Напоминание

"Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр"


Автор: Сошкина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1944
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

ГБОУ ШКОЛА 1944

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЛЕСОВИЧОК-1»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста сред-

ствами дидактических игр»

Подготовила:

воспитатель Сошкина Ольга Владимировна

Москва, 2020

1

Возрастные особенности развития памяти у детей старшего до-

школьного возраста

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так

как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в

процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. В

этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приоб-

ретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собствен-

но мнемической задаче – задаче припомнить или запомнить. Произвольное, пред-

намеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к не-

произвольному запоминанию. Ребенок учится управлять своей памятью, исполь-

зуя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее место за-

нимает речевое опосредствование. В старшем дошкольном возрасте значительно-

го развития достигает словесно-логическая память.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа,

дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобще-

нию. Особенности развития мышления в период дошкольного детства прояв-

ляются

в

переходе

от

наглядного

уровня

мыслительной

деятельности

к

аб -

страктно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибко-

сти, самостоятельности и продуктивности мышления.

Главной особенностью данного периода развития является совершенство-

вание речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от

конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.

Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения

жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По

мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными та-

кие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация.

2

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении

личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения [21, с.

35].

Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте характеризуется посте-

пенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое

заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятель-

ности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операция-

ми мыслительной деятельности.

Возникновение произвольной памяти у старших дошкольников неслучай-

но. Оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотива-

ции и умения подчинять свои действия согласно цели, а также со становления

произвольных механизмов поведения и деятельности.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем до-

школьном возрасте играет то, что к 5-6 годам представления ребенка об окружа-

ющем начинают систематизироваться. Те или иные объекты ребенок относит к

той

или

другой

категории

предметов

или

явлений.

Также,

увеличение

доли

произвольного запоминания, сопровождаемого усилием со стороны дошкольни-

ка, возрастает во многом благодаря культурному и образовательному воздей-

ствию на ребенка, благодаря расширению его ассоциативного поля. В соответ-

ствии с различными функциональными критериями выделяют различные виды

памяти, которые и производят тренировку произвольной памяти, среди них:

- развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возни-

кает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи,

появлением произвольных механизмов поведения и деятельности;

- дифференцируется наглядно-образная память, которая становится веду-

щей: дошкольник хорошо запоминает яркие, эмоционально – насыщенные собы-

тия. Он способен сохранять в памяти картины, предметы, лица, цвета, запахи,

3

звуки и т. д. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими

в разных сферах психической жизни ребенка;

- развивается логическая память детей. Необходимо обучать детей различ-

ным мыслительным операциям: сравнение, обобщение, классификация и т. д.,

это является способами логического запоминания;

- изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся слож-

ными, включают несколько компонентов.

- совершенствуется словесно память дошкольника интенсивно развивается

в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литера-

турных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками;

- развивается слуховая память. Как правило, ребенок воспринимает на слух

и запоминает, тогда когда слушает внимательно. Произвольная память у до-

школьников тренируется с помощью выучивания стихов, басен, пословиц, пого-

ворок;

- тренируется зрительная память. Как известно, 80% информации воспри-

нимается с помощью зрительной памяти. Зрительная память связана с сохране-

нием и воспроизведением зрительных образов;

- осязательная память также задействована в процессе мнемической дея-

тельности.

Таким

образом,

вышеприведенные

виды

памяти

участвуют

в

развитии

произвольной памяти, т. е. через данные виды памяти происходит воздействие на

процесс развития произвольного запоминания.

Вывод: к старшему дошкольному возрасту структура памяти претерпевает

существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных

форм

запоминания

и

припоминания.

Накопление

к

дошкольному

возрасту

большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти

повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.

4

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей

старшего дошкольного возраста и виды дидактических игр

Дидактическая игра является одним из основных средств обучения до-

школьников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что

ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его

поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном

возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. В

игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать пра-

вильно, именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в

сознательный субъект жизни, делает его поведение произвольным.

Основу дидактических игр составляют четко определенное программное

содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм и лишь,

затем они проводят их самостоятельно. Дидактическая игра создается взрослым

специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и

дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые

знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются позна-

вательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные

средства и способы умственной деятельности.

