Автор: Введенский Александр Владимирович
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Рыркайпий, Иультинский р-н, чукотский АО
Наименование материала: презентация -эссе
Тема: Преподобный Сергий Радонежский и его значение для России
Раздел: среднее образование
Эссе
Преподобный
Сергий Радонежский
и его значение для России.
Подготовил учитель английского языка
Введенский Александр Владимирович
МБОУ «Центр образования» с. Анюйск
Билибинского района Чукотского АО
Анюйск 2013
Чтобы понять Россию, надо
понять Лавру,
чтобы понять Лавру, надо
понять Сергия".
П. А. Флоренский
Чукотка находится далеко от памятников архитектуры
православной России. Но можно попробовать совершить
виртуальное путешествие не только на тысячи
километров на запад, но и вглубь веков, в годы тяжелых
испытаний, которых немало выпало на долю нашей
Родины.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Её называют сердцем
православной России, считая одной из самых почитаемых
общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда
была для страны примером верности Православию, силы
духа и действенной любви к своему земному Отечеству.
В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от
Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями
ростовского боярина Кирилла — Варфоломеем и Стефаном, —
решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную
пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая
церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.
Это крупнейший
действующий мужской
монастырь России.
Само рождение
прославленной обители
Живоначальной
Троицы современно
возвышению
Московского
княжества.
Кто же он Варфоломей –
основатель знаменитого
монастыря? Кем же был
этот человек - или он не
был?
Какими деяниями стяжал
он себе память людскую, не
меркнущую 600 лет?
Какой след оставил в
истории России?
Его биография (житие) –
цель данного исследования.
В своём рассказе первый
биограф Сергия Радонежского
Епифаний Премудрый
сообщает, что будущий
святой, получивший при
рождении имя Варфоломей,
родился в селе Варницы (близ
Ростова) в семье боярина
Кирилла, служилого
ростовских удельных князей,
и его жены Марии.
Родители Сергия
Радонежского бояре
Ростовские Кирилл и
Мария, были людьми
почтенными и
справедливыми.
Помогали бедным и
охотно принимали
странников.
Чудо преподобного Сергия
Радонежского прежде его рождения.
Удивительное чудо
свершилось еще до рождения
святого, когда он был в утробе
матери. Мария пришла в
церковь на литургию. Во время
богослужения неродившийся
ребенок трижды громко
прокричал. Мать заплакала от
страха. Люди, слышавшие крик,
стали искать ребенка в церкви.
Узнав, что младенец кричал из
утробы матери, все изумились и
устрашились.
Мария когда носила
ребенка, усердно
постилась и молилась.
Она решила, если
родится мальчик,
посвятить его Богу.
Младенец появился на
свет здоровым, но не
хотел брать грудь, когда
мать ела мясную пищу.
На сороковой день
мальчика принесли в
церковь, крестили и дали
ему имя Варфоломей.
Родители рассказали
священнику о
троекратном крике
младенца из утробы.
Священник же сказал,
что мальчик будет слугой
Святой Троицы. Через
время ребенок не стал
брать грудь в среду и в
пятницу, а также не хотел
питаться молоком
кормилицы, а только
своей матери.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться
грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим
Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих
успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно
отставал в обучении.
Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали,
сам же он со слезами молился, но учёба вперед не
продвигалась. И тогда случилось событие, о котором
сообщают все жизнеописания Сергия. Однажды отец
послал Варфоломея искать лошадей.
На поле под дубом мальчик увидел старца священника.
Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и
попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок
просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже
лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники.
Мальчик уговорил
священника зайти к его
родителям. Сначала
старец пошел в часовню
и велел Варфоломею
читать псалом.
Неожиданно для себя
отрок стал читать
хорошо. Старец пошел в
дом, отведал пищи и
предсказал Кириллу и
Марии, что их сын будет
велик перед Богом и
людьми.
В Ростове в то время
бесчинствовал воевода из
Москвы Василий Кочева.
Он отбирал имущество у
ростовцев, из-за этого
Кирилл и обеднел. Около
1328 года сильно
обедневшая семья
Варфоломея была
вынуждена перебраться в
город Радонеж. После
женитьбы старшего сына
Стефана, постаревшие
родители приняли схиму в
Хотьково-Покровский
монастырь.
После смерти
родителей
Варфоломей сам
отправился в
Хотьково-Покровский
монастырь, где уже
иночествовал его
овдовевший брат
Стефан.
