Автор: Данилович Елена Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: c.Покосное
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок по технологии:"Электрическая цепь и источники света".
Раздел: среднее образование
Электрическая цепь и источники света.
Урок по технологии
Класс: 8 а класс.
Учитель технологии Данилович Елена Николаевна.
Дата проведения: 12.12.2019год.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, источники света их назначение и условные обозначения.
Задачи урока:
а) формирование представлений об электрической цепи и источникам света, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование
научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками ин-
формации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный ре-
зультат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к теме урока, формирование мотивации постановкой позна-
вательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал.
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
учебные действия
Формируе-
мые спосо-
бы действий
Осуществ-
ляемые
учебные
действия
Форми-
руемые
способы
действий
Осуществ-
ляемые
учебные
действия
Форми-
руемые
способы
действий
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и проверка
посещаемости. Учащиеся рассажи-
ваются по группам, за три рабочих
стола.
Здравствуйте! Рады видеть вас в
добром здравии.
Приветствие уча-
щихся.
Отвечают на при-
ветствие учителя.
Выделение
существен-
ной инфор-
мации из
слов учите-
ля.
Взаимодей-
ствуют с
учителем
Слушание
учителя
Целеполага-
ние
Умение
настраи-
ваться на
занятие
2. Актуализация знаний
Прежде чем мы познакомимся с темой
урока, необходимо вспомнить предыду-
Даёт зада-
ния обу-
Выполняют само-
стоятельно задание.
Компетенция
обучающих-
Взаимодей-
ствуют с
Слушание
учителя.
Развитие ре-
гуляции
Регуляция
учебной
щий материал, используя имеющиеся
кроссворд, разгадайте слова по горизон-
тали , когда известно вписанное слово по
вертикали
Разгадай кроссворд группа № 1
1.
Ночной в комнате ….
2.
Единица измеряющая напряже-
ние…
3.
Прибор регулирующий ток..
4.
Что двигается по проводам элек-
трический …
С
В
Е
Т
И
Л
Ь
Н
И
К
В
О
Л
Ь
Т
Р
Е
Л
Е
Т
О
К
Разгадай кроссворд группа № 2
1.Прибор для измерения напряжения…
2. Прибор для измерения силы тока…
3. Единица измерения длины…
4.Количество энергии для нагревания…
5. Единица измерения мощности…
в
о
л
ь
т
м
е
т
р
а
м
п
е
р
м
е
т
р
м
е
т
р
т
е
п
л
о
т
а
в
а
т
т
Разгадай кроссворд группа № 3
1.Один из полюсов батарейки…
2.Прибор для регулирования сопротив-
ления…
3. Вещество проводящее электрический
чающимся.
Следит за
самостоя-
тельностью
выполнения
заданий.
Ответы:
Цепь, лампа, свет.
ся в области
физики, тех-
нологии.
учителем
учебной
деятельно-
сти.
Взаимокон-
троль вы-
полнения
задания в
парах.
Самокон-
троль.
деятельно-
сти.
4. Ночной в комнате ….
о т
р
и
ц
а
т
е
л
р
е
о
с
т
а
п
р
о
в
о
с
в
е т
и
л
ь
н
и
к
3. Постановка цели и задач урока
Беседа с учащимися по вопросам:
1.
Цепь какая? Электрическая.
2.Лампа что это? Источник света .
Выяснение темы
урока и формули-
ровка его цели.
Постановка про-
блемного вопроса
Отвечают на вопро-
сы учителя. Выдви-
г а ю т предположе-
н и я о т е м е
урока
«Электрическая
ц е п ь
и
источники
света».
Ц е л ь урока:
рас-
крыть сущность со-
с т а в н ы х
частей
э л е к т р и ч е с к о й
це-
пи, познакомится с
источн и к а м и
света
их назначение
.
Отвечают на во-
просы учителя.
Выделение
существен-
ной инфор-
мации из
слов учите-
ля. Осущест-
вление ак-
туализации
личного
жизненного
опыта.
Взаимодей-
ствуют с
учителем
Слушание
учителя и
товарищей,
построение
понятных
для собе-
седника
высказы-
ваний.
Развитие ре-
гуляции
учебной
деятельно-
сти.
Взаимокон-
троль вы-
полнения
задания в
парах.
Самокон-
троль.