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помо-

щью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и

память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры. Иссле-

дования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обуче-

ние является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему

приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что они созда-

ются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактиче-

ских целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в

занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действия-

5

ми. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невоз-

можна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её

правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значе-

ние имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного по-

ведения детей - от элементарных до самых сложных. Сознательная цель - сосре-

доточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре.

Так, например, согласно Д. Г. Миду, «игра - это процесс, в котором ребенок,

подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять

определенные роли» [12, с. 40].

В «Большой энциклопедии» под редакцией С. Южакова игра определяется,

как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или

забавы, а также применение на практике некоторых искусств» [4, с. 90].

Есть оригинальные формулировки термина «игра». А.Н. Леонтьев опреде-

ляет игру как свободу личности в воображении, «иллюзорная реализация нереа-

лизуемых интересов» [11, с. 39].

А.С. Спиваковская в своей книге пишет: «Игра - это фантастический мир,

освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытеснен-

ных желаний, мир реализации нереализуемого» [19, с. 112].

По мнению Э. Берна, «игрой мы называем серию следующих друг за дру-

гом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исхо-

дом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, со-

держащих ловушку, какой-то подвох» [1, с.3].

Условно все многообразие детских игр можно разделить на две большие

группы:

- Сюжетно-ролевые творческие игры.

- Игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами

дети, отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем

6

мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны:

тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится опе-

рировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни,

придумывает разнообразные комбинации и превращения.

Игры с правилами - группа игр, имеющих готовое содержание, специально

разработанное взрослыми, четкие игровые правила. К играм с правилами отно-

сятся дидактические игры и подвижные.

В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ре-

бенка, обогащение его знаниями. В работе дошкольных учреждений большое ме-

сто занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоя-

тельной деятельности детей.

«Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явле-

ние, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой дея-

тельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка», писал А.

К. Бондаренко. [4, с. 4]

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным

играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, ко-

торую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию всех психических

процессов, представляющих собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре

не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить актив-

ность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. [11, с. 115].

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компо-

нентов: обучающая задача, игровые действия и правила [19, с. 331].

Обучающая

(дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчи-

нены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три

основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

7

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, дети

учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнооб-

разны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся,

опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так

как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых

связях, в новых обстоятельствах, дети самостоятельно решают разнообразные

мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки,

отгадывают по описанию, у детей воспитывают желание заниматься умственным

трудом.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппиро-

ванных по виду деятельности учащихся - игры-путешествия, игры-поручения,

игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрыва-

ет через необычное, простое через загадочное, трудное - через преодолимое,

необходимое через интересное [19, с. 89].

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познаватель-

ного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояс-

нение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтап-

ное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых (песня, загад-

ки, подарки).

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путеше-

ствия, в основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поруче-

ния [19, с. 90].

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы

хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. [19, с.91].

8

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом

и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и

игровой деятельности детей [19, с.92]. Основным средством игры-беседы являет-

ся слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры

является удовольствие, полученное детьми.

В создании системы дидактических игр, главная роль принадлежит Е.И.Ти-

хеевой. Она считала, что дидактические игры дают детям возможность развивать

самые разнообразные способности: восприятие, речь, память, внимание.

Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти. Она со-

здает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и по-

нятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельно-

сти. А также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельно-

стью, не вступая, в открыто дидактическую позицию, и реализуется через игро-

вую задачу, игровые действия, правила.

В игре у дошкольников обостряется наблюдательность, концентрируется

внимание, происходит быстрее и становится более прочным запоминание.

Дидактическая игра способна развить многие виды произвольной памяти.

Например, произвольная образная память развивается с помощью дидактических

игр, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым

моментом.

Согласно структуре дидактической игры, происходит развитие произволь-

ной образной памяти, т. к.:

- в ходе дидактической игры происходит процесс запоминания, который на-

чинается со специально организованного восприятия, направленного на выделе-

ние таких разнообразных признаков объекта таких как форма, цвет, величина,

пространственное расположение, частей объекта, расположение объектов отно-

сительно друг друга, их количество.

