Автор: Яликова Виктория Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО СПбГУПТД Инженерная школа одежды (колледж)
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Словарь терминов для обучающихся по специальности 54.02.04 «Реставрация»
Тема: История мировой культуры
Раздел: высшее образование
Словарь терминов
по дисциплине «История мировой культуры»
для обучающихся по специальности
54.02.04 «Реставрация»
Составил преподаватель:
В.В.Яликова
________________
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
«Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Протокол №____ от __ ___________ 2016г.
Председатель комиссии:
________________ Л.Н.Ткаченко
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ……………………………………………………….
3
2 АРХИТЕКТУРА …………………………………………………………...
8
3 СКУЛЬПТУРА ……………………………………………………………..
16
4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО ………………………………………………………………...
19
5 МУЗЫКА, ТЕАТР ………………………………………………………… 22
6 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….…………...
28
1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
2
Абстракционизм –
художественное
направление
в
изобразительном
ис ку с с т ве XX
века,
основанное
на
предельном
абстрагировании
изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации
композиции.
Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментального
поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений,
школ и творчестве отдельных художников, главным образом XX века.
Академизм – художественное направление, основанное на следовании
канонам,
классиче ским
образцам,
признанных
идеальными
и
непревзойденными,
ориентировано
на
закрепление
великих
достижений
мастеров античности, итальянского Возрождения.
А м п и р –
художественный
стиль,
ориентированный
на
римскую
античность. В искусстве ампира копировались как образцы римского декора,
так и предметы искусства Древнего Египта.
Антропогенез
–
процесс
возникновения
и
развития
человека
как
общественного существа.
Барокко
–
художественный
стиль,
отличающийся
пышностью,
богатством, причудливостью деталей; появился в Италии в XVI в., затем во
Франции и других европейских странах, был распространён до середины
XVII в.
Возрождение – эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского
искусства XV – XVI вв. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается
в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли
отдельной
творческой
личности.
С
Возрождения
начинается
история
профессионального художественного творчества.
Гуманизм (от лат. человеческий, человечный) – признание ценности
человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага
человека как критерия оценки общественных отношений.
Декадентство
(от
фр.
–
упадок)
–
общее
наименование
кризисных
явлений
европейской
культуры
второй
половины XIX
–
начала XX века,
3
отмеченных
настроением
безнадежности,
неприятия
жизни,
тенденциями
индивидуализма.
Постоянными
темами
декадентства
являются
мотивы
небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских
идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни.
Жанр
–
исторически
сложившиеся
внутренние
подразделения
в
большинстве видов искусств. В изобразительном искусстве основные жанры
определяются
прежде
всего
по
предмету
изображения:
пейзаж,
портрет,
бытовой
жанр,
исторический
жанр
и
др.,
в
литературе
–
поэма,
роман,
рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные,
характерные только для него, средства художественной выразительности. Это
единство специфических свойств его формы и содержания.
Жрец
–
в
древних
религиях
служитель
божества,
совершающий
жертвоприношения и другие обряды.
Золотое сечение – название наиболее гармоничных пропорций, при
которых
устанавливаются
равные
отношения
частей
какой-либо
формы
между собой, так же и каждой отдельной части с целым.
Искусство
–
творческая
деятельность
человека
по
художественному
освоению мира. Характерными чертами являются: субъективное восприятие
действительности,
преимущественно
чувственное
восприятие,
образность,
творческий характер.
Иероглифы
–
рисуночное
символическое
письмо,
важнейшая
составляющая часть культуры Древнего Египта.
Импрессионизм
(фр.
–
впечатление)
–
направление
в
искусстве
последней
трети XIX
–
начала XX
века.
Стремится
к
воспроизведению
личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от
действительности.
Калокогатия
- гармоничное
сочетание
физических
(внешних)
и
нравственных
(душевных,
внутренних)
достоинств,
совершенство
человеческой личности как идеал воспитания человека.
4
Каменный век – древнейший период в развитии человечества, когда
орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости.
Канон – правило, непреложное положение какого-нибудь направления,
учения.
Классицизм – художественный стиль, опирающийся на формы высшего
этапа развития античного искусства, отличающийся стремлением к ясности
пропорций, гармонии форм. Появился в искусстве Франции в XVII в., в
большинстве европейских стран в XVIII – XIX вв.
Клинопись
–
первый
из
известных
вариант
письменности,
одно
из
главных
достижений
шумеров.
В
основе
своей
носит
идеографический
характер,
т.
