Напоминание

История мировой культуры


Автор: Яликова Виктория Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО СПбГУПТД Инженерная школа одежды (колледж)
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Словарь терминов для обучающихся по специальности 54.02.04 «Реставрация»
Тема: История мировой культуры
Раздел: высшее образование





Назад




Словарь терминов

по дисциплине «История мировой культуры»

для обучающихся по специальности

54.02.04 «Реставрация»

Составил преподаватель:

В.В.Яликова

________________

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

«Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Протокол №____ от __ ___________ 2016г.

Председатель комиссии:

________________ Л.Н.Ткаченко

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ……………………………………………………….

3

2 АРХИТЕКТУРА …………………………………………………………...

8

3 СКУЛЬПТУРА ……………………………………………………………..

16

4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО ………………………………………………………………...

19

5 МУЗЫКА, ТЕАТР ………………………………………………………… 22

6 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….…………...

28

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2

Абстракционизм

художественное

направление

в

изобразительном

ис ку с с т ве XX

века,

основанное

на

предельном

абстрагировании

изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации

композиции.

Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментального

поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений,

школ и творчестве отдельных художников, главным образом XX века.

Академизм – художественное направление, основанное на следовании

канонам,

классиче ским

образцам,

признанных

идеальными

и

непревзойденными,

ориентировано

на

закрепление

великих

достижений

мастеров античности, итальянского Возрождения.

А м п и р

художественный

стиль,

ориентированный

на

римскую

античность. В искусстве ампира копировались как образцы римского декора,

так и предметы искусства Древнего Египта.

Антропогенез

процесс

возникновения

и

развития

человека

как

общественного существа.

Барокко

художественный

стиль,

отличающийся

пышностью,

богатством, причудливостью деталей; появился в Италии в XVI в., затем во

Франции и других европейских странах, был распространён до середины

XVII в.

Возрождение – эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского

искусства XV – XVI вв. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается

в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли

отдельной

творческой

личности.

С

Возрождения

начинается

история

профессионального художественного творчества.

Гуманизм (от лат. человеческий, человечный) – признание ценности

человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага

человека как критерия оценки общественных отношений.

Декадентство

(от

фр.

упадок)

общее

наименование

кризисных

явлений

европейской

культуры

второй

половины XIX

начала XX века,

3

отмеченных

настроением

безнадежности,

неприятия

жизни,

тенденциями

индивидуализма.

Постоянными

темами

декадентства

являются

мотивы

небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских

идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни.

Жанр

исторически

сложившиеся

внутренние

подразделения

в

большинстве видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры

определяются

прежде

всего

по

предмету

изображения:

пейзаж,

портрет,

бытовой

жанр,

исторический

жанр

и

др.,

в

литературе

поэма,

роман,

рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные,

характерные только для него, средства художественной выразительности. Это

единство специфических свойств его формы и содержания.

Жрец

в

древних

религиях

служитель

божества,

совершающий

жертвоприношения и другие обряды.

Золотое сечение – название наиболее гармоничных пропорций, при

которых

устанавливаются

равные

отношения

частей

какой-либо

формы

между собой, так же и каждой отдельной части с целым.

Искусство

творческая

деятельность

человека

по

художественному

освоению мира. Характерными чертами являются: субъективное восприятие

действительности,

преимущественно

чувственное

восприятие,

образность,

творческий характер.

Иероглифы

рисуночное

символическое

письмо,

важнейшая

составляющая часть культуры Древнего Египта.

Импрессионизм

(фр.

впечатление)

направление

в

искусстве

последней

трети XIX

начала XX

века.

Стремится

к

воспроизведению

личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от

действительности.

Калокогатия

- гармоничное

сочетание

физических

(внешних)

и

нравственных

(душевных,

внутренних)

достоинств,

совершенство

человеческой личности как идеал воспитания человека.

4

Каменный век – древнейший период в развитии человечества, когда

орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости.

Канон – правило, непреложное положение какого-нибудь направления,

учения.

Классицизм – художественный стиль, опирающийся на формы высшего

этапа развития античного искусства, отличающийся стремлением к ясности

пропорций, гармонии форм. Появился в искусстве Франции в XVII в., в

большинстве европейских стран в XVIII – XIX вв.

Клинопись

первый

из

известных

вариант

письменности,

одно

из

главных

достижений

шумеров.

