Напоминание

"Буквы и звуки З и С"


Автор: Дмитриева Ольга Лейбавна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ АГО
Населённый пункт: Свердловская область, поселок Арти
Наименование материала: Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда с учащимися общеобразовательной школы
Тема: "Буквы и звуки З и С"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация фронтальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности логопеда c учащимися 2

класса общеобразовательной школы по теме:

«Буквы и звуки З и С»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель: умение правильно произносить слова со звуками С и З, читать и писать их.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение выделять звуки на фоне слога;

Формировать умение определять наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец);

Формировать умение определять место звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука

произносится, перед каким звуком слышится в слове);

Формировать умение дифференцировать буквы в письменной речи;

Формировать умение дифференцировать звуки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;

Развивать фонематическое восприятие, мышление;

Уточнить

артикуляцию

и

звучание

звуков

с

опорой

на

зрительное,

слуховое,

тактильное

восприятие,

кинестетические ощущения

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;

Воспитывать умение работать самостоятельно;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в кабинете, картинки с буквами С и З,

пневмотаблица, картинки со словами на буквы З и С, картинки со словами, начинающимися на разные буквы

Планируемый результат:

знает правильную артикуляцию звуков З и С и их характеристику, различает звуки З и С на слух,

обладает установкой положительного отношения к письменной речи, умеет формулировать свои мысли.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации

Программы

Средства реализации

ООП

В о с п и т ы в ат ь

н а в ы к и

с о т р у д н и ч е с т в а

и

взаимодействия.

Создать

эм о ц и о н а л ь н о

положительный настрой.

Учитель-логопед:

Каждый

день

всегда, везде –

На занятиях, в игре

смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сейчас мы будем делать подарки

друг

другу.

С ейчас

ка ж д ы й

изобразит

с

помощью

пантомимы

подарок и передаст своему соседу

справа и скажет приятное слово.

Художественно-

эстетическое

развитие,

социально-

коммуникативное

развитие.

Речевая и

социально-

коммуникативная

деятельность

Чтение

стихотворения

Художественное слово

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации

Программы

Средства реализации

ООП

Уточнить

правильную

артикуляцию

звуков

с

последующей

характеристикой

Р е б я т а

п о с м о т р и т е ,

ч е м

отличаются эти две буквы?

Что будем сегодня изучать, о чём

будем говорить?

Запишем и сформулируем тему как

« Буквы и звуки [с] – [з]».

Д а в а й т е

у т о ч н и м

к а к

и х

произносить?

Познавательное развитие

Коммуникативная

деятельность

Разговор

Картинки с буквами

Продолжать

ра з в и ват ь

фонематический слух

И г р а

р а с с к а ж и

о

з ву ке

( с

пневмотаблицей).

Учитель-логопед:

В чем же похожи эти звуки?

Зубы

в

улыбке

кончик

языка

за

нижними зубами.

И чем различаются?

З в у к

3

з в о н к и й ,

в

е г о

образовании

участвует

голо с,

голосовые связки вибрируют. Если

приложить ладонь к горлышку —

чувствуется вибрация.

Воздух

теплый.

Позвеним

как

комар. « З-З-З-З»

С

глухой

звук,

голос

не

участвует

в

образовании

звука,

голосовые

связки

не

вибрируют.

Воздух холодный. Ветер подул «С-

С-С-С»

Звуки похожие.

А если звуки похожи мы можем их

перепутать!

Тогда

нашего

занятия

ц е л ь :

научиться правильно произносить

слова с этими звуками, читать и

писать их.

Задание 1.

Игра “Угадай звук”

Задание 1.

Познавательное развитие,

речевое развитие

Коммуникативная

деятельность

Игра

«расскажи

о

звуке»

Уп р а ж н е н и я

н а

развитие

фонематического

Пневмотаблица

Разговорная речь

Учитель-логопед:

1: Какой одинаковый звук слышите

в

слогах

са,

со,

су,

сы?

(Дети

называют звук [c])

2.Какой одинаковый звук слышите

в

слогах

за,

зо,

зу,

зы?

(Дети

называют звук [з])

Задание 2.

1.Выделите

начальные

звуки

из

слов сани, зайка.

(Показать после произношения.)

Задание 3.

Игра

“Поймай

звук”.

Задание:

дети должны хлопнуть в ладоши,

если в названном слове слышится

з ву к

[ c ] ,

и

то п н у т ь ,

ко гд а

слышится звук [з],

“сова”,

“зонт”,

“лиса”,

“лес”,

“коза”,

“слон”,

“жук”,

“коса”,

“ёжик”, “нос”, “стакан”.

Задание 4.

Чем отличаются буквы С и З, когда

мы их пишем?

Как

вы

думаете,

на

что

похожа

буква 3? (Например, на зонтик) На

что похожа буква С? (Например,

на месяц).

Задание 5.

Назовите

начальные

звуки

в

словах.

Назовите

начальные

звуки

в

названиях картинок.

