Напоминание

Социализация детей через формирование системы гражданско-патриотического воспитания


Автор: Беляева Марина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ 2115
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей через формирование системы гражданско-патриотического воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Социализация детей через формирование системы

гражданско-патриотического воспитания

Автор Беляева М.Н., социальный педагог,

ГБОУ Школа 2115

По мнению администрации комплекса, патриотическое воспитание является одним

из важнейших факторов, способствующих эффективной социализации подрастающего

поколения.

Поэтому

в

школе

сформирован

новый

подход

к

социализации

и

формированию

идентичности

детей

через гражданско-патриотическое воспитание и

средства музейной педагогики.

Патриотизм это не природное, а социальное качество. Он не наследуется, а формируется

Это сложный и долговременный процесс. Но, нельзя взрастить патриота за короткое время

с

помощью

нескольких

классных

часов

или

бесед.

В

комплексе

патриотическое

воспитание

это

не

разовые

мероприятия,

а

многоплановая,

систематическая

и

скоординированная деятельность.

В связи с этим,

большое значение мы уделяем как раз разработке и внедрению

эффективных

форм

и

методов

работы. дифференцированных с учетом возрастных

особенностей

детей,

их

знаний

и

интересов.

В

условиях

комплекса

это

сделать

несложно

ведь

преемственность

ступеней

позволяет

начать

развивать

патриотичское направление уже на подмостках детского сада. Чувство патриотизма

нельзя привить в принудительном порядке.

Поэтому, в игровой деятельности дошколята участвуют в викторинах на знания

природы,

флоры

и

фауны

России,

тематических

праздниках

,

конкурсах

детского

творчества;

выставках

устного

народного

творчества

различных

промыслов

России.

Именно эти формы работы, учетом основного вида деятельности – игры воздействуют на

чувства, волю, сознание, дошколят, развивают их творческую инициативу , прививают

любовь к Родине. Но самое главное, обеспечивают эффективность и непрерывность

патриотического воспитания учебного и дошкольного уровня образования.

В

школе созданы

не только все

необходимые, но , одновременно, и благоприятные

условия для нового направления социализации через патриотическое воспитание - так

к а к оно

не

ограничено

рамками

одного

вида

деятельности

и

ориентировано

на

личностные

интересы,

способности

ребенка,

способствует

созданию

«ситуации

успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.

Создание

условий

для

социально

значимой

деятельности

и созданию

«ситуации

успеха» предполагает вовлечение в работу подростков с девиантным поведением, что

ведёт к положительной динамике снижения количества правонарушений среди учащихся и

снижению количества детей, состоящих на разных формах учета.

Основой

для

работы

с

девиантными

детьми

является

профилактика

негативных

проявлений и организация Профилактических недель патриотической направленности –

таких как «Неделя профилактики экстремизма и толерантности - целью проведения

которой является формирование

уважительного отношения к национальным традициям своего

народа и народов других стран.

,

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации,

знакомство с особенностями их культур и образа жизни; или ежегодно проводимые в школе

«Неделя

правовых

знаний»,

«Неделя

профилактики

нравственных

и

семейных

ценностей».

При подготовке профилактических мероприятий применяются активные формы и методы

обучения и воспитания в их взаимосвязи, например :

выразительное

чтение,

эмоциональный

рассказ,

работа

с

биографиями,

одновременно несколькими документами - эти формы развивают теоретическое

мышление,

умения

работы

с

большим

объемом

информации,

развивают

историческую память;

традиционные

в

школе

флэш-мобы,

социальны

акции,

-

формируют

опыт

поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

разработка

мультимедийных

проектов,

слайд-презентаций,

-

развивают

толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого

Как

известно,

патриотическое

воспитание

неразрывно

связано

с

другими

видами

воспитания - нравственным, гражданским, экологическим, демократическим, правовым.

Последнему уделяется большое внимание в нашей школе.

За основу правового воспитания школьников понимается не только формирование чувства

принадлежности к обществу, в котором живут, но и такое необходимо в современном мире

умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

Поэтому основное внимании при подготовке

профилактических

мероприятий

отдается

самостоятельности

детей.

В

школе

работает

«Адвокатское бюро», адвокатами которого работают сами старшеклассники и организуют

работу

правового

бюро

по

заранее

интересующим

вопросам

детей.

Организованы

правовые

переменки, а в начальной школе работают агитбригады старшеклассников,

которые на примерах сказок рассказывают малышам о правах и обязанностях.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для

себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций,

приоритетов.

В этой связи большое значение приобретает деятельность музеев комплекса, где работа

по

патриотическому

воспитанию

учащихся

всегда

была

эффективна

благодаря

использованию методов и приемов музейной педагогики.

Гражданин

и

патриот

начинается

в школе:

прежде

чем

стать

гражданином

и

патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей

школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Наш школьный музей с его разносторонней работой хороший помощник в деле

воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души

- хорошая и добрая, умная и содержательная.

Материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до

них, и учителя, и родители, и даже жители нашего района «Черёмушки». Потому как в

школ уделяется большое внимание взаимодействию взрослых и детей в совместной

деятельности и общении для развития детской социальной инициативы .

Именно здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных

возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде, другим – история ВОВ,

кто-то

изучает

военный

путь

девизий.

Именно

здесь

пробуждается

общественная

активность и гражданственность.

Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. На базе

музея

зарождаются

интересные

школьные

традиции:

уроки

мужества,

организация

диспутов, общешкольные праздники, проведение экскурсий, посвящённые историческим

датам,

вахта

памяти,

а

в

последнее

время

спортивно-массовые

мероприятия

также

проводятся с

с учетом тематической направленности - патриотические флэш-мобы ,

квесты и выставки. Старт Вахты памяти-75 был дан 1 сентября выпуском в небо 75

воздушных шаров триколора.

Главное

направление

всех

мероприятий,

проводимых

в

школе

по

патриотическому

воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе примеров героического

прошлого народа, через

изучение которого, воспитывается

уважения к военной истории,

стремление к воинской службе. знакомство с военными профессиями, что является неотъемлемой

частью социализации.

Оригинальность

и

уникальность

работы

школьного

музея

заключается

в наличие

разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи.

Школа

живет

и

развивается

,

уверенно

идет

в

будущее

,

в

завтрашний

день

.

Но

б

ез прошлого нет будущего

.

Эта истина,

которая

не

требует

доказательств.

В

комплексе

есть

прекрасное

прошлое

,

которое

бережно

хранится

в

школьном

музее

и

является

предметом

гордости

и

восхищения

.

Очень

хочется,

чтобы

все

усилия

взрослых,

которые

занимаются

патриотическим

воспитанием детей и молодежи не оказались напрасными. А они уже не напрасны!!!!

Несколько лет комплекс удерживает первенство смотра-конкурса на «Кубок героев».

Показателем

эффективности

социализации

детей в

рамках

гражданско-

патриотического

воспитания,

считается,

приобщение

обучающихся

к

базовым,

общечеловечески

м

ценностям в контексте формирования у них

нравственного

поведения.

ч

ерез

систему

профилактических

мероприятий,

которые

помогут

формировать у школьников

милосердие,

искренность,

достоинство,

ответственность

как

основу

личности

будущего

гражданина России

. –

В дальнейшем этот процесс нуждается не только в системе мероприятий, учитывающих

возрастные

особенности

и

интересы

обучающихся,

но

и

в

необходимости

тесного

объединения возможностей образовательной организации, семьи и общественности.



В раздел образования