В

основе

своей

носит

идеографический

характер,

т.

е.

передает

смысл

слова,

а

не

его

звучание.

Состоящие

из

черточек знаки наносились острыми палочками на маленькие пластинки из

сырой глины.

Ку б и з м

модернистское

течение

в

изобразительном

искусстве.

Предметный

мир

изображался

в

виде

комбинаций

правильных

геометрических объемов (куба, цилиндра, шара, конуса). Кубизм выделялся

тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым формам, элементарным

мотивам.

Культура

это

все

что

создано

человеком,

будь

то

материальные

предметы,

внешнее

поведение,

символическое

поведение

или

социальная

организация.

Модерн – новое направление в искусстве конца XIX – начала XX вв.,

противопоставляющее себя нетворческому воспроизведению стилей.

Мумификация – бальзамирование трупа человека или животного.

Натурализм – направление сложившееся в последней трети XIX века в

Европе

и

США

и

стремившееся

к

объективно-точному

и

бесстрастному

воспроизведению наблюдаемой реальности.

Неоклассицизм – направление в искусстве конца XIX в., возрождающее

классические традиции в противовес модернизму и эклектике.

5

Неореализм – направление в итальянском кино и литературе 40-50-х гг.

XX века, возникшее на волне антифашистского сопротивления, борьбы за

демократическое национальное искусство. Нацелен на показ естественной

жизни.

Пиктография – пишу, рисую знаками. Рисуночное письмо.

Полистилистика

соединение

в

одном

произведении

элементов

различных стилей.

Поп-арт – одно из течений в искусстве модернизма. Представители поп-

арта

используют

в

своих

композициях

реальные

бытовые

предметы

(консервные

банки,

старые

вещи,

части

машин

и

т.д.),

возводя

в

ранг

искусства случайное их сочетание.

Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца XIX –

начала XX вв. Художники этого направления отказывались изображать только

зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как

импрессионисты),

а

стремились

изображать

ее

основные,

закономерные

элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния

жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

Примитивизм

следование

нормам

искусства

«примитивов»

(первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно-

отсталых народов).

Проторенессанс – период итальянского искусства XIII – начало XIV вв.,

ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением

к античной традиции.

Реализм – правдивое художественное отображение действительности,

следование в творчестве художника «логике», законам жизни.

Романский

стиль

стиль

архитектуры

и

искусства

раннего

средневековья, для которого характерна массивность, строгость и отсутствие

излишеств, а также суровость внешнего облика.

Романтизм

идейное

и

художественное

движение

в

европейской

культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными

6

устремлениями, культивированием идеалов отрицанием прозы и серости,

трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.

Рококо

в

переводе

с

французского

узор

из

камней

и

раковин,

художественный стиль сформировавшийся во Франции во второй половине

XVIII

века,

отразивший

вкусы

аристократии.

Характерные

черты

изящность, декоративность, тяготение к композиционной асимметрии.

Символизм

направление

в

искусстве

конца XIX

начала XX вв.,

проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые

высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой

ассоциативности.

Синкретизм – нерасчлененность, смешение разнородных элементов. В

первобытном искусстве – нерасчлененность основных форм художественного

творчества,

которые

тесно

связаны

со

всей

многообразной

жизнью

коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами, воспроизводящими

жизнь, деяния тотемических и мифологических животных.

Стиль – система принципов, правил, художественных форм.

Супрематизм – направление в абстрактной живописи, заключающееся в

сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг,

треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм.

Сюрреализм (фр.

сверхреализм)

направление

в

искусстве,

призывавшее к творчеству вне контроля разума. Художник должен опираться

на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, с

помощью

линий,

плоскостей,

формы

и

цвета

он

должен

стремиться

проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного.

Тотемизм – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную

родственную связь между определенным видом животного (реже растения) –

тотемом и родовой группой.

Футуризм

авангардистское

течение,

характеризуется

отрицанием

традиций

в

культуре,

устремленностью

в

будущее,

в

котором

будут

преобладать «техника», «скорости», «сила».

7

Эклектика – соединение в одной композиции элементов различных

стилей: классицизма, барокко, древнерусского и т.д.

Экспрессионизм – направление в европейском искусстве 10-х - 20-х

г о д о в XX

века,

провозгласившее

не

изображение

современной

действительности, «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма: отказ

от гармонической ясности форм, яростная экспрессия, деформация картины

действительности в произведениях искусства.

