Автор: Сошкина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1944
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
ГБОУ ШКОЛА 1944
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЛЕСОВИЧОК-1»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста сред-
ствами дидактических игр»
Подготовила:
воспитатель Сошкина Ольга Владимировна
Москва, 2020
1
Возрастные особенности развития памяти у детей старшего до-
школьного возраста
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так
как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в
процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. В
этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приоб-
ретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собствен-
но мнемической задаче – задаче припомнить или запомнить. Произвольное, пред-
намеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к не-
произвольному запоминанию. Ребенок учится управлять своей памятью, исполь-
зуя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее место за-
нимает речевое опосредствование. В старшем дошкольном возрасте значительно-
го развития достигает словесно-логическая память.
Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа,
дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобще-
нию. Особенности развития мышления в период дошкольного детства прояв-
ляются
в
переходе
от
наглядного
уровня
мыслительной
деятельности
к
аб -
страктно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибко-
сти, самостоятельности и продуктивности мышления.
Главной особенностью данного периода развития является совершенство-
вание речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от
конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.
Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения
жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По
мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными та-
кие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация.
2
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении
личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения [21, с.
35].
Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте характеризуется посте-
пенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое
заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятель-
ности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операция-
ми мыслительной деятельности.
Возникновение произвольной памяти у старших дошкольников неслучай-
но. Оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотива-
ции и умения подчинять свои действия согласно цели, а также со становления
произвольных механизмов поведения и деятельности.
Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем до-
школьном возрасте играет то, что к 5-6 годам представления ребенка об окружа-
ющем начинают систематизироваться. Те или иные объекты ребенок относит к
той
или
другой
категории
предметов
или
явлений.
Также,
увеличение
доли
произвольного запоминания, сопровождаемого усилием со стороны дошкольни-
ка, возрастает во многом благодаря культурному и образовательному воздей-
ствию на ребенка, благодаря расширению его ассоциативного поля. В соответ-
ствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды
памяти, которые и производят тренировку произвольной памяти, среди них:
- развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возни-
кает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи,
появлением произвольных механизмов поведения и деятельности;
- дифференцируется наглядно-образная память, которая становится веду-
щей: дошкольник хорошо запоминает яркие, эмоционально – насыщенные собы-
тия. Он способен сохранять в памяти картины, предметы, лица, цвета, запахи,
3
звуки и т. д. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими
в разных сферах психической жизни ребенка;
- развивается логическая память детей. Необходимо обучать детей различ-
ным мыслительным операциям: сравнение, обобщение, классификация и т. д.,
это является способами логического запоминания;
- изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся слож-
ными, включают несколько компонентов.
- совершенствуется словесно память дошкольника интенсивно развивается
в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литера-
турных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками;
- развивается слуховая память. Как правило, ребенок воспринимает на слух
и запоминает, тогда когда слушает внимательно. Произвольная память у до-
школьников тренируется с помощью выучивания стихов, басен, пословиц, пого-
ворок;
- тренируется зрительная память. Как известно, 80% информации воспри-
нимается с помощью зрительной памяти. Зрительная память связана с сохране-
нием и воспроизведением зрительных образов;
- осязательная память также задействована в процессе мнемической дея-
тельности.
Таким
образом,
вышеприведенные
виды
памяти
участвуют
в
развитии
произвольной памяти, т. е. через данные виды памяти происходит воздействие на
процесс развития произвольного запоминания.
Вывод: к старшему дошкольному возрасту структура памяти претерпевает
существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных
форм
запоминания
и
припоминания.
Накопление
к
дошкольному
возрасту
большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти
повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
4
Дидактическая игра как средство развития памяти у детей
старшего дошкольного возраста и виды дидактических игр
Дидактическая игра является одним из основных средств обучения до-
школьников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что
ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его
поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном
возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. В
игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать пра-
вильно, именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в
сознательный субъект жизни, делает его поведение произвольным.
Основу дидактических игр составляют четко определенное программное
содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм и лишь,
затем они проводят их самостоятельно. Дидактическая игра создается взрослым
специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и
дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые
знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются позна-
вательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные
средства и способы умственной деятельности.
Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помо-
щью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и
память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры. Иссле-
дования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обуче-
ние является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему
приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что они созда-
ются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактиче-
ских целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в
занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действия-
5
ми. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невоз-
можна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её
правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значе-
ние имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного по-
ведения детей - от элементарных до самых сложных. Сознательная цель - сосре-
доточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре.
Так, например, согласно Д. Г. Миду, «игра - это процесс, в котором ребенок,
подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять
определенные роли» [12, с. 40].
В «Большой энциклопедии» под редакцией С. Южакова игра определяется,
как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или
забавы, а также применение на практике некоторых искусств» [4, с. 90].
Есть оригинальные формулировки термина «игра». А.Н. Леонтьев опреде-
ляет игру как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереа-
лизуемых интересов» [11, с. 39].
А.С. Спиваковская в своей книге пишет: «Игра - это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытеснен-
ных желаний, мир реализации нереализуемого» [19, с. 112].
По мнению Э. Берна, «игрой мы называем серию следующих друг за дру-
гом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исхо-
дом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, со-
держащих ловушку, какой-то подвох» [1, с.3].
Условно все многообразие детских игр можно разделить на две большие
группы:
- Сюжетно-ролевые творческие игры.
- Игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами
дети, отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем
6
мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны:
тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится опе-
рировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни,
придумывает разнообразные комбинации и превращения.
Игры с правилами - группа игр, имеющих готовое содержание, специально
разработанное взрослыми, четкие игровые правила. К играм с правилами отно-
сятся дидактические игры и подвижные.
В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ре-
бенка, обогащение его знаниями. В работе дошкольных учреждений большое ме-
сто занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоя-
тельной деятельности детей.
«Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явле-
ние, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой дея-
тельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка», писал А.
К. Бондаренко. [4, с. 4]
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным
играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, ко-
торую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию всех психических
процессов, представляющих собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре
не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить актив-
ность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. [11, с. 115].
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компо-
нентов: обучающая задача, игровые действия и правила [19, с. 331].
Обучающая
(дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчи-
нены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
7
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнооб-
разны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых
связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки,
отгадывают по описанию, у детей воспитывают желание заниматься умственным
трудом.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппиро-
ванных по виду деятельности учащихся - игры-путешествия, игры-поручения,
игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрыва-
ет через необычное, простое через загадочное, трудное - через преодолимое,
необходимое через интересное [19, с. 89].
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познаватель-
ного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояс-
нение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтап-
ное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых (песня, загад-
ки, подарки).
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путеше-
ствия, в основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поруче-
ния [19, с. 90].
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы
хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. [19, с.91].
8
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом
и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и
игровой деятельности детей [19, с.92]. Основным средством игры-беседы являет-
ся слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры
является удовольствие, полученное детьми.
В создании системы дидактических игр, главная роль принадлежит Е.И.Ти-
хеевой. Она считала, что дидактические игры дают детям возможность развивать
самые разнообразные способности: восприятие, речь, память, внимание.
Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти. Она со-
здает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и по-
нятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельно-
сти. А также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельно-
стью, не вступая, в открыто дидактическую позицию, и реализуется через игро-
вую задачу, игровые действия, правила.
В игре у дошкольников обостряется наблюдательность, концентрируется
внимание, происходит быстрее и становится более прочным запоминание.
Дидактическая игра способна развить многие виды произвольной памяти.
Например, произвольная образная память развивается с помощью дидактических
игр, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым
моментом.
Согласно структуре дидактической игры, происходит развитие произволь-
ной образной памяти, т. к.:
- в ходе дидактической игры происходит процесс запоминания, который на-
чинается со специально организованного восприятия, направленного на выделе-
ние таких разнообразных признаков объекта таких как форма, цвет, величина,
пространственное расположение, частей объекта, расположение объектов отно-
сительно друг друга, их количество.