9

- процесс запоминания дошкольника опирается на мыслительные опера-

ции: анализ, сравнение, обобщение, выделение отличительных черт объекта;

- при усложнениях дидактической игры, заключающихся в уменьшении

времени узнавания воспроизведения или увеличение деталей у запоминаемых

объектов, происходит изменение показателей игры, а, следовательно, и самих по-

казателей запоминания, в этом и заключатся прогрессивное развитие произволь-

ной памяти;

- в процессе игры обеспечивается рациональное сочетание руководства пе-

дагога и самостоятельной деятельности детей.

Вывод: дидактическая игра играет важную роль в развитии памяти до-

школьников (5-6 лет). В ходе дидактической игры происходит развитие произ-

вольной образной памяти, которая также тренируется при помощи активизации

зрительной, слуховой, двигательной и др. видах памяти.

10

Опытно-практическая работа по развитию памяти у детей

старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Опытно-практическая работа проводилась в Государственном бюджетном

образовательном учреждении Школа № 1944 детский сад «Лесовичок» СЗАО го-

рода Москвы в течение двух месяцев с детьми старшей группы, в группе 25 чело-

век.

Работа была направлена на развитие памяти средствами дидактических игр

в старшей дошкольной группе средствами дидактических игр.

Выяснилось, что дети в данной группе очень активны на занятиях, прояв-

ляют интерес к окружающем миру. Психологический климат в группе благопри-

ятный: дети стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на

занятиях внимательно, ведут себя дисциплинированно, любят играть в подвиж-

ные и развивающие игры, серьезных конфликтов в группе нет.

Для работы с детьми, нами был составлен блок дидактических игр, направ-

ленный на развитие памяти.

Игры проводились в порядке усложнения (увеличение числа запоминаемых

элементов), для активизации мыслительного процесса и тренировки произволь-

ной памяти. Процесс произвольного запоминания в игре начинается со специаль-

но организованного восприятия, которое направлено на вычленение свойств

объекта (внизу картинки, вверху или на верхней полке, на средней, на нижней).

При невыполнении задания переход к другой игре не осуществлялся, а продол-

жалось выполнение этой игры.

Таким образом, был разработан и апробирован комплекс дидактических

игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у

детей старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой эле-

менты материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображен-

ных на картинках, и отразить его в обобщающем слове, т. е. ставится акцент на

11

одно из требований к структуре дидактической игры. Эта мыслительная работа

облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинка-

ми внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети

легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запомина-

ния. Поэтому вначале мы обучали детей обобщению и классификации (группи-

ровке).

Таблица 1

Анализ практической работы

по развитию памяти у детей старшего

дошкольного возраста средствами дидактических игр

Название дидак-

тической игры,

Материалы

Описание игры

Особенности развития

произвольной памяти

1. «Чудесный ме-

шочек»

Используются

материалы:

иг-

рушки,

живот-

ные, посуда, ма-

шины и т. д

Подбирали

различное

содержание

мешочка,

различные группы однородных предметов (иг-

рушки, животные, посуда, машины и т. д.). Вы-

нимая по одному из них, нами использовался

игровой сюжет, например, говорили, что «при-

шла в гости кошка, а за ней и другие живот -

ные». Далее выясняли, какие животные при-

шли к детям, при этом вели беседу о каждом

животном. Но как во время игры, так и в за-

ключении часто употребляли родовое название.

Во

всех

этих

случаях

дети воспринимают про-

цесс

создания

совокуп-

ности однородных пред-

метов

и

знакомятся

с

обобщенным

названием

группы. Таким образом,

происходит развитие об-

разной, зрительной (дети

смотрели на животных) и

слуховой (беседа) памяти

2. «Чего не ста-

ло?»

Используются

материалы:

наборное

полот-

но с расположен-

ными на нем кар-

тинками

разных

групп

Использовали наборное полотно с расположен-

ными на нем картинками разных групп. В пер-

вом

варианте

игры

группы

пространственно

отделены друг от друга (в одном ряду распола-

гаются

картинки

с

изображением

на

них,

например, одежды, во втором ряду – насеко-

мых, в третьем ряду – елочных игрушек и т. д.).