Умение
слушать в
соответст-
вие с целе-
вой уста-
новкой.
Принятие и
сохранение
учебной
цели и за-
дачи.
Уточнение
и дополне-
ние выска-
зываний
обучаю-
щихся .
4. Первичное усвоение новых знаний
У вас на столах лежат лампы .
Определить вид лампы, объяснить
принцип работы и область приме-
нения. Учебник технологии 8 класс
стр. 172 §32
Даёт задание
Работают с мате-
риалом учебника,
выделяют сущест-
венную информа-
цию
Формирова-
ние исследо-
вательских
действий
Объединяют
усилия на
решение по-
ставленных
задачи, вы-
Согласова-
ния усилий
по реше-
нию учеб-
ной задачи,
Контроль
правильно-
сти ответов
обучающих-
ся.
Умение
слушать в
соответст-
вие с целе-
вой уста-
Группа №1 лампа галогенновая.
Группа №2 лампа люминесцентные
Группа №3 лампа неоновая
полняют в
парах.
договари-
ваться и
приходить
к общему
мнению в
совместной
деятельно-
сти, учи-
тывать
мнения
других
Самокон-
троль и
взаимокон-
троль.
новкой.
С о в о к уп н о с т ь
устройств, по
кото-
р ы м
т е ч е т
э л е к т р и ч е с к и й
ток, на-
зывается электрической цепью. Це-
п и б ы в а ю т
простые
( к а к
п р и
де-
монстрации)
и сложные
(электро-
проводка), но во всех можно выде-
лить со ставные части. Устройства,
к о т о р ы е
и с п о л ь з у ю т
электриче-
с к у ю
энергию, называются
потре-
бителями.
Э т о п е р в а я
составная
ч а с т ь
цепи.
П р и в е д и т е
примеры
потребителей… в классе… дома…
н а с т о л е … ( д л я
л.
р.
лампочка).
Вторая составная часть цепи – ис-
точник тока ( для л.р.- гальваниче-
ский элемент). Источник тока под-
с о е д и н я ю т
в ц е п ь
в последнюю
о ч е р е д ь
с п о м о щ ь ю
соединитель-
ных проводов – это третья состав-
ная часть цепи. Есть еще одна важ-
н а я
ч а с т ь
э л е к т р и ч е с к о й
цепи.
В
Париже в 1881 году
на электротех-
нической выставке все были в вос-
торге от этого изобретение. Это –
выключатель. Роль его – замыкать
и размыкать электрическую цепь. В
Объясняет новый
материал, задает
вопросы учащим-
ся, демонстриру-
ет сборку цепи.
Даёт задание .
Слушают учителя,
отвечают на вопро-
сы.
Работают с разда-
точным материа-
лом, выделяют су-
щественную ин-
формацию, чертят
условные обозна-
чения и схему в
тетради.
Формирова-
ние исследо-
вательских
действий,
исследова-
тельской
культуры,
умения на-
блюдать, де-
лать выводы.
Объединяют
усилия на
решение по-
ставленных
вопросов,
выполняют
самостоя-
тельно зада-
ние. Обсуж-
дают.
Согласова-
ния усилий
по реше-
нию учеб-
ной задачи,
договари-
ваться и
приходить
к общему
мнению в
совместной
деятельно-
сти, учи-
тывать
мнения
других
Контроль
правильно-
сти ответов
обучающих-
ся.
Самокон-
троль и
взаимокон-
троль.
Планиро-
вать свои
действия.
Корректи-
ровать
свои дей-
ствия.
Принятие и
сохранение
учебной
цели и за-
дачи.
Уточнение
и дополне-
ние выска-
зываний
обучаю-
щихся.
т е х н и к е
и с п о л ь з у ю т
р а з н ы е
виды
з а м ы к а ю щ и х
и р а з м ы к а ю щ и х
уст-
ройств. Чтобы в цепи был ток, она
должна быть замкнутой, т.е. состо-
ять из проводников электричества.
Если в каком-нибудь месте провод
оборвётся, то ток в цепи прекратит-
ся.
Н а э т о м
и о с н о в а н о
действие
выключателей. Назовите замыкаю-
щие устройства в классе (Выключа-
тель, рубильник, кнопки, для л. р. –
ключ)
Монтаж электрической цепи состо-
ит из двух основных опера-
ций: оконцевания проводов
и присоединения их к электроарма-
туре .