Элитарное

искусство

искусство,

ориентированное

на

небольшую

группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, силу

которой они должны оценивать как лучшая часть общества, его элита.

Язычество – феномен духовной культуры древних народов, в основе

которой лежит вера во многих богов.

2 АРХИТЕКТУРА

Акведук

мостовое сооружение с каналом (или трубопроводом) для

подачи воды через овраг, реку и т. п.

Акрополь – верхний город, его укрепленная часть на возвышенности. В

древних Афинах на Акрополе находились городские святыни и храмы, во

время войны служил убежищем от врагов.

Айван

в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с

трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны.

Алтарь – священная часть храма.

Амфитеатр – древнегреческий театр, в котором места для зрителей

располагались полукругом, ступенями, постепенно повышаясь от центра.

Ансамбль

взаимная

согласованность,

единство

самостоятельных

частей.

В

архитектуре

совокупность

зданий,

образующих

единую

архитектурную композицию.

Антаблемент – верхняя горизонтальная часть здания, поддерживаемая

колоннами.

8

Античность – совокупность проявлений культуры древних греков и

римлян.

Анфилада – ряд примыкающих друг к другу помещений, двери которых

расположены на одной оси.

Апсида

полукруглый,

иногда

многоугольный

выступ

здания,

перекрытый полукуполом или полусводом (в христианских храмах алтарный

выступ).

Арматура

изображение

военного

снаряжения,

декоративное

украшение.

Атлант – вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая

антаблемент;

в

древнегреческой

мифологии

титан,

осуждённый

вечно

держать небесный свод в наказание за участие в сражении титанов против

богов.

Атриум

центральная часть древнеримского, представлявшая собой

внутренний

световой

двор,

откуда

имелись

выходы

во

все

остальные

помещения.

Аттик

расположенная

над

карнизом

верхняя

часть

стены

или

венчающая часть колоннады портика, лоджии.

База – нижняя опорная часть колоннады, столба, пилястры.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое продольными

рядами колонн на несколько частей – нефов.

Балюстрада – ограждение балконов, лестниц, крыш, галерей, состоящее

из ряда балясин – фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания,

служащая основанием для купола.

Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью

фона менее чем на половину своего объёма.

Бастион

укрепление

пятиугольной

формы

с

бойницами

для

наблюдения и стрельбы.

9

Бельведер

лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая

обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки бельведером

может называться надстройка над зданием, вышка.

Виадук – мост через глубокий овраг, ущелье.

Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали.

Гипостильный зал - в архитектуре Древнего Востока большой зал

храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Горельеф - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью

фона более чем на половину своего объёма.

Готика,

готический

стиль

художественный

стиль XII

– XV

вв.,

названный по имени германских племён – готов. В архитектуре готики –

лёгкие, устремлённые ввысь конструкции, цветные витражи.

Грот – пещера, иногда искусственная; павильон.

Дольмены – первобытные сооружения, представляющие собой четыре

вертикальных каменных блока, перекрытых широкой каменной плитой (как

крышей). Служили для связи души умершего предка с миром «живых».

Доминанта – главный, основной признак, преобладающий элемент.

Донжон

главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке,

находившаяся

в

самом

недоступном

месте

и

служившая

убежищем

при

нападении врага.

Дорический

ордер

первый

античный

архитектурный

ордер,

отличающийся мощными пропорциями колонн; колонны в этом ордере с

каннелюрами, без баз и с простой капителью.

Дранка (лемех) – тонкие деревянные пластинки для покрытия крыш и

для обрешётки стен под штукатурку, а также одна такая пластинка.

Зиккурат

ступенчатый,

башнеобразный

храм,

выражавший

идею

иерархического

устройства

Вселенной.

Использовался

для

совершения

культовых

обрядов

в

Месопотамии,

позднее

для

астрономических

наблюдений.

Интерьер – внутренний вид здания.

10

Ионический

ордер

второй

античный

архитектурный

ордер,

отличающийся лёгкостью пропорций; колонны в этом ордере с каннелюрами,

базой и капителью, украшенный волютами.

Каннелюры

вертикальные

желобки

на

стволах

колонн,

пилонов,

пилястр.

Капитель – верхняя, завершающая часть колонн или пилястры.

Карниз – верхняя часть антаблемента, горизонтальный, выступающий

вперёд край кровли.

