Автор: Дмитриева Ольга Лейбавна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ АГО
Населённый пункт: Свердловская область, поселок Арти
Наименование материала: Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда с учащимися общеобразовательной школы
Тема: "Буквы и звуки З и С"
Раздел: начальное образование
Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда c учащимися 2
класса общеобразовательной школы по теме:
«Буквы и звуки З и С»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель: умение правильно произносить слова со звуками С и З, читать и писать их.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формировать умение выделять звуки на фоне слога;
Формировать умение определять наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец);
Формировать умение определять место звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука
произносится, перед каким звуком слышится в слове);
Формировать умение дифференцировать буквы в письменной речи;
Формировать умение дифференцировать звуки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;
Развивать фонематическое восприятие, мышление;
Уточнить
артикуляцию
и
звучание
звуков
с
опорой
на
зрительное,
слуховое,
тактильное
восприятие,
кинестетические ощущения
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
Воспитывать умение работать самостоятельно;
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в кабинете, картинки с буквами С и З,
пневмотаблица, картинки со словами на буквы З и С, картинки со словами, начинающимися на разные буквы
Планируемый результат:
знает правильную артикуляцию звуков З и С и их характеристику, различает звуки З и С на слух,
обладает установкой положительного отношения к письменной речи, умеет формулировать свои мысли.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная область,
вид деятельности
Формы реализации
Программы
Средства реализации
ООП
В о с п и т ы в ат ь
н а в ы к и
с о т р у д н и ч е с т в а
и
взаимодействия.
Создать
эм о ц и о н а л ь н о
положительный настрой.
Учитель-логопед:
Каждый
день
–
всегда, везде –
На занятиях, в игре
смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Сейчас мы будем делать подарки
друг
другу.
С ейчас
ка ж д ы й
изобразит
с
помощью
пантомимы
подарок и передаст своему соседу
справа и скажет приятное слово.
Художественно-
эстетическое
развитие,
социально-
коммуникативное
развитие.
Речевая и
социально-
коммуникативная
деятельность
Чтение
стихотворения
Художественное слово
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная область,
вид деятельности
Формы реализации
Программы
Средства реализации
ООП
Уточнить
правильную
артикуляцию
звуков
с
последующей
характеристикой
Р е б я т а
п о с м о т р и т е ,
ч е м
отличаются эти две буквы?
Что будем сегодня изучать, о чём
будем говорить?
Запишем и сформулируем тему как
« Буквы и звуки [с] – [з]».
Д а в а й т е
у т о ч н и м
к а к
и х
произносить?
Познавательное развитие
Коммуникативная
деятельность
Разговор
Картинки с буквами
Продолжать
ра з в и ват ь
фонематический слух
И г р а
р а с с к а ж и
о
з ву ке
( с
пневмотаблицей).
Учитель-логопед:
В чем же похожи эти звуки?
Зубы
в
улыбке
кончик
языка
за
нижними зубами.
И чем различаются?
З в у к
3
—
з в о н к и й ,
в
е г о
образовании
участвует
голо с,
голосовые связки вибрируют. Если
приложить ладонь к горлышку —
чувствуется вибрация.
Воздух
теплый.
Позвеним
как
комар. « З-З-З-З»
С
—
глухой
звук,
голос
не
участвует
в
образовании
звука,
голосовые
связки
не
вибрируют.
Воздух холодный. Ветер подул «С-
С-С-С»
Звуки похожие.
А если звуки похожи мы можем их
перепутать!
Тогда
нашего
занятия
ц е л ь :
научиться правильно произносить
слова с этими звуками, читать и
писать их.
Задание 1.
Игра “Угадай звук”
Задание 1.
Познавательное развитие,
речевое развитие
Коммуникативная
деятельность
Игра
«расскажи
о
звуке»
Уп р а ж н е н и я
н а
развитие
фонематического
Пневмотаблица
Разговорная речь
Учитель-логопед:
1: Какой одинаковый звук слышите
в
слогах
са,
со,
су,
сы?
(Дети
называют звук [c])
2.Какой одинаковый звук слышите
в
слогах
за,
зо,
зу,
зы?
(Дети
называют звук [з])
Задание 2.
1.Выделите
начальные
звуки
из
слов сани, зайка.
(Показать после произношения.)
Задание 3.
Игра
“Поймай
звук”.
Задание:
дети должны хлопнуть в ладоши,
если в названном слове слышится
з ву к
[ c ] ,
и
то п н у т ь ,
ко гд а
слышится звук [з],
“сова”,
“зонт”,
“лиса”,
“лес”,
“коза”,
“слон”,
“жук”,
“коса”,
“ёжик”, “нос”, “стакан”.
Задание 4.
Чем отличаются буквы С и З, когда
мы их пишем?
Как
вы
думаете,
на
что
похожа
буква 3? (Например, на зонтик) На
что похожа буква С? (Например,
на месяц).
Задание 5.