Наборное полотно с картинками демонстриру-

ется детям. Мы предложили детям, посмотрев

на

картинки,

определить,

какие

здесь

есть

группы, и запомнить их названия. После того,

как один ребенок выходит из комнаты, воспита-

тель вместе с детьми решает, какую группу они

уберут. Если решено убрать картинки второго

ряда (в нашем примере насекомых), то картин-

ки с елочными игрушками переставляются на

второй ряд с тем, чтобы не было заметных про-

Происходит развитие об-

разной памяти – зритель-

ной. Также данная игра

способствует

совершен-

ствованию

логической

памяти,

т.

к.

д е т я м

предлагается

разбить

картинки на группы, т. е.

дети

должны

упорядо-

чить картинки, используя

свой

прошлый

опыт

с

привлечением логическо-

го мышления

12

межутков. Затем ребенок входит в комнату, и

его просят определить, какой группы не стало

3.

«Что

измени-

лось?»

Используются

материалы:

наборное

полот-

но с расположен-

ными на нем кар-

тинками

разных

групп

Общее количество картинок при этом на набор-

ном полотне остается постоянным. Детям было

предложено рассмотреть материал, найти груп-

пы картинок, придумать, как они называются, и

по группам запомнить их. После того как дети

выполнят задание, один ребенок выходит из

комнаты. В его отсутствие в материал вносится

одно из изменений: менялись некоторые груп-

пы местами; картинки одной группы заменя-

лись

картинками

другой

группы;

заменялась

часть группы и т. д.

С большинством заданий

дети

справились

само-

стоятельно и успешно. В

ходе данной игры проис-

ходит

тренировка

логи-

ческой памяти (т. к. нуж-

но

было

придумать

на-

звание

группам

карти-

нок,

зрительной

памяти

(все действия происходи-

ли

при

использовании

картинок)

На основе анализа полученных данных и с целью повысить уровень развития ранее исследо -

ванных показателей, был разработан следующий комплекс дидактических игр и упражнений,

направленный на развитие свойств памяти старших дошкольников

Название

дидактической

игры,

Материалы

Описание игры

Особенности развития

произвольной памяти

1. Дидактическая

игра «Палочки».

Используется ма-

териалы:

счёт-

ные палочки

Из

палочек

выкладывают

фигуры,

ребёнок

смотрит и запоминает их в течение 15 сек., за-

тем отворачивается, а взрослый в это время

что-то меняет в фигуре (убирает палочки или

добавляет их). После этого повернувшись и по-

смотрев снова на фигуры, ребёнок должен ска-

зать, что изменилось, т. е. какая фигура, сколь-

ко палочек убрано или добавлено.

Демонстрируется

разви-

тие зрительной памяти

2.

«Осенние

ли-

стья»

Используется ма-

териалы: карточ-

ка с изображени-

ем листа, карточ-

ка с изображени-

ем

разных

ли-

стьев

Время и форма проведения: 3 минуты, индиви-

дуально.

Перед ребёнком кладут карточку, на которой

нарисован осенний лист. Ребёнка просят вни-

мательно рассмотреть этот лист и запомнить,

какой он. Далее эта карточка откладывается в

сторону и ребёнку дают другую карточку, на

которой изображены 10 разных осенних ли-

стьев, среди которых есть точно такой же, как

был

предъявлен

ребёнку

для

запоминания.

Ребёнку нужно найти этот лист. Когда задача

будет решена, нужно обсудить с ребёнком то,

как он запоминал. Необходимо детально про-

анализировать

особенности

контура

листа,

стебля, количество жилок и т. д.

Развивается

зрительная

память, т. к. ставится ак-

цент на произвольное за-

поминание

карточки

с

изображением

осеннего

листа. Ребенок запомина-

ет

при

помощи

сфор-

мированного им же обра-

за осеннего листа.

3 . «Вспомни фи-

гуру»

На столе перед ребёнком выкладывается фигу-

ра из счётных палочек, затем ребёнок смотрит

Данная

игра

немного

сложнее вышеописанной

13

Используются

материалы: счёт-

н ы е

п а л о ч к и ,

лист бумаги

на неё в течение нескольких секунд, чтобы как

можно точнее запомнить. Затем фигура накры-

вается листом бумаги, а ребёнку даётся задание

сложить по памяти точно такую же. После того

как ребёнок сложит фигуру, он должен будет

сам сравнить её с образцом, заметить и посчи-

тать ошибки и исправить их.

