Автор: Тятюшкина Александра Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сош №31 имени А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Проценты" (с использованиемвеб-камеры)
Раздел: полное образование
Урок по математике в 5 классе
с использованием документ камеры.
Тема: «Проценты».
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с понятием “процент”; научить записывать в процентах
десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; научить учащихся находить 1% от
числа; совершенствовать вычислительные навыки.
2.Развивать умение осмысленного быстрого чтения информации, её группировки по заданному
основанию; формировать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.
3. Воспитывать способность к взаимопониманию, навыки сотрудничества и коммуникативные
умения при работе в группах.
Основная идея урока: обучать не конкретным знаниям, а способам их добывания.
Оборудование: компьютер, документ-камера, материал про проценты из различных средств
информации, тексты, карточки, оценочная шкала.
Способы реализации поставленных задач: организация самостоятельной деятельности
учащихся, работа в парах, в группах, осуществление обратной связи (контроль, самоконтроль и
самооценка).
Ход урока
I этап: Организационный момент
Начинаем устный счёт.
Он ум в порядок приведёт.
На уроке пригодится.
Просьба к классу – не лениться,
Дружно руки поднимать,
На вопросы отвечать. (задания из пособия для учителя)
II этап: Определение темы и постановка целей урока
Фронтальный опрос: мотивация на тему урока.
№1. 300; 800; 1500; 15; 31,4; 180,57.
Найдите одну сотую часть от каждого числа. Как это сделать?
№2. Проведём перекличку дробей-двойников. Для десятичной дроби назовите соответствующую
обыкновенную дробь и наоборот.
0,5 - …(1/2); 1/4 - …(0,25); 0,125 – … (1/8); 1/5 – …(0,2); 0,75 - …(3/4)
№3. Некоторые дроби в повседневной жизни получили особые названия.
Какие? (1/2 - … (половина);1/3 - … (треть); 1/4 - … (четверть); 1/100 - … ???) (выносится на
“Доску вопросов”, на которую будут помещаться все вопросы, возникающие по ходу урока)
Учитель: В течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
№4. (Используется документ-камера)
Прочитайте информацию (вырезка из газеты “Аргументы и факты” демонстрируется через
документ-камеру).
Текст: “75% всех игрушек в мире производится в КНР”.
Вариант 1: Дети прочитали знак “%”.
Вопрос: Где ещё вы видели этот значок-символ или слышали слово
“процент”? (Через документ-камеру учитель демонстрирует
примеры – этикетки, рекламные вырезки, упаковки и т.п.).
Вариант 2: Дети не прочитали знак “%” (он выносится на “Доску вопросов”).
Учитель: Что это такое? Вам предстоит сегодня это узнать.
В современном мире важно уметь читать и понимать информацию из любых источников.
Поэтому сегодня на уроке мы будем изучать …
Учащиеся сами формулируют и записывают в свои тетради тему “Проценты”.
III этап: Изучение нового материала
Учитель: Какое слово спряталось в слове “процент”? (Цент).
Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает “со ста”,
“на сто”.
Учащиеся записывают в тетради определение:
Процент – это сотая часть целого.
1% = 1/100 = 0,01
№1. Прочитайте: 3%, 9%, 121%, 3,8%. (Задание демонстрируется через документ-камеру)
Учитель: Если появилось новое слово (термин), то про него обычно узнают (появляются
вопросы на “Доске вопросов”)
1. История слова?
2. Как появился символ “%”?
3. Где применяется?
4. Как решать задачи ?
Как только в течении урока ответ на вопрос найден, он снимается.
Учитель: А где вы можете найти ответы на поставленные вопросы?
Ученики: В учебнике, у учителя, спросить у родителей, в интернете, …
Учитель: В школьной библиотеке есть книга “За страницами учебника математики”, авторы –
И.Я.Депман и Н.Я.Виленкин. Из неё я выбрала информацию о процентах. На каждом столе
лежит текст. Сейчас вы поработаете с текстом в парах. А затем объединитесь в группы. Давайте
разделимся на 3 группы:
I ряд: “Историки”.
II ряд: “Детективы”.
III ряд: “Практики”.
У каждой группы своё задание. Приступайте к его выполнению. Самостоятельная работа по
парам с текстом “Проценты”
Каждая пара получает свой текст с заданием. Выполнив задание, пары объединяются в группы
по рядам. После обсуждения каждая группа представляет свой “продукт”.
I ряд: “Историки”.
II ряд: “Детективы”.
III ряд: “Практики”.
Презентация продукта (выступление групп с помощью документ-камеры)
Учитель: Ребята! Посмотрите на “Доску вопросов”. Может мы уже ответили на некоторые из
них? (Убираются первые вопросы)
Вопрос: Как решать задачи с процентами?
Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.
№1561 (учебник Н.Я. Виленкина ). Вывод алгоритма. Запись в тетрадях:
№1563(учебник). Вывод. Запись в тетрадях:
IY этап: Самоконтроль
Задание с самопроверкой: Заполни таблицу.
Обыкновенная дробь 1/10; 1/2
;
Десятичная дробь 0,25; 0,75;
Проценты 1%; 20%; 100%;
Проверка осуществляется с помощью документ-камеры.
Алгоритм решения задач на нахождение 1% от числа.
Как найти 1% от числа?
Через документ-камеру демонстрируется фрагмент упаковки кефира.
Задача 1
На упаковке кефира есть знакомая нам уже запись 1%.
Что означает эта запись? (Массовая доля жира в граммах)
Сколько жира (в граммах) содержится в пачке кефира, если его масса 500 г.
Ответ: 5 г.
Решение:
1 способ: Если речь идет о проценте от данного числа, то всё это число принимается за 100 %.
Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100.2 способ: Ранее мы сделали вывод,
что деление числа на 100 можно заменить умножением на
0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от числа, нужно умножить его на 0,01.
Вспомните первый номер устного счета. Как иначе можно сформулировать задание к
нему? (Найдите 1% от числа).
Задача 2
Учитель: Ребята! Очень важно научиться ориентироваться в процентных данных из
окружающего
мира. Это в далёком прошлом с процентами были связаны только денежные расчёты. Сегодня
проценты встречаются повсюду.
Задание: объясни смысл процентов в каждом случае.
(Примеры демонстрируются с помощью документ-камеры).
1. Этикетка “Кухонные помощники”, 100% хлопок.
2. Этикетка “Костюм “Тройка”, 40% - шерсть, 40% - вискоза, 20% - полиэстер”.
3. Молоко “Домик в деревне”, 3,5%; сметана 20%.
4. Дисконтная карта, 5% скидка.
5. Текст из газеты “Аргументы и факты”.
6. Реклама йогурта “Актимель”.
7. Опрос на сайте “Комсомольской правды”.
Y этап: Домашнее задание
1. Подготовить примеры из жизни представления информации с помощью процентов.
2. Учебник: стр.236-237, №1598, 1599, 1565, 1595 (повторение).
YI этап: Итог урока. Рефлексия по “процентной шкале оценок”
Учитель: Урок заканчивается. Подводя итог урока, давайте посмотрим, на все ли вопросы мы
нашли сегодня ответы?
Вопросы: “Где новый термин применяется в жизни?” и “Как решать задачи с новым понятием?”
ещё не закрыты. Этим мы и займёмся на следующих уроках.
Объявление оценок тем, кто активно работал на уроке.
Рефлексия по “процентной шкале оценок”.
Учащиеся оценивают по “процентной шкале оценок” насколько они усвоили материал
сегодняшнего урока.
20%
40%
60%
80%
100%