Автор: Швиммер Галина Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 456
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Колпинский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Живые опросы"
Раздел: среднее образование
Статья «Живые опросы»
Старые добрые традиционные игровые технологии обучения на уроке –
мощная форма взаимодействия педагога и обучающихся, их никто не отменял. С
одной стороны, игра – это весело, интересно, необычно, а с другой стороны, игра
–
это
познание
нового
в
увлекательном,
необычном
формате.
При
этом
у
обучающихся укореняется привычка сосредотачиваться, стремиться к знаниям,
много размышлять; развивается внимание, фантазия, умение контролировать
себя
и
окружающих
в
команде.
И,
парадокс,
самые
пассивные
и
ленивые
включаются в игру с большим интересом, и часто выигрывают.
Но в настоящее время представить учебный процесс без использования
современных информационных технологий невозможно.
Мобильный телефон – один из самых доступных гаджетов в мире. Есть
практически
у
каждого
человека.
Однако
в
образовательной
деятельности
возможности этого мобильного устройства используются достаточно редко. А
почему? Ведь смартфоны и планшеты из жизни современного подростка уже не
выкинешь.
Дети
параллельно
существуют
в
двух
мирах:
реальном
и
виртуальном, даже на уроке. При этом отношения обучающихся и педагогов
портятся из-за нежелания детей расставаться с телефоном на уроках, дети хуже
воспринимают школу и меньше хотят учиться. Запреты на телефоны усугубляют
отношения. Ребята игнорируют школьные правила. Растет их отрыв от школы.
Так давайте попробуем обратить это, с нашей точки зрения, зло себе и
детям на пользу.
В настоящее время около существует около полумиллиона
образовательных высококачественных приложений, среди которых множество
абсолютно бесплатных веб-сервисов. Веб-сервис – это программное
обеспечение, которое предоставляет платформенно-независимый доступ к своим
данным другим программным продуктам через сеть Интернет.
Скажу
по
собственному
опыту,
что
найти
подходящее
образовательное
приложение, которое действительно улучшает преподавание и обучение, очень
трудоемко. Кроме того, поиск осложнен тем, что подавляющее большинство из
них на иностранных языках, а с моим подзабытым английским языком и вовсе
нереально. Поэтому хочу поделиться с участниками проекта Инфоурок своими
находками.
Среди огромного количества мобильных приложений я остановилась на
нескольких из них. Успешно применяю на уроках. Приведу их названия: Веб-
сервис Фабрика кроссвордов (позволяет быстро составить или сгенерировать
кроссворд онлайн, а также разгадывать кроссворды), LearningApps (сервис для
разработки разнообразных интерактивных заданий, содержит уйму готовых),
Мастер-тест
(русско-язычный
веб-сервис)
и
много
других
интересны
веб-
сервисов.
Но
особо
хочется
остановиться
на
мобильном
приложении Quizizz.
Иноязычный бесплатный веб- сервис, но устанавливаете для себя любой язык.
Содержит уже готовые викторины, тесты, созданные другими пользователями
сервиса, по различным предметам на разных языках, которые вы можете
трансформировать на русский язык; позволяет создавать собственные и
выкладывать или, наоборот, не делиться ими с другими пользователями; вы
можете копировать другие викторины и перерабатывать по своему усмотрению;
создавать на своей страничке коллекцию викторин, тестов, опросов по темам,
что позволяет быстро найти и включить ИГРУ. Я намеренно выделила слово, т.к.
проводится опрос в виде игры. Можно провести игру прямо в классе на любом
нужном для вас этапе урока, или задать её как домашнее задание. Если вы будете
использовать игру на уроке, можете вывести на доску через компьютер
интерактивную таблицу лидерства, а после окончания игры (викторины, опроса,
теста) вывести на экран подробный отчет в виде таблицы Excel (создает само
приложение), что опять-таки позволяет вам и обучающимся выяснить, где они
нуждаются в помощи, что усвоено лучше или хуже, причем индивидуально. Вы
можете проанализировать свою собственную работу, использовать подробные
отчеты в Excel для коррекции знаний детей. Очень важно, что вы задаете разный
промежуток времени на каждый вопрос викторины, ограничивая при этом время
на всю игру. Кроме того, у каждого обучающегося вопросы даются вразнобой,
что не дает возможности «списывания» или подсказки.
На мастер-классах мне обязательно задают вопрос: «А что делать детям, у
которых кнопочный телефон и без интернета?». Для них этот опрос выводится
через компьютер на доску (правда, это не так весело и интересно), и ребята
отвечают на вопросы письменно в тетради или на листочках, а вы сами их
проверите. Второй вариант - это продумывать командный вариант работы с
устройством.
Называют эти опросы живыми, т.к. вы получаете мгновенный результат.
Можно провести при изучении новой темы, в качестве итогового, обобщающего
опроса, домашней работы.
При этом на уроке создаются условия для выработки умений обучающихся
оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог,
согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать
результаты деятельности и сам процесс.
Такие технологии в западном мире называют BOYD (Bring your own device),
когда учащиеся приносят свои мобильные устройства, и с их помощью
происходит работа в учебной деятельности. Технология «Принеси свое
устройство», думаю, что скоро и нас в России она будет также широко
распространено.
Уроки с применением технологии BOYD надолго запоминаются ребятам,
часто они просят её повторить или провести другие. Удивительно видеть, как
самые нерадивые ученики стараются заслужить возможность «поиграть».
Краткое руководство для тех, кто заинтересовался:
Войти на Quizizz;
Пройти регистрацию в качестве учителя;
Попробовать для начала чужие наработки;
Создать и провести свои викторины;
Обучающиеся должны войти на Quizizz, набрать пятизначный код,
сгенерированный сервисом и свое имя;
По окончанию игры показать на экране рейтинг.
В итоге хочется отметить следующее: Живые опросы развивают у
учащихся способность оценивать взаимодействие с партнёром; сопоставлять
данные, представленные в разных формах (текст, таблица, рисунок, анимация);
готовность к решению новых задач в нестандартных условиях. Во время
проведения опроса страсти зашкаливают, так что лучше всего играть перед
этапом рефлексии.
Использование веб-сервисов в образовательном процессе – один из
мощнейших способов повышения мотивации обучения. Внедрение мобильных
приложений в канву урока повысит его эффективность, освободит учителя от
проверки ученических работ, увеличит привлекательность обучения, а также
разнообразит формы обратной связи.
Швиммер Галина Евгеньевна
учитель математики и черчения ГБОУ СОШ № 456 Колпинский район города
Санкт-Петербурга.