е.
передает
смысл
слова,
а
не
его
звучание.
Состоящие
из
черточек знаки наносились острыми палочками на маленькие пластинки из
сырой глины.
Ку б и з м –
модернистское
течение
в
изобразительном
искусстве.
Предметный
мир
изображался
в
виде
комбинаций
правильных
геометрических объемов (куба, цилиндра, шара, конуса). Кубизм выделялся
тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым формам, элементарным
мотивам.
Культура
–
это
все
что
создано
человеком,
будь
то
материальные
предметы,
внешнее
поведение,
символическое
поведение
или
социальная
организация.
Модерн – новое направление в искусстве конца XIX – начала XX вв.,
противопоставляющее себя нетворческому воспроизведению стилей.
Мумификация – бальзамирование трупа человека или животного.
Натурализм – направление сложившееся в последней трети XIX века в
Европе
и
США
и
стремившееся
к
объективно-точному
и
бесстрастному
воспроизведению наблюдаемой реальности.
Неоклассицизм – направление в искусстве конца XIX в., возрождающее
классические традиции в противовес модернизму и эклектике.
5
Неореализм – направление в итальянском кино и литературе 40-50-х гг.
XX века, возникшее на волне антифашистского сопротивления, борьбы за
демократическое национальное искусство. Нацелен на показ естественной
жизни.
Пиктография – пишу, рисую знаками. Рисуночное письмо.
Полистилистика
– соединение
в
одном
произведении
элементов
различных стилей.
Поп-арт – одно из течений в искусстве модернизма. Представители поп-
арта
используют
в
своих
композициях
реальные
бытовые
предметы
(консервные
банки,
старые
вещи,
части
машин
и
т.д.),
возводя
в
ранг
искусства случайное их сочетание.
Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца XIX –
начала XX вв. Художники этого направления отказывались изображать только
зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как
импрессионисты),
а
стремились
изображать
ее
основные,
закономерные
элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния
жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.
Примитивизм
–
следование
нормам
искусства
«примитивов»
(первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно-
отсталых народов).
Проторенессанс – период итальянского искусства XIII – начало XIV вв.,
ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением
к античной традиции.
Реализм – правдивое художественное отображение действительности,
следование в творчестве художника «логике», законам жизни.
Романский
стиль
– стиль
архитектуры
и
искусства
раннего
средневековья, для которого характерна массивность, строгость и отсутствие
излишеств, а также суровость внешнего облика.
Романтизм –
идейное
и
художественное
движение
в
европейской
культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными
6
устремлениями, культивированием идеалов отрицанием прозы и серости,
трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.
Рококо –
в
переводе
с
французского
узор
из
камней
и
раковин,
художественный стиль сформировавшийся во Франции во второй половине
XVIII
века,
отразивший
вкусы
аристократии.
Характерные
черты
–
изящность, декоративность, тяготение к композиционной асимметрии.
Символизм
–
направление
в
искусстве
конца XIX
–
начала XX вв.,
проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые
высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой
ассоциативности.
Синкретизм – нерасчлененность, смешение разнородных элементов. В
первобытном искусстве – нерасчлененность основных форм художественного
творчества,
которые
тесно
связаны
со
всей
многообразной
жизнью
коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами, воспроизводящими
жизнь, деяния тотемических и мифологических животных.
Стиль – система принципов, правил, художественных форм.
Супрематизм – направление в абстрактной живописи, заключающееся в
сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг,
треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм.
Сюрреализм (фр.
сверхреализм)
–
направление
в
искусстве,
призывавшее к творчеству вне контроля разума. Художник должен опираться
на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, с
помощью
линий,
плоскостей,
формы
и
цвета
он
должен
стремиться
проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного.
Тотемизм – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную
родственную связь между определенным видом животного (реже растения) –
тотемом и родовой группой.
Футуризм
–
авангардистское
течение,
характеризуется
отрицанием
традиций
в
культуре,
устремленностью
в
будущее,
в
котором
будут
преобладать «техника», «скорости», «сила».
7
Эклектика – соединение в одной композиции элементов различных
стилей: классицизма, барокко, древнерусского и т.д.
Экспрессионизм – направление в европейском искусстве 10-х - 20-х
г о д о в XX
века,
провозгласившее
не
изображение
современной
действительности, «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма: отказ
от гармонической ясности форм, яростная экспрессия, деформация картины
действительности в произведениях искусства.