9
- процесс запоминания дошкольника опирается на мыслительные опера-
ции: анализ, сравнение, обобщение, выделение отличительных черт объекта;
- при усложнениях дидактической игры, заключающихся в уменьшении
времени узнавания воспроизведения или увеличение деталей у запоминаемых
объектов, происходит изменение показателей игры, а, следовательно, и самих по-
казателей запоминания, в этом и заключатся прогрессивное развитие произволь-
ной памяти;
- в процессе игры обеспечивается рациональное сочетание руководства пе-
дагога и самостоятельной деятельности детей.
Вывод: дидактическая игра играет важную роль в развитии памяти до-
школьников (5-6 лет). В ходе дидактической игры происходит развитие произ-
вольной образной памяти, которая также тренируется при помощи активизации
зрительной, слуховой, двигательной и др. видах памяти.
10
Опытно-практическая работа по развитию памяти у детей
старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Опытно-практическая работа проводилась в Государственном бюджетном
образовательном учреждении Школа № 1944 детский сад «Лесовичок» СЗАО го-
рода Москвы в течение двух месяцев с детьми старшей группы, в группе 25 чело-
век.
Работа была направлена на развитие памяти средствами дидактических игр
в старшей дошкольной группе средствами дидактических игр.
Выяснилось, что дети в данной группе очень активны на занятиях, прояв-
ляют интерес к окружающем миру. Психологический климат в группе благопри-
ятный: дети стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на
занятиях внимательно, ведут себя дисциплинированно, любят играть в подвиж-
ные и развивающие игры, серьезных конфликтов в группе нет.
Для работы с детьми, нами был составлен блок дидактических игр, направ-
ленный на развитие памяти.
Игры проводились в порядке усложнения (увеличение числа запоминаемых
элементов), для активизации мыслительного процесса и тренировки произволь-
ной памяти. Процесс произвольного запоминания в игре начинается со специаль-
но организованного восприятия, которое направлено на вычленение свойств
объекта (внизу картинки, вверху или на верхней полке, на средней, на нижней).
При невыполнении задания переход к другой игре не осуществлялся, а продол-
жалось выполнение этой игры.
Таким образом, был разработан и апробирован комплекс дидактических
игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у
детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой эле-
менты материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображен-
ных на картинках, и отразить его в обобщающем слове, т. е. ставится акцент на
11
одно из требований к структуре дидактической игры. Эта мыслительная работа
облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинка-
ми внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети
легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запомина-
ния. Поэтому вначале мы обучали детей обобщению и классификации (группи-
ровке).
Таблица 1
Анализ практической работы
по развитию памяти у детей старшего
дошкольного возраста средствами дидактических игр
Название дидак-
тической игры,
Материалы
Описание игры
Особенности развития
произвольной памяти
1. «Чудесный ме-
шочек»
Используются
материалы:
иг-
рушки,
живот-
ные, посуда, ма-
шины и т. д
Подбирали
различное
содержание
мешочка,
различные группы однородных предметов (иг-
рушки, животные, посуда, машины и т. д.). Вы-
нимая по одному из них, нами использовался
игровой сюжет, например, говорили, что «при-
шла в гости кошка, а за ней и другие живот -
ные». Далее выясняли, какие животные при-
шли к детям, при этом вели беседу о каждом
животном. Но как во время игры, так и в за-
ключении часто употребляли родовое название.
Во
всех
этих
случаях
дети воспринимают про-
цесс
создания
совокуп-
ности однородных пред-
метов
и
знакомятся
с
обобщенным
названием
группы. Таким образом,
происходит развитие об-
разной, зрительной (дети
смотрели на животных) и
слуховой (беседа) памяти
2. «Чего не ста-
ло?»
Используются
материалы:
наборное
полот-
но с расположен-
ными на нем кар-
тинками
разных
групп
Использовали наборное полотно с расположен-
ными на нем картинками разных групп. В пер-
вом
варианте
игры
группы
пространственно
отделены друг от друга (в одном ряду распола-
гаются
картинки
с
изображением
на
них,
например, одежды, во втором ряду – насеко-
мых, в третьем ряду – елочных игрушек и т. д.).
