Напоминание

Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях некоторых российских ученых (обзор).


Автор: Федоренко Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Октябрьское, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях некоторых российских ученых (обзор).
Раздел: полное образование





Назад




Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях

некоторых российских ученых (обзор).

Проблема соотношения обучения и развития в педагогике

интересовала ученых с давних времен, но особенно высоко первыми

подняли идею развития учащихся в процессе обучения швейцарский

педагог-демократ И.Г.Песталоцци и основоположник научной педагогики

в России К.Д.Ушинский. Русский ученый успешно применил принцип

развивающего обучения (такого, чтобы в результате его «знание

притягивало к себе новые знания») в составленных им школьных

учебниках по русскому языку.

Говоря о развитии, К.Д.Ушинский имел в виду развитие не только

мышления ученика, но и других его качеств — наблюдательности,

воображения, фантазии, желания и способности самостоятельно

приобретать новые знания. «Обладая такой умственной силой,

извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь,

что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного

учения» .

Идеи К.Д.Ушинского о развивающей функции школьного обучения

родному языку дальнейшую свою разработку получили в трудах

В.П.Шереметевского, В.И.Чернышева, А.М.Пешковского, Л.В.Щербы и

ряда других дореволюционных и советских методистов и ученых-

лингвистов.

Для советской педагогики, впитавшей в себя достижения

прогрессивной педагогической мысли, было характерно то, что она

последовательно и твердо стояла на позициях признания ведущей роли

обучения в развитии детей. Это проявлялось в общем подходе к

организации образования, в провозглашении принципа единой школы,

предоставляющей всем возможность приобщаться к культуре, а,

следовательно, и развивать свою психику под влиянием внешних

1

воздействий, в том числе и под влиянием обучения. Однако анализ

педагогических трудов, созданных учеными до 50-х годов двадцатого

столетия, показывает, что научная разработка проблемы соотношения

обучения и развития в педагогике не была осуществлена. Общие

методологически верные положения о ведущей роли обучения, о

возможности и необходимости всесторонне развивать всех детей не

подтверждались данными педагогических исследований, показывавшими

реальный процесс развития детей при той или иной системе обучения и,

прежде всего, действовавшей в школе. Тем более не ставились вопросы:

можно ли изменить, сделать более высоким уровень развития учащихся на

том или ином этапе обучения? Какие конкретные изменения потребуется

для этого внести в построение обучения?

Все это обусловливалось установившимися в тот период

особенностями методологии научного педагогического мышления:

высказывания, пусть даже и не основанные на научных фактах, но

соответствующие общим исходным положениям марксистской

методологии, расценивались как решение проблемы в самой

педагогической науке.

Во второй половине двадцатого века российские ученые также

обращались к проблеме обучения и развития. Так, член АПН СССР

И.Я.Лернер выдвинул положение о том, что такое развитие, как оно

соотносится с педагогическими воздействиями. Эти положения связаны с

его учением о четырехэлементном составе содержания образования,

являющемся отражением состава культуры и включающем в себя:

- систему знаний о действительности;

- систему навыков и умений;

- опыт творческой деятельности и

- систему норм отношений к миру, друг к другу.

2

Под развитием автор понимает усвоение ими третьего и четвертого

элементов содержания образования. Слабость развития детей в массовом

обучении он объясняет тем, что в содержании образования эти элементы

якобы отсутствуют. Однако обучение, которое бы строилось на основе

включения в содержание всех четырех элементов, не организовано,

особенности в развитии учащихся, которые были бы обусловлены таким

построением обучения, увидеть нельзя, а потому и высказанные

положения о сути развития и педагогических путях его обеспечения

остаются необоснованными, т.е. также не поставленными на фундамент

фактов.

В 1981-1985 годах АПН СССР организовала исследование обучения

детей в школе с шестилетнего возраста. В связи с этим затрагивалась

проблема развития. Были сделаны попытки выявить фактические данные о

зависимости развития детей от построения обучения.

Несколько ранее известный советский психолог Л.С. Выготский

(1896-1934) впервые научными методами установил закономерные связи

между обучением и умственным развитием. В своей работе «Проблемы

обучения и умственного развития в школьном возрасте» ученый

доказывает, что вне обучения, вне активной передачи ребенку

накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное

развитие. Причем, правильно поставленное обучение не дожидается

полного созревания психических функций, а стимулирует, ускоряет

развитие этих функций, вызывает к жизни целый ряд процессов развития,

которые вне обучения были бы невозможны. Стимулируя развитие,

обучение вместе с тем само на него опирается. Развитие создает

предпосылки для успешного обучения. Чем выше уровень развития, тем

быстрее протекает обучение, тем оно эффективнее во всех отношениях.

