Автор: Андреева Юлия Анатольевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: Самарский региональный центр для одарённых детей
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Социальный проект, как экспериментальная площадка для диагностики индивидуальных способностей обучающихся
Раздел: полное образование
Социальный проект, как экспериментальная площадка для
диагностики индивидуальных способностей обучающихся.
Глаза, полные слез, и всхлип: «Да вы не знаете его! Он одаренный
ребенок!» Это мама одного изстаршеклассников, которую вызвала строгая
комиссия
учителей,
чтобы
поговорить
о
недостаточной
успеваемости
ребенка.
Это
актуальная
сейчас
тема,
как
определить
индивидуальныеспособности и степень одаренностиребенка.В современном
мире
невозможно
реализовать
себя
как
личность,
не
обладая
умениями
адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, найти правильное
применение своим способностям.
Основная
задача
учителя
современной
школы
-
увидеть и
создать
условия для реализации способностей каждого обучающегося.
Внеурочная
деятельность
-возможный
вариант
определения
способностей детей. Одной из форм этой деятельности является проект,
который может быть национальным, научным, социально ориентированным
и др.
Проект
является
наиболее
доступной
формой
достижения
поставленной задачи, а именно выявления способностей каждого ребенка. В
процессе
работы
над
проектом
каждый
участник
может
менять
сферу
деятельности, либо взять несколько направлений сразу, чтобы понять, где
ему интереснее. Необходимо быть мобильным и мыслить критически.
Мы
провели
исследование
о
возможных
способах
выявления
индивидуальных
способностей
обучающихся,
участвующих
в
социально
ориентированном
проекте
«Гордись
той
землей,
что
взрастила
тебя»
(Приложение
№1).
Целью
нашего
исследования
было
создание
системы
выявления
и
развития
индивидуальных
способностей
ребенка.
Задачи
исследования:
1.
Актуализировать
систему
психолого-педагогического
сопровождения ребенка.
2.
Отследить результаты поиска и смены видов деятельности ребенка в
процессе работы над проектом.
3.
Скорректировать деятельностьребенка и организовать дальнейший
поиск наиболее рационального применения егоспособностей.
Алгоритм действий:
1.
Определение темы проекта.
2.
Создание
инициативных
групп
участников
проекта
и
ответственных(кураторов) за работу по проекту.
3.
Создание диагностической карты.
Диагностическая карта обучающихся /участников проекта/
Диагностическую карту необходимо сделать понятной, наглядной и
доступной для каждого обучающегося. В процессе работы участники проекта
могут
проследить
динамику
своей
деятельности,
изменения
выбора
направления
деятельности,
происходившие
во
время
работы.
Особое
внимание нужно обратить на эмоциональное состояние участника проекта.
Если на каком-то этапе работы ребенок меняет направление деятельности, то
учитель фиксирует это у себяв диагностической карте и узнает о причинах
изменения. Одновременно все участники проекта составляют свою карту
самоанализа, где отмечают все положительные и отрицательные стороны
Ф.И
Класс
Начальный этап
Промежуточный этап
Заключительный
этап
Итог
Изменения
Направл.
Эмоц.сост
Направл.
Эмоц.сост.
Направл.
Эмоц.сост.
Занина
И. 10
«Б»
Организатор+++
Командный
координатор
Редактор+++++
Смена направления
Редактор +++++++
Сборник прозы
да
Канин
А.
11 «В»
Журналист ++++
Коломнист
Журналист ++
Коломнист
Режиссер +++++
Смена направления
Да
Шаг
С.
11 «Г»
Куратор +++
поисковых групп
Куратор++++
поисковых групп
Куратор+++++++
поисковых групп
Нет
своей деятельности и эмоционального состояния в процессе работы. После
окончания работы над проектом, подведением итогов и рефлексии учитель и
психолог делают выводы и свои заключения по каждому участнику проекта,
основываясь
на
результатах
диагностики,
и
составляют
индивидуальныеинтерпретации, позволяющие дать рекомендации ребенку и
родителям
по
рациональному
применению
своих
интеллектуальных
и
творческих
ресурсов
в
области,соответствующей
его
интересам
и
способностям. В свою очередь дети проводят самоанализ своей работы и
делают
собственные
выводы
и
заключения.
В
итоге,
суммируя
общие
выводы,можно будет прийти к пониманию определенных предпочтений и
наклонностей ребенка.