Наборное полотно с картинками демонстриру-
ется детям. Мы предложили детям, посмотрев
на
картинки,
определить,
какие
здесь
есть
группы, и запомнить их названия. После того,
как один ребенок выходит из комнаты, воспита-
тель вместе с детьми решает, какую группу они
уберут. Если решено убрать картинки второго
ряда (в нашем примере насекомых), то картин-
ки с елочными игрушками переставляются на
второй ряд с тем, чтобы не было заметных про-
Происходит развитие об-
разной памяти – зритель-
ной. Также данная игра
способствует
совершен-
ствованию
логической
памяти,
т.
к.
д е т я м
предлагается
разбить
картинки на группы, т. е.
дети
должны
упорядо-
чить картинки, используя
свой
прошлый
опыт
с
привлечением логическо-
го мышления
12
межутков. Затем ребенок входит в комнату, и
его просят определить, какой группы не стало
3.
«Что
измени-
лось?»
Используются
материалы:
наборное
полот-
но с расположен-
ными на нем кар-
тинками
разных
групп
Общее количество картинок при этом на набор-
ном полотне остается постоянным. Детям было
предложено рассмотреть материал, найти груп-
пы картинок, придумать, как они называются, и
по группам запомнить их. После того как дети
выполнят задание, один ребенок выходит из
комнаты. В его отсутствие в материал вносится
одно из изменений: менялись некоторые груп-
пы местами; картинки одной группы заменя-
лись
картинками
другой
группы;
заменялась
часть группы и т. д.
С большинством заданий
дети
справились
само-
стоятельно и успешно. В
ходе данной игры проис-
ходит
тренировка
логи-
ческой памяти (т. к. нуж-
но
было
придумать
на-
звание
группам
карти-
нок,
зрительной
памяти
(все действия происходи-
ли
при
использовании
картинок)
На основе анализа полученных данных и с целью повысить уровень развития ранее исследо -
ванных показателей, был разработан следующий комплекс дидактических игр и упражнений,
направленный на развитие свойств памяти старших дошкольников
Название
дидактической
игры,
Материалы
Описание игры
Особенности развития
произвольной памяти
1. Дидактическая
игра «Палочки».
Используется ма-
териалы:
счёт-
ные палочки
Из
палочек
выкладывают
фигуры,
ребёнок
смотрит и запоминает их в течение 15 сек., за-
тем отворачивается, а взрослый в это время
что-то меняет в фигуре (убирает палочки или
добавляет их). После этого повернувшись и по-
смотрев снова на фигуры, ребёнок должен ска-
зать, что изменилось, т. е. какая фигура, сколь-
ко палочек убрано или добавлено.
Демонстрируется
разви-
тие зрительной памяти
2.
«Осенние
ли-
стья»
Используется ма-
териалы: карточ-
ка с изображени-
ем листа, карточ-
ка с изображени-
ем
разных
ли-
стьев
Время и форма проведения: 3 минуты, индиви-
дуально.
Перед ребёнком кладут карточку, на которой
нарисован осенний лист. Ребёнка просят вни-
мательно рассмотреть этот лист и запомнить,
какой он. Далее эта карточка откладывается в
сторону и ребёнку дают другую карточку, на
которой изображены 10 разных осенних ли-
стьев, среди которых есть точно такой же, как
был
предъявлен
ребёнку
для
запоминания.
Ребёнку нужно найти этот лист. Когда задача
будет решена, нужно обсудить с ребёнком то,
как он запоминал. Необходимо детально про-
анализировать
особенности
контура
листа,
стебля, количество жилок и т. д.
Развивается
зрительная
память, т. к. ставится ак-
цент на произвольное за-
поминание
карточки
с
изображением
осеннего
листа. Ребенок запомина-
ет
при
помощи
сфор-
мированного им же обра-
за осеннего листа.
3 . «Вспомни фи-
гуру»
На столе перед ребёнком выкладывается фигу-
ра из счётных палочек, затем ребёнок смотрит
Данная
игра
немного
сложнее вышеописанной
13
Используются
материалы: счёт-
н ы е
п а л о ч к и ,
лист бумаги
на неё в течение нескольких секунд, чтобы как
можно точнее запомнить. Затем фигура накры-
вается листом бумаги, а ребёнку даётся задание
сложить по памяти точно такую же. После того
как ребёнок сложит фигуру, он должен будет
сам сравнить её с образцом, заметить и посчи-
тать ошибки и исправить их.