Умственное развитие наиболее ярко проявляется в способности ученика к

3

обобщению, абстрагированию, применению знаний в измененных

условиях.

Л.С.Выготский много сделал в разработке проблемы обучения и

развития, но он лишь подошел к конкретному ее исследованию, к

сопоставлению влияния различных типов обучения на ход развития

ребенка. А именно это (как впоследствии подтвердил Д.Б.Эльконин)

является необходимым не только для практической, но и научной

разработки проблемы.

Эльконину Д.Б., ученику Выготского Л.С., соратнику других его

учеников, принадлежат теории периодизации детского развития и детской

игры; исследования, посвященные проблемам теории и истории детства;

методики обучения детей чтению и многое другое, но через все его работы

красной нитью проходит одна проблема: какова природа детства и

глубинные законы детского развития?

При рассмотрении взглядов Д. Б. Эльконина на общую природу и

источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду

следующее. Во-первых, с его точки зрения, все виды детской деятельности

общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому

ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является

общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений

человеческой культуры всегда носит деятельный характер — ребенок не

пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни,

а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и

создающий в себе человеческие способности.

Исследуя проблему соотношения обучения и развития ребенка,

Д.Б.Эльконин пришел к выводу, что между обучением и развитием

обязательно стоит деятельность самого ребенка. При экспериментальном

изучении этого вопроса он опирался на идею Л.С.Выготского о том, что

4

обучение идет впереди развития, что «развитие из обучения» является

основным фактом педагогической деятельности.

Теория психического развития ребенка, созданная Д.Б.Элькониным,

существенно уточнила общее его понимание, сложившееся в трудах

Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.В.Запорожца и других

представителей этой школы. Она четко различила и охарактеризовала

внешние условия, источники, форму и движущие силы развития ребенка, а

также обобщила достаточно большой фактический материал и позволила

преодолеть натуралистический подход к развитию ребенка, имевший

место в науке тех лет.

Большая научная заслуга Д. Б. Эльконина состоит в том, что в основу

целостного психического развития ребенка он положил развитие его

деятельности и конкретно проследил связь каждого типа ведущей

деятельности с возникающими внутри нее новообразованиями детского

сознания и детской личности.

Хочется еще раз отметить, что Д.Б.Эльконин в своей научной

деятельности органически сочетал и исследовательскую, и сугубо

практическую работу. Созданные ими экспериментальные учебники

(буквари) для семи- и шестилетних детей успешно использовались в

школах разных регионов страны.

Еще один ученый, исследовавший проблему обучения и развития —

это Л.В.Занков. Главный результат его трудов — продвижение научной

разработки данной проблемы и в содержательном, и в методологическом

плане. Изначальная задача ученого заключалась в том, чтобы раскрыть

характер объективной закономерной связи между построением обучения и

ходом общего развития школьников. Это была задача, никем ранее не

ставившаяся. Новое заключалось в самой идее исследования фактического

развития школьников при разном построении обучения и в направленнос-

ти на выявление общего, а не только умственного развития.

5

Л.В.Занкову удалось раскрыть в научном плане закономерную связь

между построением обучения и характером общего развития учащихся. С

помощью достоверных научных данных было показано, что изменения в

обучении влияют на развитие детей. При этом выявлено, что изменения в

психике проявляются не только в интенсивности продвижения от одного

уровня к другому, но и в качественных, глубинных проявлениях психики

ребенка. Это важный научный вывод. Он подтверждает выдвинутое в

психологии теоретическое положение о ведущей роли обучения в

развитии. В то же время он имеет большое практическое значение,

поскольку качественно новые черты, возникающие у школьников

экспериментальных классов, — стремление к доказательности мысли, к

мотивированности действий, устойчивая потребность к активной

деятельности в разных ее видах, чуткость к мнению и переживанию

другого — все это черты, необходимые для формирования всесторонне

развитой личности.

Л.В.Занковым также была разработана и методически конк-

ретизирована целостная система принципов развивающего обучения

применительно к начальным классам. Этими принципами

предусматривается: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль

теоретических знаний, изучение материала в достаточно быстром темпе,

осознание школьниками процесса учения, углубление внутреннего

побуждения к учению.

Идеи Л.В.Занкова находят воплощение и в современной школьной

практике — в опыте отдельных учителей, последователей ученого.

В заключение отметим: жизнь убедительно показывает, что

перестройка современной школы в направлении ее гуманизации, усиления

ее развивающей функции не может произойти без использования

педагогических идей, вытекающих из научно обоснованного и широко

6

практически апробированного исследования проблемы соотношения

обучения и развития.

Литература

ВласенковА.И. Развивающее обучение русскому языку. М.:

Просвещение, 1982.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1968.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,

1989.

Педагогика / Под ред. И.П.Подласого. Ч. I. М., 2001.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6.

7



В раздел образования