей строке, с маленькой буквы, через запятую.

Взаимопроверка (если пять слов записаны, верно, ставим ученику звёздочку)

Слова записаны на доске:

7. Обобщение и систематизации знаний.

- Вспомните последнюю строчку стихотворения (от нас он убежит).

- Ёжик оставил записку. Она лежит в ваших тетрадочках. Найдите. Прочитайте.

- Что вы заметили? (Написано красиво, но допущены ошибки)

- Исправьте ошибки. Кто напомнит, как правильно сделать исправление.

Светлана Николаевна!

ВашЫ ученики большЫе и очень хорошЫе.

До свидания. Ваш лесной жЫтель – ёжЫк.

_______________________________________

_______________________________________

- Ёжик допустил ошибки, значит его письмо какое?

- Как помочь ёжику стать грамотным?

- Отправим обратно и можно дописать правило, слова с ЖИ-ШИ можно сделать

рисунок. Это задание вы выполните в ГПД.

(Листочек вложили в тетрадь, закрыли)

7. Итог урока. Рефлексия (содержания учебного материала)

Продолжить высказывание

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

Самоанализ урока.

Проведённый урок был уже не первым в изучении данной темы. Первое

знакомство было в букварный период по обучению грамоте учащихся, когда

изучались буквы «Ж», «Ш». По учебнику это урок №20 (он делится на две

части: речевая ситуация – обсуждение поступков и правописание сочетаний

жи-ши, поэтому на прошлом уроке было уточнение учащихся о звуках Ж –

Ш, как твёрдых шипящих и почему они не «дружат» с гласной буквой Ы.

На урок были поставлены следующие цели и задачи.

Дидактическая

цель

урока:

научить применять правила правописания обозначения

гласных

после

шипящих

(жи,

ши),

правильному

каллиграфическому

письму

с

соблюдением гигиенических норм.

Тип урока: урок применения знаний.

Планируемые результаты.

Предметные: различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные

звуки, слог, слово; кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного

звука после мягких и твёрдых согласных.

Метапредметные:

Познавательные – применение правила правописания жи, ши.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать

оценку учителя.

Коммуникативные –

использовать

речь

для

регуляции

своего

действия,

оперировать

диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные – адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая

успехи

с

приложенными

усилиями,

трудолюбием,

осознавать

необходимость

самосовершенствования.

Образовательная цель: повторение и закрепление полученных знаний о правописании

сочетаний жи, ши.

Развивающая цель: развивать внимание, память, речь.

Воспитательная цель: показать значимость грамотного письма, знание русского языка.

Поставленные

задачи

соответствовали

выбранному

содержанию,

я

считаю, что на уроке были реализованы. В конце урока дети сделали вывод о

том, что цель урока была достигнута.

Содержание

урока

соответствовало

содержанию

программы

и

учебника.

Повторение

изученного

материала

происходило

с

опорой

на

учебник. Использовался частично-поисковый метод. Дети самостоятельно

читали текст и выискивали нужную информацию. На уроке применялись

наглядный,

словесный,

частично-поисковый

методы.

Они

способствовали

решению триединой образовательной цели. Так же на уроке применялись

разнообразные приёмы, методы и средства обучения. Их подбор определялся

дидактической целью урока и результатами обучения. На уроке применялась

парная

форма

работы,

что

так

же

способствовало

достижению

целей,

поставленных на уроке. Все задания на уроке были направлены на решение

задач урока.

В

течение

урока

прослеживалась

практическая

направленность,

межпредметная связь, опора на социальный опыт детей – вспомнить имена

собственные с сочетаниями жи-ши. В уроке есть проблемный и развивающий

характер обучения: в начале урока - Какое правило надо применить, чтобы

не ошибиться в написании слов? И в конце урока – Как помочь ёжику стать

грамотным?

Дети самостоятельно умеют проводить разминки, физкультминутки,

делать самооценку своей деятельности (берут фишку за полный правильный

ответ). Много заданий было направлено на самостоятельное выполнение:

сами старались сформулировать тему и цель урока, найти слова-действия,

выделить первый слог, работа с учебником по чтению, нахождение ошибок в

записке

от

ёжика,

картинный

диктант

запись

слов.

