Напоминание

"Проценты" (с использованиемвеб-камеры)


Автор: Тятюшкина Александра Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сош №31 имени А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Проценты" (с использованиемвеб-камеры)
Раздел: полное образование





Назад




Урок по математике в 5 классе

с использованием документ камеры.

Тема: «Проценты».

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с понятием “процент”; научить записывать в процентах

десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; научить учащихся находить 1% от

числа; совершенствовать вычислительные навыки.

2.Развивать умение осмысленного быстрого чтения информации, её группировки по заданному

основанию; формировать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.

3. Воспитывать способность к взаимопониманию, навыки сотрудничества и коммуникативные

умения при работе в группах.

Основная идея урока: обучать не конкретным знаниям, а способам их добывания.

Оборудование: компьютер, документ-камера, материал про проценты из различных средств

информации, тексты, карточки, оценочная шкала.

Способы реализации поставленных задач: организация самостоятельной деятельности

учащихся, работа в парах, в группах, осуществление обратной связи (контроль, самоконтроль и

самооценка).

Ход урока

I этап: Организационный момент

Начинаем устный счёт.

Он ум в порядок приведёт.

На уроке пригодится.

Просьба к классу – не лениться,

Дружно руки поднимать,

На вопросы отвечать. (задания из пособия для учителя)

II этап: Определение темы и постановка целей урока

Фронтальный опрос: мотивация на тему урока.

№1. 300; 800; 1500; 15; 31,4; 180,57.

Найдите одну сотую часть от каждого числа. Как это сделать?

№2. Проведём перекличку дробей-двойников. Для десятичной дроби назовите соответствующую

обыкновенную дробь и наоборот.

0,5 - …(1/2); 1/4 - …(0,25); 0,125 – … (1/8); 1/5 – …(0,2); 0,75 - …(3/4)

№3. Некоторые дроби в повседневной жизни получили особые названия.

Какие? (1/2 - … (половина);1/3 - … (треть); 1/4 - … (четверть); 1/100 - … ???) (выносится на

“Доску вопросов”, на которую будут помещаться все вопросы, возникающие по ходу урока)

Учитель: В течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

№4. (Используется документ-камера)

Прочитайте информацию (вырезка из газеты “Аргументы и факты” демонстрируется через

документ-камеру).

Текст: “75% всех игрушек в мире производится в КНР”.

Вариант 1: Дети прочитали знак “%”.

Вопрос: Где ещё вы видели этот значок-символ или слышали слово

“процент”? (Через документ-камеру учитель демонстрирует

примеры – этикетки, рекламные вырезки, упаковки и т.п.).

Вариант 2: Дети не прочитали знак “%” (он выносится на “Доску вопросов”).

Учитель: Что это такое? Вам предстоит сегодня это узнать.

В современном мире важно уметь читать и понимать информацию из любых источников.

Поэтому сегодня на уроке мы будем изучать …

Учащиеся сами формулируют и записывают в свои тетради тему “Проценты”.

III этап: Изучение нового материала

Учитель: Какое слово спряталось в слове “процент”? (Цент).

Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает “со ста”,

“на сто”.

Учащиеся записывают в тетради определение:

Процент – это сотая часть целого.

1% = 1/100 = 0,01

№1. Прочитайте: 3%, 9%, 121%, 3,8%. (Задание демонстрируется через документ-камеру)

Учитель: Если появилось новое слово (термин), то про него обычно узнают (появляются

вопросы на “Доске вопросов”)

1. История слова?

2. Как появился символ “%”?

3. Где применяется?

4. Как решать задачи ?

Как только в течении урока ответ на вопрос найден, он снимается.

Учитель: А где вы можете найти ответы на поставленные вопросы?