Чтобы подсоединить провода к
электроарматуре, их предваритель-
но нужно зачистить и оконцевать.
Словарная работа.
что называется оконцеванием про-
водов.
Оконцевание проводов — это осво-
бождение их от изоляционной обо-
лочки и оформление петелькой
(кольцом) или прямым кон-
цом (тычком),в зависимости от
конструкции электроарматуры (на
доске).
5. Первичная проверка понимания
«Ребята, скоро вам предстоит заду-
маться о выборе будущей профес-
сии, а сейчас представьте, что вы -
электрики и перед вами схемы ЭЦ.
Назовите, из каких приборов они
состоят, и найдите «дефект» в каж-
дой из схем».
Даёт учащимся
задания выпол-
нить в парах зада-
ние на карточках,
физический экс-
перимент.
Находят «дефект» в
схемах, выполняют
практическое зада-
ние. Выполняют
задание по учебни-
ку.
Выделение
существен-
ной инфор-
мации. Ло-
гические
умозаключе-
ния.
Осознанно и
произвольно
строят рече-
вое высказы-
вание в уст-
ной форме.
Участвуют в
обсуждении
во фрон-
тальном ре-
жиме.
Понимать
на слух от-
веты обу-
чающихся,
уметь фор-
мулировать
собствен-
ное мнение
и позицию,
уметь ис-
пользовать
речь для
регулиро-
вания сво-
его дейст-
вия.
Контроль
правильно-
сти ответов
обучающих-
ся.
Самокон-
троль пони-
мания зада-
ний.
Умение
слушать.
Принятие и
сохранение
учебной
цели и за-
дачи.
Уточнение
и дополне-
ние выска-
зываний
обучаю-
щихся.
Осуществ-
ление са-
моконтро-
ля и взаи-
моконтро-
ля.
6. Первичное закрепление
Выполнить практическую работу
в группах.
Цель: 1.собрать электрическую
цепь из приборов, которые есть на
Формулировка
условий заданий.
Напоминание Т.Б.
Выполняют зада-
ния. Осуществляют
взаимопроверку.
Выставляют баллы
Закрепляют
знания, по-
лученные на
уроке.
Участвуют в
обсуждении
ответов на
вопросы во
Понимать
на слух от-
веты обу-
чающихся,
Контроль
правильно-
сти ответов
обучающих-
Умение
слушать в
соответст-
вие с целе-
столах.
Группа № 1 (патрон)
Группа № 2 (выключатель)
Группа № 3(вилка)
Из частей собранных группами
должна получиться электрическая
цепь.
2.начертите схему части цепи, рас-
ставьте усл. обозначения с названи-
ем прибора.
3.Решить задачу: Имеется электри-
ческая лампа, рассчитанная на ток
мощностью ….. Вт. Ежедневно
лампа горит в течение 1 часа. Най-
ти работу тока за один месяц (30
дней) и стоимость израсходованной
энергии при тарифе
1,01 рубля за 1 кВт*ч.
Работать только
исправным инст-
рументом.
Соблюдать осо-
бую осторожность
при работе с мон-
терским ножом.
Снятие изоляци-
онной оболочки и
зачистку токове-
дущей жилы вы-
полнять только на
подкладной доске,
нож держать на-
клонно, резать от
себя.
Ручки щипцов
держать в обхват,
не закладывая
пальцы между
ними.
Изоляцию прово-
дов выполнять
надежно.
Соединительные
винты затягивать
туго.
Не работать от-
верткой на весу.
Включение цепи
после сборки
производить
только с разреше-
ния учителя
.
в рейтинговую таб-
лицу. Слушают
своих товарищей,
выполняющих за-
дание эвристиче-
ского характера.
Осознанно и
произвольно
строят рече-
вое высказы-
вание в уст-
ной форме.
фронталь-
ном режиме
уметь фор-
мулировать
собствен-
ное мнение
и позицию,
уметь ис-
пользовать
речь для
регулиро-
вания сво-
его дейст-
вия
ся.
Самокон-
троль пони-
мания во-
просов и
знания пра-
вильных от-
ветов.
вой уста-
новкой.
Принятие и
сохранение
учебной
цели и за-
дачи.
Уточнение
и дополне-
ние выска-
зываний
обучаю-
щихся.
Осуществ-
ление са-
моконтро-
ля.
7. Итог урока