( у ч и т е л ь - л о г о п е д

т о л ь к о

Речевое развитие

Игровая,

двигательная,

коммуникативная

деятельность

слуха

Картинки

со

словами

на

буквы З и С

Р а з в и в а т ь

у м е н и е

дифференцировать буквы в

письменной речи

предъявляет картинки.)

а)

Зубы,

сук,

сыр,

зонт,

сани,

самолет;

б) стакан, звонок, стул, змея;

Задание 6.

а. Я назову слова, со звуками «С и

З » ,

а

в ы

з а п и ш и т е

соответствующие буквы.

роса, гусак, возок, песок, поясок,

музыка,

осина,

красивый,

музей,

воздух,

резиновый,

поле зно,

веселый.

б.

я

покажу

картинку,

а

вы

запишите соответствующие буквы.

Не называя

коза,

роза,

лиса,

хвост,

береза,

косы, усы, гуси, хвост, свинья.

Задание 7.

Игра «Пишущая машинка»

Сейчас

мы

поиграем

в

игру

«Пишущая машинка»

Каждый из вас будет буквой.

По

хлопку

машинка

начинает

писать, то есть вы будете печатать,

первая

«буква»

слова

хлопает

в

ладоши, затем вторая и т. д. Когда

слово будет напечатано, все дети

хлопают в ладоши.

Газета,

иголка,

Маруся

(любые

с л о в а ,

в

с о о т в е т с т в и и

с

индивидуальными

особенностями

детей)

Художественно-

эстетическое,

речевое

р а з в и т и е ,

и г р о в а я

деятельность,

коммуникативная

деятельность

Художественно-

эстетическое,

речевое

р а з в и т и е ,

и г р о в а я

деятельность,

коммуникативная

деятельность

Уп р а ж н е н и я

н а

дифференциацию

букв

в

письменной

речи

Картинки

со

словами

на

буквы З и С, картинки со

словами,

начинающимися

на

разные

буквы,

ручки,

тетради

Р а з в и в а т ь

у м е н и е

дифференцировать звуки в

слогах

Повысить

двигательную

активность

Задание 8. Игра «Эхо».

Повтори слоги:

Са — за, за — са, за — са — за, за

— за — са, са — за — са, со — со

— зо.

Са — за — са — за, са — за — за

— са, за — са — за — са.

Задание

9.

Чтение

слоговой

таблицы

аса-аза ста зва

осо-озо сто зво

уса-уза сту зву

иса-иза сты зве

осы-озы сте взя

Задание

10.

Про слушайте,

запомните, повторите: (интонация)

са-за—за! за-са--са ! са!-за-са-за

ся!-зя-зя зя-ся!-ся си-зи-си-зи!

Физкультминутка

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз,

два,

три,

четыре

Полетел

наш самолет

Задание 11.

Запишите слоги в две колонки, в

одну

слоги

со

звуком

«С»,

в

другую слоги со звуком «З».

ЗА ЗУ ЗЕ ЗЫ ЗО ЗЯ ЗИ ЗЮ

СО СЮ СЕ СЫ СУ СЯ СА СИ

Р е ч е в о е

р а з в и т и е ,

игровая

деятельно сть,

коммуникативная

деятельность

Физическое

развитие;

Двигательная,

игровая

деятельность

Уп р а ж н е н и я

н а

дифференциацию

звуков в слогах

Уп р а ж н е н и я

н а

Слоговая таблица

Физминутка (картотека

Р а з в и в а т ь

у м е н и е

дифференцировать звуки в

словах

Задание 12.

Назови первый звук в словах:

Слава,

стакан,

забота,

скала,

золото, скатерть, звон, сыр, знание.

Задание 13.

Определи место звука « с и з» в

слове.

Спорт, оса, рис , маска.

Зуб, узы, таз, езда.

Задание 14.

Запишите слова в две колонки (в

одной слова со звуком с, в другой

з):

зонт, лоза, везла, звон.

сад, осы, лотос, маска.

Речевое развитие

Коммуникативная

деятельность

дифференциацию

звуков в словах

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации

Программы

Средства реализации

ООП

П о б у ж д а т ь

д е т е й

к

общению с взрослым,

ф о р м и р о в ат ь

у м е н и е

в ы с к а з ы в а т ь

с в о и

умозаключения.

Ребята,

какая

была

цель

нашего

занятия?

научиться правильно произносить

слова со звуками С и З, читать и

писать их.

Для

чего

нам

нужно

ум е т ь

правильно

произносить

звуки?

(чтобы

правильно

го во р и т ь ,

читать, писать)

- На каких уроках вам пригодятся

Познавательное развитие

Р е ч е в о е

р а з в и т и е ,

социально-

коммуникативное;

Игровая,

коммуникативная

деятельность

Разговор

Разговорная речь

сегодняшние знания и умения?

- Оцените каждый свою работу?

Что было труднее всего?

- Посчитайте полученные фишки.

Что увидели? Молодцы!



В раздел образования