Кафедральный

собор

главный собор города, в котором совершает

богослужение епископ.

Кессоны

квадратные

и

многоугольные

углубления

на

потолке,

внутренней

поверхности

арки,

свода,

облегчающие

перекрытие,

и

украшающие его.

К о н х а

элемент

древневизантийской

храмовой

архитектуры,

представляющий

собой

перекрытие

в

форме

полукупола

н ад

полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Коринфский

ордер

третий

античный

архитектурный

ордер,

отличающийся изысканностью пропорций; капитель украшена волютами и

листами аканта (средиземноморского растения).

Конструктивизм

направление

в

искусстве XX века, преемственно

связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный

стиль. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и

монолитностью внешнего облика.

Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующих в плане одну или

несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в

зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного

храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда,

образующиеся

при

этом

угловые

помещения

также

перекрываются

11

небольшими

куполами

или

сводами.

Главную

роль

в

композиции

храма

играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.

Кронверк

наружное

укрепление

для

усиления

крепостных

сооружений.

Купол – архитектурный свод, близкий к полусфере, а также видимая

снаружи поверхность такого свода.

Курдонёр

парадный

двор,

с

трёх

сторон

окружённый

корпусами

здания, а с четвёртой – оградой с воротами.

Куртина – часть крепостной стены между двумя бастионам.

Лоджия – углублённое помещение, ниша в фасаде здания, имеющая

вместо наружной стены колоннаду, аркаду или парапет.

Мавзолей

монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру,

где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.

Мансарда – жилое чердачное помещение под высокой кровлей с косым

потолком.

Мегалиты

первобытные

архитектурные

сооружения,

носившие

культовый

характер.

Представляли

собой

грубо

обработанные

или

не

обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом

порядке. Выделяют дольмены, менгиры и кромлехи.

Медресе

мусульманское

учебное

заведение,

выполняющее

роль

средней школы и мусульманской духовной семинарии.

Мезонин – верхний полуэтаж, неполная по высоте надстройка, обычно

под центральной частью дома.

Менгиры

наиболее

простые

из

мегалитических

сооружений.

Представляют

собой

камни-столбы

или

плиты

разной

высоты,

использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения

предков.

Мечеть

мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное

сооружение.

12

Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с

которой муэдзин призывает верующих на молитву.

Михраб – ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и

аркой.

Михраб

указывает

направление

на

Мекку

(киблу)

и

чаще

всего

расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём

молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы

должен находиться впереди остальных молящихся.

Наличник – обрамление оконного или дверного проёма.

Неф – одна из отделённых друг от друга продольных или поперечных

частей базилики.

Ордер – в классической архитектуре – система соотношений, пропорций

опор и перекрытий, то есть колонн и антаблемента (дорический, ионический,

коринфский и др.)

Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.

Пандус – пологий гладкий спуск.

Панно

обрамлённая

часть

стены

или

потолка,

украшенная

орнаментом, живописным или скульптурным изображением.

Пантеон

(лат. pantheon, от греч. pantheion – место, посвящённое всем

богам) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов». 2) Усыпальница выдающихся

людей (пантеон в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне).

Парапет

невысокая

ограда,

перила

вдоль

крыши,

моста,

балкона,

набережной.

Периптер – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и

классики: прямоугольное в плане здания, с четырёх сторон обрамлённое

колоннадой.

Перспективный портал –

разновидность портала в виде нескольких

уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.

Пинакотека – помещение для хранения живописных изображений.

Пилон – массивный столб, обычно прямоугольный в плане (в отличие от

круглых колонн и плоских пилястр), поддерживающий свод.

13

Пилястр, пилястра – плоский, прямоугольный в плане вертикальный

выступ стены, имеющий, подобно колонне, базу, ствол и капитель.

Пирамида – 1) многогранник основание которого представляет собой

многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной;

2)

гробница

фараона

должна

была

принять

и

скрыть

тело

умершего

царя,

избавить

его

от

тления.

А

также

вечно

славить

могущество

фараона

и

напоминать о его существование всем грядущим народам.

Плафон – вид потолка, с росписями или рельефами.

Плинфа

характерный для древнерусского домонгольского зодчества

тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.

Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Подиум – в древнеримской архитектуре высокое основание храма со

ступенями на торцевых сторонах.

Подклет – нижний цокольный этаж храма.