игры. помимо трениров-

ки

зрительной

памяти,

дается возможность раз-

вивать двигательную па-

мять, т. к. еще в дополне-

ние ребенку необходимо

сложить точно такую же

фигуру,

которую

изна-

чально

выкладывает

из

палочек воспитатель

4. «Пуговицы»

Материал: листы

бумаги, линейка,

карандаш,

набо-

ры пуговиц по 10

штук:

в

каждом

наборе

ни

одна

не

повторяется,

но наборы анало-

гичны друг дру-

гу.

Берётся 2 листа бумаги, расчерченные на 9 кле-

ток. Один лист кладётся перед ребёнком, дру-

гой перед собой. Также распределяется 2 набо-

ра пуговиц. Из своего набора, нужно выбрать 3

любые пуговицы и разложить их по трём клет-

кам. Даётся несколько секунд, чтобы ребёнок

посмотрел, затем лист с пуговицами накрыва-

ется листом бумаги. Задача ребёнка - найти в

своём наборе точно такие же пуговицы и точно

также разложить их на клетках своего листа бу-

маги. Далее нужно сравнить, что получилось.

Если ребёнок ошибся, он должен сам испра-

вить свои неточности.

И г р а ,

а н а л о г и ч н а я

«Вспомни фигуру», раз-

вивается

зрительная

па-

мять.

5. «В магазин»

Используется ма-

териал:

игрушки

для запоминания

Ребёнку предлагается сходить в магазин игру-

шек и купить там: куклу, мяч, машинку, вер-

тушку, мишку, конструктор, мозаику, скакалку,

лошадку,

кроватку,

зайчика.

Весь

список

ребёнок должен запомнить в уме, не используя

зрительных стимулов. Потом список зачитыва-

ется ещё раз. Затем ребёнок идёт в магазин иг-

рушек и приносит те, что запомнил.

Это

прекрасная

трени-

ровка для развития слу-

ховой памяти.

6. «Запомни фра-

зы».

Используется ма-

териал:

предло-

жения для запо-

минания

Ребёнку 2 раза зачитываются предложения, да-

лее просят его повторить те, что он запомнил:

а) зимой идёт снег; б) по дороге едет машина;

в) в небе летит ракета; г) в саду растут абрико-

сы; д) девочка помогает своей маме.

Данная

игра

развивает

слуховую память

7. «Пирамида».

Используется ма-

териал: слова для

запоминания

Взрослый называет ребёнку сначала одно сло-

во, ребёнок должен сразу же повторить его; за-

тем взрослый называет два слова, ребёнок по-

вторяет их; затем взрослый называет три слова,

ребёнок - повторяет и т.д. Если ребёнок не

справляется со словесным рядом, нужно повто-

рить ряд ещё 2- 3 раза.

Слова для запоминания:

1) огонь;

Данная

игра

развивает

с л у х о в у ю

п а м я т ь ,

причем

это

дидактиче-

ская игра на усложнение.

Ребенку нужно не только

запоминать

и

повторять

слова, произносимые пе-

дагогом, но и старараться

с

каждым

разом

запо-

14

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7)

орёл,

игра,

дуб,

телефон,

стакан,

пальто,

сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сос-

на, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка,

метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки,

молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

мнить

и

повторить

все

больше

и

больше

слов.

Также происходит трени-

ровка словесной памяти

8.

«Что

измени-

лось?»

Материал: табли-

ца с изображени-

ем

п р е д м е т о в

для

зап ом и н а-

ния,

другая

та-

блица

с

изобра-

жением

тех

же

предметов

плюс

дополнительные

Ребёнку предлагается внимательно посмотреть

на рисунки в первой таблице и запомнить их.

Затем рисунок закрывается и ребёнку предлага-

ется новая таблица уже с большим количеством

предметов,

среди

которых

есть

изображения

тех, что были в первой таблице. Ребёнка спра-

шивают, нет ли на картинке предметов, кото-

рые были на первой и какие предметы появи-

лись вновь.

В данной игре происхо-

дит

развитие

образной

зрительной памяти, т. к.