Элитарное
искусство
–
искусство,
ориентированное
на
небольшую
группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, силу
которой они должны оценивать как лучшая часть общества, его элита.
Язычество – феномен духовной культуры древних народов, в основе
которой лежит вера во многих богов.
2 АРХИТЕКТУРА
Акведук
– мостовое сооружение с каналом (или трубопроводом) для
подачи воды через овраг, реку и т. п.
Акрополь – верхний город, его укрепленная часть на возвышенности. В
древних Афинах на Акрополе находились городские святыни и храмы, во
время войны служил убежищем от врагов.
Айван
– в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с
трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны.
Алтарь – священная часть храма.
Амфитеатр – древнегреческий театр, в котором места для зрителей
располагались полукругом, ступенями, постепенно повышаясь от центра.
Ансамбль –
взаимная
согласованность,
единство
самостоятельных
частей.
В
архитектуре
–
совокупность
зданий,
образующих
единую
архитектурную композицию.
Антаблемент – верхняя горизонтальная часть здания, поддерживаемая
колоннами.
8
Античность – совокупность проявлений культуры древних греков и
римлян.
Анфилада – ряд примыкающих друг к другу помещений, двери которых
расположены на одной оси.
Апсида
–
полукруглый,
иногда
многоугольный
выступ
здания,
перекрытый полукуполом или полусводом (в христианских храмах алтарный
выступ).
Арматура
–
изображение
военного
снаряжения,
декоративное
украшение.
Атлант – вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая
антаблемент;
в
древнегреческой
мифологии
–
титан,
осуждённый
вечно
держать небесный свод в наказание за участие в сражении титанов против
богов.
Атриум
– центральная часть древнеримского, представлявшая собой
внутренний
световой
двор,
откуда
имелись
выходы
во
все
остальные
помещения.
Аттик
–
расположенная
над
карнизом
верхняя
часть
стены
или
венчающая часть колоннады портика, лоджии.
База – нижняя опорная часть колоннады, столба, пилястры.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое продольными
рядами колонн на несколько частей – нефов.
Балюстрада – ограждение балконов, лестниц, крыш, галерей, состоящее
из ряда балясин – фигурных столбиков, соединённых сверху перилами.
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания,
служащая основанием для купола.
Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью
фона менее чем на половину своего объёма.
Бастион
–
укрепление
пятиугольной
формы
с
бойницами
для
наблюдения и стрельбы.
9
Бельведер
– лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая
обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки бельведером
может называться надстройка над зданием, вышка.
Виадук – мост через глубокий овраг, ущелье.
Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали.
Гипостильный зал - в архитектуре Древнего Востока большой зал
храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
Горельеф - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью
фона более чем на половину своего объёма.
Готика,
готический
стиль –
художественный
стиль XII
– XV
вв.,
названный по имени германских племён – готов. В архитектуре готики –
лёгкие, устремлённые ввысь конструкции, цветные витражи.
Грот – пещера, иногда искусственная; павильон.
Дольмены – первобытные сооружения, представляющие собой четыре
вертикальных каменных блока, перекрытых широкой каменной плитой (как
крышей). Служили для связи души умершего предка с миром «живых».
Доминанта – главный, основной признак, преобладающий элемент.
Донжон
– главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке,
находившаяся
в
самом
недоступном
месте
и
служившая
убежищем
при
нападении врага.
Дорический
ордер –
первый
античный
архитектурный
ордер,
отличающийся мощными пропорциями колонн; колонны в этом ордере с
каннелюрами, без баз и с простой капителью.
Дранка (лемех) – тонкие деревянные пластинки для покрытия крыш и
для обрешётки стен под штукатурку, а также одна такая пластинка.
Зиккурат
–
ступенчатый,
башнеобразный
храм,
выражавший
идею
иерархического
устройства
Вселенной.
Использовался
для
совершения
культовых
обрядов
в
Месопотамии,
позднее
для
астрономических
наблюдений.
Интерьер – внутренний вид здания.
10
Ионический
ордер
–
второй
античный
архитектурный
ордер,
отличающийся лёгкостью пропорций; колонны в этом ордере с каннелюрами,
базой и капителью, украшенный волютами.
Каннелюры
–
вертикальные
желобки
на
стволах
колонн,
пилонов,
пилястр.
Капитель – верхняя, завершающая часть колонн или пилястры.
Карниз – верхняя часть антаблемента, горизонтальный, выступающий
вперёд край кровли.
Кафедральный
собор
– главный собор города, в котором совершает
богослужение епископ.