Полис – город-государство в Древней Греции.

Портал – архитектурное оформление входа в здание.

Портик – перекрытие, поддерживаемое колоннадой; может оформлять

фасад

или

быть

самостоятельным

сооружением;

как

правило,

венчается

фронтоном или аттиком.

Постамент, пьедестал – основание, подножие сооружения, скульптуры,

колонны.

Притвор – помещение перед входом в церковь.

Пропилеи

парадный

проход,

проезд,

образованный

портиками

и

колоннадами.

Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.

Ризалит – выступающая часть здания.

Рококо – изысканный, камерный стиль.

Ротонда – круглая в плане постройка (храм, зал, павильон), перекрытая

куполом; часто окружена колоннадой.

14

Рустовка (руст) – кладка из грубо обработанных, шероховатых камней, а

также

имитация

(подражание,

подделка)

такой

кладки

из

кирпича

и

штукатурки.

Свод

криволинейное

перекрытие

пространства,

ограниченного

стенами, столбами, колоннами.

Смальта – цветное непрозрачное стекло для мозаичных работ.

Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Стилобат – основание храма в Древней Греции (более низкое, чем

подиум в Древнем Риме); основание здания.

Терраса – горизонтальные площадки, уступы; площадка, примыкающая

к основному зданию.

Тимпан

внутреннее

поле

фронтона,

украшенное

рельефом

или

мозаикой.

Тосканский

ордер

римский

вариант

дорического

ордера;

в

этом

ордере гладкий, без каннелюр ствол колонны опирается на базу.

Трансепт

поперечный

неф

или

несколько

нефов,

пересекающих

продольный объем в крестообразных по плану зданиях.

Триумфальная

арка

архитектурный

памятник,

представляющий

собой

большую

торжественно

оформленную

арку.

Триумфальные

арки

устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших

дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Фасад – наружная сторона здания.

Форум – площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные

собрания, устраивались ярмарки и совершался суд.

Фриз – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом,

обычно украшенная орнаментом.

Фронтон

верхняя

часть

фасада

здания

треугольной

или

криволинейной (лучковой) формы.

Храм – здание для богослужения, церковь.

15

Цемянка

кирпичная

или

керамическая

крошка,

добавляемая

в

известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор.

Циклопическая кладка – конструкция, состоящая из больших тёсаных

каменных глыб без связующего раствора.

Цоколь

подножие

здания,

сооружения,

выделенное

в

виде

горизонтальной

полосы;

первый

этаж,

обработанный,

как

фундамент,

называется цокольным.

Чайтьи – древнейший вид буддийской архитектуры, пещерные храмы.

Шатровый храм – особый архитектурный тип, появившийся и ставший

распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание

шатрового храма завершается шатром.

Эркер – выступающая остеклённая часть здания; закрытый балкон с

окнами.

3 СКУЛЬПТУРА

Адорант – статуэтка с изображением человека, совершающего обряд

почитания божества.

Бытовая,

жанровая

и

историческая

скульптура

изображение

различных сцен и эпизодов человеческой жизни.

Бюст – подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека

в круглой скульптуре.

Герма

четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой,

первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха,

Пана,

фавнов),

а

с

V

века

до

н.

э.

и

портретными

изображениями

государственных деятелей, философов и пр.

Ка м е р н а я

с кул ь п ту р а

это

всевозможные

художественные

произведения,

цель

которых

украшать

быт

человека.

Таковы

небольшие

статуэтки, бюсты, фигурки животных.

16

Кариатида – вертикальная опора в виде женской фигуры. В Древней

Греции

кариатиды

изображали

женщин

племени

карийцев,

которые,

по

преданию, вступили в

сговор с персами и за это должны были нести на

голове тяжесть – кару.

Картуш - украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с

завитками по сторонам и полем посередине для надписей и эмблемы.

Квадрига

у

древних

греков

и

римлян

двухколёсная

колесница,

запряжённая четвёркой лошадей.

Кора – это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе,

одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.

Круглая

скульптура

вид скульптуры,

которая

представляет

собой

произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы

круглой скульптуры: бюст, статуя, скульптурная группа.

Курос

тип

статуи

юноши-атлета,

обычно

обнажённого.

Куросы

ставились

в

святилищах

и

на

гробницах;

они

имели

преимущественно

мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.

Маска, маскарон – декоративный рельеф в виде изображения головы

человека или животного.