игры. помимо трениров-
ки
зрительной
памяти,
дается возможность раз-
вивать двигательную па-
мять, т. к. еще в дополне-
ние ребенку необходимо
сложить точно такую же
фигуру,
которую
изна-
чально
выкладывает
из
палочек воспитатель
4. «Пуговицы»
Материал: листы
бумаги, линейка,
карандаш,
набо-
ры пуговиц по 10
штук:
в
каждом
наборе
ни
одна
не
повторяется,
но наборы анало-
гичны друг дру-
гу.
Берётся 2 листа бумаги, расчерченные на 9 кле-
ток. Один лист кладётся перед ребёнком, дру-
гой перед собой. Также распределяется 2 набо-
ра пуговиц. Из своего набора, нужно выбрать 3
любые пуговицы и разложить их по трём клет-
кам. Даётся несколько секунд, чтобы ребёнок
посмотрел, затем лист с пуговицами накрыва-
ется листом бумаги. Задача ребёнка - найти в
своём наборе точно такие же пуговицы и точно
также разложить их на клетках своего листа бу-
маги. Далее нужно сравнить, что получилось.
Если ребёнок ошибся, он должен сам испра-
вить свои неточности.
И г р а ,
а н а л о г и ч н а я
«Вспомни фигуру», раз-
вивается
зрительная
па-
мять.
5. «В магазин»
Используется ма-
териал:
игрушки
для запоминания
Ребёнку предлагается сходить в магазин игру-
шек и купить там: куклу, мяч, машинку, вер-
тушку, мишку, конструктор, мозаику, скакалку,
лошадку,
кроватку,
зайчика.
Весь
список
ребёнок должен запомнить в уме, не используя
зрительных стимулов. Потом список зачитыва-
ется ещё раз. Затем ребёнок идёт в магазин иг-
рушек и приносит те, что запомнил.
Это
прекрасная
трени-
ровка для развития слу-
ховой памяти.
6. «Запомни фра-
зы».
Используется ма-
териал:
предло-
жения для запо-
минания
Ребёнку 2 раза зачитываются предложения, да-
лее просят его повторить те, что он запомнил:
а) зимой идёт снег; б) по дороге едет машина;
в) в небе летит ракета; г) в саду растут абрико-
сы; д) девочка помогает своей маме.
Данная
игра
развивает
слуховую память
7. «Пирамида».
Используется ма-
териал: слова для
запоминания
Взрослый называет ребёнку сначала одно сло-
во, ребёнок должен сразу же повторить его; за-
тем взрослый называет два слова, ребёнок по-
вторяет их; затем взрослый называет три слова,
ребёнок - повторяет и т.д. Если ребёнок не
справляется со словесным рядом, нужно повто-
рить ряд ещё 2- 3 раза.
Слова для запоминания:
1) огонь;
Данная
игра
развивает
с л у х о в у ю
п а м я т ь ,
причем
это
дидактиче-
ская игра на усложнение.
Ребенку нужно не только
запоминать
и
повторять
слова, произносимые пе-
дагогом, но и старараться
с
каждым
разом
запо-
14
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7)
орёл,
игра,
дуб,
телефон,
стакан,
пальто,
сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сос-
на, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка,
метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки,
молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
мнить
и
повторить
все
больше
и
больше
слов.
Также происходит трени-
ровка словесной памяти
8.
«Что
измени-
лось?»
Материал: табли-
ца с изображени-
ем
п р е д м е т о в
для
зап ом и н а-
ния,
другая
та-
блица
с
изобра-
жением
тех
же
предметов
плюс
дополнительные
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть
на рисунки в первой таблице и запомнить их.
Затем рисунок закрывается и ребёнку предлага-
ется новая таблица уже с большим количеством
предметов,
среди
которых
есть
изображения
тех, что были в первой таблице. Ребёнка спра-
шивают, нет ли на картинке предметов, кото-
рые были на первой и какие предметы появи-
лись вновь.
В данной игре происхо-
дит
развитие
образной
зрительной памяти, т. к.
