Напоминание

"Москва-столица нашей Родины"


Автор: Кононова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 705
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Москва-столица нашей Родины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД «Москва — столица нашей Родины»

Воспитатель: Кононова О.Ю.

Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать

у детей более целостный образ Москвы – столицы.

Задачи:

1. Образовательные:

• Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

• Обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города,

учить узнавать их по иллюстрациям.

• Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве.

• Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы,

людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о

Юрии Долгоруком, о московском кремле.

2. Коррекционно – развивающие:

• Развитие речи: активизировать словарь по теме, закреплять умение

образовывать прилагательные от существительных; развивать умение

согласовывать слова в предложениях.

3. Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие

патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к

своей Родине.

Предварительная работа:

• ознакомление с картой России.

• Беседы о Москве.

• Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.

• Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.

• Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы:

Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол,

Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и

императрицы Анны Иоанновны, изображение флага России, герба России

и Москвы; аудиозапись гимна России.

Ход занятия.

Организационный момент: - Ребята, в какой стране мы живем? (в Росси, кто мы с

вами? (россияне, россиянин, россиянка; в случае необходимости беседа о

гражданстве и национальностях, акцент на развитие толерантности к другим

национальностям)

Воспитатель вешает карту России, предлагая ребятам показать границы, помогает.

- В каждой стране есть главный город – столица. Кто знает, как

называется столица России? (ответы)

А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)-

Основателем Москвыбыл князь Юрий Долгорукий (портрет).

Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери;

реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовывались

много маленьких сел. И именно князь Ю. Д. решил объединить эти села в город –

так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому

называлась Москва «Деревянной»(беседа о деревянных домах и возможности

пожара).

Затем в Древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные

стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их

заменили толстые стены из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва

белокаменная», и Москву стали называть «белокаменной».

А позднее построен был Кремль из красного кирпича (иллюстрация «Кремль»).

Это уже современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света,

чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня

небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями.

Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что

запоминается гостям больше всего.

В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название, одну из них вы знаете

(Спасская, иллюстрация…Правильно, а чем она знаменита? Действительно, на

ней часы, по которым сверяет время вся страна– куранты. В Кремле работает

правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто

является главой нашего государства? (ответы – Президент, ФИО, обращается

внимание на портрет в Патриотическом уголке).

А это, ребята, самая знаменитая площадь Москвы – Красная (иллюстрация). Как

вы думаете, почему она так называется? (варианты) именно, потому что на Руси

всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и

др. пословицы и поговорки).

Какие еще сооружения Красной площади вам уже знакомы?)ил-ция «Собор В.

Блаженного»)

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам

(возможно дополнительно – иллюстрации Третьяковской галереи, Большого

театра и др.). но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных

памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. (иллюстрации)

Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось

словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна

замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам

пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она

предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А

огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто

знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и

кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так

называемым дробовикам.)

А это, ребята, Царь – колокол. (ил-ция) он был изготовлен по приказу русской

императрицы Анна Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил

Моторины. А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в

Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол

расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур

колокол и треснул, от него отвалился кусок)

Верно, колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в

земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?

Дети отвечают поочереди:

- Москва – всем городам мать!

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал!

- Москва белокаменная, хлебосольная, златоглавая!

- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.

Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее,

у них больше возможностей делать великие дела!

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб,

флаг.

Ребята, а вы знаете, что это такое – правильно, Герб города Москвы, а на этой

иллюстрации (ил-ции герба и флага Москвы и герба России) что общего и чем

различаются эти картинки? (ответы детей, рассказ об особенностях двуглавого

орла, о Георгии Победоносце как символе победы добра над злом и знаний над

невежеством)

Физминутка (а давайте и мы представим себя орлами)

Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся

из стороны в сторону)

И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)

Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны

из стороны в сторону)

И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)

Гимн (прослушать аудиозапись, обсудить содержание, особенности поведения во

время звучания)

Вот это флаг нашей страны (ил-ция)

Перечислите основные цвета (проговорить с движениями)

На нашем флаге каждый цвет имеет значение:

• Белый – символ чистоты намерений и благородства – означает, что

у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относиться ко

всем странам.

• Синяя полоска – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны.

• Красная полоска – символ отваги- означает, что каждый гражданин России готов

защищать свободу и честь родины от врагов.

Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия

заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном

городе.

Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный

город нашегогосударства – России.

Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе. Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. С. Пушкин)

Итог занятия, связь с другими областями НОД

Воспитатель предлагает детям нарисовать по желанию Кремль, Спасскую башню,

Царь – Пушу или Царь – Колокол, флаг или герб.



В раздел образования