Кессоны
–
квадратные
и
многоугольные
углубления
на
потолке,
внутренней
поверхности
арки,
свода,
облегчающие
перекрытие,
и
украшающие его.
К о н х а
– элемент
древневизантийской
храмовой
архитектуры,
представляющий
собой
перекрытие
в
форме
полукупола
н ад
полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Коринфский
ордер
–
третий
античный
архитектурный
ордер,
отличающийся изысканностью пропорций; капитель украшена волютами и
листами аканта (средиземноморского растения).
Конструктивизм –
направление
в
искусстве XX века, преемственно
связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный
стиль. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и
монолитностью внешнего облика.
Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующих в плане одну или
несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в
зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного
храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда,
образующиеся
при
этом
угловые
помещения
также
перекрываются
11
небольшими
куполами
или
сводами.
Главную
роль
в
композиции
храма
играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.
Кронверк
–
наружное
укрепление
для
усиления
крепостных
сооружений.
Купол – архитектурный свод, близкий к полусфере, а также видимая
снаружи поверхность такого свода.
Курдонёр
–
парадный
двор,
с
трёх
сторон
окружённый
корпусами
здания, а с четвёртой – оградой с воротами.
Куртина – часть крепостной стены между двумя бастионам.
Лоджия – углублённое помещение, ниша в фасаде здания, имеющая
вместо наружной стены колоннаду, аркаду или парапет.
Мавзолей
– монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру,
где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Мансарда – жилое чердачное помещение под высокой кровлей с косым
потолком.
Мегалиты
–
первобытные
архитектурные
сооружения,
носившие
культовый
характер.
Представляли
собой
грубо
обработанные
или
не
обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом
порядке. Выделяют дольмены, менгиры и кромлехи.
Медресе
– мусульманское
учебное
заведение,
выполняющее
роль
средней школы и мусульманской духовной семинарии.
Мезонин – верхний полуэтаж, неполная по высоте надстройка, обычно
под центральной частью дома.
Менгиры –
наиболее
простые
из
мегалитических
сооружений.
Представляют
собой
камни-столбы
или
плиты
разной
высоты,
использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения
предков.
Мечеть
– мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное
сооружение.
12
Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с
которой муэдзин призывает верующих на молитву.
Михраб – ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и
аркой.
Михраб
указывает
направление
на
Мекку
(киблу)
и
чаще
всего
расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём
молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы
должен находиться впереди остальных молящихся.
Наличник – обрамление оконного или дверного проёма.
Неф – одна из отделённых друг от друга продольных или поперечных
частей базилики.
Ордер – в классической архитектуре – система соотношений, пропорций
опор и перекрытий, то есть колонн и антаблемента (дорический, ионический,
коринфский и др.)
Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.
Пандус – пологий гладкий спуск.
Панно
–
обрамлённая
часть
стены
или
потолка,
украшенная
орнаментом, живописным или скульптурным изображением.
Пантеон
(лат. pantheon, от греч. pantheion – место, посвящённое всем
богам) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов». 2) Усыпальница выдающихся
людей (пантеон в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне).
Парапет
–
невысокая
ограда,
перила
вдоль
крыши,
моста,
балкона,
набережной.
Периптер – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и
классики: прямоугольное в плане здания, с четырёх сторон обрамлённое
колоннадой.
Перспективный портал –
разновидность портала в виде нескольких
уходящих в глубину уступов, уменьшающихся в размерах.
Пинакотека – помещение для хранения живописных изображений.
Пилон – массивный столб, обычно прямоугольный в плане (в отличие от
круглых колонн и плоских пилястр), поддерживающий свод.
13
Пилястр, пилястра – плоский, прямоугольный в плане вертикальный
выступ стены, имеющий, подобно колонне, базу, ствол и капитель.
Пирамида – 1) многогранник основание которого представляет собой
многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной;
2)
гробница
фараона
должна
была
принять
и
скрыть
тело
умершего
царя,
избавить
его
от
тления.
А
также
вечно
славить
могущество
фараона
и
напоминать о его существование всем грядущим народам.
Плафон – вид потолка, с росписями или рельефами.
Плинфа
– характерный для древнерусского домонгольского зодчества
тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.
Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.
Подиум – в древнеримской архитектуре высокое основание храма со
ступенями на торцевых сторонах.
Подклет – нижний цокольный этаж храма.
Полис – город-государство в Древней Греции.
Портал – архитектурное оформление входа в здание.
