Автор: Беляева Марина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ 2115
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей через формирование системы гражданско-патриотического воспитания
Раздел: среднее образование
Социализация детей через формирование системы
гражданско-патриотического воспитания
Автор Беляева М.Н., социальный педагог,
ГБОУ Школа 2115
По мнению администрации комплекса, патриотическое воспитание является одним
из важнейших факторов, способствующих эффективной социализации подрастающего
поколения.
Поэтому
в
школе
сформирован
новый
подход
к
социализации
и
формированию
идентичности
детей
через гражданско-патриотическое воспитание и
средства музейной педагогики.
Патриотизм это не природное, а социальное качество. Он не наследуется, а формируется
Это сложный и долговременный процесс. Но, нельзя взрастить патриота за короткое время
с
помощью
нескольких
классных
часов
или
бесед.
В
комплексе
патриотическое
воспитание
это
не
разовые
мероприятия,
а
многоплановая,
систематическая
и
скоординированная деятельность.
В связи с этим,
большое значение мы уделяем как раз разработке и внедрению
эффективных
форм
и
методов
работы. дифференцированных с учетом возрастных
особенностей
детей,
их
знаний
и
интересов.
В
условиях
комплекса
это
сделать
несложно
–
ведь
преемственность
ступеней
позволяет
начать
развивать
патриотичское направление уже на подмостках детского сада. Чувство патриотизма
нельзя привить в принудительном порядке.
Поэтому, в игровой деятельности дошколята участвуют в викторинах на знания
природы,
флоры
и
фауны
России,
тематических
праздниках
,
конкурсах
детского
творчества;
выставках
устного
народного
творчества
различных
промыслов
России.
Именно эти формы работы, учетом основного вида деятельности – игры воздействуют на
чувства, волю, сознание, дошколят, развивают их творческую инициативу , прививают
любовь к Родине. Но самое главное, обеспечивают эффективность и непрерывность
патриотического воспитания учебного и дошкольного уровня образования.
В
школе созданы
не только все
необходимые, но , одновременно, и благоприятные
условия для нового направления социализации через патриотическое воспитание - так
к а к оно
не
ограничено
рамками
одного
вида
деятельности
и
ориентировано
на
личностные
интересы,
способности
ребенка,
способствует
созданию
«ситуации
успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.
Создание
условий
для
социально
значимой
деятельности
и созданию
«ситуации
успеха» предполагает вовлечение в работу подростков с девиантным поведением, что
ведёт к положительной динамике снижения количества правонарушений среди учащихся и
снижению количества детей, состоящих на разных формах учета.
Основой
для
работы
с
девиантными
детьми
является
профилактика
негативных
проявлений и организация Профилактических недель патриотической направленности –
таких как «Неделя профилактики экстремизма и толерантности - целью проведения
которой является формирование
уважительного отношения к национальным традициям своего
народа и народов других стран.
,
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации,
знакомство с особенностями их культур и образа жизни; или ежегодно проводимые в школе
«Неделя
правовых
знаний»,
«Неделя
профилактики
нравственных
и
семейных
ценностей».
При подготовке профилактических мероприятий применяются активные формы и методы
обучения и воспитания в их взаимосвязи, например :
выразительное
чтение,
эмоциональный
рассказ,
работа
с
биографиями,
одновременно несколькими документами - эти формы развивают теоретическое
мышление,
умения
работы
с
большим
объемом
информации,
развивают
историческую память;
традиционные
в
школе
флэш-мобы,
социальны
акции,
-
формируют
опыт
поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
разработка
мультимедийных
проектов,
слайд-презентаций,
-
развивают
толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого
Как
известно,
патриотическое
воспитание
неразрывно
связано
с
другими
видами
воспитания - нравственным, гражданским, экологическим, демократическим, правовым.
Последнему уделяется большое внимание в нашей школе.
За основу правового воспитания школьников понимается не только формирование чувства
принадлежности к обществу, в котором живут, но и такое необходимо в современном мире
умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
Поэтому основное внимании при подготовке
профилактических
мероприятий
отдается
самостоятельности
детей.
В
школе
работает
«Адвокатское бюро», адвокатами которого работают сами старшеклассники и организуют
работу
правового
бюро
по
заранее
интересующим
вопросам
детей.
Организованы
правовые
переменки, а в начальной школе работают агитбригады старшеклассников,
которые на примерах сказок рассказывают малышам о правах и обязанностях.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для
себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций,
приоритетов.
В этой связи большое значение приобретает деятельность музеев комплекса, где работа
по
патриотическому
воспитанию
учащихся
всегда
была
эффективна
благодаря
использованию методов и приемов музейной педагогики.
Гражданин
и
патриот
начинается
в школе:
прежде
чем
стать
гражданином
и
патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей
школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Наш школьный музей с его разносторонней работой хороший помощник в деле
воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души
- хорошая и добрая, умная и содержательная.
Материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до
них, и учителя, и родители, и даже жители нашего района «Черёмушки». Потому как в
школ уделяется большое внимание взаимодействию взрослых и детей в совместной
деятельности и общении для развития детской социальной инициативы .
Именно здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных
возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде, другим – история ВОВ,
кто-то
изучает
военный
путь
девизий.
Именно
здесь
пробуждается
общественная
активность и гражданственность.
Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. На базе
музея
зарождаются
интересные
школьные
традиции:
уроки
мужества,
организация
диспутов, общешкольные праздники, проведение экскурсий, посвящённые историческим
датам,
вахта
памяти,
а
в
последнее
время
спортивно-массовые
мероприятия
также
проводятся с
с учетом тематической направленности - патриотические флэш-мобы ,
квесты и выставки. Старт Вахты памяти-75 был дан 1 сентября выпуском в небо 75
воздушных шаров триколора.
Главное
направление
всех
мероприятий,
проводимых
в
школе
по
патриотическому
воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе примеров героического
прошлого народа, через
изучение которого, воспитывается
уважения к военной истории,
стремление к воинской службе. знакомство с военными профессиями, что является неотъемлемой
частью социализации.
Оригинальность
и
уникальность
работы
школьного
музея
заключается
в наличие
разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи.
Школа
живет
и
развивается
,
уверенно
идет
в
будущее
,
в
завтрашний
день
.
Но
б
ез прошлого нет будущего
.
Эта истина,
которая
не
требует
доказательств.
В
комплексе
есть
прекрасное
прошлое
,
которое
бережно
хранится
в
школьном
музее
и
является
предметом
гордости
и
восхищения
.
Очень
хочется,
чтобы
все
усилия
взрослых,
которые
занимаются
патриотическим
воспитанием детей и молодежи не оказались напрасными. А они уже не напрасны!!!!
Несколько лет комплекс удерживает первенство смотра-конкурса на «Кубок героев».
Показателем
эффективности
социализации
детей в
рамках
гражданско-
патриотического
воспитания,
считается,
приобщение
обучающихся
к
базовым,
общечеловечески
м
ценностям в контексте формирования у них
нравственного
поведения.
ч
ерез
систему
профилактических
мероприятий,
которые
помогут
формировать у школьников
милосердие,
искренность,
достоинство,
ответственность
как
основу
личности
будущего
гражданина России
. –
В дальнейшем этот процесс нуждается не только в системе мероприятий, учитывающих
возрастные
особенности
и
интересы
обучающихся,
но
и
в
необходимости
тесного
объединения возможностей образовательной организации, семьи и общественности.