Напоминание

"Использование приёмов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Балагозян Мариам Хачиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Елочка"
Населённый пункт: Одинцово, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование приёмов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




(Слайд 1)

Мастер класс для педагогов МБДОУ

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у

детей старшего дошкольного возраста

(Слайд 2)

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь

прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта,

дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память

не

подводила

нас

в

самые

важные

мгновения

жизни,

нужно

постоянно

тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти

существует

множество.

Остановимся

на

самом

интересном

из

них

мнемотехнике.

Послушайте притчу.

Давным-давно

в

Греции

на

острове

Хеосс

случилось

землетрясение,

засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме.

Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где

лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт

Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где

сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а

Симонид

стал

основоположником

нового

метода

запоминания

-

топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого

количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве

(например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить)

его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и

фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это

то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы

запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать)

с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский

метод

широко

использовал

Цицерон,

который

проговаривал

свою

речь,

шагая

из

комнаты

в

комнату.

Выступая

перед

публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по

пути факты и изречения.

(Слайд 3)

Этот

приём

и

лёг

в

основу

трактовки

понятия: «Мнемоника»

(греч.Mnemonika - искусство запоминания).

«Мнемноника (мнемотехника), -

совокупность приемов и способов,

облегчающих

запоминание

и

увеличивающих

объем

памяти

путем

образования искусственных ассоциаций».

-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы

мнемоники, сами того не зная!

Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра:

"Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как

Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в

этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый,

желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать

основную

систему

методов

и

приемов:

художественное

слово,

образец

рассказа

воспитателя,

вопросы

к

детям

по

прочитанному

произведению,

речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на

развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая,

что

в

данное

время

дети

перегружены

информацией,

необходимо,

чтобы

процесс

обучения

был

для

них

интересным,

занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в

данном

направлении

можно

применять

такие

эффективные

приёмы

мнемотехники – мнемосхемы.

(Слайд 4)

Суть

мнемосхем

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка;

таким

образом,

весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в

занятия с 4-5 лет, когда у детей уже

накоплен основной словарный запас.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному.

Необходимо

начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью

дети

преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и

приложения,

дети

выкладывают

из

мнемоквадратов

мнемодорожки,

а,

следовательно,

составляют

предложения,

сочиняют

небольшие

сказки,

рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в

небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Особое

место

в

работе

с

детьми

занимает

использование

в

качестве

наглядного

материала

мнемотаблиц.

Содержание

мнемотаблицы

это

графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей

сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения

главных

смысловых

звеньев

сюжета,

т.

е

можно

нарисовать

все

то,

что

посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему,

изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления

мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой

педагог

в

состоянии

нарисовать

подобные

символические

изображения

предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д.

помогают

детям самостоятельно определить главные свойства и признаки

рассматриваемого

предмета,

установить

последовательность

изложения

выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

(Слайд 5)

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи детей и используются мною для:

обогащения словарного запаса,

формировании правильного звукопроизношения(слайд 6)

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,(слайд 7)

при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы

облегчают

и

ускоряют

процесс

запоминания

текстов,

формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в

следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка,

символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После

этого

ребёнок

по

памяти,

используя

графические

изображения,

воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а

потом

припоминают

слова.

Заучивание

стихотворений

с

помощью

мнемотехники

становится

для

дошкольников

делом

в е с ё л ы м ,

эмоциональным.

(Слайд 8)

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней

изображено.

2

э т а п:

Осуществляется

перекодирование

информации,

т. е .

преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3

этап:

После

перекодирования

осуществляется

пересказ

сказки,

составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на

символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

(Слайд 9)

Работать с мнемотаблицами я начала в младшем возрасте, использовала

простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических

навыков, экологических представлений т. д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую

модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето",

"Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления

описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах,

птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям

самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого

предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные

способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея

компьютером сделать подобные символические изображения предметов и

объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные

мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка -

зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой

- изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста

схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость

символических изображений.

(Слайд 10)

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от

возраста и уровня развития детей:

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать

обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

(слайд 11)

При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая

отражает назывные понятия:

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

(предложить педагогам на ватмане )

При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание

последовательности

появления

героев,

поэтому

её

мы

отображаем

в

мнемотаблице.

(Слайд 12)

При обучении составлению рассказов в мнемотаблице показываются не

только назывные понятия, а и предположительные действия. Вот так мы

составляем рассказ о зиме:

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились.

Солнце светит, но не греет. Морозно! Люди зимой подкармливают птиц,

заботятся о домашних животных, некоторые лесные животные впали в

спячку. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах,

коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков,

строить снежные крепости.

Работа

по

развитию

речи

с

использованием

мнемотехники

это

начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям

легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и

воспроизводить

её.

Благодаря

данному

виду

работы

у

детей

появляется

желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории –

как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об

окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас;

появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети

преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед

аудиторией.

Использование

метода

мнемотехники

позволил

мне,

как

педагогу

повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить

задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в

свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению

в школе.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский

(слайд № 13 )

Обратите внимание на предложенную мной мнемотаблицу А теперь,

уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения

и прочитать его, опираясь на таблицу:

(слайд 14)

Снежинки

А. Усачёв

Ёжик смотрит на снежинки.

"Это, - думает, - ежинки...

Белые, колючие

И к тому ж - летучие".

Паучок на паутинке

Тоже смотрит на снежинки:

"Ишь какие смелые

Эти мухи белые!"

Заяц смотрит на снежинки:

"Это заячьи пушинки...

Видно, заяц - весь в пуху -

Чешет шубу наверху".

Мальчик смотрит на снежинки:

"Это, может быть, смешинки?.."

Не поймёт он, почему

Очень весело ему.

(на листе а3 составляется таблица совместно с участниками мастер класса)

примерная таблица, которая может получиться:

-А теперь попробуйте отгадать пословицы,зашифрованные в мнемодорожках:

(слайд 15,16)

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Делу время, а потехе час.

Глаза боятся, а руки делают

Каждый кулик свое болото хвалит.

Затем предложить оставить мнемодорожки по известным пословицам-один

составляет, остальные – угадывают.

Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

Готовь сани летом,а телегу –зимой.

Поспешишь-людей насмешишь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Итак, обучение детей с применением приемов мнемотехники для меня –

это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий

требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр,

изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя

метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь

является важным показателем умственных способностей ребенка и

готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

Обмен мнениями.



В раздел образования