Стремясь к «строжайшему
монашеству», к
пустынножитию, он оставался
здесь недолго и, убедив
Стефана, вместе с ним основал
пустынь на берегу реки
Кончуры, на холме Маковец
посреди глухого Радонежского
бора, где и построил (около
1335 года) небольшую
деревянную церковь во имя
Святой Троицы, на месте
которой стоит теперь
соборный храм также во имя
Святой Троицы.
Не выдержав слишком
сурового и аскетичного образа
жизни, Стефан вскоре уехал в
московский Богоявленский
монастырь, где позднее стал
игуменом. Варфоломей,
оставшись в полном
одиночестве, призвал некоего
игумена Митрофана и принял
от него постриг под именем
Сергия, так как в тот день
праздновалась память
мучеников: Сергия и Вакха.
Ему было 23 года.
Иногда дикие звери
приходили к хижине
преподобного Сергия.
Среди них был один
медведь, для которого
святой каждый день
оставлял по куску хлеба.
Посещения медведя
продолжались более года.
Более двух лет он жил совсем один, борясь со страхами
и искушениями, с голодом и морозом, с усталостью и
тоской.
Некоторые монахи навещали
Сергия и хотели поселиться
вместе с ним, но святой не
принимал их, ибо жизнь в
пустыньке была очень трудна. Но
все же некоторые настаивали, и
Сергий не стал прогонять их.
Каждый из монахов построил
себе келью, и стали они жить, во
всем подражая преподобному.
Иноки служили полунощницу,
заутреню, часы, а служить
обедню приглашали священника,
потому что Сергий по смирению
не принимал ни священства, ни
игуменства.
Когда собралось
двенадцать монахов, кельи
обнесли тыном. Сергий
неустанно служил братии:
воду носил, дрова рубил, еду
варил. А ночи проводил в
молитвах.
Игумен, который
постриг Сергия, умер.
Преподобный Сергий
стал молиться, чтобы
Бог дал новой обители
игумена. Братия же
начала просить
Сергия, чтобы он сам
стал игуменом и
священником.
Много раз приступала она с этой просьбой к
преподобному, и в конце концов Сергий с другими
иноками пошел в Переяславль к епископу Афанасию,
чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел
святому стать игуменом и священником. Сергий
согласился.
Вернувшись в обитель,
преподобный ежедневно служил
литургию и наставлял братию.
Некоторое время в обители было
только двенадцать монахов, а
потом пришел Симон,
архимандрит Смоленский, и с тех
пор число иноков стало
увеличиваться. Симон же
пришел, оставив
архимандритство. А старший
брат Сергия, Стефан, привел в
монастырь к преподобному
своего младшего сына Ивана.
Сергий постриг мальчика под
именем Федор.
Игумен сам пек просфоры,
кутью варил и свечи делал.
Каждый вечер он потихоньку
обходил все монашеские кельи.
Если кто-то празднословил,
игумен стучал этому брату в
окошко. Наутро же звал
провинившегося, беседовал с
ним и наставлял.
Сначала к монастырю не
было даже хорошей дороги.
Гораздо позже люди
построили возле того места
дома и села. А в первое
время монахи терпели
всякие лишения. Когда не
было еды, Сергий не
разрешал выходить из
монастыря и просить
хлеба, но приказывал в
монастыре ждать Божьей
милости.
Игумен Сергий всегда ходил в
бедной, ветхой одежде. Один раз в
монастырь пришел крестьянин,
чтобы побеседовать с
преподобным. Ему указали Сергия,
который в лохмотьях трудился на
огороде. Крестьянин не поверил,
что это и есть игумен.
Преподобный, узнав от братии о
недоверчивом крестьянине,
ласково поговорил с ним, но не
стал убеждать, что он и есть
Сергий. В это время в монастырь
приехал князь и, увидев игумена,
поклонился ему до земли
ЧУДО ОБ ИСТОЧНИКЕ
Однажды в монастыре
кончилась вода. Сергий
начал молится Богу, нашёл
место, окрестил его крестом и
стал читать молитву, и
горячо просить Бога, чтобы
появилась вода. Тогда
произошло настоящее чудо –
на этом месте пробился
родник, который теперь
называется Сергиевым. И
родник этот расточал чудеса –
тот, кто с верой пил воду из
этого родника, тот исцелялся.