Ученики: В учебнике, у учителя, спросить у родителей, в интернете, …

Учитель: В школьной библиотеке есть книга “За страницами учебника математики”, авторы –

И.Я.Депман и Н.Я.Виленкин. Из неё я выбрала информацию о процентах. На каждом столе

лежит текст. Сейчас вы поработаете с текстом в парах. А затем объединитесь в группы. Давайте

разделимся на 3 группы:

I ряд: “Историки”.

II ряд: “Детективы”.

III ряд: “Практики”.

У каждой группы своё задание. Приступайте к его выполнению. Самостоятельная работа по

парам с текстом “Проценты”

Каждая пара получает свой текст с заданием. Выполнив задание, пары объединяются в группы

по рядам. После обсуждения каждая группа представляет свой “продукт”.

I ряд: “Историки”.

II ряд: “Детективы”.

III ряд: “Практики”.

Презентация продукта (выступление групп с помощью документ-камеры)

Учитель: Ребята! Посмотрите на “Доску вопросов”. Может мы уже ответили на некоторые из

них? (Убираются первые вопросы)

Вопрос: Как решать задачи с процентами?

Решение заданий из учебника. Составление алгоритмов.

№1561 (учебник Н.Я. Виленкина ). Вывод алгоритма. Запись в тетрадях:

№1563(учебник). Вывод. Запись в тетрадях:

IY этап: Самоконтроль

Задание с самопроверкой: Заполни таблицу.

Обыкновенная дробь 1/10; 1/2

;

Десятичная дробь 0,25; 0,75;

Проценты 1%; 20%; 100%;

Проверка осуществляется с помощью документ-камеры.

Алгоритм решения задач на нахождение 1% от числа.

Как найти 1% от числа?

Через документ-камеру демонстрируется фрагмент упаковки кефира.

Задача 1

На упаковке кефира есть знакомая нам уже запись 1%.

Что означает эта запись? (Массовая доля жира в граммах)

Сколько жира (в граммах) содержится в пачке кефира, если его масса 500 г.

Ответ: 5 г.

Решение:

1 способ: Если речь идет о проценте от данного числа, то всё это число принимается за 100 %.

Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100.2 способ: Ранее мы сделали вывод,

что деление числа на 100 можно заменить умножением на

0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от числа, нужно умножить его на 0,01.

Вспомните первый номер устного счета. Как иначе можно сформулировать задание к

нему? (Найдите 1% от числа).

Задача 2

Учитель: Ребята! Очень важно научиться ориентироваться в процентных данных из

окружающего

мира. Это в далёком прошлом с процентами были связаны только денежные расчёты. Сегодня

проценты встречаются повсюду.

Задание: объясни смысл процентов в каждом случае.

(Примеры демонстрируются с помощью документ-камеры).

1. Этикетка “Кухонные помощники”, 100% хлопок.

2. Этикетка “Костюм “Тройка”, 40% - шерсть, 40% - вискоза, 20% - полиэстер”.

3. Молоко “Домик в деревне”, 3,5%; сметана 20%.

4. Дисконтная карта, 5% скидка.

5. Текст из газеты “Аргументы и факты”.

6. Реклама йогурта “Актимель”.

7. Опрос на сайте “Комсомольской правды”.

Y этап: Домашнее задание

1. Подготовить примеры из жизни представления информации с помощью процентов.

2. Учебник: стр.236-237, №1598, 1599, 1565, 1595 (повторение).

YI этап: Итог урока. Рефлексия по “процентной шкале оценок”

Учитель: Урок заканчивается. Подводя итог урока, давайте посмотрим, на все ли вопросы мы

нашли сегодня ответы?

Вопросы: “Где новый термин применяется в жизни?” и “Как решать задачи с новым понятием?”

ещё не закрыты. Этим мы и займёмся на следующих уроках.

Объявление оценок тем, кто активно работал на уроке.

Рефлексия по “процентной шкале оценок”.

Учащиеся оценивают по “процентной шкале оценок” насколько они усвоили материал

сегодняшнего урока.

20%

40%

60%

80%

100%



В раздел образования