Автор: Серова Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: г.Химки ,Московская обл.
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи
Тема: Знакомство с художественной литературой В.Осеева "Синие листья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема
«Знакомство с художественной литературой В. Осеева «Синие листья»
Старшая группа.
Воспитатель: Серова Н.В.
Цель: развивать социальную активность, коммуникабельность.
Задачи:
1. Формировать у детей понятия «друг», «дружба».
2. Умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых.
3. Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками,
взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре.
4.Уметь оценивать поступки героев.
5. Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и
культуры.
Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате, дети рассаживаются на ковре.
Воспитатель: Случалось ли вам приходить на помощь другу?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Ответы детей.
Воспитатель: Что друзья могут делать вместе
Ответы детей.?
Воспитатель: У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова
похожие на него.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у меня есть очень интересная книга. Написала ее Валентина
Осеева. Здесь много рассказов . Она писала про тех кто умеет дружить и про тех кто
не умеет. Послушайте внимательно один из них. Называется он «Синие листочки».
Дети: внимательно прислушиваются к воспитателю и садятся на стульчики.
Воспитатель: У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери.
Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо
да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла.
Показ 1 иллюстрации.
Воспитатель: Посмотрите ребята на эту иллюстрацию кого вы здесь видите?
В каком настроении девочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Что они чувствуют ?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему у них такое настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Как бы вы поступили?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете ребята смогут ли девочки найти выход из
сложившейся ситуации ? Что им для этого нужно сделать? С чего нужно начать ?
Какие будут их действия ? Я знаю что вы ребята, умеете дружить.
Давайте подумаем как все-таки нужно было поступить Кате.
Ответы детей.
Показ 2 иллюстрации.
Воспитатель: Хорошо, ребята. Я вам прочитаю рассказ до конца.
«Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена.
А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Воспитатель: Так и закончилась эта история .
Ребята смогли девочки найти выход из сложившейся ситуации?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Что помогло вам решить проблему?
Дети: Проблему помогла решить дружба, щедрость к другу
Воспитатель: У вас были такие ситуации,? Вы всегда делитесь со своими
друзьями игрушками, вещами?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Друзья должны помогать друг, другу и не
жадничать!
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек
дружбы», который я передам Мирославе. Она обмотает два раза свободный конец
нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, например Мише,
сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок,
обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому
ребенку и т .д.Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не
порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и
стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала
крепче.
Итог: Воспитатель: Сегодня мы узнали правила дружбы: всегда делитесь с
другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссориться
с друзьями, стараться играть дружно. Уметь уступать. Вот такие простые правила. И
если вы не будете их нарушать, то у вас будет много добрых и верных друзей. Да,
ребята? (Дети: Да, конечно.)