Портик – перекрытие, поддерживаемое колоннадой; может оформлять
фасад
или
быть
самостоятельным
сооружением;
как
правило,
венчается
фронтоном или аттиком.
Постамент, пьедестал – основание, подножие сооружения, скульптуры,
колонны.
Притвор – помещение перед входом в церковь.
Пропилеи –
парадный
проход,
проезд,
образованный
портиками
и
колоннадами.
Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.
Ризалит – выступающая часть здания.
Рококо – изысканный, камерный стиль.
Ротонда – круглая в плане постройка (храм, зал, павильон), перекрытая
куполом; часто окружена колоннадой.
14
Рустовка (руст) – кладка из грубо обработанных, шероховатых камней, а
также
имитация
(подражание,
подделка)
такой
кладки
из
кирпича
и
штукатурки.
Свод
–
криволинейное
перекрытие
пространства,
ограниченного
стенами, столбами, колоннами.
Смальта – цветное непрозрачное стекло для мозаичных работ.
Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Стилобат – основание храма в Древней Греции (более низкое, чем
подиум в Древнем Риме); основание здания.
Терраса – горизонтальные площадки, уступы; площадка, примыкающая
к основному зданию.
Тимпан
–
внутреннее
поле
фронтона,
украшенное
рельефом
или
мозаикой.
Тосканский
ордер
–
римский
вариант
дорического
ордера;
в
этом
ордере гладкий, без каннелюр ствол колонны опирается на базу.
Трансепт
– поперечный
неф
или
несколько
нефов,
пересекающих
продольный объем в крестообразных по плану зданиях.
Триумфальная
арка
– архитектурный
памятник,
представляющий
собой
большую
торжественно
оформленную
арку.
Триумфальные
арки
устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших
дорогах в честь победителей или в память важных событий.
Фасад – наружная сторона здания.
Форум – площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные
собрания, устраивались ярмарки и совершался суд.
Фриз – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом,
обычно украшенная орнаментом.
Фронтон
–
верхняя
часть
фасада
здания
треугольной
или
криволинейной (лучковой) формы.
Храм – здание для богослужения, церковь.
15
Цемянка
– кирпичная
или
керамическая
крошка,
добавляемая
в
известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор.
Циклопическая кладка – конструкция, состоящая из больших тёсаных
каменных глыб без связующего раствора.
Цоколь
–
подножие
здания,
сооружения,
выделенное
в
виде
горизонтальной
полосы;
первый
этаж,
обработанный,
как
фундамент,
называется цокольным.
Чайтьи – древнейший вид буддийской архитектуры, пещерные храмы.
Шатровый храм – особый архитектурный тип, появившийся и ставший
распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание
шатрового храма завершается шатром.
Эркер – выступающая остеклённая часть здания; закрытый балкон с
окнами.
3 СКУЛЬПТУРА
Адорант – статуэтка с изображением человека, совершающего обряд
почитания божества.
Бытовая,
жанровая
и
историческая
скульптура
– изображение
различных сцен и эпизодов человеческой жизни.
Бюст – подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека
в круглой скульптуре.
Герма
– четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой,
первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха,
Пана,
фавнов),
а
с
V
века
до
н.
э.
и
портретными
изображениями
государственных деятелей, философов и пр.
Ка м е р н а я
с кул ь п ту р а
– это
всевозможные
художественные
произведения,
цель
которых
украшать
быт
человека.
Таковы
небольшие
статуэтки, бюсты, фигурки животных.
16
Кариатида – вертикальная опора в виде женской фигуры. В Древней
Греции
кариатиды
изображали
женщин
племени
карийцев,
которые,
по
преданию, вступили в
сговор с персами и за это должны были нести на
голове тяжесть – кару.
Картуш - украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с
завитками по сторонам и полем посередине для надписей и эмблемы.
Квадрига
–
у
древних
греков
и
римлян
двухколёсная
колесница,
запряжённая четвёркой лошадей.
Кора – это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе,
одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Круглая
скульптура
– вид скульптуры,
которая
представляет
собой
произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Главные типы
круглой скульптуры: бюст, статуя, скульптурная группа.
Курос
– тип
статуи
юноши-атлета,
обычно
обнажённого.
Куросы
ставились
в
святилищах
и
на
гробницах;
они
имели
преимущественно
мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.
Маска, маскарон – декоративный рельеф в виде изображения головы
человека или животного.