Диагностическое
исследование
проводится
в
2019-2020
на
базе
Самарского регионального центра для одаренных детей в рамках проекта,
посвященного празднованию«75-летия Победы». В исследовании принимают
участие 127обучающихся Центра. Представляем положение о социальном
проекте«Гордись той землей, что взрастила тебя».
Социальная значимость проекта
Актуальность проекта
В
современной
школе
уделяется
достаточное
внимание
проблемам
нравственно-патриотического
воспитания.
Однако
постепенно
идет
переосмысление сущности патриотического воспитания: идея патриотизма и
сегодня выделена в качестве приоритетного направления.
Большое начинается с малого. Наш проект «Гордись той землей, что
взрастила тебя», приуроченный к празднованию 75-летия Победы в Великой
Отечественной войне, направлен на развитие патриотизма, использование и
развитие
интеллектуального,
творческого
потенциала
обучающихся,
учителей, родителей и сообществ. Война коснулась всех и каждого в наших
семьях, городах и стране.
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у школьников
чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным
страницам
истории
родного
города
Самара(Куйбышева).
Проект
предполагает
привлечение
обучающихся
к
изучению
исторических
и
памятных мест трудового подвига жителей г.Куйбышева и области.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Отсутствие экскурсионных маршрутов по историческим и памятным
местам трудового подвига жителей г. Куйбышева и области во время ВОВ
(доступных также для людей слабовидящих и слабослышащих)
Отсутствие взаимосвязи школьников с поисковыми отрядами
Цель проекта:
популяризация истории родного городаи областив годы ВОВ
Задачи:
сформировать
у
обучающихся
интерес
к
отечественной
истории,
событиям ВОВ, биографии фронтовиков и работников тыла
сформировать
у
обучающихся
навыки
и
умения
читательской
грамотности
работы
с
дополнительным
материалом,
историческими
документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического
мышления
изучить,
собрать
и
сохранить
материал
основных
исторических
событий,
происходивших
на
территории
г.
Самара
(Куйбышева),
для
последующего
использования
в
практических
целях,
совершенствовать
организацию, содержание обучения и воспитания подрастающего поколения,
путем приобщения обучающихся к краеведческой работе
повысить уровень духовно-патриотического воспитания социальной и
гражданской ответственности
способствовать
формированию
в
сознании
молодежи
духовно-
нравственных
идеалов
путем
осмысления
подвига
участников
Великой
Отечественной войны в тылу
способствовать
выработке
коммуникативных
навыков
для
более
эффективного общения при решении задач при работе в группах
отработать навыки смыслового чтения при работе с документами
привлечь
к
участию
в
патриотическом
воспитании
молодежи
общественные
организации,
Совет
Ветеранов,
поисковые
отряды,
библиотекарей, отдельных граждан.
Механизмы реализации проекта
Основывается на совершенствовании методов работы педагогических
работников СРЦОД в целях обеспечения процесса воспитания патриотизма и
повышения интереса к краеведению.
Целевая аудитория и география проекта
В реализации проекта участвуют учитель английского языка Андреева
Юлия Анатольевна и обучающиеся 8-11 классов СРЦОД.
Продукт проекта
Экскурсионная
карта
города
поисторическим
и
памятным
местам
трудового подвига жителей г. Куйбышева и области во время ВОВ
видео и аудио версии экскурсии. Видео для слабослышащих (экскурсия
с субтитрами) и аудио для слабовидящих с подробным описанием мест
альманах
с
иллюстрациями
памятных
мест
и
кратким
их
описанием,стихи и прозы, посвященные 75-летию Великой Победы.
Реализация
проекта
способствует
развитию
чувства
гордости
за
историю и людей, причастных к ней, активной гражданской позиции.
Оценка эффективности и реализации проекта
Оценка эффективности и реализации проекта осуществляется на основе
обобщенных
оценочных
показателей
(индикаторов),
включающих
целенаправленность
воспитательного
процесса,
его
системный,
содержательный
и
организационный
характер,
научную
обоснованность
методов
и
использование
современных
технологий
воспитательного
воздействия.
Планируемые результаты при условии успешной реализации
проекта
Повышение
интереса
к
историческому
прошлому
России
и
малой
родине, г. Самара
Утверждение
в
сознании
молодого
поколения
патриотических
ценностей, взглядов
Рост
уровня
реализации
творческого
потенциала
в
области
патриотического воспитания.