ведется работа по произ-
вольному
запоминанию
рисунков. Рисунки нахо-
дятся в таблице, что со-
здает образ упорядочен-
ной системы
9
. «Вспомни
предмет»
Материал:
пять
картинок с изоб-
ражениями
зна-
комых
предме-
тов:
стола,
гру-
ши, стакана, пла-
тья, шапки
Ребёнок рассматривает пять картинок и запо-
минает, что на них нарисовано в течении 10 с.
Затем картинки переворачивают. Взрослый по-
казывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок
должен
вспомнить
и
назвать
предмет,
изоб-
ражённый на картинке.
Развивается образная па-
мять
и
логическая
па-
мять, т. к. ребенок для за-
поминания
должен
упо-
рядочить
картинки
под
номерами и помнить их
Таким образом, из таблицы видно, в ходе комплекса вышеприведенных игр
у дошкольников не только развивается произвольная память, во всех ее состав-
ляющих – логическая, зрительная, слуховая, но и дети также развивают свое
мышление, приобретают множество значимых навыков и умений.
Весь комплекс дидактических игр и упражнений был разделён следующим
образом:
15
1 комплекс: «Палочки», «В магазин». Общее время проведения с одним
ребёнком: 13-17 минут, с подгруппой детей: 1ч.-1ч.30 мин.
2 комплекс: «Осенние листья», «Запомни фразы». Общее время проведения
с одним ребёнком: 10-12 минут, с подгруппой детей: 1час.
3 комплекс: «Вспомни фигуру», «Пирамида», «Что изменилось». Общее
время проведения с одним ребёнком: 12-15 минут, с подгруппой детей: 1ч.- 1ч.15
мин.
4 комплекс: «Пуговицы», «Вспомни предмет». Общее время проведения с
одним ребёнком: 10-13 минут, с подгруппой детей: 1 час.
После проделанной работы нами была проведена та же работа, целью кото-
рой было проследить роль дидактической игры в развитии памяти детей старше-
го дошкольного возраста.
В результате проведенной повторной работы были получены следующие
результаты: мы выяснили, что разница в результатах стала значительно выше,
после проведения комплекса игр, наблюдение за детьми показало, что с высоким
уровнем стало намного больше детей; изменения произошли и у других ребят – в
лучшую сторону. Такие результаты свидетельствует о результативности данных
занятий. В ходе исследования, мы выяснили, что разница в результатах стала зна-
чительней.
Представим результаты нескольких детей группы:
Наташа В. - во время игры Наташа не отвлекалась, была внимательной и в
конце занятия смогла вспомнить все 10 предметов.
Катя М. - так же была очень внимательна, рассмотрела все предметы и в
конце занятия вспомнила и назвала все 10 предметов.
Миша С. - внимательно рассмотрел все 10 предметов. В конце занятия
вспомнил 8 предметов.
Оля П. - не отвлекалась, внимательно рассмотрела все нарисованные пред-
меты. В конце занятия вспомнила и назвала 9 предметов.
16
Большая часть дошкольников справились со всеми заданиями на среднем
уровне. Дети с высоким уровнем развития памяти выполняли все задания без-
ошибочно или почти безошибочно.
После проведения комплекса дидактических игр по развитию произволь-
ной памяти, дети сумели сориентироваться, и узнать больше рисунков и назвать
больше слов. У некоторых детей никаких трудностей не возникало. На послед-
них занятиях ситуация изменилась в лучшую сторону. Сравнительный анализ ре-
зультатов показывает положительную динамику у детей старшего дошкольного
возраста.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать
вывод о том, что работа по развитию памяти, в основном слуховой, зрительной,
образной, у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической
игры оказалась эффективной. Проведя тщательную обработку и анализ данных,
можно сделать вывод о том, что уровень памяти детей дошкольников повысился.
Это позволяет нам сделать вывод, что система работы по развитию памяти у де-
тей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры эффектив-
на.
Вывод: нами была спланирована, организована и проведена опытно-прак-
тическая работа по развитию памяти средствами дидактических игр у детей до-
школьного возраста. Для развития памяти во время дидактических игр, нами
была создана мотивация, направленная на запоминание и припоминание. Важно
также отметить, что, тренируя произвольную память, в процессе игры происхо-
дит развитие слуховой, зрительной, логической, образной памяти детей. Если во
время индивидуальных занятий сотрудничество происходило между воспита-
телем и ребенком, то во второй половине дня во время проведения дидактиче-
ских игр организовывалось сотрудничество детей и друг с другом.
