Автор: Федоренко Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Октябрьское, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях некоторых российских ученых (обзор).
Раздел: полное образование
Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях
некоторых российских ученых (обзор).
Проблема соотношения обучения и развития в педагогике
интересовала ученых с давних времен, но особенно высоко первыми
подняли идею развития учащихся в процессе обучения швейцарский
педагог-демократ И.Г.Песталоцци и основоположник научной педагогики
в России К.Д.Ушинский. Русский ученый успешно применил принцип
развивающего обучения (такого, чтобы в результате его «знание
притягивало к себе новые знания») в составленных им школьных
учебниках по русскому языку.
Говоря о развитии, К.Д.Ушинский имел в виду развитие не только
мышления ученика, но и других его качеств — наблюдательности,
воображения, фантазии, желания и способности самостоятельно
приобретать новые знания. «Обладая такой умственной силой,
извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь,
что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного
учения» .
Идеи К.Д.Ушинского о развивающей функции школьного обучения
родному языку дальнейшую свою разработку получили в трудах
В.П.Шереметевского, В.И.Чернышева, А.М.Пешковского, Л.В.Щербы и
ряда других дореволюционных и советских методистов и ученых-
лингвистов.
Для советской педагогики, впитавшей в себя достижения
прогрессивной педагогической мысли, было характерно то, что она
последовательно и твердо стояла на позициях признания ведущей роли
обучения в развитии детей. Это проявлялось в общем подходе к
организации образования, в провозглашении принципа единой школы,
предоставляющей всем возможность приобщаться к культуре, а,
следовательно, и развивать свою психику под влиянием внешних
1
воздействий, в том числе и под влиянием обучения. Однако анализ
педагогических трудов, созданных учеными до 50-х годов двадцатого
столетия, показывает, что научная разработка проблемы соотношения
обучения и развития в педагогике не была осуществлена. Общие
методологически верные положения о ведущей роли обучения, о
возможности и необходимости всесторонне развивать всех детей не
подтверждались данными педагогических исследований, показывавшими
реальный процесс развития детей при той или иной системе обучения и,
прежде всего, действовавшей в школе. Тем более не ставились вопросы:
можно ли изменить, сделать более высоким уровень развития учащихся на
том или ином этапе обучения? Какие конкретные изменения потребуется
для этого внести в построение обучения?
Все это обусловливалось установившимися в тот период
особенностями методологии научного педагогического мышления:
высказывания, пусть даже и не основанные на научных фактах, но
соответствующие общим исходным положениям марксистской
методологии, расценивались как решение проблемы в самой
педагогической науке.
Во второй половине двадцатого века российские ученые также
обращались к проблеме обучения и развития. Так, член АПН СССР
И.Я.Лернер выдвинул положение о том, что такое развитие, как оно
соотносится с педагогическими воздействиями. Эти положения связаны с
его учением о четырехэлементном составе содержания образования,
являющемся отражением состава культуры и включающем в себя:
- систему знаний о действительности;
- систему навыков и умений;
- опыт творческой деятельности и
- систему норм отношений к миру, друг к другу.
2
Под развитием автор понимает усвоение ими третьего и четвертого
элементов содержания образования. Слабость развития детей в массовом
обучении он объясняет тем, что в содержании образования эти элементы
якобы отсутствуют. Однако обучение, которое бы строилось на основе
включения в содержание всех четырех элементов, не организовано,
особенности в развитии учащихся, которые были бы обусловлены таким
построением обучения, увидеть нельзя, а потому и высказанные
положения о сути развития и педагогических путях его обеспечения
остаются необоснованными, т.е. также не поставленными на фундамент
фактов.
В 1981-1985 годах АПН СССР организовала исследование обучения
детей в школе с шестилетнего возраста. В связи с этим затрагивалась
проблема развития. Были сделаны попытки выявить фактические данные о
зависимости развития детей от построения обучения.
Несколько ранее известный советский психолог Л.С. Выготский
(1896-1934) впервые научными методами установил закономерные связи
между обучением и умственным развитием. В своей работе «Проблемы
обучения и умственного развития в школьном возрасте» ученый
доказывает, что вне обучения, вне активной передачи ребенку
накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное
развитие. Причем, правильно поставленное обучение не дожидается
полного созревания психических функций, а стимулирует, ускоряет
развитие этих функций, вызывает к жизни целый ряд процессов развития,
которые вне обучения были бы невозможны. Стимулируя развитие,
обучение вместе с тем само на него опирается. Развитие создает
предпосылки для успешного обучения. Чем выше уровень развития, тем
быстрее протекает обучение, тем оно эффективнее во всех отношениях.
Умственное развитие наиболее ярко проявляется в способности ученика к
3
обобщению, абстрагированию, применению знаний в измененных
условиях.
