Напоминание

Социальный проект, как экспериментальная площадка для диагностики индивидуальных способностей обучающихся


Автор: Андреева Юлия Анатольевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: Самарский региональный центр для одарённых детей
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Социальный проект
Тема: Социальный проект, как экспериментальная площадка для диагностики индивидуальных способностей обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Социальный проект, как экспериментальная площадка для

диагностики индивидуальных способностей обучающихся.

Глаза, полные слез, и всхлип: «Да вы не знаете его! Он одаренный

ребенок!» Это мама одного изстаршеклассников, которую вызвала строгая

комиссия

учителей,

чтобы

поговорить

о

недостаточной

успеваемости

ребенка.

Это

актуальная

сейчас

тема,

как

определить

индивидуальныеспособности и степень одаренностиребенка.В современном

мире

невозможно

реализовать

себя

как

личность,

не

обладая

умениями

адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, найти правильное

применение своим способностям.

Основная

задача

учителя

современной

школы

-

увидеть и

создать

условия для реализации способностей каждого обучающегося.

Внеурочная

деятельность

-возможный

вариант

определения

способностей детей. Одной из форм этой деятельности является проект,

который может быть национальным, научным, социально ориентированным

и др.

Проект

является

наиболее

доступной

формой

достижения

поставленной задачи, а именно выявления способностей каждого ребенка. В

процессе

работы

над

проектом

каждый

участник

может

менять

сферу

деятельности, либо взять несколько направлений сразу, чтобы понять, где

ему интереснее. Необходимо быть мобильным и мыслить критически.

Мы

провели

исследование

о

возможных

способах

выявления

индивидуальных

способностей

обучающихся,

участвующих

в

социально

ориентированном

проекте

«Гордись

той

землей,

что

взрастила

тебя»

(Приложение

№1).

Целью

нашего

исследования

было

создание

системы

выявления

и

развития

индивидуальных

способностей

ребенка.

Задачи

исследования:

1.

Актуализировать

систему

психолого-педагогического

сопровождения ребенка.

2.

Отследить результаты поиска и смены видов деятельности ребенка в

процессе работы над проектом.

3.

Скорректировать деятельностьребенка и организовать дальнейший

поиск наиболее рационального применения егоспособностей.

Алгоритм действий:

1.

Определение темы проекта.

2.

Создание

инициативных

групп

участников

проекта

и

ответственных(кураторов) за работу по проекту.

3.

Создание диагностической карты.

Диагностическая карта обучающихся /участников проекта/

Диагностическую карту необходимо сделать понятной, наглядной и

доступной для каждого обучающегося. В процессе работы участники проекта

могут

проследить

динамику

своей

деятельности,

изменения

выбора

направления

деятельности,

происходившие

во

время

работы.

Особое

внимание нужно обратить на эмоциональное состояние участника проекта.

Если на каком-то этапе работы ребенок меняет направление деятельности, то

учитель фиксирует это у себяв диагностической карте и узнает о причинах

изменения. Одновременно все участники проекта составляют свою карту

самоанализа, где отмечают все положительные и отрицательные стороны

Ф.И

Класс

Начальный этап

Промежуточный этап

Заключительный

этап

Итог

Изменения

Направл.

Эмоц.сост

Направл.

Эмоц.сост.

Направл.

Эмоц.сост.

Занина

И. 10

«Б»

Организатор+++

Командный

координатор

Редактор+++++

Смена направления

Редактор +++++++

Сборник прозы

да

Канин

А.

11 «В»

Журналист ++++

Коломнист

Журналист ++

Коломнист

Режиссер +++++

Смена направления

Да

Шаг

С.

11 «Г»

Куратор +++

поисковых групп

Куратор++++

поисковых групп

Куратор+++++++

поисковых групп

Нет

своей деятельности и эмоционального состояния в процессе работы. После

окончания работы над проектом, подведением итогов и рефлексии учитель и

психолог делают выводы и свои заключения по каждому участнику проекта,

основываясь

на

результатах

диагностики,

и

составляют

индивидуальныеинтерпретации, позволяющие дать рекомендации ребенку и

родителям

по

рациональному

применению

своих

интеллектуальных

и

творческих

ресурсов

в

области,соответствующей

его

интересам

и

способностям. В свою очередь дети проводят самоанализ своей работы и

делают

собственные

выводы

и

заключения.

В

итоге,

суммируя

общие

выводы,можно будет прийти к пониманию определенных предпочтений и

наклонностей ребенка.