Монументально-декоративная
скульптура
– служит
украшением
задний, садов, интерьеров, не претендуя, как правило, на серьезное идейное
содержание.
Монументально-памятниковая
скульптура
– включает монументы,
мемориальные
сооружения,
памятники
и
другие
произведения.
Цель
их
создания - увековечивать изображенное.
Обелиск - памятник в виде каменного столба, суживающегося сверху.
Орнамент – узор сочетания ритмический повторяющихся элементов:
геометрических, растительных и животных.
Портретная скульптура – посвящена изображению портретов людей.
Прикладная скульптура - скульптурные произведения, орнаменты или
детали, которые украшают предметы человеческого обихода: пепельницы и
17
подстаканники,
настольные
лампы
и
спортивные
кубки,
письменные
приборы и радиоприемники и т. д.
Саркофаг – резной каменный гроб.
С к ул ь п т у р а
– искусство
создания
объёмных
художественных
произведений путём резьбы, лепки или отливки.
Статуя – скульптурное изображение человека или животного.
Стела – вертикально стоящая памятная плита или столб с надписью,
рельефным изображением и т.п.
Сфинкс
–
в
Древнем
Египте
каменное
изваяние
лежащего
льва
с
человеческой головой.
Ушебти – специальные фигурки, изображающие человека, как правило,
со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.
Необходимы
они
были
для
того,
чтобы
выполнять
различную
работу
в
загробном мире вместо хозяина.
Химера – в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва,
туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны.
4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО
Автопортрет
– портрет
самого
себя.
Обычно
имеется
в
виду
живописное
изображение;
однако
автопортреты
бывают
и
скульптурные,
литературные, фото- и кинематографические и т. д.
Арабеска – европейское название сложного восточного средневекового
орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.
18
Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на
стенах внутренних помещений.
Аркатурно-колончатый
пояс
– декоративный
мотив
из
небольших
арок, опирающихся на колонки, вид аркатуры.
Витраж – цветные стёкла в окнах, дверях, ширмах, витринах; искусство
создания картин из стекла.
Гобелен
– один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной
односторонний
безворсовый
ковёр
с
сюжетной
или
орнаментальной
композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
Гравюра – изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска
с клише, приготовленного гравёром.
Живопись
– вид изобразительного искусства, связанный с передачей
зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую
поверхность.
Изразец – облицовочная керамическая плитка, покрытая глазурью.
Икона
– священное
изображение
лиц
или
событий
библейской
или
церковной истории.
Иконопись
–
вид
живописи,
религиозной
по
темам,
сюжетам
и
назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений,
побуждающих к молитве и поклонению Богу
Каллиграфия
– одна
из
отраслей
изобразительного
искусства.
Ещё
каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное
определение
каллиграфии
звучит
следующим
образом:
«искусство
оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
Колорит – единство цветового решения картины.
Камарес (стиль) – стиль росписи керамических изделий, получивший
распространение в ранний дворцовый период на острове Крит. Характерной
особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на
матовую
основу
чёрного
цвета
белой,
оранжевой
или
красной
краской.
19
Основные
сюжеты
–
водный
мир:
причудливые
водоросли
и
морские
обитатели.
Кантата
– вокально-инструментальное
произведение,
созданное
для
солистов хора.
Композиция
– это
взаиморазмещение
всех
предметов
и
деталей
на
картине.
Лессировка – техника получения глубоких переливчатых цветов за счет
нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.
Марина
– жанр изобразительного искусства, изображающий морской
вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на
море. Является разновидностью пейзажа.
Миниатюрная живопись – небольшая картина тщательной и изящной
отделки, с тонким наложением красок.
Мозаика – изображение, составленное из отдельных кусочков цветных
камней, стёкол.
Монументальная
живопись
(монументально-декоративная)
—
живопись на архитектурных сооружениях (на стенах, на полу, на потолке).
Н а т ю р м о р т
– изображение
неодушевлённых
предметов
в
изобразительном
искусстве,
в
отличие
от
портретной,
жанровой,
исторической и пейзажной тематики.
О ф о рт
– разновидность
гравюры
на
металле,
техника
станковой
графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм
(«досок»),
в
процессе
работы
по
созданию
изображения
на
которых
производится травление поверхности кислотами.
Парсуны
– предвестники
портретного
жанра,
выполнявшие
роль
надгробных изображений.
Пастель – техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными
мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной
технике.
20
Пейзаж
– жанр
изобразительного,
в
котором
основным
предметом
изображения
является
первозданная,
либо
в
той
или
иной
степени
преображённая человеком природа.