Старались

делать

обобщения

и

выводы

самостоятельно:

по

ранее

изученному

материалу,

сочетания жи-ши могут встречаться в именах собственных. На каждом этапе

урока

формировались

определённые

УУД

(прописаны

в

технологической

карте).

Посредственный учитель излагает,

Хороший учитель объясняет,

Выдающийся учитель показывает,

Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Технологическая карта урока по теме

«Правописание сочетаний ЖИ, ШИ»

Целищева Светлана Николаевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска

Класс: 1Б

Предмет: русский язык

Дидактическая

цель

урока:

научить

применять

правила

правописания

обозначения

гласных

после

шипящих

(жи,

ши),

правильному

каллиграфическому

письму

с

соблюдением гигиенических норм.

Тип урока: урок применения знаний.

Планируемые результаты.

Предметные: различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные

звуки, слог, слово; кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного

звука после мягких и твёрдых согласных.

Метапредметные:

Познавательные – применение правила правописания жи, ши.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать

оценку учителя.

Коммуникативные –

использовать

речь

для

регуляции

своего

действия,

оперировать

диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные – адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая

успехи

с

приложенными

усилиями,

трудолюбием,

осознавать

необходимость

самосовершенствования.

Образовательная цель: повторение и закрепление полученных знаний о правописании

сочетаний жи, ши.

Развивающая цель: развивать внимание, память, речь.

Воспитательная цель: показать значимость грамотного письма, знание русского языка.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь,

Этапы урока

Деятельност

ь учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Познаватель

ные

Личностные

Коммуник

Регулят

ивные

1. Орг. момент

Приветствует

учащихся,

проверяет

готовность

к

уроку

Приветствуют

учителя,

показывают

готовность

к

уроку

Слушать

и

понимать

речь других

2.

Целепологани

е

Читает стих.

Задаёт

вопрос: какое

правило надо

применить,

ч т о б ы

н е

ошибиться

в

написании

слов (Шипит,

..)

Вспоминают

изученный

ранее

материал

(слова,

отвечающие

на вопрос что

делает?)

Формироват

ь

познаватель

ные

интересы

У м е т ь

с

достаточно

й

полнотой

и

точностью

выражать

свои мысли

Прини

мать

и

сохраня

ть

учебну

ю

задачу

3.

Актуализация

Предлагает

вспомнить

изученное

правило

правописани

я жи-ши

Вспоминают

изученный

ранее

материал,

делают вывод

4.

Первичо е

усвоение

Диктует

с л о в а

с

сочетаниями

жи-ши

Выделяют

первый

слог,

записывают

Определить

основную

и

второстепен

ную

информацию

Формировать

познавательн

ый интерес

5. Осознание и

осмысление

Вовлекает

всех

обучающихс

я

в

Находят слова

с

сочетаниями

ж и - ш и

в

Уметь

вести

самостоятел

ьный

поиск,

анализирова

Осознавать

необходимос

ть

самосоверше

Уметь

работать

в

паре

выполнение

практической

деятельности

сотрудничест

ве

н

отобранную

информацию

нствования

6.

Первичное

закрепление

Проводит

картинный

диктант

Записывают

слова

(названия

картинок)

Уметь

самостоятел

ьно работать

Достигать

положительн

ых

результатов

Взаимопров

ерка

Адеква

тно

воспри

нимать

оценку

товари

щей

7.

Домашнее

задание

8. Рефлексия

Подводит

итоги

Чему

учились

на

уроке?

Отвечают

на

вопросы

учителя,

анализируют,

делают

выводы

Рефлектиров

ать

способы

и

у с л о в и я

действий

Адекватно

понимать

причины

у с п е х а

неуспеха

в

учебной

деятельности

Уметь устно

выражать

свои мысли,

идеи

Оценив

ать

результ

ат

работы



В раздел образования