Монументально-декоративная

скульптура

служит

украшением

задний, садов, интерьеров, не претендуя, как правило, на серьезное идейное

содержание.

Монументально-памятниковая

скульптура

включает монументы,

мемориальные

сооружения,

памятники

и

другие

произведения.

Цель

их

создания - увековечивать изображенное.

Обелиск - памятник в виде каменного столба, суживающегося сверху.

Орнамент – узор сочетания ритмический повторяющихся элементов:

геометрических, растительных и животных.

Портретная скульптура – посвящена изображению портретов людей.

Прикладная скульптура - скульптурные произведения, орнаменты или

детали, которые украшают предметы человеческого обихода: пепельницы и

17

подстаканники,

настольные

лампы

и

спортивные

кубки,

письменные

приборы и радиоприемники и т. д.

Саркофаг – резной каменный гроб.

С к ул ь п т у р а

искусство

создания

объёмных

художественных

произведений путём резьбы, лепки или отливки.

Статуя – скульптурное изображение человека или животного.

Стела – вертикально стоящая памятная плита или столб с надписью,

рельефным изображением и т.п.

Сфинкс

в

Древнем

Египте

каменное

изваяние

лежащего

льва

с

человеческой головой.

Ушебти – специальные фигурки, изображающие человека, как правило,

со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.

Необходимы

они

были

для

того,

чтобы

выполнять

различную

работу

в

загробном мире вместо хозяина.

Химера – в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва,

туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны.

4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО

Автопортрет

портрет

самого

себя.

Обычно

имеется

в

виду

живописное

изображение;

однако

автопортреты

бывают

и

скульптурные,

литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Арабеска – европейское название сложного восточного средневекового

орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.

18

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на

стенах внутренних помещений.

Аркатурно-колончатый

пояс

декоративный

мотив

из

небольших

арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры.

Витраж – цветные стёкла в окнах, дверях, ширмах, витринах; искусство

создания картин из стекла.

Гобелен

один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной

односторонний

безворсовый

ковёр

с

сюжетной

или

орнаментальной

композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

Гравюра – изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска

с клише, приготовленного гравёром.

Живопись

вид изобразительного искусства, связанный с передачей

зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую

поверхность.

Изразец – облицовочная керамическая плитка, покрытая глазурью.

Икона

– священное

изображение

лиц

или

событий

библейской

или

церковной истории.

Иконопись

вид

живописи,

религиозной

по

темам,

сюжетам

и

назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений,

побуждающих к молитве и поклонению Богу

Каллиграфия

одна

из

отраслей

изобразительного

искусства.

Ещё

каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное

определение

каллиграфии

звучит

следующим

образом:

«искусство

оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

Колорит – единство цветового решения картины.

Камарес (стиль) – стиль росписи керамических изделий, получивший

распространение в ранний дворцовый период на острове Крит. Характерной

особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на

матовую

основу

чёрного

цвета

белой,

оранжевой

или

красной

краской.

19

Основные

сюжеты

водный

мир:

причудливые

водоросли

и

морские

обитатели.

Кантата

вокально-инструментальное

произведение,

созданное

для

солистов хора.

Композиция

это

взаиморазмещение

всех

предметов

и

деталей

на

картине.

Лессировка – техника получения глубоких переливчатых цветов за счет

нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.

Марина

жанр изобразительного искусства, изображающий морской

вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на

море. Является разновидностью пейзажа.

Миниатюрная живопись – небольшая картина тщательной и изящной

отделки, с тонким наложением красок.

Мозаика – изображение, составленное из отдельных кусочков цветных

камней, стёкол.

Монументальная

живопись

(монументально-декоративная)

живопись на архитектурных сооружениях (на стенах, на полу, на потолке).

Н а т ю р м о р т

изображение

неодушевлённых

предметов

в

изобразительном

искусстве,

в

отличие

от

портретной,

жанровой,

исторической и пейзажной тематики.

О ф о рт

разновидность

гравюры

на

металле,

техника

станковой

графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм

(«досок»),

в

процессе

работы

по

созданию

изображения

на

которых

производится травление поверхности кислотами.

Парсуны

предвестники

портретного

жанра,

выполнявшие

роль

надгробных изображений.

Пастель – техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными

мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной

технике.