Перспектива
– техника изображения пространственных объектов на
плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися
сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых
отношений, которые наблюдаются в натуре.
Пленэр – живописная техника изображения объектов при естественном
свете и в естественных условиях.
П о р т р е т
– самостоятельный
жанр,
целью
которого
является
отображение визуальных характеристик модели.
Потир
– церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и
принятия причастия.
Регистр – горизонтальный пояс на стене храмов или жилых помещений,
заполненный фресковыми росписями.
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, камне, кости.
Рисунок – форма, контур, линия, силуэт.
Р о к а й л ь
– декоративный
орнамент,
имитирующий
соединение
причудливых раковин и диковинных растений.
Светотень
– наблюдаемое
на
поверхности
объекта
распределение
освещённости, создающей шкалу яркостей.
Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют
самостоятельное
значение
и
воспринимаются
независимо
от
окружения.
Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет
передать окутывающий их воздух.
Тондо – круглая по форме картина или барельеф.
Триптих
– произведение
искусства,
состоящее
из
трёх
картин,
барельефов и др., объединенных общей идеей.
21
Фреска
–
техника
стенной
росписи
водяными
красками
по
сырой
штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает
прочность красочного слоя.
5 МУЗЫКА, ТЕАТР
Ария
– законченный по построению эпизод в опере, оратории или
кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
Балет
– вид сценического искусства; спектакль, содержание которого
воплощается в музыкально-хореографических образах.
Баллада
– стихотворение особой формы, преимущ. на историческую,
обычно легендарную тему.
Блюз – музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце
XIX
века
в
афроамериканском
сообществе
Юго-востока
США,
в
среде
выходцев с плантаций «Хлопкового пояса».
Венская
классическая
школа
– направление
европейской
музыки
второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат
композиторы
Йозеф
Гайдн,
Вольфганг
Амадей
Моцарт
и
Людвиг
ван
Бетховен.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
Гимн – хвалебная песня.
Григорианский
хорал
– традиционное литургическое пение римско-
католической церкви.
Джаз
– форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX —
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской
культур
и
получившая
впоследствии
повсеместное
распространение.
Характерными
чертами
музыкального
языка
джаза
изначально
стали
импровизация.
Дифирамбы
–
преувеличенная,
восторженная
похвала.
У
древних
греков — торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса.
22
Д р а м а
– литературное
произведение
в
диалогической
форме
с
серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Катарсис – нравственное очищение в результате душевного потрясения
или перенесённого страдания.
К ат х а ка л и
– индийская
пантомимическая
танцевальная
драма,
рассказывающая о любви, ненависти, богах и злых демонах.
Комедия дель арте – вид итальянского народного (площадного) театра,
спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария,
содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров,
одетых в маски.
Кондукт
– средневековая песня на латинском языке, в основном на
духовную тему.
Концерт
– музыкальное
произведение
для
сольного
инструмента
в
сопровождении оркестра.
Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом,
обычно
осмеивающее
общественные
или
бытовые
пороки,
а
также
представление его на сцене.
Композитор – автор музыкальных произведений.
Лейтмотив
– характерная
тема
или
музыкальный
оборот,
которые
обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его
отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при
упоминании
о
них,
при
появлении
персонажа
или
при
повторении
драматической ситуации в разных частях произведения.
Литургия
–
утреннее
или
дневное
христианское
богослужение,
включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди
и другие обрядовые действия.
Литургическая
драма
–
средневековое
религиозное
представление,
входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.
Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания,
посвящённое даме и восхваляющее её.
23
Мелодия
– благозвучная
последовательность
звуков,
образующая
музыкальное единство, напев.
Менестрель
– общее
название
поэта-музыканта
профессионального
певца Средневековья и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и
игрой на музыкальных инструментах по памяти.
Менуэт – спокойный салонный танец.
Месса – 1) католическая обедня; 2) музыкальное произведение, которое
представляет
собой
собрание
частей
католической
литургии
латинского
обряда,
тексты
которого
положены
на
музыку
для
одноголосного
или
многоголосного пения в сопровождении музыкальных инструментов или без,
для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-
католической церкви.
Миннезингеры
– немецкие
и
австрийские
средневековые
поэты-
музыканты, преимущественно из рыцарского сословия.
Мистерия
–
богослужение,
совокупность
тайных
культовых
мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались
лишь
посвящённые.