Л.С.Выготский много сделал в разработке проблемы обучения и
развития, но он лишь подошел к конкретному ее исследованию, к
сопоставлению влияния различных типов обучения на ход развития
ребенка. А именно это (как впоследствии подтвердил Д.Б.Эльконин)
является необходимым не только для практической, но и научной
разработки проблемы.
Эльконину Д.Б., ученику Выготского Л.С., соратнику других его
учеников, принадлежат теории периодизации детского развития и детской
игры; исследования, посвященные проблемам теории и истории детства;
методики обучения детей чтению и многое другое, но через все его работы
красной нитью проходит одна проблема: какова природа детства и
глубинные законы детского развития?
При рассмотрении взглядов Д. Б. Эльконина на общую природу и
источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду
следующее. Во-первых, с его точки зрения, все виды детской деятельности
общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому
ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является
общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений
человеческой культуры всегда носит деятельный характер — ребенок не
пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни,
а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и
создающий в себе человеческие способности.
Исследуя проблему соотношения обучения и развития ребенка,
Д.Б.Эльконин пришел к выводу, что между обучением и развитием
обязательно стоит деятельность самого ребенка. При экспериментальном
изучении этого вопроса он опирался на идею Л.С.Выготского о том, что
4
обучение идет впереди развития, что «развитие из обучения» является
основным фактом педагогической деятельности.
Теория психического развития ребенка, созданная Д.Б.Элькониным,
существенно уточнила общее его понимание, сложившееся в трудах
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.В.Запорожца и других
представителей этой школы. Она четко различила и охарактеризовала
внешние условия, источники, форму и движущие силы развития ребенка, а
также обобщила достаточно большой фактический материал и позволила
преодолеть натуралистический подход к развитию ребенка, имевший
место в науке тех лет.
Большая научная заслуга Д. Б. Эльконина состоит в том, что в основу
целостного психического развития ребенка он положил развитие его
деятельности и конкретно проследил связь каждого типа ведущей
деятельности с возникающими внутри нее новообразованиями детского
сознания и детской личности.
Хочется еще раз отметить, что Д.Б.Эльконин в своей научной
деятельности органически сочетал и исследовательскую, и сугубо
практическую работу. Созданные ими экспериментальные учебники
(буквари) для семи- и шестилетних детей успешно использовались в
школах разных регионов страны.
Еще один ученый, исследовавший проблему обучения и развития —
это Л.В.Занков. Главный результат его трудов — продвижение научной
разработки данной проблемы и в содержательном, и в методологическом
плане. Изначальная задача ученого заключалась в том, чтобы раскрыть
характер объективной закономерной связи между построением обучения и
ходом общего развития школьников. Это была задача, никем ранее не
ставившаяся. Новое заключалось в самой идее исследования фактического
развития школьников при разном построении обучения и в направленнос-
ти на выявление общего, а не только умственного развития.
5
Л.В.Занкову удалось раскрыть в научном плане закономерную связь
между построением обучения и характером общего развития учащихся. С
помощью достоверных научных данных было показано, что изменения в
обучении влияют на развитие детей. При этом выявлено, что изменения в
психике проявляются не только в интенсивности продвижения от одного
уровня к другому, но и в качественных, глубинных проявлениях психики
ребенка. Это важный научный вывод. Он подтверждает выдвинутое в
психологии теоретическое положение о ведущей роли обучения в
развитии. В то же время он имеет большое практическое значение,
поскольку качественно новые черты, возникающие у школьников
экспериментальных классов, — стремление к доказательности мысли, к
мотивированности действий, устойчивая потребность к активной
деятельности в разных ее видах, чуткость к мнению и переживанию
другого — все это черты, необходимые для формирования всесторонне
развитой личности.
Л.В.Занковым также была разработана и методически конк-
ретизирована целостная система принципов развивающего обучения
применительно к начальным классам. Этими принципами
предусматривается: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль
теоретических знаний, изучение материала в достаточно быстром темпе,
осознание школьниками процесса учения, углубление внутреннего
побуждения к учению.
Идеи Л.В.Занкова находят воплощение и в современной школьной
практике — в опыте отдельных учителей, последователей ученого.
В заключение отметим: жизнь убедительно показывает, что
перестройка современной школы в направлении ее гуманизации, усиления
ее развивающей функции не может произойти без использования
педагогических идей, вытекающих из научно обоснованного и широко
6
практически апробированного исследования проблемы соотношения
обучения и развития.
Литература
•
ВласенковА.И. Развивающее обучение русскому языку. М.:
Просвещение, 1982.
•
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1968.
•
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,
1989.
•
Педагогика / Под ред. И.П.Подласого. Ч. I. М., 2001.
•
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6.
7