Диагностическое

исследование

проводится

в

2019-2020

на

базе

Самарского регионального центра для одаренных детей в рамках проекта,

посвященного празднованию«75-летия Победы». В исследовании принимают

участие 127обучающихся Центра. Представляем положение о социальном

проекте«Гордись той землей, что взрастила тебя».

Социальная значимость проекта

Актуальность проекта

В

современной

школе

уделяется

достаточное

внимание

проблемам

нравственно-патриотического

воспитания.

Однако

постепенно

идет

переосмысление сущности патриотического воспитания: идея патриотизма и

сегодня выделена в качестве приоритетного направления.

Большое начинается с малого. Наш проект «Гордись той землей, что

взрастила тебя», приуроченный к празднованию 75-летия Победы в Великой

Отечественной войне, направлен на развитие патриотизма, использование и

развитие

интеллектуального,

творческого

потенциала

обучающихся,

учителей, родителей и сообществ. Война коснулась всех и каждого в наших

семьях, городах и стране.

Создание проекта направлено на работу по воспитанию у школьников

чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным

страницам

истории

родного

города

Самара(Куйбышева).

Проект

предполагает

привлечение

обучающихся

к

изучению

исторических

и

памятных мест трудового подвига жителей г.Куйбышева и области.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

Отсутствие экскурсионных маршрутов по историческим и памятным

местам трудового подвига жителей г. Куйбышева и области во время ВОВ

(доступных также для людей слабовидящих и слабослышащих)

Отсутствие взаимосвязи школьников с поисковыми отрядами

Цель проекта:

популяризация истории родного городаи областив годы ВОВ

Задачи:

сформировать

у

обучающихся

интерес

к

отечественной

истории,

событиям ВОВ, биографии фронтовиков и работников тыла

сформировать

у

обучающихся

навыки

и

умения

читательской

грамотности

работы

с

дополнительным

материалом,

историческими

документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического

мышления

изучить,

собрать

и

сохранить

материал

основных

исторических

событий,

происходивших

на

территории

г.

Самара

(Куйбышева),

для

последующего

использования

в

практических

целях,

совершенствовать

организацию, содержание обучения и воспитания подрастающего поколения,

путем приобщения обучающихся к краеведческой работе

повысить уровень духовно-патриотического воспитания социальной и

гражданской ответственности

способствовать

формированию

в

сознании

молодежи

духовно-

нравственных

идеалов

путем

осмысления

подвига

участников

Великой

Отечественной войны в тылу

способствовать

выработке

коммуникативных

навыков

для

более

эффективного общения при решении задач при работе в группах

отработать навыки смыслового чтения при работе с документами

привлечь

к

участию

в

патриотическом

воспитании

молодежи

общественные

организации,

Совет

Ветеранов,

поисковые

отряды,

библиотекарей, отдельных граждан.

Механизмы реализации проекта

Основывается на совершенствовании методов работы педагогических

работников СРЦОД в целях обеспечения процесса воспитания патриотизма и

повышения интереса к краеведению.

Целевая аудитория и география проекта

В реализации проекта участвуют учитель английского языка Андреева

Юлия Анатольевна и обучающиеся 8-11 классов СРЦОД.

Продукт проекта

Экскурсионная

карта

города

поисторическим

и

памятным

местам

трудового подвига жителей г. Куйбышева и области во время ВОВ

видео и аудио версии экскурсии. Видео для слабослышащих (экскурсия

с субтитрами) и аудио для слабовидящих с подробным описанием мест

альманах

с

иллюстрациями

памятных

мест

и

кратким

их

описанием,стихи и прозы, посвященные 75-летию Великой Победы.

Реализация

проекта

способствует

развитию

чувства

гордости

за

историю и людей, причастных к ней, активной гражданской позиции.

Оценка эффективности и реализации проекта

Оценка эффективности и реализации проекта осуществляется на основе

обобщенных

оценочных

показателей

(индикаторов),

включающих

целенаправленность

воспитательного

процесса,

его

системный,

содержательный

и

организационный

характер,

научную

обоснованность

методов

и

использование

современных

технологий

воспитательного

воздействия.

Планируемые результаты при условии успешной реализации

проекта

Повышение

интереса

к

историческому

прошлому

России

и

малой

родине, г. Самара

Утверждение

в

сознании

молодого

поколения

патриотических

ценностей, взглядов

Рост

уровня

реализации

творческого

потенциала

в

области

патриотического воспитания.