Ресурсное обеспечение программы
Сбор информации (Интернет ресурсы, областные библиотека и архив)
Встреча и беседа с ветеранами ВОВ г. Самара и Самарской области
Взаимодействие с поисковыми отрядами г. Самара
Взаимодействие с социальными партнерами
Использование архивной кинохроники (ГТРК Самара).
СРЦОД
Совет
ветеранов
Областная
библиотека
Поисковые
отряды
Экскурсионный
центр г. Самара
и области
Министерство
управления
культуры г.
Самара
Областной
архив
Архивная
кинохроника
(ГТРК
Самара)
Родительская
общественность
План работы
№
Этапы
Сроки
реализации
Ответственные
1
Подготовительный:
Создание проектной группы
Выбор темы, определение цели и
задач проекта
Разработка проекта
Составление плана работы
Обсуждение материала
Поиск партнеров.
5.11.19-
9.11.19
Обучающиеся 8-11 классов,
классные руководители 8-11
классов,
Совет старшеклассников,
психолог, руководитель
проекта
2
Исследовательский:
Выбор и систематизация
материала
Работа над темой
Поиск информации из разных
источников
Работа в группах
Работа с краеведческим
материалом
Посещение библиотек
Использование интернет ресурсов
Работа с архивным материалом
Работа с видеоархивами.
11.11.19-
14.03.20
Обучающиеся 8-9, 10-11
классов,
Совет старшеклассников
3
Аналитический:
Подведение итогов основного
этапа
Составление аналитических
документов по реализации проектов
Осуществление самооценки и
рефлексии.
16.03.20-
21.03.20
Обучающиеся 10-11
классов,
Совет старшеклассников,
психолог, руководитель
проекта
4
Заключительный:
Получение продукта
исследования: создание
экскурсионное карты памятных
мест г. Самары, посвященных
Великой Отечественной войне
Создание учебного фильма
(экскурсии) с субтитрами (для
слабослышащих)
Создание аудиоэкскурсии с
подробным описанием мест (для
23.03.20-
2.05.20
Обучающиеся 8-11 классов,
классные руководители 8-11
классов,
Совет старшеклассников
слабовидящих)
Создание альманаха с печатной
версией экскурсионного обзора с
фотографиями и кратким
описанием, а также стихов и прозы
обучающихся, посвященной
родному краю и Великой
Отечественной войне, по теме «75
лет Великой Победы»
Обсуждение достигнутых
результатов
Отзывы.
5
Рефлексия работы над
проектом, обсуждение перспектив
работы над проектом (организация
и проведение акций в рамках
проекта – работа СМИ, выпуск
буклетов, баннера и социальной
рекламы)
Подведение итогов
психолого-педагогической
диагностики и самоанализа
обучающихся
Составление рекомендаций по
определению предпочтений и
наклонностей обучающихся в
различных сферах деятельности
Ноябрь
2019,
февраль,
май 2020
Обучающиеся 8-11 классов,
классные руководители 8-11
классов, Совет
старшеклассников,
психолог, руководитель
проекта
Промежуточный
этап
диагностической
работы
по
выявлению
индивидуальных способностей обучающихся показан на примере графиков.
Графики
динамики
заинтересованности
обучающихся
в
своей
деятельности в процессе работы над проектом.
Графики показывают уровень активности и заинтересованности детей в
своей деятельности.
На графике можно увидеть нарастающий интерес, либо стагнация и
снижение заинтересованности ребенка.
На заключительном этапе исследования составляется количественный
график-диаграмма
показывающий
процент
активности
детей
в
каждом
испытуемом направлении (административное, исполнительное, командное,
логическое мышление).
Использованная литература
1. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения
педагога-профессионала: субъекты и объекты сопровождения // В сборнике:
Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего
образования
Сборник
научных
статей
III-й
Всероссийской
научно-
практической
конференции.
Под
общей
редакцией
О.Б.
Даутовой,
И.И.
Соколовой. 2015. С. 21-29.
2.
Долгова
В.И.,
Рокицкая
Ю.А.
Диагностико-аналитическая
деятельность психолога в сфере образования. — М.: Перо, 2016. — 241 с.
3.
Соколова
Д.В.,
Сеничева
Н.Н.
К
вопросу
о
психолого-
педагогическом
сопровождении
образовательного
процесса
//
Научный
альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.
4. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В.,
Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей школьного возраста //
Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
Процентное соотношение
1 направление
2 направление
3 направление
4 направление