20

Пейзаж

жанр

изобразительного,

в

котором

основным

предметом

изображения

является

первозданная,

либо

в

той

или

иной

степени

преображённая человеком природа.

Перспектива

техника изображения пространственных объектов на

плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися

сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых

отношений, которые наблюдаются в натуре.

Пленэр – живописная техника изображения объектов при естественном

свете и в естественных условиях.

П о р т р е т

самостоятельный

жанр,

целью

которого

является

отображение визуальных характеристик модели.

Потир

церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и

принятия причастия.

Регистр – горизонтальный пояс на стене храмов или жилых помещений,

заполненный фресковыми росписями.

Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, камне, кости.

Рисунок – форма, контур, линия, силуэт.

Р о к а й л ь

декоративный

орнамент,

имитирующий

соединение

причудливых раковин и диковинных растений.

Светотень

наблюдаемое

на

поверхности

объекта

распределение

освещённости, создающей шкалу яркостей.

Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют

самостоятельное

значение

и

воспринимаются

независимо

от

окружения.

Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

Сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет

передать окутывающий их воздух.

Тондо – круглая по форме картина или барельеф.

Триптих

произведение

искусства,

состоящее

из

трёх

картин,

барельефов и др., объединенных общей идеей.

21

Фреска

техника

стенной

росписи

водяными

красками

по

сырой

штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает

прочность красочного слоя.

5 МУЗЫКА, ТЕАТР

Ария

законченный по построению эпизод в опере, оратории или

кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Балет

вид сценического искусства; спектакль, содержание которого

воплощается в музыкально-хореографических образах.

Баллада

стихотворение особой формы, преимущ. на историческую,

обычно легендарную тему.

Блюз – музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце

XIX

века

в

афроамериканском

сообществе

Юго-востока

США,

в

среде

выходцев с плантаций «Хлопкового пояса».

Венская

классическая

школа

направление

европейской

музыки

второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат

композиторы

Йозеф

Гайдн,

Вольфганг

Амадей

Моцарт

и

Людвиг

ван

Бетховен.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо.

Гимн – хвалебная песня.

Григорианский

хорал

традиционное литургическое пение римско-

католической церкви.

Джаз

форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX —

начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской

культур

и

получившая

впоследствии

повсеместное

распространение.

Характерными

чертами

музыкального

языка

джаза

изначально

стали

импровизация.

Дифирамбы

преувеличенная,

восторженная

похвала.

У

древних

греков — торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса.

22

Д р а м а

литературное

произведение

в

диалогической

форме

с

серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.

Катарсис – нравственное очищение в результате душевного потрясения

или перенесённого страдания.

К ат х а ка л и

индийская

пантомимическая

танцевальная

драма,

рассказывающая о любви, ненависти, богах и злых демонах.

Комедия дель арте – вид итальянского народного (площадного) театра,

спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария,

содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров,

одетых в маски.

Кондукт

средневековая песня на латинском языке, в основном на

духовную тему.

Концерт

музыкальное

произведение

для

сольного

инструмента

в

сопровождении оркестра.

Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом,

обычно

осмеивающее

общественные

или

бытовые

пороки,

а

также

представление его на сцене.

Композитор – автор музыкальных произведений.

Лейтмотив

характерная

тема

или

музыкальный

оборот,

которые

обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его

отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при

упоминании

о

них,

при

появлении

персонажа

или

при

повторении

драматической ситуации в разных частях произведения.

Литургия

утреннее

или

дневное

христианское

богослужение,

включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди

и другие обрядовые действия.

Литургическая

драма

средневековое

религиозное

представление,

входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.

Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания,

посвящённое даме и восхваляющее её.

23

Мелодия

благозвучная

последовательность

звуков,

образующая

музыкальное единство, напев.

Менестрель

общее

название

поэта-музыканта

профессионального

певца Средневековья и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и

игрой на музыкальных инструментах по памяти.

Менуэт – спокойный салонный танец.

Месса – 1) католическая обедня; 2) музыкальное произведение, которое

представляет

собой

собрание

частей

католической

литургии

латинского

обряда,

тексты

которого

положены

на

музыку

для

одноголосного

или

многоголосного пения в сопровождении музыкальных инструментов или без,

для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-

католической церкви.

Миннезингеры

немецкие

и

австрийские

средневековые

поэты-

музыканты, преимущественно из рыцарского сословия.

