Автор: Демьяненко Наталия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 3 классе "Род имён существительных"
Раздел: начальное образование
Тема «Род имен существительных»
Урок открытия нового знания
Цель:
создать
условия
для
приобретения
навыков
определения
рода
имен
существительных; актуализировать знания учащихся о роде как постоянном признаке
имён существительных.
Задачи:
познакомить с грамматическим понятием рода; с приемами распознавания рода имен
существительных;
закреплять
орфографические
умения
находить
и
проверять
орфограммы в корне слова;
развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;
развивать и обогащать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения доводить начатое дело до конца, развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные:
научатся
определять
род
имен
существительных;
углубят
знания
о
постоянных
признаках
существительного;
развитие
умения
ориентироваться
в
информации и работать с разными её видами.
Метапредметные:
уметь
принимать
и
сохранять
учебную
задачу;
уметь
находить
способы решения поставленной цели по определению рода существительных; уметь
слушать и слышать речь собеседника, вести диалог.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
I.Организационный момент
С добрым утром. Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
И в хорошем настроении приступим к работе.
II. Актуализация знаний.
1.
Чистописание.
о об ок ог од
Золотистые копны соломы на токах колхозных лежат.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Надпишите части речи.
Имена прилагательные разобрать по составу: 1-в – золотистые , 2-в - колхозных.
2. Словарная работа.
.бед, .г.род, .дежда, .тец, р.сстояние, к.рабль
- Что общего?
- Расскажите, что вы знаете об имени существительном?
Блок -схема.
Имя существительное - ….. часть речи,
обозначает ….
отвечает на вопросы ….
Признаки имени существительного
Одушевленное …. Изменяется по …..
Неодушевленное ед.число
Собственное мн.число
Нарицательное
III.Постановка проблемы.
- Разделите
слова из словарной работы на группы. (2гр.: одушевленные и
неодушевленные; собственные и нарицательные)
- А как еще можно разделить эти слова?
- Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы,
независимо
от
того,
какие
это
существительные-
одушевленные
и
неодушевленные;
собственные
и
нарицательные,
единственного
или
множественного числа.
- Как ?
- А на помощь придет ребус.
шаРф + кОт+ Дом = РОД
Что такое род? Имеет ли существительное род? Нам предстоит решить эту
проблему.
- Сформулируйте тему урока. (Род имен существительных).
- Чему мы имеем возможность научиться на уроке?
IY. Построение проекта выхода из затруднения.
1.
Послушайте грамматическую сказку В. Волиной «Как у существительных
род появился».
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько
похожими, что сама королева их путала.
И
вот
однажды
она
издала
приказ:
«Кто
придумает
для
моих
слов-
существительных знаки различия, тот будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про
королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.
Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли
разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал
себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул, и стол, и дом, и мир,
и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.
(Туда
попали
земля,
луна,
весна
и
многие
другие).
А
те,
что
остались
неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море,
яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом.
Королева знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, еще
предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.
2.
Работа по карточкам.
-Давайте попробуем разделить слова на три группы.
Работа по карточкам парами. Соедини слова с опорными словами:
обед
огород
Он мой
одежда
отец
Она моя
расстояние
корабль
Оно моё
лисица
3.
Электронное приложение к учебнику.
И.И.Самоваров сообщает о роде имен существительных.
- Каких родов бывают существительные? М.р., Ж.р., С.р.
- Как определить род? (Подставить местоимение)
Памятка для запоминания
Женский род – запомню я
И скажу - «Она моя»
И запомню род мужской
И опять скажу - «Он мой»
Средний род -«Оно мое»
Это правило мое!
Физкультминутка.
Y. Закрепление нового материала.
1. Определение рода имен существительных. Выделение окончаний. Запись
слов в 3 столбика.
Береза, орех, корабль, солома, пальто, лошадь, кино, погода, расстояние, дядя,
поле, работа.
- Какие окончания у имен существительных мужского рода? Женского рода?
Среднего рода?
2. Работа с учебником
Стр. 7 , упр №6 . Прочитайте задание.
-Какая задача стоит перед нами?
3. Диалог Ани и Вани, учебник стр. 7. Самостоятельное чтение.
- Какой вывод можно сделать?
YI. Рефлексия.
Выполнения заданий в рабочей тетради упр. 31,стр 25 .
Оцените себя с помощью сигнальной карточки.
YII. Итог урока .
- Что нового узнали на уроке?
- Кто хорошо понял тему урока? Оцените себя смайликом.
YIII. Домашнее задание.
Р.т. упр.33, изготовить сигнальные карточки по определению рода.
Как у существительных род появился
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими,
что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных
знаки различия, тот будет награждён».
А
в
другом
королевстве
жили
муж
и
жена.
Жадные
они
были.
Услышали
про
королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для
начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить
их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть
будут мужского рода. ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те
слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна,
весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего
рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать
существительные друг с другом.