Зачастую
представляли
собой
театрализованные
представления.
Могучая
кучка
– творческое
содружество
русских
композиторов,
сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Монодия – музыкальный склад, главным признаком которого является
одноголосие.
Мот е т
– вокальное
многоголосное
произведение
полифонического
склада,
один
из
центральных
жанров
в
музыке
западноевропейского
Средневековья и Возрождения.
О п е р а
– музыкально-драматическое
произведение,
в
котором
действующие лица поют в сопровождении оркестра.
О п е р е т т а
– музыкально-драматическое
произведение
(часто
с
комедийными
элементами),
в
котором
пение
чередуется
с
танцами
и
диалогом.
24
Оркестр
– группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное
произведение на различных инструментах.
Пантомима
–
вид
сценического
искусства,
в
котором
основным
средством создания художественного образа является пластика человеческого
тела, без использования слов.
Партесное
пение
– род
русской
церковной
и
концертной
музыки,
многоголосное хоровое пение.
Песня
– стихотворное и музыкальное произведение для исполнения
голосом, голосами.
Полифония
– вид
многоголосия
при
одновременном
звучании
нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.
Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя
словесный текст, то есть чисто инструментальная, однако сопровождаемая
словесным указанием на своё содержание.
Псалмодия – распев псалмов.
Рапсодия
– музыкальное
произведение
на
темы
народных
песен,
сказаний.
Регтайм
– специфический жанр афро-американского музицирования,
сложившийся к концу XIX века.
Р и т м
– организация
музыки
во
времени.
Ритмическую
структуру
музыкального
сочинения
образует
последовательность
длительностей
—
звуков и пауз.
Рок-опера – опера в жанре рок-музыки. Рок-оперы представляют собой
музыкально-сценические
произведения,
где
в
ариях,
исполняемых
множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по
музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами
присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера.
25
Рондо
– музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3)
проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от
друга эпизодами.
Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.
Скерцо – весёлая танцевальная музыка шутливого характера.
Соло – музыкальное произведение или его часть, предназначенные для
одного инструмента или одного голоса.
Сопрано – высокий женский голос.
Соти – комедийно-сатирический жанр французского театра XV-XVI вв.,
разновидность фарса.
Спиричуэлс – духовные песни афроамериканцев.
Стихиры
–
музыкально-поэтические
импровизации
на
библейские
сюжеты
или
тексты.
Тропари
сочинялись
ко
всем
праздникам,
торжественным событиям, ко дням поминовения святых.
Театр – искусство изображения драматических произведений на сцене.
Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую
борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся
гибелью героя.
Трубадур – средневековый провансальский (в Южной Франции) певец-
поэт.
Трувер – средневековые французские поэты конца XI — начала XIV в.,
слагавшие
произведения
как
лирические,
так
и
эпические
или
повествовательные.
Фарс
– театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними
комическими эффектами.
Фольклор – народное творчество, чаще всего устное. Художественная
коллективная
творческая
деятельность
народа,
отражающая
его
жизнь,
воззрения, идеалы, принципы.
Ф у г а
– последовательное
повторение
одной
музыкальной
темы
несколькими голосами.
26
Хейрономия
–
старинный
способ
управления
хором
при
помощи
системы условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп,
метр, ритм, направление мелодии, оттенки.
Хор – группа певцов, совместно исполняющих вокальное произведение,
а также оркестр (в старину).
Цирк
–
зрелищное
предприятие
для
устройства
представлений
с
участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных.
СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до 18 века:
учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.
И. Данилова. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2005. – 333 с.
2.
Данилова,
Г.
И.
Мировая
художественная
культура:
от
17
века
до
современности.
11
кл.
Базовый
уровень
:
учеб.
для
общеобразоват.
учреждений / Г. И. Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010. – 366
с.
27
3.
Ожегов,
С.И.
Толковый
словарь
русского
языка:
80 000
слов
и
фразеологических
выражений
/
С.
И.
Ожегов,
Н.
И.
Шведова
Н.
Ю.
Российская
академия
наук.
Институт
русского
языка
им.
В.
В.
Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии»,
2008. – 944 с.
4.
Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов /Л.П.Крысин. – М.:
Эскимо, 2008. – 944 с.
5.
Наделяева,
О.
Е.
Мировая
художественная
культура.
10-11
классы:
дополнительные материалы к урокам / авт. сост. О. Е. Наделяева. – 2-е изд.
– Волгоград: Учитель, 2013. – 198 с.
28