Педагогические рекомендации
17
При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить следую-
щие правила:
- необходимо, чтобы у ребенка был интерес к запоминаемому материалу;
- быстрее и лучше ребенок запоминает только яркие, новые объекты;
- запоминание материала будет эффективнее, если оно будет организовано в
форме игры;
- необходимо учить детей самостоятельно давать себе установку на запоми-
нание;
- развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновре-
менно с совершенствованием его умственной деятельности;
- необходимо целенаправленно учить детей способам запоминания (класси-
фикации, анализу, сравнению, обобщению, использованию картинок и т.д.).
18
Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством веду-
щей деятельности дошкольников – игре.
В ходе исследования раскрыта сущность понятия памяти как психического
процесса и раскрыты виды памяти, выявлены возрастные особенности развития
памяти, изучены дидактические игры по развитию памяти у детей старшего до-
школьного возраста. При хорошо организованной психолого-педагогической ра-
боте дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям,
обобщениям. В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать,
классифицировать, группировать, находить характерные признаки.
Проведена и проанализирована опытно-практическая работа. Работа была
направлена на развитие произвольной памяти средствами дидактических игр в
старшей группе детского сада (дети 5-6 лет). Был разработан и апробирован
комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной зритель-
ной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В целом, работу по развитию памяти у детей дошкольного возраста сред-
ствами дидактических игр необходимо продолжать и дальше, так как существует
взаимосвязь между дидактическими играми и развитием памяти ребенка до-
школьного возраста.
Цель работы достигнута, все задачи выполнены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
19
1.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Книга по психологии / Э.
Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 560 с.
2.
Блонский,
П.П.
Память
и
мышление:
Учебное
пособие
/
П.П.
Блонский. - М.: Норма, 2007. - 368 с.*
3.
Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем
отраслям знания / С. Н. Южаков. - М.: Наука, 2015. - 680 с.
4.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для
воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2014. -
160 с.
5.
Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических про-
цессов: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл,
2016. - 685 с.
6.
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5
лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и
родителей / А.С. Галанов. - М.: Аркти, 2016. - 96 с.
7.
Выготский, Л.С. Психология памяти: Хрестоматия по психологии /
Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.К. Бондаренко; Под ред. А.К. Бондарен-
ко. - М.: Смысл, 2005. - 816 с.
8.
Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации: Пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф.
Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
9.
Гуревич,
К.М.
Индивидуально-психологические
особенности
до-
школьников: Учебное пособие / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа, 2017. -
316 с.
10.
Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учре-
ждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Ку-
ликова. - М.: Айрас-Пресс, 2014. - 416 с.
20
11.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: Книга по
психологии в 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.*
12.
Мид, Дж. Г. Избранное: Сборник переводов / перевод В. Г. Николаев.
- М.: Инион Ран, 2017. - 290 с.
13.
Недоспасова, В.А. Растем, играя: Средний и старший дошкольный
возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Недоспасова. -М.:
Просвещение, 2014. - 94 с.
14.
Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии: Учебник для
студентов высшего педагогического учебного заведения / Р.С. Немов. - М.:
Владос, 2015. - 688 с.
15.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Специальная и
справочная литература для широкого круга читателей / С.И. Ожегов. - М.:
Оникс, 2018. - 944 с.
16.
Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти // Хрестоматия по
психологии / С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова / Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2002. - 816 с.*
17.
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных
процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Психология,
2015. - 238 с.
18.
Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студен-
тов высших учебных заведений / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс,
2016. - 672 с.
19.
Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Пособие для
психологов, родителей / А. С. Спиваковская. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. –
304 с.
20.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для сту-
дентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.*
21
21.
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Собрание сочине-
ний в 11 т. Т. 8. / К.Д. Ушинский. - М.: Институт русской цивилизации,
2015. - 769 с.
22.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-
ного образования: Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октя-
бря 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265 (25 ноября).
22