Автор: Кононова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 705
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Москва-столица нашей Родины"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Москва — столица нашей Родины»
Воспитатель: Кононова О.Ю.
Цель: продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать
у детей более целостный образ Москвы – столицы.
Задачи:
1. Образовательные:
• Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.
• Обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города,
учить узнавать их по иллюстрациям.
• Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве.
• Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы,
людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о
Юрии Долгоруком, о московском кремле.
2. Коррекционно – развивающие:
• Развитие речи: активизировать словарь по теме, закреплять умение
образовывать прилагательные от существительных; развивать умение
согласовывать слова в предложениях.
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие
патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к
своей Родине.
Предварительная работа:
• ознакомление с картой России.
• Беседы о Москве.
• Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.
• Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.
• Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы:
Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол,
Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и
императрицы Анны Иоанновны, изображение флага России, герба России
и Москвы; аудиозапись гимна России.
Ход занятия.
Организационный момент: - Ребята, в какой стране мы живем? (в Росси, кто мы с
вами? (россияне, россиянин, россиянка; в случае необходимости беседа о
гражданстве и национальностях, акцент на развитие толерантности к другим
национальностям)
Воспитатель вешает карту России, предлагая ребятам показать границы, помогает.
- В каждой стране есть главный город – столица. Кто знает, как
называется столица России? (ответы)
А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)-
Основателем Москвыбыл князь Юрий Долгорукий (портрет).
Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери;
реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовывались
много маленьких сел. И именно князь Ю. Д. решил объединить эти села в город –
так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому
называлась Москва «Деревянной»(беседа о деревянных домах и возможности
пожара).
Затем в Древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные
стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их
заменили толстые стены из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва
белокаменная», и Москву стали называть «белокаменной».
А позднее построен был Кремль из красного кирпича (иллюстрация «Кремль»).
Это уже современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света,
чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня
небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями.
Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что
запоминается гостям больше всего.
В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название, одну из них вы знаете
(Спасская, иллюстрация…Правильно, а чем она знаменита? Действительно, на
ней часы, по которым сверяет время вся страна– куранты. В Кремле работает
правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто
является главой нашего государства? (ответы – Президент, ФИО, обращается
внимание на портрет в Патриотическом уголке).
А это, ребята, самая знаменитая площадь Москвы – Красная (иллюстрация). Как
вы думаете, почему она так называется? (варианты) именно, потому что на Руси
всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и
др. пословицы и поговорки).
Какие еще сооружения Красной площади вам уже знакомы?)ил-ция «Собор В.
Блаженного»)
В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам
(возможно дополнительно – иллюстрации Третьяковской галереи, Большого
театра и др.). но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных
памятника - Царь – пушку и Царь – колокол. (иллюстрации)
Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось
словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна
замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам
пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она
предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А
огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто
знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и
кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так
называемым дробовикам.)
А это, ребята, Царь – колокол. (ил-ция) он был изготовлен по приказу русской
императрицы Анна Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил
Моторины. А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в
Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол
расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур
колокол и треснул, от него отвалился кусок)
Верно, колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в
земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?
Дети отвечают поочереди:
- Москва – всем городам мать!
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал!
- Москва белокаменная, хлебосольная, златоглавая!
- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.
Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее,
у них больше возможностей делать великие дела!
Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб,
флаг.
Ребята, а вы знаете, что это такое – правильно, Герб города Москвы, а на этой
иллюстрации (ил-ции герба и флага Москвы и герба России) что общего и чем
различаются эти картинки? (ответы детей, рассказ об особенностях двуглавого
орла, о Георгии Победоносце как символе победы добра над злом и знаний над
невежеством)
Физминутка (а давайте и мы представим себя орлами)
Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся
из стороны в сторону)
И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)
Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны
из стороны в сторону)
И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)
Гимн (прослушать аудиозапись, обсудить содержание, особенности поведения во
время звучания)
Вот это флаг нашей страны (ил-ция)
Перечислите основные цвета (проговорить с движениями)
На нашем флаге каждый цвет имеет значение:
• Белый – символ чистоты намерений и благородства – означает, что
у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относиться ко
всем странам.
• Синяя полоска – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны.
• Красная полоска – символ отваги- означает, что каждый гражданин России готов
защищать свободу и честь родины от врагов.
Много еще в Москве интересного, но на этом наша сегодняшняя экскурсия
заканчивается. Позднее вы узнаете еще много интересного об этом удивительном
городе.
Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный
город нашегогосударства – России.
Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе. Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. С. Пушкин)
Итог занятия, связь с другими областями НОД
Воспитатель предлагает детям нарисовать по желанию Кремль, Спасскую башню,
Царь – Пушу или Царь – Колокол, флаг или герб.