Напоминание

Урок литературы в 5-м классе "Автор и герои "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"" в соответствии с ФГОС


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 5-м классе "Автор и герои "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"" в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет _______________Литература__________________________________ Класс ____5___________________________________

Автор УМК В.Я. Коровина

Тема урока

Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый

результат

Создание проекта

(продукт

практической

направленности).

Таблица к уроку

Предметные умения

- умение работать с текстом (воспринимать и

анализировать)

-составлять примерный опорный сигнал (таблицу

сравнительной характеристики персонажей)

-находить средства выразительности (эпитет)

- давать характеристики героям

-закрепить знания о художественном образе, эпитете.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Личное совершенствование через

ценностные

ориентиры

(нравственно-этическую

ориентацию).

Положительно

относиться

к

учению,

познавательной

деятельности

Регулятивные

Саморегуляция,

оценка.

Принимать и сохранять учебную

задачу.

Планировать

необходимые

действия, действовать по плану.

Познавательные

Решение

учебно-познавательных

проблем

через

формулирование

проблемы,

поиск

информации,

контроль

и

оценка

процесса

и

результатов деятельности

Коммуникативные

Совершенствование

навыков

работы

в

группе,

парах

(сотрудничество).

Строить

небольшие

монологические

высказывания,

осуществлять

совместную

деятельность.

Основные

понятия

Эпитет, художественный образ.

Организация

пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература и музыка

Индивидуальные

в

составе

группы

Презентация

Литература и живопись

Индивидуальные

в

составе

группы

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии,

формы

Формируемые УУД

1

Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент

Включение учащихся в

деятельность на личностно-

значимом уровне

Вступительное слово

учителя о настоящих

читателях

Учащиеся читают девиз урока: «Наблюдать,

слушать, думать, находить, доказывать,

запоминать»

Вопросно-

ответное

общение

2

Актуализация знаний и

фиксация затруднения в

деятельности

Повторение изученного

материала (понятие образа),

необходимого для «открытия

нового знания»

Акцентирует внимание

учащихся на отсутствии

темы урока (вместо записи

вопросительный знак)

Что нам предстоит

сделать?

А для этого нужны знания.

Проверим, какие мы

читатели.

Учащиеся приходят к выводу, что тему

нужно будет сформулировать самим в конце

урока.

Работа с тестом (узнавание сказок А.С.

Пушкина по иллюстративному фрагменту

через образы) в сопровождении музыки.

Другой вариант работы – тест, нацеленный на

узнавание сказок по фрагменту текста, но

тоже через восприятие образа.

Взаимопроверка, самооценивание.

Тест

(слайд 1-6)

Анализ объектов с

целью выделения

признаков, подведение

под понятие (П)

Саморегуляция в

ситуации затруднения

(Р)

3

Постановка проблемы,

учебной задачи

Обеспечение восприятия,

осмысление и закрепление

С каким жанром мы

продолжаем работать?

Работа с эпиграфом.

Предлагает закончить

Со сказкой

Учащиеся называют сказку и определяют

ключевое слово в этом отрывке («правда»)

Создание

проблемной

ситуации.

Целеполагание (П)

понятий «образ», «эпитет»

знакомые строки и назвать

произведение («Свет мой,

зеркальце, скажи!…)

Что же мы будем делать

сегодня на уроке?

Что для этого нужно

сделать?

Искать правду в сказке.

Внимательно читать, сравнивать, делать

выводы.

Работа со словарем, поиск определения,

фиксация в тетрадях. Или сами дают

определение понятию «правда», если это не

вызывает затруднений. Вспоминают, что

такое эпитет. Выписывают определение

понятия «образ».

Работа с

определением

Работа со

словарем.

Выражение своего

мнения, аргументация

своего мнения, учет

разных мнений (К)

Поиск, выделение

информации (П)

4

Открытие детьми нового

знания.

С кем мы будем

общаться в сказке? Кто

нам может рассказать

правду о пушкинской

сказке?

Правильно, но не

забывайте, что мы имеем

дело с литературной

сказкой. Можем ли мы

сразу сказать, что перед

нами обыкновенная

волшебная сказка?

Вспомните, что отличает

волшебную сказку, и,

используя свои знания,

докажите или

опровергните мое

утверждение: «Сказка о

мертвой царевне и семи

богатырях» - волшебная

С главными и второстепенными героями, с

автором.

Нет, ее нужно сравнить другими волшебными

сказками.

Составление небольшого монологического

высказывания с использованием знаний по

теме «Волшебная сказка». Учащиеся

рассуждают о необычной концовке

пушкинской сказки, так как нет поцелуя, нет

заклятия. Елисей разбивает хрустальный гроб,

царевна оживает. Есть волшебный предмет –

зеркальце, но не помогает и не мешает

Беседа

Проблемное

объяснение

Ответ

учащихся

Аргументация своего

мнения и позиции в

коммуникации, учет

разных мнений (К)

сказка.