Один благочестивый
человек пришел в
монастырь с больным
сыном. Но принесенный в
келью Сергия мальчик
умер. Отец заплакал и
пошел за гробом, тело же
ребенка оставил в келье.
Молитва Сергия
совершила чудо: мальчик
ожил. Преподобный
повелел отцу младенца
молчать об этом чуде, а
поведал о нем ученик
Сергия.
Когда ордынский
князь Мамай двинул
войска на Русь, великий
князь Дмитрий пришел
в монастырь к Сергию
за благословением и
советом — следует ли
выступить против
Мамая?
Преподобный
благословил князя на
битву».
Сергий Радонежский
отправил в ряды
русского войска, двух
своих монахов, русских
богатырей Александра
Пересвета и Родиона
Ослябю. Войско
Дмитрия разбило татар
на Куликовом поле.
Наверное,
благословление Сергия
Радонежского и Божья
помощь, сыграли в этой
великой ратной победе
не последнюю роль.
М. Авилов «Поединок на Куликовом поле»
8 сентября 1380 года битва на Куликовом поле началась
поединкам русского воина-схимонаха Александра Пересвета
и ордынского воина Темир Мурзы Челубея. Удар копий
богатырей был настолько силен, что оба умерли на месте.
После этого началась битва.
Когда русские увидели татарское войско, то остановились в
сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со
словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил
Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всем
происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он
предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших.
Войско Дмитрия
разбило татар на
Куликовом поле.
Наверное,
благословление
Сергия Радонежского
и Божья помощь,
сыграли в этой
великой ратной
победе не последнюю
роль.
Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил
его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь,
где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя
Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвине.
Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил
церковь и оставил там своего ученика Григория.
За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и
поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал
безмолвствовать. После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48
лет игуменства преподобный Сергий светло отошел
25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии
хранить чистоту православной веры.
В Едигеево нашествие на
Москву, случившееся в конце
1408 года, Никон был во сне
предупрежден преподобным
Сергием о напасти и
заблаговременно увел
братьев в безопасное место.
Однако сам монастырь был
тогда выжжен дотла.
Вернувшийся Никон
отстроил его заново.
В 1422 году, вследствие
случившегося видения,
открыты были
нетленные мощи
преподобного Сергия,
после чего Никон воздвиг
над мощами учителя
вместо деревянной
церкви каменную —
великолепный Троицкий
собор. Для его росписи
приглашены были
лучшие иконописцы —
иноки Андрей Рублев и
Даниил Черный.
Для иконостаса
Троицкого собора
преподобным Андреем
и написана
знаменитая икона
Троицы.
Важно отметить, что
до Троицкого собора
наша Церковь не
знала высоких
иконостасов.
С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена
30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в
пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством преподобного
Сергия, явную помощь которого защитники обители
неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-
месячная осада закончилась для поляков поражением.
Сергий Радонежский — один из
самых почитаемых русских святых,
ему посвящено большое количество
храмов. Своим святым
покровителем преподобного
Сергия считали артиллеристы
(«пушкари»).
По всей России в настоящее время
ему посвящены храмы и часовни
общим числом 591. В Москве
Сергию Радонежскому посвящены
67 храмов и часовен. Почитание
Сергия Радонежского возникло
раньше, чем появились
формальные правила канонизации
святых.
Подписью преподобного Сергия было скреплено
завещание великого князя Дмитрия Донского, в котором
был записан новый порядок престолонаследия — от
отца к старшему сыну.
Преподобным Сергием и при
его содействии были основаны
37 (!) монастырей в дотоле
необжитых местах нашей
Отчизны, которые составили
своеобразную «школу». Среди
них Симонов в Москве
Кержачский женский монастырь
Голутвин мужской монастырь в
Коломне
Высоцкий мужской монастырь близ Серпухова
Борисоглебский мужской монастырь около Ростова
Покровский монастырь близ Боровска
Велико значение Сергия
Радонежского для России:
Он мирил князей,
объединял их
наставлениями и молитвой;
Был учителем для
ищущих истину;
Насаждал православную
культуру;
Молитвенник за землю
русскую, духовный
наставник князей;
Монах - воитель,
благословил на битву
Дмитрия Донского и
воинство русское
Сергей Булгаков, русский
философ так определил
миссию Сергия:
«Преподобный Сергий
был и остаётся
воспитателем русского
народа, его пестуном и
духовным вождём».