ведется работа по произ-

вольному

запоминанию

рисунков. Рисунки нахо-

дятся в таблице, что со-

здает образ упорядочен-

ной системы

9

. «Вспомни

предмет»

Материал:

пять

картинок с изоб-

ражениями

зна-

комых

предме-

тов:

стола,

гру-

ши, стакана, пла-

тья, шапки

Ребёнок рассматривает пять картинок и запо-

минает, что на них нарисовано в течении 10 с.

Затем картинки переворачивают. Взрослый по-

казывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок

должен

вспомнить

и

назвать

предмет,

изоб-

ражённый на картинке.

Развивается образная па-

мять

и

логическая

па-

мять, т. к. ребенок для за-

поминания

должен

упо-

рядочить

картинки

под

номерами и помнить их

Таким образом, из таблицы видно, в ходе комплекса вышеприведенных игр

у дошкольников не только развивается произвольная память, во всех ее состав-

ляющих – логическая, зрительная, слуховая, но и дети также развивают свое

мышление, приобретают множество значимых навыков и умений.

Весь комплекс дидактических игр и упражнений был разделён следующим

образом:

15

1 комплекс: «Палочки», «В магазин». Общее время проведения с одним

ребёнком: 13-17 минут, с подгруппой детей: 1ч.-1ч.30 мин.

2 комплекс: «Осенние листья», «Запомни фразы». Общее время проведения

с одним ребёнком: 10-12 минут, с подгруппой детей: 1час.

3 комплекс: «Вспомни фигуру», «Пирамида», «Что изменилось». Общее

время проведения с одним ребёнком: 12-15 минут, с подгруппой детей: 1ч.- 1ч.15

мин.

4 комплекс: «Пуговицы», «Вспомни предмет». Общее время проведения с

одним ребёнком: 10-13 минут, с подгруппой детей: 1 час.

После проделанной работы нами была проведена та же работа, целью кото-

рой было проследить роль дидактической игры в развитии памяти детей старше-

го дошкольного возраста.

В результате проведенной повторной работы были получены следующие

результаты: мы выяснили, что разница в результатах стала значительно выше,

после проведения комплекса игр, наблюдение за детьми показало, что с высоким

уровнем стало намного больше детей; изменения произошли и у других ребят – в

лучшую сторону. Такие результаты свидетельствует о результативности данных

занятий. В ходе исследования, мы выяснили, что разница в результатах стала зна-

чительней.

Представим результаты нескольких детей группы:

Наташа В. - во время игры Наташа не отвлекалась, была внимательной и в

конце занятия смогла вспомнить все 10 предметов.

Катя М. - так же была очень внимательна, рассмотрела все предметы и в

конце занятия вспомнила и назвала все 10 предметов.

Миша С. - внимательно рассмотрел все 10 предметов. В конце занятия

вспомнил 8 предметов.

Оля П. - не отвлекалась, внимательно рассмотрела все нарисованные пред-

меты. В конце занятия вспомнила и назвала 9 предметов.

16

Большая часть дошкольников справились со всеми заданиями на среднем

уровне. Дети с высоким уровнем развития памяти выполняли все задания без-

ошибочно или почти безошибочно.

После проведения комплекса дидактических игр по развитию произволь-

ной памяти, дети сумели сориентироваться, и узнать больше рисунков и назвать

больше слов. У некоторых детей никаких трудностей не возникало. На послед-

них занятиях ситуация изменилась в лучшую сторону. Сравнительный анализ ре-

зультатов показывает положительную динамику у детей старшего дошкольного

возраста.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать

вывод о том, что работа по развитию памяти, в основном слуховой, зрительной,

образной, у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической

игры оказалась эффективной. Проведя тщательную обработку и анализ данных,

можно сделать вывод о том, что уровень памяти детей дошкольников повысился.

Это позволяет нам сделать вывод, что система работы по развитию памяти у де-

тей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры эффектив-

на.

Вывод: нами была спланирована, организована и проведена опытно-прак-

тическая работа по развитию памяти средствами дидактических игр у детей до-

школьного возраста. Для развития памяти во время дидактических игр, нами

была создана мотивация, направленная на запоминание и припоминание. Важно

также отметить, что, тренируя произвольную память, в процессе игры происхо-

дит развитие слуховой, зрительной, логической, образной памяти детей. Если во

время индивидуальных занятий сотрудничество происходило между воспита-

телем и ребенком, то во второй половине дня во время проведения дидактиче-

ских игр организовывалось сотрудничество детей и друг с другом.