царице.

Есть ситуация выбора у царевны (эпизод с

отравленным яблоком), особые числа (три

раза обращается Елисей к силам природы,

семь богатырей…)

Вывод: сказка необычная.

5

Первичное закрепление во

внешней речи.

Учитель направляет и

координирует работу в

группах.

Вы будете объективны и

бесстрастны, как

волшебное зеркальце в

сказке.

Работа в группах по заданному плану.

Группа 1-2. Сопоставительная характеристика

царицы и царевны.

- описание внешности;

-черты характера;

-отношение к окружающим и отношение

окружающих к героине;

- выбрать колорит для портрета героини или

музыкальные инструменты (учащиеся в роли

художника, композитора)

- найти эпитеты, характеризующие героинь;

- выяснить, какой из образов какому

противопоставлен.

Группа 3-4. Герои сказки глазами автора.

- отношение автора к царевне и царице (через

ключевые сцены);

- положительные и отрицательные герои;

- автор о королевиче Елисее, о царе;

- зачем нужен образ чернавки, можно ли

считать этот персонаж отрицательным?

(в ходе работы учащиеся используют сюжет

и средства выразительности (эпитет)

Выполняют

задания в

группах

(работа в

группе 3-4

рассчитана на

сильных

учащихся)

Аргументация

собственного

мнения

Анализ образа с целью

составления целого из

частей (П)

Выражение своих

мыслей с полностью и

точностью;

формулирование и

аргументация своего

мнения; учет разных

мнений (К)

Контроль, коррекция,

оценка (Р)

Заслушивание выводов,

комментарий учителя.

Учащиеся рассказывают о своих выводах,

опираясь на текст, средства выразительности.

6

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Что вам помогло

справиться с заданием?

Все ли получилось? Над

чем нужно поработать?

Чему научились?

Учитель.

Проверим, внимательными

ли и чуткими мы были

читателями.

.

Говорят о сложностях, удачах.

1.Учащиеся работают в парах, выбирая

эпитеты, характеризующие царевну и царицу

(Слайд 7)

Завистливая, добрая, нежная, капризная,

преданная, милосердная, злая, уважительная.

2.Подбирают слова, характеризующие

отношение доброе, правдивое, равнодушное,

безучастное, объективное,

бесстрастное…автора к героям (Слайд 8)

3. Определяют, образы каких героев автор

считал положительными, а каких –

отрицательными.

Работа с

информацией

по парам

Самооценка;

адекватное понимание

причин успеха или

неуспеха в УД (Л)

Выражение своих

мыслей полно и точно;

Формулирование и

аргументация своего

мнения: учет разных

мнений (К)

7

Включение в систему знаний

и повторение.

Сказка – ложь, да в ней

намек…

Какие уроки мы извлекли?

Кем были на уроке?

На нашем уроке мы были

Учащиеся заканчивают фразу.

Сказка Пушкина очень необычна, не совсем

похожа на волшебную сказку, но она тоже

учит быть добрыми, честными,

милосердными…

Мы видим отношение автора к героям, он

честен.

Внимательными и чуткими читателями

Вопросно-

ответное

общение

Анализируют

работу на

уроке через

самооценку

Контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности (П)

Следование в

поведении моральным

нормам и этическим

требованиям (Л)

бесстрастны, как

волшебное зеркальце, и,

как и А.С. Пушкин, были

честны, говоря о героях.

Сформулируйте тему

урока.

Возможные варианты:

1.Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и

семи богатырях»

2.Правда о сказке А.С. Пушкина

3.Герои сказки глазами автора

Учитель

записывает

тему,

выбранную

учащимися

8

Рефлексия. (Э, Д, Р)

Домашнее задание

Оцените свою работу на

уроке

Выполнили ли мы

поставленную задачу?

Домашнее задание по

выбору:

1.

Выучить

понравившийся

фрагмент сказки

2.

Нарисовать рисунок

Учащиеся выбирают:

1.

На уроке я работал достаточно …..

активно/неактивно

2.

Своей работой на уроке …..

доволен/недоволен

3.

На уроке я устал/не устал

4.

Мое настроение стало лучше/хуже

- Да

Самооценка

своей работы

Оценивание

классом своей

работы

Запись

домашнего

задания (по

выбору) в

тетрадь

(создать коллаж), в

котором

присутствует образ

автора и герои

«Сказки о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

3.

Найти пословицы,

отражающие

качества

полюбившегося

героя сказки.



В раздел образования