Автор: Балагозян Мариам Хачиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Елочка"
Населённый пункт: Одинцово, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование приёмов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
(Слайд 1)
Мастер класс для педагогов МБДОУ
Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у
детей старшего дошкольного возраста
(Слайд 2)
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь
прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта,
дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память
не
подводила
нас
в
самые
важные
мгновения
жизни,
нужно
постоянно
тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти
существует
множество.
Остановимся
на
самом
интересном
из
них
—
мнемотехнике.
Послушайте притчу.
Давным-давно
в
Греции
на
острове
Хеосс
случилось
землетрясение,
засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме.
Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где
лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт
Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где
сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а
Симонид
стал
основоположником
нового
метода
запоминания
-
топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого
количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве
(например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить)
его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и
фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это
то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы
запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать)
с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский
метод
широко
использовал
Цицерон,
который
проговаривал
свою
речь,
шагая
из
комнаты
в
комнату.
Выступая
перед
публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по
пути факты и изречения.
(Слайд 3)
Этот
приём
и
лёг
в
основу
трактовки
понятия: «Мнемоника»
(греч.Mnemonika - искусство запоминания).
«Мнемноника (мнемотехника), -
совокупность приемов и способов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования искусственных ассоциаций».
-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы
мнемоники, сами того не зная!
Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра:
"Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как
Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в
этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый,
желтый, зелёный, синий, фиолетовый.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать
основную
систему
методов
и
приемов:
художественное
слово,
образец
рассказа
воспитателя,
вопросы
к
детям
по
прочитанному
произведению,
речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на
развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая,
что
в
данное
время
дети
перегружены
информацией,
необходимо,
чтобы
процесс
обучения
был
для
них
интересным,
занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в
данном
направлении
можно
применять
такие
эффективные
приёмы
мнемотехники – мнемосхемы.
(Слайд 4)
Суть
мнемосхем
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание
придумывается
картинка;
таким
образом,
весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,
но рациональнее вводить её в
занятия с 4-5 лет, когда у детей уже
накоплен основной словарный запас.
Прием мнемотехники строится от простого к сложному.
Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью
дети
преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и
приложения,
дети
выкладывают
из
мнемоквадратов
мнемодорожки,
а,
следовательно,
составляют
предложения,
сочиняют
небольшие
сказки,
рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в
небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Особое
место
в
работе
с
детьми
занимает
использование
в
качестве
наглядного
материала
мнемотаблиц.
Содержание
мнемотаблицы
–
это
графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей
сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения
главных
смысловых
звеньев
сюжета,
т.
е
можно
нарисовать
все
то,
что
посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления
мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой
педагог
в
состоянии
нарисовать
подобные
символические
изображения
предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д.
помогают
детям самостоятельно определить главные свойства и признаки
рассматриваемого
предмета,
установить
последовательность
изложения
выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
(Слайд 5)
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей и используются мною для:
обогащения словарного запаса,
формировании правильного звукопроизношения(слайд 6)
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,(слайд 7)
при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы
облегчают
и
ускоряют
процесс
запоминания
текстов,
формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в
следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка,
символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После
этого
ребёнок
по
памяти,
используя
графические
изображения,
воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а
потом
припоминают
слова.
Заучивание
стихотворений
с
помощью
мнемотехники
становится
для
дошкольников
делом
в е с ё л ы м ,
эмоциональным.
(Слайд 8)
Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней
изображено.
2
э т а п:
Осуществляется
перекодирование
информации,
т. е .
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3
этап:
После
перекодирования
осуществляется
пересказ
сказки,
составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на
символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
(Слайд 9)
Работать с мнемотаблицами я начала в младшем возрасте, использовала
простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических
навыков, экологических представлений т. д.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую
модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето",
"Осень".
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления
описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах,
птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям
самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого
предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные
способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея
компьютером сделать подобные символические изображения предметов и
объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные
мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка -
зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой
- изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста
схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость
символических изображений.
(Слайд 10)
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от
возраста и уровня развития детей:
Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток
Для старших дошкольников 9-16 клеток
Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать
обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)
(слайд 11)
При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая
отражает назывные понятия:
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
(предложить педагогам на ватмане )
При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание
последовательности
появления
героев,
поэтому
её
мы
отображаем
в
мнемотаблице.
(Слайд 12)
При обучении составлению рассказов в мнемотаблице показываются не
только назывные понятия, а и предположительные действия. Вот так мы
составляем рассказ о зиме:
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились.
Солнце светит, но не греет. Морозно! Люди зимой подкармливают птиц,
заботятся о домашних животных, некоторые лесные животные впали в
спячку. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах,
коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков,
строить снежные крепости.
Работа
по
развитию
речи
с
использованием
мнемотехники
–
это
начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям
легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить
её.
Благодаря
данному
виду
работы
у
детей
появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории –
как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об
окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас;
появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети
преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед
аудиторией.
Использование
метода
мнемотехники
позволил
мне,
как
педагогу
повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить
задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в
свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению
в школе.
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский
(слайд № 13 )
Обратите внимание на предложенную мной мнемотаблицу А теперь,
уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения
и прочитать его, опираясь на таблицу:
(слайд 14)
Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
"Это, - думает, - ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж - летучие".
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
"Ишь какие смелые
Эти мухи белые!"
Заяц смотрит на снежинки:
"Это заячьи пушинки...
Видно, заяц - весь в пуху -
Чешет шубу наверху".
Мальчик смотрит на снежинки:
"Это, может быть, смешинки?.."
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.
(на листе а3 составляется таблица совместно с участниками мастер класса)
примерная таблица, которая может получиться:
-А теперь попробуйте отгадать пословицы,зашифрованные в мнемодорожках:
(слайд 15,16)
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Делу время, а потехе час.
Глаза боятся, а руки делают
Каждый кулик свое болото хвалит.
Затем предложить оставить мнемодорожки по известным пословицам-один
составляет, остальные – угадывают.
Лучше синица в руках,чем журавль в небе.
Готовь сани летом,а телегу –зимой.
Поспешишь-людей насмешишь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Итак, обучение детей с применением приемов мнемотехники для меня –
это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий
требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр,
изготовления наглядных пособий.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя
метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь
является важным показателем умственных способностей ребенка и
готовности его к школьному обучению.
Рефлексия.
Обмен мнениями.