Ресурсное обеспечение программы

Сбор информации (Интернет ресурсы, областные библиотека и архив)

Встреча и беседа с ветеранами ВОВ г. Самара и Самарской области

Взаимодействие с поисковыми отрядами г. Самара

Взаимодействие с социальными партнерами

Использование архивной кинохроники (ГТРК Самара).

СРЦОД

Совет

ветеранов

Областная

библиотека

Поисковые

отряды

Экскурсионный

центр г. Самара

и области

Министерство

управления

культуры г.

Самара

Областной

архив

Архивная

кинохроника

(ГТРК

Самара)

Родительская

общественность

План работы

Этапы

Сроки

реализации

Ответственные

1

Подготовительный:

Создание проектной группы

Выбор темы, определение цели и

задач проекта

Разработка проекта

Составление плана работы

Обсуждение материала

Поиск партнеров.

5.11.19-

9.11.19

Обучающиеся 8-11 классов,

классные руководители 8-11

классов,

Совет старшеклассников,

психолог, руководитель

проекта

2

Исследовательский:

Выбор и систематизация

материала

Работа над темой

Поиск информации из разных

источников

Работа в группах

Работа с краеведческим

материалом

Посещение библиотек

Использование интернет ресурсов

Работа с архивным материалом

Работа с видеоархивами.

11.11.19-

14.03.20

Обучающиеся 8-9, 10-11

классов,

Совет старшеклассников

3

Аналитический:

Подведение итогов основного

этапа

Составление аналитических

документов по реализации проектов

Осуществление самооценки и

рефлексии.

16.03.20-

21.03.20

Обучающиеся 10-11

классов,

Совет старшеклассников,

психолог, руководитель

проекта

4

Заключительный:

Получение продукта

исследования: создание

экскурсионное карты памятных

мест г. Самары, посвященных

Великой Отечественной войне

Создание учебного фильма

(экскурсии) с субтитрами (для

слабослышащих)

Создание аудиоэкскурсии с

подробным описанием мест (для

23.03.20-

2.05.20

Обучающиеся 8-11 классов,

классные руководители 8-11

классов,

Совет старшеклассников

слабовидящих)

Создание альманаха с печатной

версией экскурсионного обзора с

фотографиями и кратким

описанием, а также стихов и прозы

обучающихся, посвященной

родному краю и Великой

Отечественной войне, по теме «75

лет Великой Победы»

Обсуждение достигнутых

результатов

Отзывы.

5

Рефлексия работы над

проектом, обсуждение перспектив

работы над проектом (организация

и проведение акций в рамках

проекта – работа СМИ, выпуск

буклетов, баннера и социальной

рекламы)

Подведение итогов

психолого-педагогической

диагностики и самоанализа

обучающихся

Составление рекомендаций по

определению предпочтений и

наклонностей обучающихся в

различных сферах деятельности

Ноябрь

2019,

февраль,

май 2020

Обучающиеся 8-11 классов,

классные руководители 8-11

классов, Совет

старшеклассников,

психолог, руководитель

проекта

Промежуточный

этап

диагностической

работы

по

выявлению

индивидуальных способностей обучающихся показан на примере графиков.

Графики

динамики

заинтересованности

обучающихся

в

своей

деятельности в процессе работы над проектом.

Графики показывают уровень активности и заинтересованности детей в

своей деятельности.

На графике можно увидеть нарастающий интерес, либо стагнация и

снижение заинтересованности ребенка.

На заключительном этапе исследования составляется количественный

график-диаграмма

показывающий

процент

активности

детей

в

каждом

испытуемом направлении (административное, исполнительное, командное,

логическое мышление).

Использованная литература

1. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения

педагога-профессионала: субъекты и объекты сопровождения // В сборнике:

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего

образования

Сборник

научных

статей

III-й

Всероссийской

научно-

практической

конференции.

Под

общей

редакцией

О.Б.

Даутовой,

И.И.

Соколовой. 2015. С. 21-29.

2.

Долгова

В.И.,

Рокицкая

Ю.А.

Диагностико-аналитическая

деятельность психолога в сфере образования. — М.: Перо, 2016. — 241 с.

3.

Соколова

Д.В.,

Сеничева

Н.Н.

К

вопросу

о

психолого-

педагогическом

сопровождении

образовательного

процесса

//

Научный

альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.

4. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В.,

Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей школьного возраста //

Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.

Процентное соотношение

1 направление

2 направление

3 направление

4 направление



В раздел образования