Педагогические рекомендации

17

При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить следую-

щие правила:

- необходимо, чтобы у ребенка был интерес к запоминаемому материалу;

- быстрее и лучше ребенок запоминает только яркие, новые объекты;

- запоминание материала будет эффективнее, если оно будет организовано в

форме игры;

- необходимо учить детей самостоятельно давать себе установку на запоми-

нание;

- развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновре-

менно с совершенствованием его умственной деятельности;

- необходимо целенаправленно учить детей способам запоминания (класси-

фикации, анализу, сравнению, обобщению, использованию картинок и т.д.).

18

Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством веду-

щей деятельности дошкольников – игре.

В ходе исследования раскрыта сущность понятия памяти как психического

процесса и раскрыты виды памяти, выявлены возрастные особенности развития

памяти, изучены дидактические игры по развитию памяти у детей старшего до-

школьного возраста. При хорошо организованной психолого-педагогической ра-

боте дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям,

обобщениям. В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать,

классифицировать, группировать, находить характерные признаки.

Проведена и проанализирована опытно-практическая работа. Работа была

направлена на развитие произвольной памяти средствами дидактических игр в

старшей группе детского сада (дети 5-6 лет). Был разработан и апробирован

комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной зритель-

ной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В целом, работу по развитию памяти у детей дошкольного возраста сред-

ствами дидактических игр необходимо продолжать и дальше, так как существует

взаимосвязь между дидактическими играми и развитием памяти ребенка до-

школьного возраста.

Цель работы достигнута, все задачи выполнены.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

19

1.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Книга по психологии / Э.

Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 560 с.

2.

Блонский,

П.П.

Память

и

мышление:

Учебное

пособие

/

П.П.

Блонский. - М.: Норма, 2007. - 368 с.*

3.

Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем

отраслям знания / С. Н. Южаков. - М.: Наука, 2015. - 680 с.

4.

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для

воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2014. -

160 с.

5.

Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических про-

цессов: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл,

2016. - 685 с.

6.

Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5

лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и

родителей / А.С. Галанов. - М.: Аркти, 2016. - 96 с.

7.

Выготский, Л.С. Психология памяти: Хрестоматия по психологии /

Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.К. Бондаренко; Под ред. А.К. Бондарен-

ко. - М.: Смысл, 2005. - 816 с.

8.

Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и

методические рекомендации: Пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф.

Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.

9.

Гуревич,

К.М.

Индивидуально-психологические

особенности

до-

школьников: Учебное пособие / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа, 2017. -

316 с.

10.

Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учре-

ждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Ку-

ликова. - М.: Айрас-Пресс, 2014. - 416 с.

20

11.

Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: Книга по

психологии в 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.*

12.

Мид, Дж. Г. Избранное: Сборник переводов / перевод В. Г. Николаев.

- М.: Инион Ран, 2017. - 290 с.

13.

Недоспасова, В.А. Растем, играя: Средний и старший дошкольный

возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Недоспасова. -М.:

Просвещение, 2014. - 94 с.

14.

Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии: Учебник для

студентов высшего педагогического учебного заведения / Р.С. Немов. - М.:

Владос, 2015. - 688 с.

15.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Специальная и

справочная литература для широкого круга читателей / С.И. Ожегов. - М.:

Оникс, 2018. - 944 с.

16.

Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти // Хрестоматия по

психологии / С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова / Под

ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2002. - 816 с.*

17.

Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных

процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Психология,

2015. - 238 с.

18.

Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студен-

тов высших учебных заведений / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс,

2016. - 672 с.

19.

Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Пособие для

психологов, родителей / А. С. Спиваковская. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. –

304 с.

20.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для сту-

дентов средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.:

Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.*

21

21.

Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Собрание сочине-

ний в 11 т. Т. 8. / К.Д. Ушинский. - М.: Институт русской цивилизации,

2015. - 769 с.

22.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

ного образования: Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октя-

бря 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265 (25 ноября).

22



В раздел образования