Автор: Борисенкова Лилия Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие антидопинговой компетентности в образовательном процессе студентов-спортсменов Смоленского училища олимпийского резерва."
Раздел: среднее профессиональное
Развитие антидопинговой компетентности в образовательном процессе
студентов-спортсменов Смоленского училища олимпийского резерва.
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО
«Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»
Высокая цена победы в современном спорте порождает ряд негативных
проявлений, среди которых особую тревогу вызывает проблема употребления
допинга.
Иногда
можно
услышать
мнение,
что
с о в р е ме нны й
высокотехнологичный допинг перестал быть вредным для здоровья. Однако, это
не так. За все приходится платить, тем более за искусственное превышение
порога человеческих возможностей. Регулярное применение допингов вызывает
нарушение функций многих физиологических систем. Многие нарушения
проявляются не сразу после использования допингов, а спустя 10-20 лет или в
потомстве. Отрицательные последствия для здоровья
молодых
атлетов,
нарушение нравственных принципов спорта характеризуют остроту данной
проблемы.
Насколько бы эффективной не была официальная борьба с допингом,
случаев применения запрещённых субстанций и методов остается немало. В
современной
Всемирной
антидопинговой
программе
основное
внимание
уделяется
вопросам
допинг-контроля
и разработке нормативно-правовых
документов. Серьёзное внимание антидопинговые организации и спортивные
федерации уделяют развитию образовательных программ.
Занятия по антидопинговому образованию проводятся
узким
кругом
специалистов, главным образом, среди членов сборных команд и молодых
спортсменов,
поскольку
охватить,
вследствие
недостатка
педагогов,
всех
участников спортивной деятельности невозможно.
В современных условиях назрела острая необходимость расширить рамки
антидопингового образовательного пространства что в дальнейшем сможет
способствовать созданию ценностных ориентиров и знаний антидопинговой
направленности у молодых спортсменов.
Антидопинговое образование
– это процесс обучения, воспитания и
развития личности, направленный на формирование системы теоретических и
практических
знаний,
умений,
творческих
способностей,
ценностных
ориентаций,
поведения
и
деятельности
в
духе
неприятия
допинга,
обеспечивающих ответственное отношение к самому себе, уважение к правилам
соревнований, сопернику, зрителям.
В целях повышения эффективности информационно-просветительской
работы по профилактике и образованию в области борьбы с допингом Минспортом
России реализуется комплексная система мероприятий. В этой связи важное
значение имеют меры по воспитанию нулевой терпимости к допингу со стороны
молодежи и освоение соответствующих разделов в образовательных программах
профессионального образования в области физической культуры и спорта.
Начиная со второго семестра 2016/2017 учебного года, в учебный процесс
Смоленского
государственного
училища
олимпийского
резерва
введена
дисциплина
«Основы
антидопингового
обеспечения»,
направленная
на
формирование нравственных установок и основ образованности в области
противодействия допингу
В результате, на сегодняшний день, введение такой дисциплины как
«Основы антидопингового обеспечения», позволила существенно снизить у
обучающихся уровень моральной приемлемости допинга и повысить знания в
области противодействия допингу. Результаты проведенного анкетирования на
занятиях по этой дисциплине, показали, что допинг еще не до конца утратил
моральную
приемлемость
в
сознании
существенного
числа
студентов
-
спортсменов, однако, допинг воспринимается скорее как вынужденная мера,
чем как неизбежное зло.
Низкий
интерес
спортсменов
к
теме
допинга,
недостаточная
осведомленность о его негативном воздействии как никогда актуализируют
необходимость
данной
образовательной
стратегии
в
процессе
работы
с
молодыми спортсменами. Тем более, что образовательные мероприятия такого
рода будут использованы для совершенствования учебно-воспитательной и
тренировочной работы в учреждениях физкультурно-спортивного образования и
повышения знаний в области противодействия допингу.
В процессе обучения студенты поняли: если спортсмен был уличен в
употреблении допинга, его образ автоматически должен стать отрицательным в
глазах всего общества. Повысилась оценка такой важной для личности в целом и
спортсмена в особенности ценности как «ответственность», которая входит в
число основных антидопинговых ценностей. Значительно возросло количество
суждений
о
необходимости
борьбы
с
употреблением
допинга
Студенты
показали значительное изменение собственных суждений по данному вопросу,
выразившись в необходимости борьбы с употреблением допинга. Все это
убедительно свидетельствует об эффективности педагогического воздействия и о
формировании важнейших компонентов антидопинговой компетентности –
чувства неприятия допинга и правовой сознательности.
Таким образом, занятия по основам антидопингового обеспечения нашли
понимание у студентов, значительно повысили их положительное отношение к
процессу обучения и возможности его эффективного применения для борьбы с
негативными социальными явлениями.
Наиболее
доступным
и
наименее
дорогостоящим
способом
противодействия
допингу
является
антидопинговое
образование,
которое
активно внедряется в практику подготовки спортсменов. Ведь антидопинговая
компетентность – это совокупность профессиональных и антидопинговых
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающих
возможность
эффективной
антидопинговой деятельности будущих педагогов по физической культуре и
спорту в процессе реализации профессиональных задач.
С каждым днем антидопинговая пропаганда набирает силу. Сегодня в
разных
регионах
принимаются
усилия
по
организации
образовательной
деятельности,
направленной
на
профилактику
применения
допинга.
В
соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с
допингом в спорте, Всемирного антидопингового Кодекса, международными
стандартами организации антидопинговой деятельности разработана Московская
комплексная
антидопинговая
программа
«Честный
спорт».
Активную
просветительскую деятельность среди спортсменов, тренеров и спортивных
врачей ведет Национальная антидопинговая организация «РУСАДА».
В то же время, само по себе наличие программных и методических
материалов не позволит полностью решить проблему формирования zero
tolerance - нулевой терпимости к допингу. Как показали последние иссле
дования,
проблемы такого плана наиболее эффективно могут быть решены при помощи
современного научно-методического обеспечения реализации образовательных
программ.
Для
того,
чтобы
разработанные
образовательные
программы
были
реализованы, необходима подготовка педагогов, способных квалифицированно
выполнять эту работу
Здоровье, ответственность, дисциплинированность, честность, твердая
воля, развитие и познание – вот те наиболее существенные ценности для развития
антидопинговой компетентности, поскольку современный спорт и общество
предъявляют повышенные требования к образовательным, нравственным и
профессиональным качествам будущих педагогов по физической культуре и
спорту, в том числе в области противодействия допингу.
Использованная литература:
1. Абсалямов Т.М. Международные и внутригосударственные аспекты борьбы
с допингом в спорте / Т.М. Абсалямов // Вестник спорт, науки. -2003,-№2.-С. 52-57.
2. Гончарова Е.К. Социально-педагогические и организационные основы борьбы с
допингом в спорте: автореф. дис. . канд. пед. наук / Гончарова Е.К.; МГАФК. Малаховка,
1995. - 31 с. - Библиогр.: с. 3031.
3. Егоров А.Г. Фэйр плэй в современном спорте: учеб. пособие / А.Г. Егоров,
М.А. Захаров. Смоленск, 2006 - 186 с.
4. Солдатенков Ф.Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой
направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культур:
автореферат. Смоленск. 2011, С.216