Назовите
начальные
звуки
в
словах.
Назовите
начальные
звуки
в
названиях картинок.
( у ч и т е л ь - л о г о п е д
т о л ь к о
Речевое развитие
Игровая,
двигательная,
коммуникативная
деятельность
слуха
Картинки
со
словами
на
буквы З и С
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
дифференцировать буквы в
письменной речи
предъявляет картинки.)
а)
Зубы,
сук,
сыр,
зонт,
сани,
самолет;
б) стакан, звонок, стул, змея;
Задание 6.
а. Я назову слова, со звуками «С и
З » ,
а
в ы
з а п и ш и т е
соответствующие буквы.
роса, гусак, возок, песок, поясок,
музыка,
осина,
красивый,
музей,
воздух,
резиновый,
поле зно,
веселый.
б.
я
покажу
картинку,
а
вы
запишите соответствующие буквы.
Не называя
коза,
роза,
лиса,
хвост,
береза,
косы, усы, гуси, хвост, свинья.
Задание 7.
Игра «Пишущая машинка»
Сейчас
мы
поиграем
в
игру
«Пишущая машинка»
Каждый из вас будет буквой.
По
хлопку
машинка
начинает
писать, то есть вы будете печатать,
первая
«буква»
слова
хлопает
в
ладоши, затем вторая и т. д. Когда
слово будет напечатано, все дети
хлопают в ладоши.
Газета,
иголка,
Маруся
(любые
с л о в а ,
в
с о о т в е т с т в и и
с
индивидуальными
особенностями
детей)
Художественно-
эстетическое,
речевое
р а з в и т и е ,
и г р о в а я
деятельность,
коммуникативная
деятельность
Художественно-
эстетическое,
речевое
р а з в и т и е ,
и г р о в а я
деятельность,
коммуникативная
деятельность
Уп р а ж н е н и я
н а
дифференциацию
букв
в
письменной
речи
Картинки
со
словами
на
буквы З и С, картинки со
словами,
начинающимися
на
разные
буквы,
ручки,
тетради
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
дифференцировать звуки в
слогах
Повысить
двигательную
активность
Задание 8. Игра «Эхо».
Повтори слоги:
Са — за, за — са, за — са — за, за
— за — са, са — за — са, со — со
— зо.
Са — за — са — за, са — за — за
— са, за — са — за — са.
Задание
9.
Чтение
слоговой
таблицы
аса-аза ста зва
осо-озо сто зво
уса-уза сту зву
иса-иза сты зве
осы-озы сте взя
Задание
10.
Про слушайте,
запомните, повторите: (интонация)
са-за—за! за-са--са ! са!-за-са-за
ся!-зя-зя зя-ся!-ся си-зи-си-зи!
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз,
два,
три,
четыре
–
Полетел
наш самолет
Задание 11.
Запишите слоги в две колонки, в
одну
слоги
со
звуком
«С»,
в
другую слоги со звуком «З».
ЗА ЗУ ЗЕ ЗЫ ЗО ЗЯ ЗИ ЗЮ
СО СЮ СЕ СЫ СУ СЯ СА СИ
Р е ч е в о е
р а з в и т и е ,
игровая
деятельно сть,
коммуникативная
деятельность
Физическое
развитие;
Двигательная,
игровая
деятельность
Уп р а ж н е н и я
н а
дифференциацию
звуков в слогах
Уп р а ж н е н и я
н а
Слоговая таблица
Физминутка (картотека
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
дифференцировать звуки в
словах
Задание 12.
Назови первый звук в словах:
Слава,
стакан,
забота,
скала,
золото, скатерть, звон, сыр, знание.
Задание 13.
Определи место звука « с и з» в
слове.
Спорт, оса, рис , маска.
Зуб, узы, таз, езда.
Задание 14.
Запишите слова в две колонки (в
одной слова со звуком с, в другой
з):
зонт, лоза, везла, звон.
сад, осы, лотос, маска.
Речевое развитие
Коммуникативная
деятельность
дифференциацию
звуков в словах
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная область,
вид деятельности
Формы реализации
Программы
Средства реализации
ООП
П о б у ж д а т ь
д е т е й
к
общению с взрослым,
ф о р м и р о в ат ь
у м е н и е
в ы с к а з ы в а т ь
с в о и
умозаключения.
Ребята,
какая
была
цель
нашего
занятия?
научиться правильно произносить
слова со звуками С и З, читать и
писать их.
Для
чего
нам
нужно
ум е т ь
правильно
произносить
звуки?
(чтобы
правильно
го во р и т ь ,
читать, писать)
- На каких уроках вам пригодятся
Познавательное развитие
Р е ч е в о е
р а з в и т и е ,
социально-
коммуникативное;
Игровая,
коммуникативная
деятельность
Разговор
Разговорная речь
сегодняшние знания и умения?
- Оцените каждый свою работу?
Что было труднее всего?
- Посчитайте полученные фишки.
Что увидели? Молодцы!