Автор: Трофимова Маргарита Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №107
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Развитие творчества у дошкольников через кукольный театр
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творчества у дошкольников через кукольный театр»
Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется
играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В
игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в
играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым
существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И
порой кукла является самым любимым и близким существом не только для
девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в
твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и
взрослых.
Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей
впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их
общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было
больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в
повседневную жизнь дошкольников и семьи, чтобы их спектакли были
интересными, яркими, содержательными.
Ничего, что для большинства педагогов и родителей работа с куклами
совершенна незнакома. Довольно скоро, после ряда упражнений, будут
освоены первоначальные навыки, которые при дальнейшей работе
постепенно закрепятся и усовершенствуются: кукла начнет «слушаться» и
выполнять все, что предусмотрено пьесой.
Театрализованные игры - одни из видов детской деятельности, которые
используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их
различным действиями с предметами, способом и средствам общения. В
игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны
психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и
трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы
кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной
образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние
театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как
сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время
игры чувствует себя раскованно, свободно.
Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребенку нравится
играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к малышам, играющим
самостоятельно. Их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно
смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими
они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом –
ответственными, важным, нужным людям.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.
Надев на руку куклу- котенка, собачку, петрушку, воспитатель читает потешку,
шутку, попевку, подражает голосом животных, вызывает у ребенка
положительную эмоциональную реакцию. Дети, как правило, знают и любят
кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед
педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным
театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных
произведений.
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них
неизменной любовью. За что? Малыши смеются, когда смеются персонажи,
грустят, огорчаются вместе с ними, могут поплакать над неудачами любимого
героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание игр
имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.
Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои
становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в
полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает
свойственные ему черты. Поскольку положительные качества поощряются, а
отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать
добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков
создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к
дальнейшему контролю за своим поведением. Образное, яркое
изображение социальной действительности, явление природы, знакомит
детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело,
поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно
сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием
тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
сторона речи. Новая роль особенно, диалог персонажей, ставит малыша
перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно
пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в
них не только зрители, сколько активные участники.