Автор: Чекурдаева Ольга Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ детского сада комбинированного вида №87
Населённый пункт: г. Брянска
Наименование материала: Конспект игрового логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Путешествие в Волшебную страну гласных звуков и букв»
Раздел: дошкольное образование
Конспект
игрового
логопедического
занятия
в
старшей
группе
«
Путешествие
в
Волшебную
страну
гласных
звуков
и
букв
»
Коррекционно - развивающие задачи.
1.Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
2.Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных
звуков
3.Закрепить зрительные образы гласных букв.
4.Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
5.Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно
контролировать произношение.
6.Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.
Материалы и оборудование: Компьютер, спички, панно, липучки, подносы с пшеном, бумага,
простые карандаши; магнитофон; аудиокассета с записью музыки; Звуковички, портреты
звуков
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
.Психогимнастика
Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть?
Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!
Логопед. Ребята Фея Фонетика расстроилась и сердится на нас, что мы плохо помогаем
Звуковичкам. Но ведь это не так! Мы стараемся и спасаем их от Звукомора – правда?! НО Фея
все равно решила нас проверить, можно ли нам доверять, на чьей вы стороне – на ее или
Звукомора. Помогите мне превратиться в Фею Фонетики, и выберем Звукомора (с помощью
считалки)Звучит музыка.
Логопед берет волшебную палочку, одевает накидку.
Давайте скажем волшебные слова. 1,2,3 – Ольга Леонидовна в Фею Фонетики превратись,
1,2,3 – Тимофей в Звукомора обернись.
2.
Сообщение темы занятия.
Фея. – Я сейчас проверю как вы запомнили Звуковичков из города Гласных и как вы поможете
найти им дома-буквы. А злой Звукомор, за неправильные ответы, заберет Звуковичков обратно
к себе.
3.
Акустико - артикуляционный образ звуков.
Логопед-Фея. Наша проверка начинается!
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Логопед. Давайте познакомимся, какие звуки пришли к нам поиграть!
1- й ребенок Широко откроет рот, Песню первую споет – АААА
2 –й ребенок Мы – звук А. Наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем
голосом, значит, звук [А] - гласный звук.
3 –й ребенок Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком – ООООО
4–й ребенок Мы звук О. Наши губки как кружок, воздух выходит легко, свободно, поем
голосом, значит, звук [О] - гласный звук.
5 –й ребенок Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - УУУУ
6 –й ребенок Мы звук У. Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем
голосом, значит, звук [У] - гласный звук.
7 –й ребенок Губки улыбаются, Зубки появляются - ИИИИИ
8 –й ребенок Мы звук И. Наши губки улыбаются, воздух выходит легко, свободно, поем
голосом, значит, звук [И] - гласный звук.
9 –й ребенок Если друг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ
10 –й ребенок Мы звук Ы. Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом,
значит, звук [Ы] - гласный звук.
Логопед. Какие звуки к нам пришли?
Дети. Гласные.
Логопед. Почему мы их называем гласными?
Дети. Потому что когда мы их произносим, во рту нет ни какой преграды, воздух выходит легко,
свободно.
Гласные тянутся в песенке звонкой:
Могут заплакать о – о – о и закричать а - а- а-а
Громкий гудок паровозу подать: у -у- у- у
Нежно лошадкой могут заржать: и- и- и- и
Даже медведем могут рычать: ы- ы- ы- ы.
Логопед. Вот, мы и вспомнили с гласные звуки!
Вот мы и посмотрим, как вы сможете находить эти гласные звуки и оставить их у себя!
1 – й конкурс «Дружная песенка»
- Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали
красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:
- А, У, О, И, Ы.
И низко:
- А, У, О, И, Ы.
- Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми,
поднимая руку вверх).
- Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская
руку вниз).
- Умели они петь не только по одному, но и парами:
АУ, ОИ, АЫ.
- По трое: АУО, ИУЫ.
- И хором: АУОИЫ.
- Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает
пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
2 – й конкурс Игра “Фотографии” Слайды 1-5
Что же там в конверте?
Логопед достает “фотографии” девочек.
Это “фотографии” девочка Маши, когда ее снимали, она что-то говорила. Давайте, по губам
определим, какие звуки они произносят.
Дети по “фотографии” определяют произнесенные звуки.
3 - й конкурс Игра-прятки “Какие звуки спрятались в картинках”
Слайд 6
4 - й конкурс Игра в загадки “Выбери картинку”
Выделение гласных из середины слова
Найдите картинку цветов, в которых звук [А] был бы в начале, слова. (АСТРА)
звук [А] был бы на втором месте (МАК)
Найдите картинку цветов, в которых звук [О] был бы на втором месте. (РОЗЫ)
Картинку с изображением животного, в котором звук [О] находится на втором месте (КОТ)
Найдите картинку с изображением домашней птицы, в которых звук [У] был бы в начале, слова.
(УТКА)
звук [У] был бы на втором месте (ГУСЬ);
картинку с изображением дерева, в названии которой звук [У] на втором месте (ДУБ)
картинку с изображением насекомого, в названии которой звук [У] на втором месте (ЖУК)
Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой, звук [И] на первом месте
(ИНДЮК)
Найдите картинку с изображением цветов, в названии которой звук [И] был бы в начале, слова.
(ИРИС)
5. Физминутка (7 СЛАЙД) Хлопки
Руки вверх, в кулачок, разожмём, на бочок.
Руки в стороны…
Руки вперёд…
Руки вниз…
Игра: «Гласные звуки». Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] – во внутрь слов забрался,
сЫром тЫкву закусил И добавки попросил!
6. Обозначение звуков буквами.
Логопед предлагает детям мастерить домики звуков: 1 - букву выкладывает на панно, 2 –
из спичек, из пшена; 3- на бумаге.
- А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из
липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался
очень доволен (логопед печатает на доске буквы).
- О увидело колесо, оно ему и подошло (логопед печатает на доске буквы).
- У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед
печатает на доске буквы). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика,
вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед печатает на доске буквы).
- Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.
- Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).
- Верно, у звука А – домик-буква А.
- Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).
- У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).
- У звука О – буква О.
- Кто ещё хотел бы показать нам букву?
- У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).
- У звука Ы – буква Ы (показ буквы).
- С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.
Вывод: - Ребята, а скажите мне: - “Чем отличаются звуки, от буквы?”
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
7. Игра «Найди домик»
Слайды 8-11
8. Итог.
- Ребята, я хочу опять быть О.Л. 1,2,3, - О.Л., вернись! 1,2,3 – Тимофей, вернись!
Вы молодцы справились со всеми заданиями Феи, не отдали Звуковичков Звукомору. Я хочу
преподнести вам конфеты, а Звуковички вам дарят м/ф как Маша пошла в школу « Первый раз в
первый класс».