Напоминание

«Путешествие в Волшебную страну гласных звуков и букв»


Автор: Чекурдаева Ольга Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ детского сада комбинированного вида №87
Населённый пункт: г. Брянска
Наименование материала: Конспект игрового логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Путешествие в Волшебную страну гласных звуков и букв»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

игрового

логопедического

занятия

в

старшей

группе

«

Путешествие

в

Волшебную

страну

гласных

звуков

и

букв

»

Коррекционно - развивающие задачи.

1.Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.

2.Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных

звуков

3.Закрепить зрительные образы гласных букв.

4.Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».

5.Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно

контролировать произношение.

6.Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

Материалы и оборудование: Компьютер, спички, панно, липучки, подносы с пшеном, бумага,

простые карандаши; магнитофон; аудиокассета с записью музыки; Звуковички, портреты

звуков

Ход занятия.

1.

Организационный момент.

.Психогимнастика

Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть?

Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

Логопед. Ребята Фея Фонетика расстроилась и сердится на нас, что мы плохо помогаем

Звуковичкам. Но ведь это не так! Мы стараемся и спасаем их от Звукомора – правда?! НО Фея

все равно решила нас проверить, можно ли нам доверять, на чьей вы стороне – на ее или

Звукомора. Помогите мне превратиться в Фею Фонетики, и выберем Звукомора (с помощью

считалки)Звучит музыка.

Логопед берет волшебную палочку, одевает накидку.

Давайте скажем волшебные слова. 1,2,3 – Ольга Леонидовна в Фею Фонетики превратись,

1,2,3 – Тимофей в Звукомора обернись.

2.

Сообщение темы занятия.

Фея. – Я сейчас проверю как вы запомнили Звуковичков из города Гласных и как вы поможете

найти им дома-буквы. А злой Звукомор, за неправильные ответы, заберет Звуковичков обратно

к себе.

3.

Акустико - артикуляционный образ звуков.

Логопед-Фея. Наша проверка начинается!

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

Логопед. Давайте познакомимся, какие звуки пришли к нам поиграть!

1- й ребенок Широко откроет рот, Песню первую споет – АААА

2 –й ребенок Мы – звук А. Наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем

голосом, значит, звук [А] - гласный звук.

3 –й ребенок Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

4–й ребенок Мы звук О. Наши губки как кружок, воздух выходит легко, свободно, поем

голосом, значит, звук [О] - гласный звук.

5 –й ребенок Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - УУУУ

6 –й ребенок Мы звук У. Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем

голосом, значит, звук [У] - гласный звук.

7 –й ребенок Губки улыбаются, Зубки появляются - ИИИИИ

8 –й ребенок Мы звук И. Наши губки улыбаются, воздух выходит легко, свободно, поем

голосом, значит, звук [И] - гласный звук.

9 –й ребенок Если друг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

10 –й ребенок Мы звук Ы. Наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом,

значит, звук [Ы] - гласный звук.

Логопед. Какие звуки к нам пришли?

Дети. Гласные.

Логопед. Почему мы их называем гласными?

Дети. Потому что когда мы их произносим, во рту нет ни какой преграды, воздух выходит легко,

свободно.

Гласные тянутся в песенке звонкой:

Могут заплакать о – о – о и закричать а - а- а-а

Громкий гудок паровозу подать: у -у- у- у

Нежно лошадкой могут заржать: и- и- и- и

Даже медведем могут рычать: ы- ы- ы- ы.

Логопед. Вот, мы и вспомнили с гласные звуки!

Вот мы и посмотрим, как вы сможете находить эти гласные звуки и оставить их у себя!

1 – й конкурс «Дружная песенка»

- Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали

красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко:

- А, У, О, И, Ы.

И низко:

- А, У, О, И, Ы.

- Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поет вместе с детьми,

поднимая руку вверх).

- Молодцы, а теперь споем низко. (Дети поют низко, а логопед поет вместе с детьми, опуская

руку вниз).

- Умели они петь не только по одному, но и парами:

АУ, ОИ, АЫ.

- По трое: АУО, ИУЫ.

- И хором: АУОИЫ.

- Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает

пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

2 – й конкурс Игра “Фотографии” Слайды 1-5

Что же там в конверте?

Логопед достает “фотографии” девочек.

Это “фотографии” девочка Маши, когда ее снимали, она что-то говорила. Давайте, по губам

определим, какие звуки они произносят.

Дети по “фотографии” определяют произнесенные звуки.

3 - й конкурс Игра-прятки “Какие звуки спрятались в картинках”

Слайд 6

4 - й конкурс Игра в загадки “Выбери картинку”

Выделение гласных из середины слова

Найдите картинку цветов, в которых звук [А] был бы в начале, слова. (АСТРА)

звук [А] был бы на втором месте (МАК)

Найдите картинку цветов, в которых звук [О] был бы на втором месте. (РОЗЫ)

Картинку с изображением животного, в котором звук [О] находится на втором месте (КОТ)

Найдите картинку с изображением домашней птицы, в которых звук [У] был бы в начале, слова.

(УТКА)

звук [У] был бы на втором месте (ГУСЬ);

картинку с изображением дерева, в названии которой звук [У] на втором месте (ДУБ)

картинку с изображением насекомого, в названии которой звук [У] на втором месте (ЖУК)

Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой, звук [И] на первом месте

(ИНДЮК)

Найдите картинку с изображением цветов, в названии которой звук [И] был бы в начале, слова.

(ИРИС)

5. Физминутка (7 СЛАЙД) Хлопки

Руки вверх, в кулачок, разожмём, на бочок.

Руки в стороны…

Руки вперёд…

Руки вниз…

Игра: «Гласные звуки». Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом.

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] – во внутрь слов забрался,

сЫром тЫкву закусил И добавки попросил!

6. Обозначение звуков буквами.

Логопед предлагает детям мастерить домики звуков: 1 - букву выкладывает на панно, 2 –

из спичек, из пшена; 3- на бумаге.

- А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает из

липучек на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил, и остался

очень доволен (логопед печатает на доске буквы).

- О увидело колесо, оно ему и подошло (логопед печатает на доске буквы).

- У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед

печатает на доске буквы). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика,

вторую палочку поставил рядом для надежности (логопед печатает на доске буквы).

- Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали называть БУКВАМИ.

- Как звуки назвали свои домики звуки? (Они стали называть их буквами).

- Верно, у звука А – домик-буква А.

- Кто хочет показать букву [А] на панно? (Ребёнок показывает).

- У звука У – домик-буква У, кто покажет букву [У]? (Ребёнок показывает).

- У звука О – буква О.

- Кто ещё хотел бы показать нам букву?

- У звука И – буква И (логопед приглашает ребёнка для показа буквы).

- У звука Ы – буква Ы (показ буквы).

- С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие звуки в них живут.

Вывод: - Ребята, а скажите мне: - “Чем отличаются звуки, от буквы?”

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

7. Игра «Найди домик»

Слайды 8-11

8. Итог.

- Ребята, я хочу опять быть О.Л. 1,2,3, - О.Л., вернись! 1,2,3 – Тимофей, вернись!

Вы молодцы справились со всеми заданиями Феи, не отдали Звуковичков Звукомору. Я хочу

преподнести вам конфеты, а Звуковички вам дарят м/ф как Маша пошла в школу « Первый раз в

первый класс».



В раздел образования