Мистерия

богослужение,

совокупность

тайных

культовых

мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались

лишь

посвящённые.

Зачастую

представляли

собой

театрализованные

представления.

Могучая

кучка

творческое

содружество

русских

композиторов,

сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.

Монодия – музыкальный склад, главным признаком которого является

одноголосие.

Мот е т

вокальное

многоголосное

произведение

полифонического

склада,

один

из

центральных

жанров

в

музыке

западноевропейского

Средневековья и Возрождения.

О п е р а

музыкально-драматическое

произведение,

в

котором

действующие лица поют в сопровождении оркестра.

О п е р е т т а

музыкально-драматическое

произведение

(часто

с

комедийными

элементами),

в

котором

пение

чередуется

с

танцами

и

диалогом.

24

Оркестр

группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное

произведение на различных инструментах.

Пантомима

вид

сценического

искусства,

в

котором

основным

средством создания художественного образа является пластика человеческого

тела, без использования слов.

Партесное

пение

род

русской

церковной

и

концертной

музыки,

многоголосное хоровое пение.

Песня

стихотворное и музыкальное произведение для исполнения

голосом, голосами.

Полифония

вид

многоголосия

при

одновременном

звучании

нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя

словесный текст, то есть чисто инструментальная, однако сопровождаемая

словесным указанием на своё содержание.

Псалмодия – распев псалмов.

Рапсодия

музыкальное

произведение

на

темы

народных

песен,

сказаний.

Регтайм

специфический жанр афро-американского музицирования,

сложившийся к концу XIX века.

Р и т м

организация

музыки

во

времени.

Ритмическую

структуру

музыкального

сочинения

образует

последовательность

длительностей

звуков и пауз.

Рок-опера – опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой

музыкально-сценические

произведения,

где

в

ариях,

исполняемых

множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по

музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами

присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера.

25

Рондо

музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3)

проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от

друга эпизодами.

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.

Скерцо – весёлая танцевальная музыка шутливого характера.

Соло – музыкальное произведение или его часть, предназначенные для

одного инструмента или одного голоса.

Сопрано – высокий женский голос.

Соти – комедийно-сатирический жанр французского театра XV-XVI вв.,

разновидность фарса.

Спиричуэлс – духовные песни афроамериканцев.

Стихиры

музыкально-поэтические

импровизации

на

библейские

сюжеты

или

тексты.

Тропари

сочинялись

ко

всем

праздникам,

торжественным событиям, ко дням поминовения святых.

Театр – искусство изображения драматических произведений на сцене.

Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую

борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся

гибелью героя.

Трубадур – средневековый провансальский (в Южной Франции) певец-

поэт.

Трувер – средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в.,

слагавшие

произведения

как

лирические,

так

и

эпические

или

повествовательные.

Фарс

театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними

комическими эффектами.

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. Художественная

коллективная

творческая

деятельность

народа,

отражающая

его

жизнь,

воззрения, идеалы, принципы.

Ф у г а

последовательное

повторение

одной

музыкальной

темы

несколькими голосами.

26

Хейрономия

старинный

способ

управления

хором

при

помощи

системы условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп,

метр, ритм, направление мелодии, оттенки.

Хор – группа певцов, совместно исполняющих вокальное произведение,

а также оркестр (в старину).

Цирк

зрелищное

предприятие

для

устройства

представлений

с

участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных.

СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до 18 века:

учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.

И. Данилова. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2005. – 333 с.

2.

Данилова,

Г.

И.

Мировая

художественная

культура:

от

17

века

до

современности.

11

кл.

Базовый

уровень

:

учеб.

для

общеобразоват.

учреждений / Г. И. Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010. – 366

с.

27

3.

Ожегов,

С.И.

Толковый

словарь

русского

языка:

80 000

слов

и

фразеологических

выражений

/

С.

И.

Ожегов,

Н.

И.

Шведова

Н.

Ю.

Российская

академия

наук.

Институт

русского

языка

им.

В.

В.

Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии»,

2008. – 944 с.

4.

Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов /Л.П.Крысин. – М.:

Эскимо, 2008. – 944 с.

5.

Наделяева,

О.

Е.

Мировая

художественная

культура.

10-11

классы:

дополнительные материалы к урокам / авт. сост. О. Е. Наделяева. – 2-е изд.

– Волгоград: Учитель, 2013. – 198 с.

28



В раздел образования